Доколумбовые цивилизации Америки. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Доколумбовые цивилизации Америки.

2020-04-01 156
Доколумбовые цивилизации Америки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Одной из первых цивилизаций, о которых имеются достоверные сведения, была цивилизация майя, существовавшая в 5-15 веках на п-ве Юкатан. Им принадлежит заслуга создания точного календаря, включавшего 365 дней. У майя не было единого гос-ва, их цивилизация состояла из городов, соперничавших друг с другом. Основное занятие - земледелие, ремесло, скотоводство и торговля. Наиболее развитая цивилизация Юкатана к моменту испанского вторжения - ацтекская. Ацтеки вели постоянные войны с соседними племенами для захвата рабов. Они умели строить каналы и плотины, получали высокие урожаи. Их строит-во и ремёсла не уступали европейским. Золото, слишком непрочный металл для изготовления оружия и инструментов, ценилось ацтеками ниже меди и серебра. В юж. Америке наиболее развитым было гос-во инков, занимавшее площадь более 1 млн км² с населением более 6 млн человек. Цивилизация инков относится к числу наиболее загадочных. Там были развиты металлургия, ремёсла, использовались ткацкие станки для изготовления одежды и ковров. Строились каналы и дамбы. Выращивались кукуруза и картофель. До открытия Америки эти овощи были неизвестны европейцам. В то же время торговля не была развита, не было системы мер.

Смутное время в России.

 Смутное время начинается после пресечения династии Рюриковичей, поэтому в дореволюционной историографии зачастую главную причину смуты видели в династическом факторе. Ранее трон передавался по наследству. Именно так его получил последний государь этой династии – сын Ивана Грозного – Федор Иванович. По причине неспособности к самостоятельному управлению при нем имелся регентский совет, который возглавлял Борис Годунов. У Федора Ивановича был брат Дмитрий. В 1591г в Угличе при загадочных обстоятельствах погиб 9-летний Дмитрий, а через 7 лет в 1598г умер Федор Иванович. Учитывая особенности сознания и политической культуры россиян того времени, прекращение династии представляло угрозу гос-ву. Борис Годунов был избран на престол Земским собором, и таким образом стал первым в России избранным царем. Усиление России вызывало особую тревогу у католического польско-литовского гос-ва (Речи Посполитой), в состав которого входили многие православные земли. Их жители тяготели к своим единоверцам. Польские и литовские феодалы стремились использовать все возможности для ослабления России. Годунов стремился продолжать политику укрепления гос-ва, в том числе принимая и непопулярные меры. В условиях, когда начался отток податного населения на вновь открытые территории, в Сибирь, Годунов издал указы, вводившие сперва 5-летний, а затем и 15-летний срок сыска беглых крестьян, ушедших от владельца земель и не погасивших долги. Эти меры предотвратили обезлюдение поместной знати, но не встретили поддержки в стране. Бояре называли Годунова выскочкой, каждый из представителей знатных родов считал себя более заслуживающим царской власти. Крестьянство, особенно после голода (1601-1603), находилось на грани бунта. В этих условиях выдвинулся самозванец, выдающий себя за погибшего сына И. Грозного Дмитрия. Он объявился в Польше и получил поддержку польской знати. Набрав в Речи Посполитой наемные войска, он вторгся на русские земли. Лжедмитрий освобождал города от налогов, вводил льготы для крестьянства, раздавал широкие обещания боярству. После смерти Годунова в 1605г Лжедмитрий вступил в Москву и был коронован на царство Боярской думы. Однако, не сумев выполнить несовместимые друг с другом обязательства, он навлек на себя гнев жителей Москвы. В 1607г поляки выдвинул нового претендента на царский престол – Лжедмитрия II. Тот с армией, набранной в Польше, подошел к Москве. Обратившись за поддержкой к шведам, Шуйский нанес в 1609г поражение Лжедмитрию II, который в 1610г был убит. Боярская знать, рассчитывая выторговать себе выгодные условия капитуляции, свергла Шуйского с престола, сдала Москву и пригласила на русский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. Это вызвало возмущение во многих русских городах, в частности в Н.Новгороде, Муроме, Ярославле, Вологде, Костроме, где в 1611г начало формироваться народное ополчение. Ополченцев возглавил староста Н.Новгорода К.Минин и князь Пожарский. В 1612г им удалось взять Москву. Осажденные в Кремле польские войска сдались. Созванный в 1613г Земский собор избрал на царский престол Михаила Федоровича Романова.

