Конец 7 —начало 6 в. до н. э. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Конец 7 —начало 6 в. до н. э.

2020-04-01 363
Конец 7 —начало 6 в. до н. э. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 6 в. до н.э. на смену ориентализирующему стилю пришла чернофигурная вазопись, зародившаяся еще в 7 в. Узорный орнамент был вытеснен силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и передающим жест и движение. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом фоне обожженной глины; иногда добавлялись белый цвет и процарапывание узора одежды, волос и т. п. по поверхности лака. Изображения размешались полосами, образуя ясную и понятную ленту повествования.

Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике. Название одного, из предместий Афин, славившегося в 6 и 5 вв. до н.э. своими гончарами, — Керамик — превратилось в название изделий из обожженной глины.

Кратер Клития и Эрготима (Ваза Франсуа) Кратер Клития, выполненный в мастерской Эрготима около 560 г. до н.э. (так называемая «Ваза Франсуа»), может дать представление обо всем изобразительном богатстве чернофигурной вазописи. Рисунок на огромном кратере разбит на ряд поясов. Большинство из них носит конкретный сюжетный характер и посвящено рассказам о целом ряде событий (охота на каледонского вепря, состязание колесниц и т. п.).

Центральную часть занимает изображение бракосочетания родителей Ахилла — Пелея и Фетиды. Ниже изображен Ахилл, преследующий Троила; самый нижний ряд заполнен изображениями животных и чудовищ. Человеческие фигуры плоскостны, и их движения резки и угловаты; животные (особенно лошади) точнее по рисунку, изящнее и живее. Каждая полоса в отдельности дает затейливый ритмический узор и вместе с тем наглядный рассказ, изобилующий подробностями; оформление вазы в целом представляет собой пример перехода от «коврового» заполнения всей поверхности вазы к более строгой композиционной архитектонике.

 

Крупнейшим аттическим вазописцем середины 6 в. до н.э. (550 - 530), был Эксекий. В его руках мифологические сказания и эпизоды из гомеровского эпоса превратились в выразительные сцены. Таков, например, рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости; их восклицания написаны тут же, рядом с фигурами.

Мастер Эксекий. Аякс и Ахилл, играющие в кости.

Эксекий. Дионис в ладье.        Роспись килика. Изображен миф о Дионисе - о его чудесном спасении от морских разбойников, которых он превратил в дельфинов. Удлиненные и изогнутые силуэты корабля и дельфинов великолепно вписаны в круг. Разбросанные по полю композиции дельфины с выгнутыми спинами создают полную беспокойного движения игру линий, напоминающую о плеске волн. Большая по сравнению с ними ладья со стремительно выгнутой линией борта, с наполненным ветром парусом как бы плавно скользит по поверхности моря. Узор виноградной лозы, выросшей на мачте, венчает композицию.

Росписи поздних чернофигурных ваз дали впервые в греческом искусстве образцы многофигурной композиции, в которой все действующие лица находились в реальной взаимосвязи, диктуемой характером события.

 

В дальнейшем, в греческом искусстве  вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности и условности, заложенной во всей художественной системе чернофигурной вазописи.

С середины VI в. до н.э. в вазописи формируется краснофигурный стиль, характеризующийся реалистичностью и сложностью композиций. Вместо плоскостного силуэта чернофигурной вазописи художники стали строить трехмерные тела, взятые в самых разнообразных поворотах и ракурсах. Черные линии рисунка на светлом фоне глины передавали теперь мускулы и детали тела, позволяя воспроизводить строение тела человека и его движение. Это дало мощный толчок развитию искусства рисунка. Композиция вазописи становилась более законченной и целостной. В пределах отведенной для композиции поверхности вазы художники-вазописцы передавали самые разнообразные сцены повседневной жизни и жизни богов и богинь,  события мифов и эпоса.

 

Юноша, приносящий жертву богам Сатир, преследующий менаду.

 

                       Пирующие гетеры

Виднейшим мастером вазописи этого времени был Евфроний, работавший в Афинах.

Мастер Евфроний. «Первая ласточка». (Лицевая и оборотная сторона) Сбоку от изображения написан текст: Три возраста, три мира. Мальчик, юноша и муж. Беседуют. И вдруг юноша воздевает руки: - Смотри! Ласточка! Мужчина резко оборачивается, поднимает голову и восклицает: - О да! Клянусь Гераклом! Мальчик восторгается вслед за ними: - Вот она! - кричит он, - Весна пришла!

 

Скульптура

Почти до самого конца архаического периода - до середины 6 в. до н.э. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших, в которых чувствуется влияние египетской пластики. На этих статуях, лежала печать канонической схемы, установленной для изготовления культовой скульптуры. К такому типу статуй относятся «Артемида» с острова Делоса, «Гера» с острова Самос, «Богиня с гранатовым яблоком».

 

                                 

  Деревянные ксоаны                                        Артемида Делосская.

                                                                               Мрамор. Около 650 г. до н. э.

Скульптура Артемиды Делосской представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Происхождение статуи от примитивного древнего ксоана не вызывает сомнений, и новым здесь является лишь некоторое стремление к правильной пропорциональности человеческой фигуры.

