Анализ форм и содержания проектной деятельности старших школьников в Интернет-фестивале — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Анализ форм и содержания проектной деятельности старших школьников в Интернет-фестивале

2020-04-01 140
Анализ форм и содержания проектной деятельности старших школьников в Интернет-фестивале 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Используя классификацию Е.С. Полат, по доминирующему в проекте методу телекоммуникационный образовательный проект «Интернет-фестиваль «Умник» для старшеклассников относится к творческому типу, так как его структура постоянно развивается в соответствии с логикой и интересами участников проекта. По характеру координации это проект со скрытой координацией. Координатор здесь выступает как полноправный участник проекта, может участвовать в конкурсе на звание «Лучший координатор». По характеру контактов проект межрегиональный (Российский Детский Интернет-фестиваль «Умник»). По количеству участников групповой, однако, существуют специальные приложения, в которых дети участвуют за личное первенство, одновременно принося баллы своей команде. По продолжительности Интернет-фестиваль является долгосрочным проектом, так как ежегодно длится 6 месяцев.

Проекты-задания разрабатываются по следующим направлениям: социальное, экологическое, техническое, культурно-историческое, гражданско-патриотическое. За 4 года работы Интернет-фестиваля разработаны следующие серии проектов-заданий: «История в датах», «Письмо», «Редкие исторические факты», «Спортпрогноз», «Слова, слова», «Флэшник», «Морфология», «Неоконченные истории», «Школа», «Games», «Калейдоскоп», «Мебельный салон», «Взгляд в будущее», «Энциклопедия», «Сам себе писатель», «Скульптор», «Виртуальный исследователь», «Музей одной картины», «Иллюстрации», «Объективный взгляд», «Великие люди ХХ столетия», «Красная книга человечества», «Детектив», «Реки России», «Русские сказки в модной окраске», «Кулинарный мастер-класс».

Исследуя виды и содержание проектной деятельности детей старшего школьного возраста в Интернет-фестивале, мы классифицировали все формы проектов, используемых в фестивале, по следующим признакам:

· доминирующая деятельность;

·   предметно-содержательная область;

·   характер координации;

·   характер контактов;

·   количество участников;

·   продолжительность выполнения проекта;

·   режим участия (см. Приложение 1).

Классифицировав все используемые в Интернет-фестивале для старших школьников формы проектов, мы можем определить целесообразность выбора именно таких проектов для решения конкретных педагогических задач, а также выделить их сильные и слабые стороны для решения задач Интернет-фестиваля.

Задачами Интернет-фестиваля для старших школьников являются:

). Создать атмосферу творчества на базе решения проблемных и развивающих задач (построение математических, физических, организационных, социальных моделей; использование известных технологий особым образом).

). Создать условия для командной и личностной самореализации.

). Выявить и поддержать наиболее активных и способных участников Фестиваля (детей и взрослых).

). Познакомить участников Фестиваля с возможностями сетевых технологий (чат, электронная почта, форум), сформировать базовые навыки работы с поисковыми системами и создания мультимедиа - продуктов, а также со способами их эффективного использования для самообразования.

). Привлечь внимание детей и взрослых к региональным проблемам через осуществление ими социально значимых проектов.

). Осуществлять через проектную деятельность адаптацию детей к реальной жизни (взаимодействие с жизненными реалиями)

). Создать оперативные системы связи участников Фестиваля для обеспечения условий осуществления сложных сетевых проектов.

). Привлечь к участию в Фестивале учителей - выпускников Регионального Центра Интернет - образования в роли координаторов Фестиваля, на местах для практического применения полученных знаний и дальнейшего самосовершенствования.

). Отработать методы популяризации команды и механизмы мотивации и заинтересованности спонсоров, региональных властей, школьных коллективов для участия в развитии и освоении Интернет - технологий.