Реформы Петра I.

 Петр I пришёл к власти в 1696 году. Он вошёл в историю как царь-реформатор, как личность огромного исторического масштаба. Большую роль в формировании реформаторских взглядов Петра сыграли факты его личной биографии и знакомства с многими талантливыми людьми, выходцами из европейских стран (Лифорт). В ходе "великого посольства" в Европу Петр посетил Пруссию, Польшу, Голландию, Англию, Австрию. Постепенно формировалось осознание реального отстаивания России в сравнении с европейскими странами, поэтому преобразования затронули почти все сферы жизни гос-ва и общества. Таким образом было положено начало модернизации России. Образовательная реформа. Развитие промыш-ти и торговли, создание регулярных армий и флота, перестройка госуд-го аппарата требовали подготовки большого числа собственных специалистов. С этой целью в 1699 году в Москве была основана Пушкарская школа. А в 1701г в здании Сухаревой башни открылась школа математики и навигационных наук. Выпускников навигационной школы посылали затем преподавателями в другие школы. В 1715г в Петербурге была создана морская академия. Кроме того, в петровскую эпоху была открыта медицинская школа, а также кораблестроительные, инженерные, горные и ремесленные школы. В епархиальных готовили священников, в цифирных – мелких чиновников, а в гарнизонных обучались солдатские дети. В 17093г был выпущен один из первых российских учебников. Это была «Арифметика» Л.Ф.Магницкого. она вводила вместо буквенных цифр, употреблявшихся в России, арабские. Затем было выпушено еще несколько учебников и учебных пособий. Итогом достижений петровского времени в обл-ти науки и образования стало создание петербургской академии наук. Она была открыта после смерти Петра. Гос.реформа. взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов и канцелярий в рез-те реформы 1718-1720гг были созданы центральные ведомства. 50 приказов были заменены всего 11 коллегиями, чьи обязанности были четко разделены. Важнейшими из коллегий была Коллегия иностранных дел, Военная и Адмиралтейская. Финансами страны заведовали сразу три коллегии: комер-коллегия (доходы), штатс-коллегия (расходы), ревизон-коллегия (контроль за поступлением и расходованием средств). Промыш-тью и торговлей ведали Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия (торговля). В 1721г была создана Вотчинная коллегия, заведующая дворянским землевладением и находившаяся в Москве. Юстиц-коллегия руководила деят-тью местных судебных учреждений. Синод – высший орган церкви, Преображенский приказ – расследование политических преступлений. В 1699г для управления городским сословием – ремесленниками и купцами – была создана Бурмистерская палата, в 1700г переименованная в Ратушу. В 1720г Ратушу сменил Главный магистрат. Он стоял во главе городовых магистратов, сменивших земские избы. До Петра в России не было органов, специально предназначенных для контроля и надзора за соблюдением законов. Именно Петр впервые создал их. Вначале указали 1711г была введена должность фискалов, а затем уже создана прокуратура. Табель о рангах. Табель о рангах была учреждена Петром I 24 января 1722г. Первоначально этот закон о порядке госуд-ной службы в Российской империи состоял из собственно Табели (таблицы) чинов и 18 «пунктов», пояснявших Табель и устанавливавших штрафы за ее нарушение. По Табели о рангах сохранялись существующие военные чины и вводились новые гражданские и военные чины. Все чиновники делились на 14 классов, 1й класс считался высшим. Все чины делились Табелью о рангах на три типа: воинские, статские (гражданские) и придворные. После произв-ва в 14й класс лица недворянского происхождения получали личное, а после 8го (для военных – 14го) – потомственное дворянство. Церковная политика. Первый удар по церкви Петр нанес в 1700г. после смерти патриарха. В дальнейшем гос-во постепенно накладывало на церковь разные ограничения. Доходы, полученные от хозяйственной деят-ти монастырей и других церковных учреждений, изымались на госуд-ные нужды. В 1721г для управления церковью была учреждена специальная Духовная комиссия, вскоре преобразованная в Синод. Синоду подчинялся Монастырский приказ, в ведении которого находились все финансы и имущ-во церкви. Таким образом, Петр I полностью подчинил церковь интересам гос-ва. Реальным рук-вом Синода был его вице-президент Феофан Прокопович – правая рука царя в церковных делах. Феофан Прокопович участвовал в сочинении многих указов, относившаяся к церковным и монастырским делам. Именно он сочинил Духовный регламент, по которому члены Святейшего Синода были приравнены к чиновникам светских коллегий. Они, как и все чиновники, назначались царем, приносили присягу на верность государю и обязывались безоговорочно выполнять все его повеления. Фискалы и прокуратура. Фискалы тайно проведывали и доносили о всех нарушениях закона, злоупотреблениях, воровстве и т.д. Они имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела, документы и объяснения чиновников. В то же время фискалы принимали доносы и от частных лиц. Очень скоро оказалось, что фискальная служба, выявляя чужие недостатки, обладает и своими собств-ми. Фискалов, погрязших в злоупотреблениях, стали почти открыто ненавидеть. Петр, возлагавший на фискалов большие надежды, оказался разочарованным. Тем более что высший го орган – Сенат – выпадал из поля зрения фискалов. В январе 1722г был подписан указ о создании прокуратуры. Прокуратура стояла над Сенатом и над всеми другими госуд-ми учреждениями. Первым генерал-прокурором стал П.И. Ягужинский, известный своей неподкупностью.

