Русская народная игра «Заря – заряница» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Русская народная игра «Заря – заряница»

2020-04-01 686
Русская народная игра «Заря – заряница» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.

 Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Хозяйка: Шутки, прибаутки, веселье!

              А у меня есть вкусное угощение.

              Пироги капустные

              Очень даже вкусные.

«Не красна изба углами, а красна пирогами» (пословица)

(Хозяйка выносит на подносе пироги).

Берите, не стесняйтесь,

Пирогами угощайтесь!

Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.

Варвара: Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль да пироги знатные.

              За учение уму – разуму.

              А нам пора с вашего двора.

(Звучит р.н.м. Дети выходят из зала).

Занятие «Знакомство с предметами быта: рубель, чугунный утюг»

Цель и задачи: Познакомить детей с процессом стирки и глажки казачек в старину, научить пользоваться предметами казачьего быта, дать представление о понятии «рубель». Обогатить знания детей об образе жизни людей в старину, их деятельности в быту.

Материалы: вышитая казачья рубаха, рушник, камень, скалка, рубель, чугунный утюг.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, вот мы опять встретились  в «уголке русской избы», где жили в старину казаки. И сегодня нас в гости опять пригласила казачка, ей очень захотелось познакомить вас с новыми предметами, которые помогали ей в быту. Сегодня поговорим о стирке и глажке. Скажите, пожалуйста, были ли стиральные машины и утюги в том далеком прошлом?

Дети: Нет, потому что не было электричества!

Воспитатель: А как же тогда казачки стирали и гладили?

Дети: Наливали воду в тазик и стирали руками.

Воспитатель: Стирали руками, здесь вы правы, но пластмассовых тазиков тоже не было, поэтому они стирали в деревянных корытах. Я сейчас вам покажу, как оно выглядело (показ изображения на компьютере).

Воспитатель: Постирала казачка белье, теперь надо погладить. Чем, если электричества не было, а значит, и утюга электрического быть не могло?

Дети: Может камнем получится?

Воспитатель: А давайте попробуем. Дима, возьми камень и попробуй погладить рубаху! (ребенок экспериментирует).

Воспитатель: Получилось? Не очень удобно? Тогда давай этот результат занесем на доску - нарисуй камень и поставь «0», что означает нулевой результат. Но открою вам тайну, что раньше, действительно, с помощью камня "гладили" белье - выбирали гладкий камень и раскладывали на нем белье под солнцем.

Как еще можно было погладить белье?

Дети: Можно взять за уголочки и растянуть!

Воспитатель: Ну, давайте попробуем! (дети экспериментируют) Разгладилось? Нет! Это надо долго так стоять и сушить под солнцем. Значит, заносим результат на доску - рисуем прямоугольник (форму растянутого белья) и ставим «0» - нулевой результат.

Что же делать? Как все-таки поступали казачки? Посмотрите вокруг, может быть, какие-то предметы натолкнут вас на мысль, на идею, как можно погладить белье.

Ребенок: Мне кажется, можно катать по белью скалкой, которой мама раскатывает тесто.

Воспитатель: Неплохая идея! Попробуй! (ребенок экспериментирует) Если не получилось, отметьте результат на доске - нарисуйте скалку и поставьте «1». Это пока лучший результат, правда, ребята? Скажу вам по секрету, есть еще один предмет, без которого процесс этой глажки невозможен. Посмотрите вокруг, подумайте, представьте себя в том далеком прошлом.

Ребенок: А зачем здесь эта ребристая доска? Может она помогала гладить?

Воспитатель: Эта ребристая доска называется рубель. А как она могла помочь?

Дети: Можно намотать белье на скалку и стучать рубелем по нему!

Воспитатель: Пробуем, а вдруг получится! (дети экспериментируют) Не очень-то глаженое, а вот порвать можно! Значит, как-то не так действовали хозяйки! Будем спрашивать у казачки или попробуем сами догадаться?

Дети: Попробуем сами! А давайте покатаем рубелем по белью, намотанному на скалку!

Воспитатель: Давайте! (дети экспериментируют)

Дети: Тяжело, но получается! Белье разглаживается!

Воспитатель: Молодцы! Вот вы и разобрались, как раньше казачки гладили без утюга! Посмотрите в компьютере, как использовался рубель (показ изображения). Можно и на доске отметить этот положительный результат! Рисуем скалку, а на ней ломаную линию, что означает, рубель и ставим «1+»!

