Результаты опытно-практической работы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Результаты опытно-практической работы

2020-03-31 171
Результаты опытно-практической работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для оценки результативности проведенной работы по преодолению агрессивности старших дошкольников посредством развивающих игр и упражнений, мы провели повторное наблюдение за дошкольниками по схеме, предложенной Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной [14], а также анкетирование родителей. Результаты наблюдений оформили в таблицу (табл. 1).

агрессивность дошкольник игра самовоспитание

Таблица 1. Результаты наблюдения за проявлением агрессивности у дошкольников (повторная диагностика)

Имя ребенка, возраст теряет контроль спорит, ругается с взрослыми отказывается выполнять правила специально раздражает людей винит других в своих ошибках сердится и отказывается делать завистлив, мстителен чувствителен Подсчет результатов
Слава З. 6 лет               И В-0 Ч - 0 И-1
Маша С. 6 лет               И В-0 Ч-0 И-1
Данил П. 6 лет         И       В-0 Ч-0 И-1
Дима Р. 5 лет               И В-0 Ч-0 И-1
Аля Р. 6 лет                 В-0 Ч-0 И-0
Дима Ч. 5 лет         И       В-0 Ч-0 И-1
Витя П. 5 лет     И           В-0 Ч-0 И-1

 

По результатам повторной диагностики нами был сделан следующий вывод: у детей: Славы З., Маши С., Данила П., Димы Р., Али Р., Димы Ч., Вити П. - в поведении агрессивных тенденций не наблюдается. Если до занятий у Славы З. наблюдались ярко выраженные показатели агрессивности: обвинение других в своих ошибках, зависть, мстительность, то сейчас эти критерии не наблюдаются, Слава анализирует собственное поведение и поступки других, стал более доброжелателен, уступчив.

У Маши С. ранее четко проявлялись такие показатели, как отказ выполнять правила и обвинение других в своих ошибках. Сейчас она легко уступит роль водящего или поделится игрушкой, прислушивается к мнению друзей, воспитателей, родителей.

Данил П. всегда искал виноватых, часто срывал свой гнев на более спокойных, бесконфликтных детях, которые предпочитали скорее согласиться с обвинением, чем спорить с ним. Сейчас Данил - доброжелателен, всегда пытается решить спор справедливо, без лишнего шума. Только иногда может обвинить кого-то в том, что у него не получилось, но если раньше он сразу вступал в драку, то теперь всегда старается спокойно разобраться в возникшей проблеме или дает выход своему гневу, не причиняя ущерба другим. К тому же мама Данила заметила положительные изменения в поведении сына. Данил ранее был очень завистлив, мстителен, редко выполнял правила, винил других в своих ошибках, теперь Данил - рад успехам других, не злопамятен, уступчив, рассудителен, старается всегда найти истину, бесконфликтен.

Раньше у Димы Р. проявлялись такие показатели агрессивности как отказ выполнять правила и обвинение других в своих ошибках, зависть, мстительность, Дима часто спорил со взрослыми, легко вступал в драку с детьми. Сейчас Дима уступчив, в возникшей проблеме разбирается без конфликтов. По словам родителей, Дима стал послушней, спокойней, рассудительней.

Аля Р. раньше специально старалась спровоцировать конфликт, часто без причины была сердита, спорила со взрослыми и отказывалась выполнять правила. Сейчас Аля не конфликтна, жизнерадостна, уважительна к взрослым, внимательна к окружающим её сверстникам.

Дима Ч. часто отказывался выполнять правила, был сердит и терял контроль над собой, срывал свой гнев на более спокойных детях, сейчас Дима уравновешен, в возникших разногласиях разбираться мирным путём, дает выход своему гневу не в ущерб другим детям, послушен. По словам отца, Дима стал спокойным, доброжелательным, у него появились друзья.

Раньше Витя П. специально старался спровоцировать конфликт, не контролировал себя, срывал свой гнев на окружающих, часто спорил со взрослыми, был сердит, мстителен, отказывался выполнять правила. Сейчас Витя дает выход гневу приемлемым способом, доброжелателен, не злопамятен, прислушивается к взрослым, иногда пытается обвинить окружающих в своих ошибках, но разбирается мирным путём, уступает. Родители Вити заметили положительные изменения в характере сына.

Также мы провели повторное анкетирование родителей, никто из родителей не считает своего ребенка агрессивным и, как мы можем заметить по ответам, многие родители сократили пребывание своего ребенка перед телевизором и компьютером.

Сравнительный анализ результатов наблюдений и опроса родителей показывает, что проведенную нами коррекционную работу можно считать результативной.


Заключение

 

В настоящее время мы постоянно сталкиваемся с ярко выраженной агрессией по отношению к людям, детям, животным. Среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей дошкольного возраста агрессивные проявления часто приводят к нарушению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе воспитателей и педагогов и являются причинами многочисленных запросов на психолого-педагогическую помощь ребенку.

В работе мы рассмотрели понятие агрессивности, причины ее возникновения и проявление агрессивности у дошкольников, выяснили, что агрессия - это внешнее проявление внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна высокая тревожность, ощущение отверженности себя, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (чаще всего заниженная). Агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта характера, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога и родителей.