24) Незавершенные преобразования Александра l.

Первая четверть 19 века - это время правления Александра 1, вступившего на престол в результате дворцового переворота в 1801. Любимец Екатерины 2. Вступив на престол Александр заявил, что будет править "по законам и сердцу" однако, царю и ему окружении было ясно, что нужно проводить реформу: ограничение самодержавия, отмена крепостного права, подготовка народных масс к восприятию политических свобод. В первые годы правления вокруг Александра сложился негласный комитет т.е. кружок либерально настроенных молодых аристократов. Реформа 1802 заменила устаревшие коллегии министерствами (8 министерств) 1.военное 2.морское 3.внутренних дел 4.иностанных дел 5.юстиции 6.финансов 7.коммерции 8.народного просвещения. В крестьянской вопросе правительство стремились не ущемлять интересы помещиков, но в то же время облегчить участь крестьян, в первую очередь крепостных. В 1803 вышел указ о "вольных хлебопашцах" давший помещикам право отпускать крестьян с землёй за выкуп. В 1812 разворачивается подготовка проекта под руководством Сперанского. Сперанский подготовил проект реформ, носивший название "введение к уложению гос заказов". Сперанский планировал заменить монархию конституцией, отменить крепостное право поэтапно и соц изменения. Всё население страны разделились на 3 сословия: дворянство, среднее сословие, народ рабочий, который наделялся различными общегражданскими и политическими правами. В ответ на проект Сперанского Карамзин подаёт царю записку "о древней и новой России" в которой он доказывал, что всякое нарушение самодержавия приведёт Россию к смуте, что благоденствие принесут не реформы, а подбор достойных людей на руководствующие посты. Под давлением консервативного окружения Александр был вынужден отстранить Сперанского от дел и отправить его в ссылку. Тем не менее Александр не сразу расстался с мыслью о реформах. Начинается работа по подготовке новой реформы Новосильцева, согласно которой в России должны были вводится основные гражданские свободы. Разрабатывалась и реформа отмены крепостного права, но принять все эти реформы царь не решился.

Россия при Николае I.