А хотите знать, когда же все-таки появился утюг, похожий на привычный нам?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Позже появились тяжелые чугунные утюги, которые заполнялись горящими углями, и казачка постоянно размахивала этим утюгом, чтобы поддерживать огонь, что было очень тяжело! (показ чугунного утюга) Были и просто металлические утюги, которые нагревались на печи, и часто хозяйка использовала сразу два утюга - остывал один, она брала второй! Вот как непросто было казачке вести хозяйство.

 А может, кто загадку придумает про рубель или про чугунный утюг? (дети пробуют)

* Я ребристый, деревянный, для казачки гость желанный.

* Я тяжелый, я чугунный, но наемся угольков и горячий стану, шумный, переглажу сто штанов.

А теперь вы, как знатоки дела, можете погладить белье, как в том далеком прошлом! (дети действуют с предметами)

 

Занятие «Русской печки нет добрее»

Образовательная область «Познание». Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью – главной частью избы.

Образовательная область «Коммуникация». Цель: активизировать в речи слова: русская печь, печник, ухват, горшок, голландка, буржуйка, домовой.

Образовательная область «Социализация». Цель: прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

Образовательная область «Безопасность». Цель: закреплять правила безопасного поведения в обращении с печкой.

Образовательная область «Физическая культура». Цель: развивать двигательную активность.

Образовательная область «Чтение художественной литературы». Цель: вызвать желание самостоятельно исполнять знакомые инсценировки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, потешками.

Образовательная область «Музыка». Цель: способствовать стремлению петь протяжно, чётко произносить слова.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; «уголок русской избы» с предметами быта, деревенской утварью, половичками; имитация русской печи; русские народные костюмы; кукла – домовёнок; маска козла; пироги.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в «уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря – заряница», «Кострома», «Капуста» и др.)

 

Ход занятия (в «Уголке русской избы»):

Хозяйка хлопочет в избе возле печи.

В зал под русскую народную музыку «Выйду на улицу» заходят дети с Ариной, одетые в русские народные костюмы.

Дети входят в избу, их встречает Хозяйка.

Хозяйка: Здравствуйте! Проходите, гости дорогие! Милости просим! Для дорогих гостей и двери настежь! (с поклоном)

Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому! (с поклоном)

Хозяйка:                   Горница у меня небольшая,

                                 Да красивая какая!

                                 Тёплый дух идёт от печки,

                                 А в углу сундук стоит.

                                 Много он добра хранит!

Дети рассаживаются по лавкам возле печки.

                                 Рассаживайтесь поудобнее.

                                 В тесноте, да не в обиде.

Арина:                          Как уютно в вашей горнице:

                                 Спозаранку печка топится,

                                 Котик лапкой умывается,

                                 Вам, ребята, здесь нравится?

Дети: отвечают, кивают головой.

Хозяйка:  Я рада вас видеть у себя в гостях и рада угостить! Русский народ славится гостеприимством. Вот и я люблю пироги печь и всех угощать.

                                 Затопила жарко печку,

                                 Засветила ярко свечку,

                                 А чуть зорька на порог-

                                 Я поставила пирог.

Хозяйка: Ребята, самое главное в деревенской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Человек, который умел класть печь,- печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду, лечили больных, раньше даже мылись. На печи можно было спать на лежанке. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Зимой в мороз даже кур под печкой держали. Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Не зря в старину говорили: «Печь нам мать родная», «Без печи хата - не хата». Ребята, а какие загадки про печь знаете вы?

Дети говорят знакомые загадки про печь.

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

Накормишь – живёт,

Напоишь – умрёт.

                                                                             Бабушка седа, бела,

                                                                             Зимой всем мила,

                                                                             А как лето наступает,

                                                                             Про бабушку забывают.

Толстая Федора

Наедается скоро

Но зато, когда сыта-

От Федоры теплота.

 

Хозяйка: К печке обращались ласково:

                                     Ой, ты, печка – сударыня,

                                     Помоги нам, барыня,

                                     Ты свари, испеки, обогрей,

                                     Освети, полечи и спаси,

                                     В дом богатство неси.

Арина: А помнишь, Хозяюшка, какие песни пели девицы – красавицы возле печки за рукоделием?

Хозяйка: Как не помнить, помню. Раньше песни пели всегда: и когда веселились, и когда трудились. Ниточка прядётся, а песенка поётся.

Девочки имитируют работу за прялкой, запевают песню «Прялица»

                                           Позолоченная прялица,

                                      Мы прядём, а нитка тянется,

                                      Мы прядём, а нитка тянется,

                                      Нам работа наша нравится…

За печкой чихает домовёнок Кузя.

