Конспект урока, проведенного в 10 классе МБОУ СОШ № 1 г. Бирска — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Конспект урока, проведенного в 10 классе МБОУ СОШ № 1 г. Бирска

2020-04-01 255
Конспект урока, проведенного в 10 классе МБОУ СОШ № 1 г. Бирска 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема урока: Тема маленького человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цель урока: содействовать осознанию многогранности творчества Ф.М. Достоевского, его романа «Преступление и наказание», осознанию основ нравственной позиции автора (боль за человека).

Задачи урока:

1. образовательная: раскрыть традиции и новаторство Ф.М. Достоевского в изображении маленького человека, способствовать развитию информационной компетенции;

2. развивающая: развивать коммуникативную компетенцию (умение работать в группе, распределять роли, сотрудничать, договариваться), речеведческую компетенцию (излагать свои мысли, логически последовательно; выражать мысли правильным литературным языком);

3. воспитательная: воспитывать гражданскую позицию - личную ответственность человека за свою судьбу; воспитывать чувство сострадания к человеку; отвращение к пьянству.

Оборудование: презентация «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского»; выставка книг с произведениями Ф.М. Достоевского; иллюстрации к рассказам и оформление их в виде презентаций; музыкальное сопровождение к презентациям.

Использованная литература:

. Литература. 10 класс. / Под редакцией Ю.В. Лебедева в II частях. Часть II. - М., 2012. - 383 с.

. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». - М., 2012. - 608 с.

План урока:

I. Разминка «Эпиграф».. Контрольно - подготовительный этап.. Вопросы-ответы.. Заполнение таблицы.. Осмысление результатов работы. Сочинение-миниатюра.

Ход урока

I. Слово учителя: Мы продолжаем изучать роман Достоевского «Преступление и наказание».

В начале урока проведем минутку красноречия: предлагаю рассказать о теории Раскольникова. Какова эта теория по отношению к человечеству (по материалам прошлого урока).

Вопросы учащихся к выступающему:   

Итак, что здесь не «клеилось» у Раскольникова?

Куда же отнести любимых и дорогих людей?

Учитель: Получается, что к «тварям дрожащим» попали сестра Дуня, мать, Соня, семья Мармеладовых, т.е. те, ради которых он пошел на преступление (слайды).

- Как их можно объединить?

Посмотрите на доску: Самсон Вырин

Акакий Акакиевич Башмачкин.

- Кто это такие?

Ученик 1. Самсон Вырин - отец Дуни из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», Акакий Акакиевич Башмачкин - титулярный советник в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Кто из писателей вводит в русскую литературу образ «маленького человека»?

Ученик 2. Образ «маленького человека» в русскую литературу первым вводит А.С. Пушкин.

Какой он у А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского?

Ученик 3. Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель» - одинок, так как его покинула родная дочь, вышла замуж и уехала. И он ничего не может с этим поделать. Так и умирает с горя.

Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель» - титулярный советник, который вцепился в свою шинель - и ничего вокруг не видел, не хотел слышать, ничем не интересовался.

У Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» «маленький человек» - это Мармеладов. Он бедный чиновник, находящийся в самом низу социальной лестницы. Он потерял работу, а семья осталась вовсе без средств к существованию. Конечно, причиной тому была бесхарактерность и безволие самого Мармеладова, который, понимая всю глубину той пропасти, в которую он падает, тащит за собой своих близких.

Вспомните таких героев произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Ученик 4. Самсон Вырин из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Учитель: Начало XIX века ознаменовалось утверждением критического реализма в русской культуре. Появляется новый герой: маленький человек. Ф.М. Достоевский, классик русской литературы, продолжает традиции своих предшественников.

Сегодня мы постараемся поговорить об определенной группе героев романа «Преступление и наказание» и попытаемся объединить их по какой-либо общей черте или общности.

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Посмотрите на экран, на таблицу.

 

А.С. Пушкин Н.В. Гоголь Ф.М. Достоевский
«Станционный смотритель» Самсон Вырин  Повесть «Шинель» А.А. Башмачкин  ?

 

А какой персонаж, по-вашему, является «маленьким человеком»?

Ученик: Акакий Акакиевич Башмачкин.

Учитель: Что нового внес Ф.М. в изображение «маленького человека» Ф.М. Достоевский? На этот вопрос можно ответить, когда прослушаем ответы других групп.

Ученик. Ф.М. Достоевский стремился привлечь внимание общества к судьбам самых ущемленных, самых обиженных, «униженных и оскорбленных». Ведь их ужасное положение - страшный упрек тем, кто загнал их в состояние «тупика».

У нас класс поделен на 3 группы. Эта таблица - задание для одной из групп.

