Глава 1. Проверки, проводимые налоговыми органами: правовая характеристика — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 1. Проверки, проводимые налоговыми органами: правовая характеристика

2020-04-01 118
Глава 1. Проверки, проводимые налоговыми органами: правовая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава 1. Проверки, проводимые налоговыми органами: правовая характеристика

1.1 Налоговые проверки: понятие, сущность, виды

1.2 Правовые принципы проведения налоговых проверок

1.3 Законодательство о налоговых проверках

Глава 2. Камеральные и выездные налоговые проверки

2.1 Камеральная налоговая проверка: основная характеристика

2.2 Выездная налоговая проверка

Глава 3. Оформление результатов налоговых проверок и проблемные вопросы данного института

3.1 Порядок оформления и реализации материалов налоговых проверок

3.2 Налоговые проверки: проблемные вопросы и пути их разрешения

Заключение

Библиографический список


Введение

 

В реформировании налоговой системы в последнее время явно выделились два направления. Одно из них касается непосредственно совершенствования отдельных налогов, налоговых режимов. Второе, однако, не менее важное направление связано с налоговым администрированием, регулированием отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Во многом те дефекты, которые существуют сегодня связаны с тем, что отсутствуют или недостаточно четко прописаны процедуры, а процедуры - это краеугольный момент в налоговом администрировании. Таким образом, основной движущей силой изменений в налоговом законодательстве в части регулирования налоговых проверок является идея наиболее детальной регламентации порядка их проведения.

Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и вместе с тем необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений. В данном разделе будет рассмотрен механизм контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах и его основной инструмент - налоговые проверки.

Установление законодателем системы налогов и сборов подразумевает и установление законодательного порядка контроля за их исчислением и уплатой. Об этом говорится и в указанном Постановлении Конституционного Суда РФ: в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями ст.15 и 18 Конституции РФ механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно - надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.

Основной формой проведения контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов являются, конечно же, документальные проверки. Такие проверки проводятся в рамках различных видов деятельности - контрольной и правоохранительной.

Таким образом, тема работы является несомненно важной и актуальной в современный период. Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

Статья 87 НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

камеральные налоговые проверки;

выездные налоговые проверки.

камеральная выездная налоговая проверка

Оба этих вида объединяет общая, единая цель, которая состоит в контроле над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Налоговые проверки являются основной и, как показывает практика, наиболее эффективной формой налогового контроля. Обратите внимание, что в ходе них возможны такие мероприятия (которые рассматриваются наряду с этим как самостоятельные формы налогового контроля), как получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.

К нормативно-правовым актам, регулирующим институт правоотношений между супругами, необходимо отнести, прежде всего, Конституцию РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и ряд других федеральных законов и подзаконных актов.

В работе над исследованием также использованы судебные акты Конституционного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, акты арбитражных судов федеральных округов Российской Федерации.

Таким образом, цель данной работы - всесторонне рассмотрение института налоговых проверок, его анализ с точки зрения налогового законодательства Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правовой регламентации налоговых проверок.

Предмет исследования - нормы конституционного, административного, финансового, налогового права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация налоговых проверок.

К задачам работы относятся:

исследование общих положений о налоговых проверках: понятия, сущности, истории развития законодательства;

изучение отдельно двух основных видов налоговых проверок: камеральной и выездной;

рассмотрение вопроса оформления результатов налоговых проверок и проблемные вопросы данного института;

анализ проблемных вопросов рассматриваемого правового института.

Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы познания, в том числе: сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-логический, метод технико-юридического анализа и другие методы, используемые в ходе правовых исследований. Использование данных методов познания позволило изучить рассматриваемые объекты в целостности, взаимосвязи, всесторонне и объективно.

Степень разработанности темы данной работы в научной литературе достаточно высока. Об этом свидетельствуют многочисленные учебные, научные издания, монографии и статьи в периодических изданиях.