Арина: А кто же тут чихает?

Хозяйка: Кузенька, это ты?

Кузя: выходит из-за печки

                                      Я малютка домовой,

                                      Пригласи меня домой-

                                      Я порядок наведу,

                                      Не пущу я в дом беду.

                                      Я за печкою живу,

                                      С ребятишками дружу,

                                      Я хозяйке помогаю

                                      И гостей я развлекаю.

Хозяйка: Домовёнок Кузя следит за порядком в нашем доме, оберегает его, защищает от всего плохого, видит всякую мелочь и много чего знает.

Кузя: Услышал я, что вы ведёте речи. О доброй и уютной нашей русской печи. А в каких сказках встречается русская печь?

Дети: отвечают («Гуси – лебеди», «Колобок», «По щучьему велению»).

Кузя: Ребята, а вы знаете, что печки бывают разные? Кроме русской печки были голландки, буржуйки – они просто отапливали жильё. А какие угощения дарит нам печь?

Дети: отвечают (щи, каши, пироги, раньше выпекали хлеб и др.)

Кузя: Есть у меня для вас загадки. Кто отгадку скажет – пусть её покажет.

Загадки.

1. Стоит молодец по колена в золоте (горшок)

Хозяйка: Горшок крепкий, закалённый, его смело можно в печь поставить. Я в нём и кашу варю, и картошку (рассматривают). А для того, чтобы поставить горшок в печь и не обжечься, мне потребуется ещё один предмет.

2. Кто в избе рогат? (ухват)

Хозяйка: Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой горшок и поставлю на огонь. Но, чтобы с ухватом, да горшком управиться, нужны ловкость, да сноровка. Хотите попробовать, каково это - ухватом орудовать?

Дети пробуют поставить горшок ухватом в печку.

3. Чёрный конь скачет в огонь (кочерга)

Хозяйка: И все эти предметы быта необходимы при русской печке. Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой горшок и поставлю на огонь. Но, чтобы с ухватом, да горшком управиться, нужны ловкость, да сноровка. Хотите попробовать, каково это - ухватом орудовать?

Арина:  Много всего интересного узнали мы сегодня.

Дети                     - Русской печки нет добрее:

                             - Всех накормит, обогреет,

                             -Варежки сушить поможет,

                             -Деток спать в тепле уложит.

Кузя: Вот и мне пора за печку.

      И сверчок поет где – то рядышком.

      Как тепло с тобой, печка – матушка!

Домовёнок уходит за печку.

Арина: А мы припасли для вас забавушек на всякий вкус.

         Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку!

        Ух, жарко стало здесь.

        Пойдёмте на завалинку.

          У дома будем хороводы водить.

Арина:   Как у наших ворот

              Собирался народ.

              Собирался народ

              На весёлый хоровод!

Хозяйка:  Да и я, пожалуй, встану

            От ребяток не отстану.

Хоровод «Как под наши ворота»

Дети: А играть в русские народные игры будем?

Арина:          Улица мала, да хоровод велик:

                 Хоровод велик, поиграть велит,

                 Поиграть велит да малым детушкам.

Русская народная песня – игра «Кострома»

Хозяйка:  А у меня козёл – помощник живёт.

Он бородою трясёт,

В гости к нам сюда идёт.

Под музыку входит Козёл, несёт дрова.

Хозяйка:  Козёл в лес ходил,

            В лесу дрова рубил.

Дети: На что ему дрова?

Козёл: Ме–ме-ме, печь топить.

Дети: На что печь топить?

Козёл: Кашу варить

Дети: На что кашу варить?

Козёл: Ребят с Хозяюшкой кормить.

Исполняется инсценированная песня «Как у нас – то козёл»

Хозяйка:        Славно мы играли, пели,

                  Пироги уже поспели.

                  Пироги капустные

                  Очень даже вкусные.

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

Хозяйка выносит на подносе пироги.

 Берите, не стесняйтесь

                  Пирогами угощайтесь!

Дети:  Благодарствуем, Хозяюшка.

Арина: Спасибо, Хозяюшка,

        За хлеб-соль да пироги знатные.

        За учение уму – разуму (с поклоном).

        А нам пора с вашего двора.

Звучит русская народная мелодия. Дети выходят из зала.

Занятие «Вышивка»

Цель: продолжать знакомить детей с определёнными видами занятий, присущими только женщинам.