Таким образом, проекты-задания направлены на развитие творческих, исследовательских способностей, а также на сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Это межпредметные проекты средней продолжительности, которые команда участников выполняет с помощью электронной почты. Это могут быть также социально значимые проекты, привлекающие внимание детей и взрослых к региональным проблемам. Участники, выполняя проект-задание, знакомятся с возможностями сетевых технологий, получают базовые навыки работы с поисковыми системами и создания мультимедиа - продуктов, а также со способами их эффективного использования для самообразования; учатся планировать свои действия, определять цель, задачи, составлять план действий, распределять обязанности. Также здесь вырабатываются навыки сбора и обработки информации, умения анализировать, составлять письменный отчет и соблюдать сроки выполнения проекта. Режим off-line делает доступным данный вид проектов участникам баз выделенной линии Интернета. Из недостатков можно отметить низкую возможность личностного выражения участников, так как это групповой проект. Участие в ассоциированных проектах (форум, олимпиады, конференции и др.) развивает коммуникативные навыки детей, умение планировать свои действия, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, умения анализировать, составлять письменный отчет и соблюдать сроки выполнения проекта. Это российские и региональные проекты, проводящиеся за рамками Российского Детского Интернет-фестиваля, но являющиеся ассоциированными с ним. Это могут быть межпредметные, социальные проекты, направленные на развитие творческих, исследовательских способностей. Здесь участники могут выразить как командные, так и личные качества. Недостатком такого вида проектов является их явная координация.

Приложения как отдельный вид проектов в Интернет-фестивале развивают у участников умения анализировать, креативность и творческое мышление, а также соблюдение сроков выполнения проектов. Выявляют и поддерживают наиболее активных и способных участников Интернет-фестиваля, присуждая звания в различных номинациях. «Биржа задач» - это проект в on-line режиме, позволяющий личностное состязание участников команд в пределах школьных дисциплин. Участник может выбирать уровень сложности заданий. Из недостатков: проект направлен на проверку имеющихся знаний, а не их приобретение. «Авторская галерея» - проект в on-line режиме для личностного участия, проводимый с целью повышения эрудиции и расширения кругозора участников фестиваля в гуманитарных науках. Недостаток проекта также в направленности на проверку имеющихся знаний, а не их качественное изменение. Приложение «Сто к одному» развивает креативность и творческое мышление. Приложение «Черный ящик» направлено на развитие логического мышления, повышение интеллекта участников. Это проект для индивидуального участия в on-line режиме. Недостаток: нет командного взаимодействия. Журнал «Версия» развивает коммуникативные и социальные навыки детей, вовлекает в общественно-политическую жизнь через обсуждение наиболее острых вопросов в стране и за рубежом. Данное приложение развивает умение участвовать в дискуссиях, аргументировать свой ответ, грамотно писать статьи. Из недостатков: дальше дискуссий дело не идет, нет участия в общественно значимых проектах.

On-line игры развивают умения планировать свою деятельность в игре, определять конкретные шаги для достижения цели игры; развивают навыки сбора и обработки информации; умение анализировать ход игры и укладываться в сроки участия в игре. On-line игры - это творческий межпредметный проект, могут быть как индивидуальными, так и командными. Недостаток в сложностях с технической реализацией таких игр для равноправного участия всех команд.

Проект «Форум» - творческий проект, направленный на развитие умения анализировать, а также соблюдать сроки выполнения проекта. Это проект литературного направления, позволяющий командам выразить свое творчество в стихотворной форме в off-line режиме. Недостаток такого вида проекта в отсутствии общественно значимого результата.

Мастер-класс - прикладной практико-ориентированный проект, развивающий умения анализировать, составлять письменный отчет и соблюдать сроки выполнения лабораторных работ. Проект технического содержания, направленный на дистанционное обучение участников фестиваля, обнаруживших трудности в выполнении проектов-заданий, связанных с использованием компьютерных технологий. Недостаток проекта в узкой направленности (только компьютерные технологии).

Проект-форум «За и против» направлен на развитие коммуникативных умений, умения анализировать разные точки зрения, соблюдать сроки выполнения проекта. Этот творческий проект позволяет командам обсуждать актуальные вопросы, отстаивая и аргументируя свою позицию по какой-либо проблеме. Недостаток проекта в отсутствии общественно значимых результатов.