При написании работы использовались научные материалы и статьи следующих авторов: О.Г. Алексеева, Л.В. Антокольская, С.А. Муратова, Л.Н. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, А.Р. Танкевич, А.В. Таволжанская, О.М. Толстикова, Е.А. Чефранова, Н.С. Шерстнева, и др.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


Выездная налоговая проверка

 

Выездной налоговый контроль - важнейшая форма налогового контроля, поскольку он связан с непосредственной проверкой деятельности налогоплательщика и включает прямой контакт последнего с проверяющими. Неслучайно налоговыми органами выездной контроль оценивается как наиболее эффективный в силу того, что многие налоговые правонарушения могут быть выявлены именно при проведении выездных налоговых проверок.

За последние несколько лет количество выездных проверок сократилось более чем в три раза, при этом их эффективность выросла в несколько раз. Результативность выездных проверок ежегодно колеблется в районе 95-100%. Это в первую очередь связано с тем, что в поле зрения налоговых органов попадают те организации, у которых по результатам предварительного анализа имеются признаки налоговых нарушений. Налоговые органы практически полностью отказались от проведения тематических налоговых проверок (то есть по отдельному налогу). Финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика исследуется комплексно.

Налогоплательщик в обязательном порядке должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Если он извещен не был, решение о привлечении его к ответственности подлежит отмене. Налоговая инспекция по результатам выездной проверки привлекла организацию к ответственности за совершение налогового правонарушения. Однако материалы этой проверки она рассмотрела без участия представителя компании. Более того, налоговики даже не уведомили ее о времени рассмотрения материалов проверки.

Организация посчитала это существенным нарушением и обратилась в суд.

Арбитражные суды всех трех инстанций согласились, что, не известив налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки, инспекторы нарушили требования, установленные в статье 101 НК РФ. Ведь лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично или через своего представителя (п.2 ст.101 <garantF1://10800200.1012> НК РФ). Для этого руководитель или заместитель руководителя инспекции обязан заблаговременно известить его о том, где и когда будут рассматриваться материалы проверки.

Налоговики отправляли организации уведомления по почте и телеграммой, но они так и не были вручены. Получается, налогоплательщика не известили надлежащим образом о месте и времени рассмотрения материалов проверки. То есть его лишили возможности принять в этом участие. Указанное нарушение является существенным. Поэтому суд отменил решение налоговиков о привлечении организации к ответственности (п.14 ст.101 <garantF1://10800200.101142> НК РФ).

Выездная проверка продолжается два месяца, этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Основаниями продления проверки являются:

проведение проверок крупнейших плательщиков;

получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

непредставление плательщиком в течение 10 рабочих дней документов, необходимых для проверки;

проведение проверок организаций с обособленными подразделениями:

четыре и более подразделения - до четырех месяцев;

менее четырех подразделений - до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе подразделений составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации;

десять и более подразделений - до шести месяцев;

иные обстоятельства. Здесь имеется в виду, что сроки продления проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) проверки принимает руководитель ФНС России:

при продлении срока повторной проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового органа;

при продлении срока выездной (повторной выездной) проверки, проводимой МРИ ФНС России по крупнейшим плательщикам;

при продлении срока выездной (повторной выездной) проверки, проводимой ФНС России.

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) проверки принимает руководитель управления ФНС России по субъекту РФ.

Налоговый орган вправе самостоятельно проверить филиалы и представительства по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

В этом случае он не вправе проводить в их отношении две и более проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства плательщика более двух выездных проверок в течение одного календарного года. Срок проверки не может превышать один месяц.

Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по итогам налоговой проверки должно быть подписано именно тем должностным лицом ИФНС, которое рассматривало материалы этой проверки.

Налоговая инспекция по результатам проверки приняла решение о доначислении налогов и пеней (всего на сумму около 6 млн. руб.) и привлечении организации к ответственности, предусмотренной нормами НК РФ.

Организация подала в суд иск о признании этого решения недействительным.