Задачей педагога является не выявление и устранение причин агрессии, а обучение ребенка конструктивным способам справиться с этой проблемой. И, здесь на помощь педагогу приходит игра, как способ влияния на всестороннее развитие личности ребенка и, соответственно на преодоление различных трудностей, в частности агрессивности. В игре ребенка можно научить направлять свой гнев на безопасные предметы, распознавать свои и чужие эмоциональные состояния, контролировать их. В игре ребенок взаимодействует с другими детьми, что положительно сказывается на развитии его коммуникативных умений, обучает конструктивным выходам из конфликтных ситуаций.

Помимо игр, агрессивному ребенку необходимо научиться снимать напряжение приемлемыми способами. Здесь, на помощь педагогу и родителям приходят различные упражнения. Сутью упражнений применяемых для преодоления агрессивности является проявление (проигрывание) агрессивных реакций и состояний на поведенческом уровне. Внешне это может выражаться либо в виде вербального, либо в виде физического действия и носить непосредственный характер, что, в конечном счете, приводит к снижению побуждения к агрессии

Таким образом, мы видим, что специально организованные педагогом игры и упражнения являются практически универсальным способом, неотъемлемой частью педагогического сопровождения ребенка, в его воспитании и развитии, преодолении разного рода трудностей.

Для того чтобы агрессивность не сохранилась как черта характера, необходима работа по её преодолению не только в детском саду, но и дома. Что бы сформировать у родителей понимание проблемы агрессии, показать им актуальность данной проблемы, причины её возникновения и пути её преодоления мы провели родительское собрание на тему: «Агрессивные дети» и разместили информацию в уголке родителей.

Мы изучили и выбрали методы диагностики и коррекции агрессивности, провели опытно - практическую работу по преодолению агрессивности у старших дошкольников посредством развивающих игр и упражнений. Анализ проведенной работы дает основание полагать, что появилась положительная динамика в личностном развитии детей.

Во время проведения занятий у детей стали исчезать агрессивные тенденции в поведении, дети стали более доброжелательны по отношению друг к другу, воспитателям, родителям, научились сдерживать нежелательные эмоции или давали выход гневу более приемлемым способом (не причиняя вред другим). В настроении детей стали преобладать положительные эмоции. Значительно снизилось количество конфликтов в группе. Детям очень нравилось играть, большинство предложенных игр они перенесли в самостоятельную деятельность.

Сравнительный анализ результатов наблюдений и опроса родителей показывает, что можно считать проведенную нами работу по преодолении агрессивности результативной.

Таким образом мы доказали, что развивающие игры и упражнения являются средством преодоления агрессивности у старших дошкольников если воспитатель:

осуществляет отбор развивающих игр и упражнений, направленных на преодоление агрессивности у старших дошкольников;

если разработан и реализован перспективный план использования развивающих игр и упражнений для преодоления агрессивности у старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ;

- если сформулированы рекомендации для родителей по преодолению агрессивности старших дошкольников посредством развивающих игр и упражнений.

Цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены.

Результаты нашей исследовательской работы могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

 


Библиографический список

 

1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду - 2-е изд., доп. - Книголюб, 2005. - 64 с.

2. Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями // Дошкольное воспитание, 2003. - №3. - с. 108.

. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций пособие для практических работников ДОУ - 4-е изд., М., АЙРИС ПРЕСС. 2008. - 160 с.

4. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.

5. Жихарева Ю.Н. Тихомирова О.В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: методические рекомендации для педагогов ДОУ. - Ярославль: ИРО, 2008. - 62 с.

6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. - 2-ое изд., доп. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

7. Зеленкова О.Н. Агрессивный ребенок: как ему помочь // Дошкольная педагогика. - 2003. - №12. - с. 39.

. Зинченко В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков; под ред. В.П. Зинченко. - 2 издание, перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.

9. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное издание для детей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.

10. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб.: Питер, 1996.

11. Колосова С. Истоки детской агрессии // Школьный психолог. - 2000. - №12. - С. 5-7.

. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 208 с.

13. Лебедева Л., Акимова Н. Мирись, мирись и больше не дерись // Школьный психолог, 2000. - №37.

. Лешли Д. Работать с маленькими детьми: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2002. - 287 с.

16. Петрусь Н.Я. Агрессивный ребенок: особенности психологического взаимодействия // Начальная школа 2007. - №1.

17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.

18. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. - №1. - С. 31-33.

. Семенака С.И. Уроки добра / коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет, М.: АРКТИ. 2005. - 80 с.

20. Смирнова Е.О. Психологические особенности агрессивных дошкольников // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с. 5-14.

. Смирнова Е.О. Агрессивные дети // Дошкольная воспитание - 2003. - №4. - с. 62-67.

. Смирнова Е.О. Агрессивность и обидчивость как проблемные формы межличностных отношений дошкольников // Дошкольное образование - 2006. - №22.

. Степанов С. Три источника и три составные части науки о враждебности // Школьный психолог. - 2001. - №18. - с. 5.

24. Фигдор Г. Детская агрессивность // Дошкольное воспитание 2006. - №1. - С. 92.

25. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М.: Генезис, 1998.

. Хухлаева Г.Р. Снятие агрессивности // Школьный психолог 2002. - №10, 11.

27. Чистякова М.И. Психогимнастика - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1995. - 127 с.

28. Шиманская М.А. Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? // Дошкольная педагогика. - 2005. - №7. - с. 50.

29. Шипицина Л.М. Психолого - педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. - М., Владос, 2003, 312 с.

30. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 380 с.

31. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения - 97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1997.

. Эдвиг А. Агрессивность / А. Эдвиг. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 192 с.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.