Все виды проектов, используемых в Интернет-фестивале, взаимосвязаны. Результаты выполнения одного вида проекта могут стать содержанием для другого вида. Например, результаты выполнения командами какого-либо проекта-задания вызовут у разработчиков необходимость создания мастер-класса, ввиду отсутствия у участников необходимых для выполнения проекта практических умений в области компьютерных технологий.

Рассмотрев все плюсы и минусы всего разнообразия форм проектов, используемых в Интернет-фестивале для детей старшего школьного возраста, а также учитывая возрастные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и задачи Интернет-фестиваля для данной целевой группы, мы можем выстроить форму и содержание проектной деятельности для детей 2-4 классов в Интернет-фестивале.

2.2 Организация и содержание проектной деятельности школьников 2-4 классов в Интернет-фестивале

 

Анализ видов и содержания проектной деятельности Интернет-фестиваля для детей старшего школьного возраста и изучение возрастных психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста дают основания для организации следующей проектной деятельности в Интернет-фестивале для детей 2-4 классов:

1. форма проектов - проекты-задания, так как это среднесрочные проекты межпредметного характера, позволяющие затрагивать творческую, исследовательскую, информационную деятельность.

2. режим работы как on-line, для визуализации деятельности, так и off-line для отсылки отчетов по электронной почте.

Специфика проектной деятельности детей младшего школьного возраста в рамках Интернет-фестиваля заключается в том, что проектная деятельность представляет собой участие команды детей в возрасте от 8 до 11 лет в проектах-заданиях. Проекты-задания представляют собой задания, учитывающие интересы детей, направленные на развитие творческого воображения, с социальной проблематикой, с коммуникациями детей-участников. Проекты-задания не предполагают собой исследование глобальных социальных проблем, однако являются проектами, так как включают в себя следующие этапы выполнения проекта-задания:

формулировка цели;

разработка или выбор путей выполнения проекта;

работа над проектом;

оформление результатов;

обсуждение результатов работы.

Организационную функцию в Интернет-фестивале выполняет дирекция фестиваля, которая осуществляет его руководство, разрабатывает проекты-задания и оценивает их в соответствии с выработанными критериями, а также поощряет команды участников.

Важная роль в Интернет-фестивале отводится координаторам детских команд, которыми могут быть как учителя, так и родители. Координаторы являются связующим звеном между дирекцией фестиваля и командами участников. Они организуют работу по выполнению проектов-заданий, осуществляют помощь и поддержку детей в получении и отправке отчетов по электронной почте. Координаторы также могут вносить предложения по организации фестиваля дирекции.

Дети участвуют в фестивале командами. Младшие школьники под руководством координатора выполняют проекты-задания, оформляют результаты в соответствии с требованиями проекта-задания и высылают дирекции. При получении отчета от команды, дирекция фестиваля обязательно высылает детям уведомление о его получении.

При разработке содержания проектов-заданий мы руководствовались следующим подходом: из целевой установки (цели и задачи Интернет-фестиваля для детей 2-4 кл.) выделяется набор параметров, по которым классифицируются проекты-задания. Классификация является средством проверки полноты выбранной системы параметров.

Были выделены следующие параметры:

· учет возрастных психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста;

·   включение различных областей интересов детей данного возраста;

·   знакомство детей с разнообразием окружающего мира;

·   развитие творческого воображения детей;

·   обсуждение актуальных для детей данного возраста жизненных проблем, предостережение детей от жизненных опасностей;

·   командный характер проектов-заданий;

·   межпредметность проектов-заданий.

Визуализация результатов, на наш взгляд, возможна следующим образом: Интернет-фестиваль - страна, параметры - территории. Степень работы параметра - это степень «покрытия» территории. Получается аналитическая карта Интернет-фестиваля. Аналитическая карта (analytical map) - карта, показывающая не обобщенные или малообобщенные показатели какого-либо явления или только отдельные стороны объекта. Она показывает отдельные стороны или свойства явлений и процессов отвлеченно от целого.

От целевых установок зависит и набор, соотношение параметров и степень их «покрытия» на аналитической карте Интернет-фестиваля, форма, одномерность и многомерность оценки.