При первом рассмотрении дела суды разных инстанций принимали различные решения. Суд кассационной инстанции отменил все судебные акты, принятые по этому спору, и направил его на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Суд первой инстанции при повторном рассмотрении дела отказал организации.

Суд апелляционной инстанции этот судебный акт отменил. Судьи усмотрели в действиях налоговиков процедурные нарушения. Дело в том, что материалы проверки рассматривал один заместитель начальника ИФНС, что подтверждается протоколами, а решение по ее итогам подписал другой заместитель. Налоговики пытались возражать, утверждая, что решение о привлечении организации к налоговой ответственности было принято тем же заместителем, который рассматривал материалы проверки. А фамилия другого заместителя появилась в решении из-за технической ошибки. Тем более что указание фамилии другого должностного лица никак не повлияло на суть вынесенного решения. Суд отклонил эти доводы. Судьи указали, что допущенные несоответствия являются существенным нарушением, и признали решение налоговиков недействительным (п.14 ст.101 <garantF1://10800200.10114> НК РФ).

Суд кассационной инстанции полностью поддержал выводы апелляционного суда и оставил его постановление без изменения.

Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку:

для истребования документов (информации) о плательщике или информации о конкретных сделках. Такое приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;

получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ. В случае, если в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить информацию, срок приостановления может быть увеличен дополнительно на три месяца;

проведения экспертиз;

перевода на русский язык документов, представленных плательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проверки оформляются решением руководителя налогового органа, проводящего проверку. Общий срок приостановления проверки не может превышать шесть месяцев.

На этот период приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у плательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные ранее, за исключением документов, полученных в ходе выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа в помещении плательщика, связанные с проверкой.

Плательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее плательщику. Если плательщик уклоняется от получения справки, она направляется заказным письмом по почте.

Объектами проверки являются: устав и учредительные документы организации, декларации, бухгалтерская отчетность, договоры, банковские и кассовые документы, накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры <garantF1://12021353.1001>, учетные регистры, главная книга <garantF1://12042669.1630>, журналы-ордера, ведомости и другие документы.

Проверка документов осуществляется сплошным и (или) выборочным способом. При выборочном способе проверяется часть учетных документов, отобранная как с учетом значимости хозяйственных операций, так и посредством применения методов случайной выборки. Если в результате выборочной проверки выявляются налоговые правонарушения, то проверка по данному виду финансово-хозяйственной деятельности проводится сплошным методом за весь проверяемый период. Информация, хранящаяся в электронном виде, может проверяться как непосредственно на компьютере, для чего целесообразно привлекать специалиста в сфере информационных технологий, так и на копиях, выполненных на бумажных носителях.

В рамках выездной проверки налоговые органы в соответствии с НК <garantF1://10800200.0> РФ имеют право совершать разнообразные контрольные (процессуальные) действия.

Доступ на территорию или в помещение плательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении проверки.

При воспрепятствовании доступу в помещения руководителем проверяющей группы составляется акт.

На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. В случае отказа проверяемого лица подписать акт в нем делается соответствующая запись.

В соответствии со ст.31 <garantF1://10800200.31> НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате плательщиками расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов обложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета или ведения его с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

В этом случае обычно проверяющие приводят сведения об источниках информации, об аналогичных организациях, дают сравнительный анализ их основных характеристик и показателей деятельности, расчетные суммы налогов, причитающихся к уплате в бюджет проверяемым плательщиком.

Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

Должностное лицо налогового органа, производящее выездную проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений плательщика, документов и предметов.

Осмотр производится в присутствии понятых. В необходимых случаях при осмотре производятся фото - и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия. О производстве осмотра составляется протокол.

Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов.

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 рабочих дней со дня вручения требования.

В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение этого срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет об этом проверяющих с указанием причин и сроков, в течение которых может представить документы. В течение двух дней со дня получения уведомления руководитель налогового органа вправе продлить сроки представления документов или отказать, о чем выносится решение.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.126 <garantF1://10800200.126> НК РФ. В этом случае должностное лицо налогового органа производит выемку необходимых документов.