Задачи: познакомить детей с русской народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках; воспитывать уважение к труду, мастерству; бережное отношение к подлинным предметам, рукоделиям; продолжать разучивать музыкальный и игровой фольклор к инсценировке «Посиделки»; закреплять уважительные, вежливые, целомудренные отношения между мальчиками и девочками.

Словарная работа:   Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, пяльцы, посиделки.

Место проведения:   Мини-музей «Русская изба»

Оборудование:   Иллюстрации, короб с принадлежностями для рукоделия, изделия с вышивкой: платочки, салфетка, детская рубашка, полотенца, наволочки, дидактическая игра, листки активности.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая салфетка! Цветы на ней не нарисованы, они вышиты цветными нитками. Очень многие женщины умеют вышивать, а в старину долгими вечерами русские женщины, девушки занимались этим рукоделием. Рукоделие, значит, руками делается. Вышивать учили девочек.

Игровая ситуация «Мама учит дочку вышивать»

Мама (педагог): «Садись, дочка, рядом. Вот тебе пяльцы, цветные нитки. Вышивай аккуратно, не спеши, ниточки не путай, старайся».

Девочка «вышивает»- повторяет за педагогом движения рукой.

Мама: «Молодец, доченька. Ай, да, рукодельница!»

Ситуация проигрывается еще раз, только теперь мама и дочка - другие девочки.

Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим вышивки на разных изделиях.

Дети идут за педагогом, рассматривая вышивки на детской рубашке из сундука, на полотенце у печки, на детской подушке в колыбельке, на свадебном полотенце на полочке, на полотенце, украшающем красный угол.

Воспитатель обращает внимание детей на мастерство, красоту изделий, предлагая полюбоваться вышивкой и самим называть, что вышила мастерица и какого цвета нитки она использовала.

Вопросы детям:

1. Что означает слово «рукоделие»?

2. С каким рукоделием мы сегодня познакомились?

3. Кого учили этому рукоделию?

4. Как вы думаете, для чего нужна вышивка?

5. Какая вышивка вам понравилась больше?

Дидактическая игра. «Сложи узор» или «Рукодельница».

Воспитатель: В прошлые времена девушки собирались в каком-нибудь доме, чтобы не скучно было заниматься рукоделием. На огонек к ним заглядывали парни. Отложив на время работу, устраивали пляски, игры, запевали песни.

Русская народная песня «У крестьянина дочь всему выучена»

Разучивание приглашения в пары и хождения по кругу в парах.

Воспитатель обращает внимание:

· на то, как вежливо, с легким поклоном надо приглашать в пару девочку или мальчика,

· некрасиво отказывать пригласившему – это может обидеть, 

· в русских традициях, в парах парень смотрит на девушку, а девушка танцует, скромно опустив глаза.

Воспитатель: Заканчивается песня словами «цалуй миленького», парню разрешалось поцеловать девушку при всех только один разок. Часто после этой песни звучала такая шутка: «Из Москвы пришел приказ целоваться сорок раз» и все смеялись. Ведь целоваться при всех долго и много было неприлично, это осуждалось. Разрешалось еще целовать невесту на свадьбе – этот обычай сохранился до сих пор. Вы ещё дети, вам в конце песни можно обняться в знак дружбы.

Заканчивается занятие разучиванием новой игры «Подушечка» и повторением уже знакомой игры:  «Ручеек», «Дрема».

 

Занятие «Старый медный самовар»

Цель: обобщать и систематизировать знания детей о чае, о странах, где выращивают чай, о традициях употребления чая в России, об истории самовара. Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развивать мышление, воображение. Воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине. Формировать толерантное отношение. Закреплять знание о разновидностях самоваров, знать понятие «традиция».

 Активизация словаря: чайный куст, легенда, император, тульский, жаровой, электрический.

Материал: карта мира (большая), две железные банки с чаем (чёрный и зелёный), самовары: жаровой, электрический. 9 иллюстраций различных модификаций самоваров. Конверты на каждого ребёнка с разрезными на 5 частей самоварами. Щепки, шишки, веточки для жарового самовара. Костюм (для посла из Китая), чайная посуда, угощение.

Предварительная работа: чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Федорино горе», «Муха - цокотуха»), беседа о тульском самоваре и основателях тульского самовара братьях Лисицыных. Подготовка и подбор иллюстраций самоваров различных модификаций. Изготовление разрезных карточек с изображением самоваров по количеству детей. Занятие «Не попить ли нам чайку?». Заучивание потешек, разучивание хороводной игры «Самовар». Изготовление костюма китайского посла.

Ход занятия.

