Специфические черты рынка государственных закупок — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Специфические черты рынка государственных закупок

2020-04-01 149
Специфические черты рынка государственных закупок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Конкурентоспособная система закупок является обязательным атрибутом рыночной экономики и развивается вместе с ней. Если государство выигрывает от повышения эффективности закупок, то коммерческие структуры, имея возможность получить государственный контракт в условиях честной конкуренции, получают дополнительный импульс к саморазвитию. И то и другое выгодно обществу.

В этих условиях значительно повышается ответственность государственных структур за создание правовой сферы, в которой государственные закупки производятся, открыто, эффективно, экономично, а государственные служащие, работа которых находится под постоянным административным и общественным контролем, несут персональную ответственность за свои действия.

Необходимо отметить, что в России переход от централизованного обеспечения материальными ресурсами всех юридических лиц к их полной самостоятельности в этом вопросе, был осуществлен чрезвычайно резко, можно сказать одномоментно. В результате предприятия и организации столкнулись с целым рядом новых проблем, к которым относятся: поиск хозяйственных партнеров; оценка конъюнктуры рынка необходимых материальных ресурсов; определение оптимальной цены закупки продукции и условий ее поставок; установление рациональной системы платежей за приобретаемые ресурсы; проведение юридически и экономически грамотной договорной работы и т.д. И далеко не всегда и не все оказались в состоянии эффективно решить эти задачи, причем не только в первый период перехода к рыночным отношениям, но и сейчас, по истечении достаточно длительного времени работы в новых условиях.

Вначале рыночных преобразований преобладало мнение, что рынок сам по себе все расставит на свои места и укажет хозяйствующим субъектам рациональные пути организации хозяйственной деятельности. На самом деле все оказалось гораздо сложнее. Достаточно быстро выяснилось, что в ряде секторов народного хозяйства рыночный механизм формирования хозяйственных связей не может действовать с необходимой эффективностью без государственного регулирования и принятия, специальных мер. Прежде всего, данная проблема коснулась рынка государственных закупок.

В целом, рынок можно определить как сферу обмена товарами между производителями и потребителями, сложившуюся на основе разделения труда. Объектом купли-продажи на рынке является товар - продукт деятельности, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В зависимости от специфики объекта выделяют следующие виды рынков: товарный, финансовый, рынок рабочей силы. Из всех видов рынков важнейшим является товарный, самый емкий по объему и самый массовый по количеству участников. Товарный рынок во многом определяет развитие других рынков, в том числе финансового и рынка рабочей силы.

Каждый вид рынка является относительно самостоятельным, регулируется специальным законодательством, устанавливающим как частные, так и общие правила игры для всех, без исключения, участников. Государство - крупнейший покупатель на товарном рынке. Отличительной особенностью рынка государственных закупок является то, что покупателем (субъектом) выступает государство в лице своих учреждений и органов, которые представляют государственные чиновники. Поэтому в зависимости от субъекта (покупателя и продавца) можно выделить рынок частного предпринимательства и рынок закупок для государственных нужд и продаж государственного имущества.

Учитывая тот факт, что субъектом на рынке государственных закупок выступает не собственно владелец денежных средств, а его представитель - государственный чиновник, материальное благополучие которого, если и зависит от эффективности проведенных им торговых операций, то в значительно меньшей степени. Кроме того, у чиновников могут появиться альтернативные варианты решения своих материальных проблем. Эти варианты часто не совпадают с интересами той структуры, которую они представляют, а именно государства. В результате создаются условия для возникновения и развития коррупции. C подобной проблемой столкнулись на различных этапах своего развития практически все страны, что вынудило их искать меры по противодействию коррупции.

Основная цель для покупателя при проведении закупочной кампании, найти поставщика, который в состоянии предложить ему минимальную цену за продаваемые ресурсы. На поиск такого контрагента по торговой сделке и направлены все процедуры, проводимые в рамках организации и проведения закупочной кампании. В случае необходимости, кроме основного требования минимальной цены, задаются и определенные ограничения, определяющие дополнительные требования покупателя к поставляемому товару и характеру самой поставки. Они могут включать требования к качеству продукции, срокам поставки, формам и срокам платежей и т.п. Вопрос заключается в том, как реализовать поставленную задачу. Мировая практика выработала важный универсальный инструмент ее решения - проведение открытых торгов (конкурсов). Заказ может размещаться двумя способами:

. Путем проведения торгов:

конкурс (победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта, заявке на участие которого присвоен первый номер);

аукцион (победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта).

И конкурс, и аукцион могут проводиться в открытой и закрытой форме.

. Без проведения торгов:

запрос котировок (размещение заказа, при котором информация о потребностях учреждения (организации) сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок; победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта);

у единственного поставщика (размещение заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику);

на товарных биржах (в Закон введена глава по размещению заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах на сумму, превышающую 5 000 000 руб.; порядок размещения заказов устанавливается Правительством Российской Федерации).

Движущей силой развития рыночного хозяйственного механизма является конкуренция. Но конкуренция не всегда обеспечивается автоматически. Более того, в самой конкурентной системе заложено одно значимое противоречие, которое, может привести к снижению эффективности рыночной экономики, если своевременно не предпринять необходимых мер. Конкуренция способствует выживанию сильнейшего, и в свободной конкурентной борьбе таких сильнейших становится все меньше и меньше, и, в конце концов, может оказаться (и оказывается) так мало, что не остается места для конкуренции, в результате рыночный механизм перестает эффективно функционировать. Поэтому государство вынуждено принимать специальные меры по предотвращению подобного исхода (антимонопольное законодательство, специальные меры по формированию рынка государственных закупок, стимулирование малого и среднего бизнеса и т.д.).

Отметим, что меры по стимулированию конкуренции важны не только для макроэкономического уровня, они бывают, необходимы и на микроуровне. Проведение конкурсных торгов по своей сути является той мерой на микроуровне, которая призвана стимулировать усиление конкуренции.

Однако концентрация претендентов на получение заказа - это необходимое, но не достаточное условие обеспечения конкуренции. Требуется также сформировать эффективную конкурентную среду, то есть условия, позволяющие всем участникам равноправно и эффективно участвовать в этом состязании. Именно для этого в мировой практике была разработана система практических мер и процедур, которые бы обеспечивали выполнение данной задачи, получившая наименование «прокьюремент».

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.