В связи с проведением выездной налоговой проверки и на основании постановления инспекция произвела выемку документов у общества, о чем составила протокол. Учредитель общества, не согласившись с действиями инспекции по выемке документов у общества, обратилась в суд с заявлением.

Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационных жалоб учредителя и общества, основываясь на следующем.

В соответствии с ч.1 ст. 198 <garantF1://12027526.19801>, ч.2 ст. 201 <garantF1://12027526.20102> АПК РФ суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что для признания незаконными действий инспекции по производству выемки документов у общества необходимо установить наличие такого условия, как нарушение прав и законных интересов учредителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав установленные по делу обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, учитывая положения ст. 197 <garantF1://12027526.197>, 198 <garantF1://12027526.198> АПК РФ, устава общества, правомерно пришли к выводу, что документы общества не являются собственностью учредителя, а принадлежат самому юридическому лицу.

Сами по себе действия налогового органа по производству выемки документов у общества прав учредителя последнего не нарушают.

Также судьи указали, что неизвещение либо несвоевременное извещение учредителя директором общества о произведенной инспекцией выемке документов в рамках выездной налоговой проверки общества не имеет правового значения.

Таким образом, выводы судов о недоказанности учредителем нарушения ее прав и законных интересов действиями инспекции по выемке документов в рамках выездной налоговой проверки общества соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

С 2010 г. вступило в силу требование: в ходе проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные при проведении проверок.

При наличии у должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится их выемка.

Выемка производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку. Постановление подлежит утверждению руководителем соответствующего налогового органа.

Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.

О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.

В случаях, если для налогового контроля недостаточно копий документов и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов.

При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Заключение предъявляется проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

В необходимых случаях для проведения конкретных действий по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

При проведении действий по осуществлению налогового контроля в ряде вышеприведенных случаев вызываются понятые. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек.

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол допроса.

Вызов свидетеля в налоговый орган производится повесткой за подписью руководителя налогового органа, вручаемой под расписку либо заказным письмом с уведомлением о получении.

При необходимости налоговые органы имеют право проводить инвентаризацию имущества плательщика. Обычно инвентаризация проводится в случаях, когда материалы проверки дают основание предполагать наличие имущества, не отраженного в бухгалтерском учете, или же отсутствие имущества при наличии сведений в учете.

Распоряжение о проведении инвентаризации имущества, порядке и сроках ее проведения, составе комиссии принимает руководитель налогового органа по месту нахождения плательщика и принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств, а также по каждому материально-ответственному лицу.

По результатам инвентаризации составляется ведомость, которая подписывается председателем комиссии.

Таким образом, выездная налоговая проверка - это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных источников информации и фактического состояния объектов налогообложения, назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика. Основное ее содержание - проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.


Глава 3. Оформление результатов налоговых проверок и проблемные вопросы данного института

 

3.1 Порядок оформления и реализации материалов налоговых проверок

 

НК <garantF1://10800200.0> РФ предусматривает два порядка оформления результатов налогового контроля.

Первый из них установлен ст.100 <garantF1://10800200.100> НК РФ и регламентирует оформление результатов камеральных и выездных проверок. Дела о выявленных в ходе таких проверок налоговых правонарушениях рассматриваются в соответствии со ст.101 <garantF1://10800200.101> НК РФ.

Обычно в ходе проверок устанавливаются следующие правонарушения:

ст.119 <garantF1://10800200.119> "Непредставление налоговой декларации";

ст.120 <garantF1://10800200.120> "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения";

ст.122 <garantF1://10800200.122> "Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)";

ст.123 <garantF1://10800200.123> "Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов".

Второй порядок оформления документально подтвержденных фактов нарушения законодательства о налогах и сборах установлен ст.101.4 <garantF1://10800200.10104> НК РФ.