Воспитатель: Перед нами карта мира - это вся наша планета Земля, все люди, населяющие земной шар. На нашей планете много разных стран, в каждой люди разговаривают на своём родном языке. Сколько народов, столько и языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции.

Вы знаете, что такое «традиция»? (передача, знания передаются от одного к другому).

Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

Звучит музыка, входит посол (взрослый) в китайском национальном костюме.

Посол: Здравствуйте, я приехал из далёкой страны и привёз вам подарок (достаёт 2 железные баночки, открывает и показывает детям).

Посол: (обращается к детям) А знаете ли вы страны, где растут чайные кусты?

Воспитатель: Знают, и не только скажут, но и покажут (ребёнок называет страну, берёт со стола воспитателя зелёный листок и лепит его на карту).

Посол: Молодцы, а знаете ли вы, что в России тоже растут чайные кусты.

Воспитатель: знаем. (ребёнок называет Краснодарский край и тоже лепит на карту листок).

Посол: Я посол из Китая мне сказали, что ваши дети знают о традициях, о чае? Это правда?

Дети: Да.

Посол: Кто знает китайскую легенду о чае?

Ребёнок: Один китайский император любил совершать поездки по стране. Однажды во время путешествия он решил отдохнуть возле густого кустарника. Лежал он и ждал, пока закипит вода в котле над костром. Император следил за своим здоровьем и пил только кипячёную воду. Внезапный порыв ветра занёс в котёл несколько листьев с кустов, которые позже назвали чайными. Когда император попробовал воду, ему очень понравился её необычный вкус. Он почувствовал прилив сил и отправился в путь.

Посол: Все люди в давние времена могли выпить чаю?

Дети: Нет, только богатые, чай был дорогим.

Посол: Какие сорта чая вы знаете?

Дети: Чай бывает чёрный, зелёный, жёлтый, красный и даже белый.

Посол: Я вам привёз в подарок чай двух сортов. Это чёрный и зелёный. Могут ли ваши дети определить, какой чай в банке.

Игра с послом в «Жмурки» (ребёнку завязывают глаза, банка с чаем, открыта, ребёнок по запаху определяет и называет сорт чая).

Воспитатель: Уважаемый посол, тебе дети сказали, что чай был доступен только богатым и знаменитым людям. Пока чай распространился по всему миру, случались такие смешные истории.

Ребёнок: Английский моряк, привёз своей матери в подарок фунт чая. Она решила угостить соседей заморским блюдом, сварила в кастрюльке весь чай, потом слила темно-коричневую воду, а листья разложила по тарелкам и полила растительным маслом.

Ребёнок: Один русский барин поручил своему слуге приготовить чай, тот сварил его, заправил перцем, луком и петрушкой.

Посол: Слышал, что у вас в России тоже любят пить чай и даже придумали специальный прибор для кипячения воды. Забыл, как же он называется?

Дети: Самовар!

Посол: А почему он так называется?

Дети: Самовар сам варит и кипятит воду.

Воспитатель: Вспомните, в каком городе изготавливались самые лучшие самовары?

Дети: В Туле.

Воспитатель:  (обращает внимания детей на выставку самоваров, они все разные. В Туле в 1778 году братья Лисицыны изготовили первый самовар, он был из меди. Самовары были разной формы и отделки.)

Покажите гостю жаровой самовар? Как вы его узнали?

Дети: Есть труба для топки.

Воспитатель: Принесите и покажите, чем топили жаровые самовары.

Дети приносят шишки, щепочки.

Воспитатель: А из каких самоваров сейчас пьют чай?

Дети: Из электрических. (показывают)

Воспитатель: На Руси славились самовары разных форм.

Если вы сейчас соберёте разрезные картинки, то покажите гостю настоящий русский самовар.

Дети садятся за столы и выполняют задание.

Воспитатель: Самовар - символ уюта, тепла, семейного очага. Самовары стоили дорого, их берегли, ухаживали за ними, передавали по наследству. Их награждали, они получали призы и награды.

Посол: Так мне интересно стало, хочу попробовать чай из самовара.

Воспитатель: Давайте угостим нашего гостя настоящим русским чаем. (помощник воспитателя готовит столы к чаепитию)

Воспитатель: Давайте пригласим посла к нашему самовару.

Игра «Самовар» (хороводная)

Дети: (хором) Самовар, самовар!

        Старый медный самовар!

        Может, стал ты слишком стар?

        Всё стоишь, да пыхтишь

        Всё никак не закипишь.

Самовар: Что вы, что вы?