Гера Самосская. Мрамор Около 560 г. до н. э. Очень хорошо переданы различные ткани — тяжелая верхняя и тонкая нижняя одежды, тщательно изображены складки, правильно установлены пропорции женской фигуры. При этом, статуя напоминает скорее ствол дерева, а не живое человеческое тело. По сравнению с искусством гомеровского периода много нового, прежде всего — строгая, ясная пропорциональность и объемность фигуры.   «Богиня с гранатовым яблоком». Около 600 г. до н.э. Складки одежды, симметричными изгибающимися линиями, идущие сверху вниз, общая изысканность силуэта и нарядная расцветка придают статуе чувство праздничности.  

 

Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, т.н. куросы. Связанные сначала с культом героев, статуи куросов позднее начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях. Развитие типа куроса шло в контексте большей верности пропорций, преодоления упрощения и схематизма. Однако долгое время сохранялся фронтальный и неподвижный строй статуй, в котором явственно ощутимо влияние Египетской скульптуры (фигура в целом статична, левая нога выдвинута вперед, руки опущены вдоль тела).

Куросы

Аттический курос. Мрамор. Около 600 г. до н.э. Куросы Клеобис и Битон Около 600 г. до н. э. Аполлон Птойос из святилища Аполлона Птойоса близ Фив. 6 в. до н. э.   Аполлон Тенейский Первая половина    6 в. до н.э.

К середине 6 в. до н.э. куросы начали становиться более живыми, мышцы тела стали моделироваться лучше, пропорции стали более правильными. Стремление придать выразительность лицу статуи привело к сложению в архаической скульптуре «архаической улыбки».

«Архаическая улыбка»

В архаической скульптуре предпринимаются попытки передать движение. К таким произведениям относилась статуя богини победы — Ники — с острова Делоса, выполненная в первой половине 6 в. до н.э. ионийским (хиосским) мастером Архермом. Интересна также скульптура телеценосца (мосхофор).

1 2 1. Мастер Архерм. Статуя Ники с острова Делоса. Мрамор. Первая половина 6 в. до н. э.; 2. Мосхофор (человек, несущий теленка) с Афинского акрополя. Мрамор. Около 570 г. до н. э.  

Чаще, чем в круглой скульптуре, изображалось движение и в архаических рельефах 7 в. и первой половины 6 в. до н.э.

Медуза. Рельеф фронтона храма Артемиды на острове Корфу. Известняк. Около 590 г. до н. э   Персей, убивающий Медузу. Рельеф метопы храма в Селинунте. 7—6 вв. до н. э. Известняк.

 

Одним из высших достижений архаического искусства конца 6 в. до н.э. были найденные на Акрополе прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах, подчеркивающих пластику их фигур. Среди них особенно выделяются «Девушка в пеплосе» и статуя девушки, называемая «Кора с Акрополя».

1 2           Коры 1.  «Девушка в пеплосе»; 2. «Кора с Акрополя».

Классика

(Начало 5 — середина 4 в. до н.э.)

 

С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета греческой культуры, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Высоко совершенное, и полное глубокого чувства красоты, искусство греческой классики определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового искусства. Искусство классики — это искусство греческого города-государства цветущей поры его развития, связанной с победой демократии в Афинах и других греческих полисах.

К началу 5 в. до н.э. сложились два наиболее противоположных по своему укладу города-государства Древней Греции: Афины и Спарта. В Афинах наиболее полно выразили себя принципы демократии, опиравшейся в основном на расцвет ремесла и морской торговли. В Спарте, самом сильном в военном отношении полисе Греции, получил развитие политический строй, обеспечивший господство сплоченной группы воинов — спартиатов — над массой земледельцев — илотов. Соперничество и борьба Афин и Спарты определили в дальнейшем пути исторического развития Греции.

В первой четверти 5 в. до н.э. Греция подверглась нашествию Персидской державы. Решающие победы над персами — морская при Саламине (480 г. до н.э.) и на суше, при Платеях (479 г. до н.э.) — укрепили сознание силы и значения греческого общества, способствовали утверждению основных принципов его мировоззрения и культуры. Вместе с тем победа над персами благоприятствовала дальнейшему расцвету полисов, в особенности Афин.

 

Во время греко-персидских войн начался первый период развития классического искусства — ранняя классика, продолжавшаяся примерно четыре десятилетия (490 - 450 гг. до н.э.). Художники этого времени нашли новые художественные средства для создания монументального искусства, воплотившего в своих образах этические и эстетические идеалы победившей Греции.

Изображение человека во всем богатстве и свободе его действий, поиски обобщенных типических образов, построение реалистической групповой композиции, новое понимание синтеза скульптуры и архитектуры, обращение к сценам из реальной повседневной жизни (особенно в вазописи) стали важнейшими, основными чертами этого периода в развитии классического греческого искусства.