Как вы думаете, какие эпизоды необходимо рассмотреть для того, чтобы полно раскрыть тему маленького человека?

Ученик: это эпизод «Разговор Раскольникова с Мармеладовым в трактире».

Ученик: эпизод «Письмо матери к Раскольникову».

Возможные ответы учащихся.

План ответа:

. Внешность Мармеладова (окончательно не утраченное благородство).

. Речь Семена Захарыча (витиеватая, напыщенная, речь - исповедь).

Работа со словарем: исповедь* 1) обряд покаяния в грехах перед священником и получения отпущения грехов; 2) (перен.) откровенное признание в чем-либо, чистосердечное изложение чего-либо.

3. Отношение к себе («скот», самобичевание, пьянство - несчастная, слабость).

. Огромная любовь к семье, детям (чувствует обязанность, переживает за Соню).

. Угол, где проживает семья (пересказ).

. Смерть Мармеладова. (Бесконечное страдание изобразилось в лице его: «Соня! Дочь! Прости!»).

Учитель: Итак, рисуя жизнь «маленького человека», Ф.М. Достоевский раскрывает одну из главных тем - тему нищеты и унижения. А какое преступление совершает Мармеладов?

Ученик: Преступление против своей семьи, которую он любит, но обрекает на голодное и нищенское сосуществование. А самое главное, родную дочь обрекает на позор, унижение и одиночество.

Учитель: В чём сходны Мармеладов и Раскольников?

Ученик: Оба преступники. Раскольников - идейный, Мармеладов - стихийный. Наказание Мармеладова - вина перед женой, детьми, дочерью Соней - в нем самом. В его раскаянии - очищение.

Учитель: Кто виноват? Среда или человек? А Соня? Преступница?

Ученик: Раскольников переступил через других для себя, то Соня переступила через себя для других.

Учитель: А выбор был?

Ученик: Выбор есть всегда.

Учитель: Расскажите кратко о содержании письма матери к своему сыну.

Ученик: Раскольников получает письмо от своей матери. Вид этого письма действует на него очень сильно: «Письмо, - говорит Ф.М. Достоевский,- дрожало в руках его; он не хотел распечатывать при ней (при Настасье); ему хотелось остаться наедине с этим письмом. Когда Настасья вышла, он быстро поднес его к губам и поцеловал, потом долго еще вглядывался в почерк адреса, в знакомый и милый ему мелкий почерк его матери, учившей его когда-то читать и писать. Он медлил; он даже как будто боялся чего-то». Если человек таким образом принимает и держит нераспечатанное письмо, то вы можете себе представить, как он будет читать его и по строкам и между строками, как он будет всматриваться в каждый оттенок и поворот мысли, как он в словах и под словами будет отыскивать затаенную мысль, отыскивать то, что лежало, быть может, тяжелым камнем на душе писавшей особы, и что скрывалось самым тщательным образом от пытливых глаз любимого сына. Чтение письма доставляет Родиону невыносимую пытку.

Письмо начинается самыми горячими выражениями любви: «Ты знаешь, как я люблю тебя, ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все, ты надежда, упование наше». Затем следуют известия о сестре: «Слава тебе господи, кончились ее истязания, но расскажу тебе все по порядку, чтобы ты узнал, как все было и что мы от тебя до сих пор скрывали». Так как Раскольникову пишут об окончившихся истязаниях и при этом признаются, что от него до сих пор скрывали многое или даже все, то он может думать, что и в дальнейшем от него будут много скрывать. Касательно окончившихся истязаний в письме сообщаются следующие подробности. Дуня поступила гувернанткой в дом господ Свидригайловых и забрала вперед целых сто рублей, «более для того, чтобы выслать тебе шестьдесят рублей, в которых ты тогда так нуждался и которые ты и получил от нас в прошлом году». Закабалив себя таким образом на несколько месяцев, Дуня принуждена была переносить грубости Свидригайлова, старого кутилы. От грубостей и насмешек Свидригайлов перешел к ухаживанию и усиленно стал приглашать Дуню к побегу за границу. Супруга Свидригайлова, подслушала своего мужа, умолявшего Дунечку в саду, «собственноручно отколотила Дуню», не хотела ничего слушать, а сама целый час кричала и, наконец, приказала тотчас же отвезти Дуню в город на простой крестьянской телеге, в которую сбросили все ее вещи, белье, платья, все как случилось, неувязанное и неуложенное. А тут поднялся проливной дождь, и Дуня, оскорбленная и опозоренная, должна была проехать с мужиком целых семнадцать верст в некрытой телеге». Этим мщением не удовлетворилась разгневанная Юнона. Она опозорила Дуню на весь город. Все знакомые от них отстранились, все перестали им кланяться; шайка негодяев из купеческих приказчиков и канцелярских писцов, всегда готовых бить и оплевывать всякого лежачего, стремилась даже принять на себя роль мстителей и собиралась вымазать дегтем ворота того дома, в котором жила коварная соблазнительница целомудренного Свидригайлова. Хозяева дома, пылая тем же добродетельным негодованием и преклоняясь перед непогрешимым приговором общественного мнения, коноводом которого являлась постоянно бешеная дура Марфа Петровна, потребовали даже, чтобы госпожи Раскольниковы очистили квартиру от своего тлетворного и компрометирующего присутствия.