         Как не стыдно?

         Даже слушать мне обидно!

         Как сейчас разозлюсь,

         Как сейчас рас - ки - пя - чусь!

         Всё во мне уже клокочет,

         Всё кипит.

         Кто чаю хочет?

Дети: Наливай, наливай

       Самый вкусный свежий чай.

Воспитатель: Ребята, кто знает пословицы и поговорки о чае и самоваре.

Дети: Выпьешь чайку - забудешь тоску.

       Самовар кипит - уходить не велит.

       Чай - попьёшь - до 100 лет проживёшь.

        За чаем не скучаем.

        Если чай не пьёшь, где силы берёшь?

        Печка-матушка, а самовар-батюшка.

Воспитатель: Ребята, давайте споем песню о самоваре.

Исполняется русская народная песня «Пых – пых самовар»

Воспитатель: Дети, есть также такая традиция в русском чаепитии: когда гость чаю напился, он не говорит об этом хозяину, а что делает? - переворачивает пустую чашку на блюдце…

Ну, что пойдём пить чай?

 Вместе с послом пьют чай.

 

Занятие «Вареники для казаков»

Программное содержание: развивать познавательную активность;  повторить пословицы и поговорки; продолжать формировать умение работать с тестом (лепка вареников); воспитывать уважение к труду и казачьим традициям (хлебосольство);готовность к взаимопомощи, к сотрудничеству;обогащение словаря: хлебосольство.

Предварительная работа: подбор иллюстраций, посвященных хлебу;чтение стихов, рассказов, сказок: «Что всего дороже?» Л.Извекова,«Голубь и пшеничное зерно» М.Юсупова, «Курочка» Г. Лебедева и др.

Материал: доски, скалки, формочки для вырезывания кружочков из теста;продукты для приготовления вареников (мука, яйца, начинка для вареников);фартуки, косынки, колпачки на каждого ребенка и мамы;карта картинка с изображением казаков; колосок.

Картинка с изображением колобка

Ход занятия:

Дети заходят в группу и садятся полукругом у доски.

- Ребята, у каждого человека есть Родина. Это страна где он живет.

- Как называется страна, в которой мы с Вами живем? (Россия)

- А место, где мы с Вами родились, называется малой Родиной. В каком городе мы с Вами живем? (Ставрополь).

- Правильно, Ставрополь.

- Ребята, послушайте стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края»

Жура-Жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?-

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края.

 

- Ребята, как называется наш край? (Ставропольский)

- Верно, называют его Ставропольский край.

- Дети, многонационален наш край, наше Ставрополье. И живут здесь люди разных национальностей. Большинство из них – русские, много украинцев,  армян, греков.

- А как называли наших дальних-дальних предков

- Правильно, казаки. (показ картинки)

Послушайте стихотворение о казаках:

Гордый и лихой народ заслужил себе почет:

Честью с детства дорожат, любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют, песни звонкие поют.

Память предков охраняют, веру в Бога почитают,

Сабля – гордость казака, не прожить им без коня,

И готов любой казак за Россию постоять.

Нет на свете плясок краше, если вдруг казак запляшет,

Если хором запоет – удивит любой народ

Сколько сказов и присказок, вам любой казак расскажет.

Независимый, свободный род казачий очень гордый.

И недаром на Руси всем знакомы казаки.

 

- Вот такое красивое стихотворение о гордом, независимом, лихом народе - казаках, наших предках, вы сейчас услышали.

-Дети, богат наш Ставропольский край хлебом, овощами, фруктами, подсолнечником.

- И я думаю, вы не раз слышали от мам, бабушек и по телевизору, что наше Ставрополье называют «хлебосольной». Почему ее так называют, как вы думаете? (Мы рады встречать гостей, угощаем их, принимаем с радостью)

- Верно. Ведь хозяева гостей на Ставрополье встречают хлебом с солью - поэтому и называют хлебосольной.

А сейчас послушайте загадку:

              Вырос в поле дом, полон дом зерном.                 

              Стены позолочены, ставни заколочены.

              Ходит он ходуном на столбе золотом

Воспитатель: Что это?                               

- Правильно, колосок (показ колоска)

-А в колоске находятся зернышки. А какой продукт можно получить из зерна? (Муку)

- Верно, если зерно перемолоть, то получится мука.

- А что пекут из муки? (хлеб, булки, баранки, пирожки, бублики)

- Все верно. А еще давным-давно выпекали колобки.

-А пекли их из ржаной муки.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.222 с.