Во второй четверти 5 в. до н.э. (475 - 450 гг. до н.э.) архаические традиции (в скульптуре и живописи), были окончательно преодолены, и принципы классики получили свое законченное выражение в творениях таких мастеров, как неизвестные авторы олимпийских фронтонов и особенно знаменитый афинский скульптор Мирон. Мирон старший среди великих мастеров классики, завершил период творческих исканий ранней классики, подготовив греческое искусство к еще большему подъему в последующие годы — к зрелой, или высокой, классике.

Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства — в «эпоху Перикла» — продолжалось примерно также четыре десятилетия — с 450 по 410 г. до н.э. Художественные создания периода высокой классики отличались монументальностью и гармоничностью человеческих образов и одновременно жизненной непринужденностью, естественностью и простотой. В эти годы творили великие мастера греческого искусства - скульпторы Фидий и Поликлет, зодчие Иктин и Калликрат. Произведения этого времени в области архитектуры, скульптуры, вазописи и монументальной живописи являются прекрасными примерами того художественного обаяния, которого может достигнуть искусство, вдохновляемое верой в совершенство человека.

К концу 5 в. до н.э. разделение Греции на независимые и соперничающие друг с другом полисы начало тормозить дальнейшее развитие общества. Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны (431 - 404гг. до н.э.) между двумя союзами городов, возглавлявшимися Афинами и Спартой, ускорили упадок полисов. Искусство классики к концу 5 - началу 4 в. до н.э. вступило в свой последний, третий, этап развития.

В период поздней классики искусство в некоторой мере утратило героический, гражданственный характер, ясную гармонию своих монументальных образов. Вместе с тем в искусстве великих мастеров поздней классики разрабатывались новые задачи раскрытия в образах искусства мира внутренних переживаний человека иди бурной, беспокойной человеческой деятельности. Их искусство стало более драматичным и лиричным, более психологически углубленным.

Македонское завоевание во второй половине 4 в. до н.э. положило конец самостоятельному существованию греческих городов-государств. Оно не уничтожило традиции греческой классики, но в целом с этого времени развитие искусства пошло по другим путям.

Ранняя классика

(490 – 450 гг. до н.э.)

Изобразительное искусство

Вазопись

Очень важной частью греческого искусства в классический период была вазопись. Краснофигурная техника в это время окончательно вытеснила чернофигурную. Она давала возможность реалистически изображать объем и движение, строить любые ракурсы, естественно и свободно моделировать человеческое тело.

Виднейшими мастерами вазописи этого времени были Евфроний, Дурис и Бриг, работавшие в Афинах. Всем им было свойственно стремление к естественности изображения.

Мастер Евфроний. Тезей у Амфитриты. Роспись килика. Около 500—490 гг. до н. э. Мастер Евфроний. Гетеры, играющие в коттаб. Роспись килика. Начало 5 в. до н. э.

 

Мастер Дурис. Эосс с телом Мемнона. Роспись килика. Около 490—480 гг. до н. э. Мастер Бриг. Последствия пирушки. Роспись килика. Около 480 г. до н. э. Мастер Бриг. Взятие Трои. Роспись килика. Около 490—480 гг. до н. э.

 

Скульптура

Мастера скульптуры ранней классики разрабатывали в основном задачу создания спокойно стоящей человеческой фигуры. Крупнейший мастер Агелад уже в начале 5 в. до н.э. стремился решить проблему оживления спокойно стоящей фигуры. Перенос центра тяжести тела на одну ногу позволил Агеладу и другим мастерам этой школы достигнуть свободной естественности позы и жеста человеческой фигуры. Очень большое значение имела также последовательная разработка продуманной системы пропорций, раскрывающей реальную красоту совершенного человеческого тела.

Главный город Аттики — Афины — к середине 5 в. до н.э. собрал и объединил лучшие художественные силы Эллады для создания памятников и архитектурных сооружений, восхвалявших достоинство и красоту афинского, а вместе с ним и всего греческого народа. Раскрытие идей и возможностей скульптуры наиболее полно выражалось в монументальных скульптурных произведениях, связанных с архитектурой или стоявших на площадях.

Мифологическая и культовая темы и сюжет продолжали господствовать в греческом искусстве. Отдельные произведения искусства, непосредственно обращены к фактам реальной истории, хотя и принимающим иногда мифологический оттенок.

Скульпторы Критий и Несиот создали в начале 470-х годов до н.э. бронзовую группу Тираноубийц — Гармодия и Аристогитона, — взамен увезенной персами архаической скульптуры, изображавшей этих же героев. Для греков 5 в. до н.э. образы Гармодия и Аристогитона, убивших в 514 г. до н.э. афинского тирана Гиппарха и при этом погибших, были примером самоотверженной доблести граждан, готовых отдать жизнь для защиты гражданских свобод и законов родного города. В «Гармодии и Аристогитоне» впервые в истории монументальной скульптуры была поставлена задача построения скульптурной группы, объединенной единым действием, единым сюжетом.

Единая направленность движения и жестов фигур (в частности, занесенной для удара руки Гармодия) создает необходимое впечатление художественной цельности группы, ее композиционной и сюжетной законченности, хотя следует подчеркнуть, что движение это трактовано еще очень схематично. Лишены выражения были и лица героев.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.