В порядке, установленном ст.101.4 <garantF1://10800200.10104> НК РФ, акт составляется в основном по правонарушениям, которые допустили следующие субъекты:

контрагент либо иное лицо, имеющее документы, содержащие сведения о деятельности плательщика;

лица, поименованные в ст.85 <garantF1://10800200.85> НК РФ и имеющие информацию о деятельности плательщика, которую они обязаны представлять;

свидетель, переводчик, специалист, эксперт;

банк в случаях: нарушения порядка открытия счета плательщику; нарушения срока исполнения поручения о перечислении налога; неисполнения решения налогового органа о приостановлении операции по счетам плательщика; неисполнения поручения налогового органа о перечислении налога, сбора, пеней и штрафов; непредставление банком в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам.

Акт в соответствии со ст.101.4 <garantF1://10800200.10104> налоговые органы составляют и в случаях, когда отсутствует необходимость в проведении налоговой проверки, при нарушениях плательщиком требований:

ст.116 <garantF1://10800200.116> "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе";

ст.117 <garantF1://10800200.117> "Уклонение от постановки на учет в налоговом органе";

ст.118 <garantF1://10800200.118> "Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке";

ст.125 <garantF1://10800200.125> "Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест";

ст.129.2 <garantF1://10800200.12902> "Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса".

И в том и в другом случае составляются акты, которые являются итоговым документом налоговых проверок.

Приказами налогового ведомства утверждены требования к актам налогового контроля.

Так, приказом <garantF1://12052071.0> ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки" утверждены следующие документы:

акт <garantF1://12052071.4000> выездной проверки;

акт <garantF1://12052071.5000> камеральной проверки.

Налоговое ведомство утвердило ряд других форм документов, используемых налоговыми органами при проведении проверок и оформлении их результатов.

Приказом <garantF1://12052864.0> ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/106 "Об утверждении форм документов, которые должны использовать налоговые органы при проведении налоговых проверок" утверждены формы:

решения <garantF1://12052864.1000> о приостановлении проведения выездной проверки;

решения <garantF1://12052864.2000> о возобновлении проведения выездной проверки;

акта <garantF1://12052864.3000> о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица;

решения <garantF1://12052864.4000> о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов;

решения <garantF1://12052864.5000> об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.

По результатам проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт.

При проверке организации, включая ее филиалы и представительства, акт составляется с учетом фактов, установленных в ходе их проверки, изложенных в разделах акта и подписанных должностными лицами налогового органа, проводившего проверку, и руководителем филиала (представительства).

Акт состоит из вводной, описательной и итоговой частей.

Вводная часть акта должна содержать:

номер акта, присваиваемый при его регистрации в налоговом органе;

место составления акта;

дату акта - дату его подписания лицами, проводившими проверку;

фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности и классные чины с указанием руководителя проверяемой группы и наименования налогового органа, который они представляют;

дату и номер решения руководителя налогового органа о проведении проверки;

полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее филиала, представительства, помимо наименования организации, указываются полное и сокращенное наименования проверяемого филиала, представительства;

ИНН, КПП;

указание на вопросы проверки;

период, за который проведена проверка;

место проведения проверки;

даты начала и окончания проверки;

фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации;

место нахождения организации или место жительства физического лица, а также место осуществления предпринимательской деятельности;

сведения о наличии лицензируемых видов деятельности;

сведения о фактически осуществляемых видах финансово-хозяйственной деятельности;

сведения о методе проведения проверки (сплошной, выборочный);

сведения о мероприятиях налогового контроля: допросах свидетелей, осмотрах территорий и помещений, истребовании документов или информации о конкретных сделках, выемке документов и предметов, экспертизе и др.

Описательная часть акта должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств или указание на отсутствие таковых.

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на доказательствах.

Каждый установленный в ходе проверки факт нарушения проверяется полно и всесторонне. В акте обеспечивается отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям, в том числе: сведений о непредставленных декларациях; о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в налоговом учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности.

Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и по возможности доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в бухгалтерском и налоговом учете.

Выявленные нарушения группируются по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов в разрезе соответствующих налоговых период


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.