На базе целевой установки строится модель Интернет-фестиваля. Например, целевая установка - гражданско-патриотическое воспитание влечет соответствующий набор параметров (социальная проблематика, учет интересов общества и государства, развитость систем коммуникаций и соответствующие формы и технологии работы)

Таким образом, можно выделить основные целевые установки и сделать основанные на них соответствующие проектные разработки. Появится множество аналитических карт, отражающих определенные потребности человека, отдельных групп, общества.

Предметным содержанием проектов-заданий может быть:

§ рисование;

§ опыты, наблюдения;

§ ребусы, загадки;

§ сочинить историю, стихотворение;

§ написать сценарий праздника;

§ рифмовки;

§ расставить действия по порядку;

§ полезные поделки; поделки к праздникам;

§ полезные для школы дела;

§ изобрети новое слово; стихотворное попурри;

§ старая сказка на новый лад;

§ закончи/придумай начало историю(и) и др.

Примеры проектов-заданий

 

№1. Придумайте историю по следующему комиксу из смайликов:

№ 2. Этимология в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слов». Предлагаем вам покопаться в этимологических словарях и выяснить интересные факты в происхождении следующих слов: «хамелеон», «герань», «ветчина», «шофер», «самбо», «каракули».

№ 3. Закончите историю:

Однажды маленький мальчик шел из школы домой. Ступая по тротуару, он очень внимательно смотрел себе под ноги, чтобы быть уверенным, что не наступит ни на одну букашку. Это был очень добрый мальчик. Он не хотел никому причинять вреда. Неожиданно он остановился. Прямо у его ног лежала, сверкая под лучами солнца, абсолютно новая монета.

«Ух ты!» - воскликнул мальчик и поднял монету. «Сегодня, должно быть, счастливый день», - подумал он. А монета была действительно очень красивой - на одной ее стороне было изображено дерево, а на другой диковинная птица. На самом деле это была волшебная монета, но мальчик, конечно же, об этом не знал. Как только он опустил монету себе в карман, он почувствовал что-то весьма страшное. Ему показалось, что он становится все меньше и меньше, и это чувство не покидало его, пока он не сделался совсем крошечным человечком - ростом в 5 сантиметров.

№ 4. Какое фантастическое существо может получиться при скрещивании насекомого, млекопитающего и рыбы? Опишите его: чем питается, где живет, как передвигается, размножается. Нарисуйте ваше существо.

№ 5. Рисовать можно не только простыми линиями, но и целыми геометрическими фигурами. Например, собаку можно нарисовать из прямоугольников, бусы из окружностей.

 

 


Изобразите млекопитающее, птицу, рыбу, пресмыкающееся окружностями, овалами, треугольниками, прямоугольниками, ромбами, квадратами.

№ 6. Изобразите как можно больше предметов, используя в качестве составной фигуры круг, треугольник, квадрат.

№ 7. Иногда привычные вещи, знаки, символы могут навеять совершенно иной образ. Пофантазируйте над цифрами от 0 до 9 и изобразите то, что они вам напоминают.

№ 8. Что изображено на этих рисунках?

 

а)                       б)                         в)

 

№ 9. Представьте, что у вас есть возможность завести необычного домашнего питомца - динозавра. Известно, что их существовало множество видов, какого из них предпочел бы каждый из вас? Как бы вы заботились о нем? Изобразите ваших динозавров.

№ 10. Составьте классификацию динозавров по какому-либо признаку. Например, по типу питания или по способу передвижения.

 

Представленные проекты-задания были проанализированы с точки зрения соответствия содержания выбранным критериям (параметрам):

  возрастные особенности интересы детей развитие творческого воображения разнообразие окружающего мира актуальные проблемы командный характер межпред-метность
проект-задание №1              
проект-задание № 2              
проект-задание № 3              
проект-задание № 4              
проект-задание № 5              
проект-задание № 6              
проект-задание № 7              
проект-задание № 8              
проект-задание № 9              
проект-задание № 10              

 

Степень «закрашенности» территории свидетельствует о степени эффективности того или иного параметра в проекте-задании.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.