Наконец, дело разъяснилось. Свидригайлов предъявил своей супруге письмо Дуни; написанное задолго до трагической сцены в саду и доказывавшее очевидно, что во всем был виноват только один старый селадон. Но новый оборот дела только еще больше усугубил положение Дуни. Дунечка сделалась героиней дня, то есть все пошляки и негодяи города, все сплетники и сплетницы присвоили себе право и вменили себе в священную обязанность заглядывать своими глупыми глазами в душу оскорбленной девушки.

Единственный выход для Дуни - принять предложение Лужина, который является дальним родственником Марфы Свидригайловой. Но лучший ли это выход?

Письмо от матери выводит Раскольникова из состояния «нерешительности» и подталкивает к принятию «ужасного, дикого и фантастического вопроса», который замучил его сердце и ум.

Учитель: Что мы узнаем из него о жизни сестры и матери Раскольникова?

Ученик: Сестра Дуня вынужденно пошла работать гувернанткой в дом Свидригайловых, и молча переносила грубости и насмешки Свидригайлова, старого кутилы. Супруга Свидригайлова, подслушав разговор мужа с Дуней, где он просил ее сбежать с ним за границу, отдубасила ее, и выгнала с позором на весь город. Наконец, дело разъяснилось. Свидригайлов предъявил своей супруге письмо Дуни; написанное задолго до трагической сцены в саду и доказывавшее очевидно, что во всем был виноват только один старый селадон. Мать же ходила потом с письмом по всем домам, и доказывала честолюбие Дуни. Позже решили выдать замуж Дуню за Лужина.

Учитель: Ф.М. Достоевский показывает жизнь униженных и оскорбленных, но очень благородных, скромных и душевных простых людях.

Давайте вернемся к таблице, которую 1 группа заполнила.

Анализ и дополнение таблицы.

 

А.С. Пушкин Н.В. Гоголь Ф.М. Достоевский
«Станционный смотритель» Самсон Вырин Добрый, скромный труженик, чиновник 14 класса. Смиряется, не протестует, т.к. может быть дочь не воспротивилась тому, что с ней произошло. Как быть? А.С. Пушкин не дает ответа. Повесть «Шинель» А.А. Башмачкин Униженный забитый человек, но появляется цель - низкая мелочная, но цель (купить шинель). Стремиться к справедливости. Роман «Преступление и наказание» Семён Захарыч Мармеладов. Звучит голос самого «маленького человека», он начинает судить себя и окружающих.

Учитель: Тема «маленького человека» нашла воплощение не только в художественной литературе, но и в живописи.

Начало XIX века ознаменовалось утверждение критического реализма в русской культуре. Для творчества Павла Андреевича Федотова характерно критическое отношение к тогдашней действительности - родоначальник критического реализма. На его полотнах отражались скорбные размышления о судьбе «маленького человека», задавленного бюрократическим произволом «власть имущих».

Художники стали изображать на своих полотнах простых людей. Давайте посмотрим на репродукции картин В.Г. Перова (слайды).

Картина В.Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Никому не хочется смеяться, глядя на эту картину. Это уже трагедия. Нет сомнения, что образованная бедная девушка будет одинока, несчастна среди этих сытых, недалеких людей. И ее смиренная поза, опущенная голова свидетельствует о том, что перед нами существо робкое, тихое и доброе.

На какую героиню похожа эта девушка?

Ученик: Эта девушка похожа на героиню романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», сестру Родиона Раскольникова - Дуню.

Учитель: Какой вывод вы сделали?

Ученик: Гордая и благородная девушка. «Замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей».

Учитель: Как многогранно творчество великих художников! Насколько тесно взаимосвязаны живопись и литература! Можно предположить, проблема «маленького человека» очень актуальная проблема, потому как она нашла отражение в произведениях разных творцов, но каждый из них, разумеется, видел эту проблему, по-своему.

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Мои мысли по поводу проблемы «маленького человека» в литературе (живописи)».


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.