 На протяжении всего царствования Николая I важнейшим являлся крестьянский вопрос. За этот период было создано около 9 секретных комитетов для рассмотрения предложений об улучшении положения крепостных крестьян. Николай I понимал, что креп.право не позволяет России успешно развиваться в экон.отношении, что, ч свою очередь, отрицательным образом влияет на её обороноспособность. Была предпринята попытка решить кресть.вопр. частично – в 1842г был издан указ "Об обязанных крестьянах", который предоставлял помещику право освобождать крестьян без земли. Это было шагом назад даже по сравнению с указом " О вольных хлебопашцах" 1903 года, поскольку теперь размер надела и повинностей крестьян целиком зависел от решения помещиков. Было принято ещё несколько указов, направленных в пользу крестьянам. Но все эти указы не затрагивали основ крепостного строя, и единственной реальной попыткой освобождения значительной категории крестьян явилась реформа государственных крестьян П.Д. Киселёва. Эта реформа должна была на лазить хоз-ное и администр-ное управление госуд-ной деревней, показав на её примере помещикам образцовое хоз-во новейшей формы. В деревнях были созданы новые органы управления. Частично крестьян переселяли в места, богатые свободной землёй. Были открыты школы и больницы. Крестьянам оказывали помощь в снабжении с/хоз-ным инвентарем и семенами. Но вскоре выявились недостатки проводимой реформы. Стали принудительно выделяться лучшие земли для посадки картофеля, а полученный урожай забирали и уводили в неурожайные губернии. Расценивая это как казенную барщину, крестьяне стали устраивать картофельные бунты. К середине 19 века в России наряду с Московским университетом были основаны Петербургский, Казанский, Харьковский, Киевский универ-ты. Высшее образ-ние, фактически равное универс-кому, давали лицеи: Царскосельский, Демидовский в Ярославле, Нежинский князя Безбородко и Ришельевский в Одессе. Особое внимание уделялось подготовке военных кадров. При Николае I была открыта Академия Генерального штаба. Инженерал и Адмиралтейская академии. К началу правления Николая I в России было лишь 49 гимназией, а к концу – 77. В крупных сибирских городах – Тобольске, Томске и Иркутске – также были гимназии. Главное место в правительственной идеологии занимало понятие "официальной народности", заключающейся в толковании роли русского народа как хранителя патриархальных традиций чуждого революционным идеям мятежного Запада. Поэтому поощрялись стихи поэтов, выходцев из крестьянского и купеческого сословия, широко пропагандировалась опера М.И.Глинки " Жизнь за царя", поощрялись картины на крестьянскую тему А.Г.Венецианова. Немалую роль в пропаганде теории "официальной народности" сыграл граф С.С.Уваров, ставший с 1833г министром народного просвещения. Он сумел доказать Николаю I, что науки при опоре на исконные русские начала – православие, самодержавие, народность – станут надёжной опорой трона, поскольку его основой станет "истинно русское просвещение". Но в 1848г, в связи с началом европейской революцией, ситуация изменилась. В поисках крамолы уже в самой России рук-лем III отделения и некоторые высшие чиновники гос-ва стали обвинять Уварова, что под его знаменитым лозунгом кроется обычное попустительство крамоле.

Реформы Александра II.

Судебная реформа. В 1864г были обнародованы указ о судебной реформе и новые судебные уставы. Создавался суд присяжных. Одним из рез-тов проведения реформы стало упрощение структуры суда. Было установлено два вида судов: мировые и общие. Мировой суд был единоличным и осуществлялся мировым судьей. В компетенцию мирового суда входили уголовные и малозначительные гражданские дела, если ущерб не превышал 500р. Мировой судья старался в первую очередь примирить стороны, но вместе с этим он обладал и правом вынесения приговора. Мир.судьи выбирались уездными земскими собраниями. Общий суд устанавливался в 3х инстанциях: окружные суды (обычно на одну губернию), судебные палаты (одна на несколько судебных округов) и сенат. В окруж.судах рассматр-лись наиболее важные дела. Уголовные дела решались с участием, гражданские - без участия присяжных заседателей. Приговор, вынесенный присяжными заседателями, считался окончательным, и по нему не принимались апелляции. Общероссийская судебная система дополнялась сословными волостными судами для крестьян, консисториями для духов-ва, судом для военных, высших чиновников и прочих. Образовательная реформа. Понимая необх-ть введения всеобщего обязательного бесплатного начального образования, правит-во пошло на проведение реформ в обл-ти просвещения. "Положение о начальных народных училищах" ввело, кроме госуд-ных и церковно-приходских, земские и воскресные училища. Их учебные программы, а также уровень и качество подготовки земских учителей, выгодно отличались от казенных и церковно-приходских школ. Уставом гимназий и прогимназий средние учебные заведения - гимназии - были разделены на классические и реальные и семилетнем сроки обучения. В классич. гимназиях предпочтение отдавалось гуманитарными предметам, большое место занимали древние языки, велась подготовка к поступлению в универ-ты. Реальные гимназии готовили спец-тов для промышленности и торговли. Здесь усиленно преподавались точные науки и естествознание. Выпускники начальных гимназий могли поступать только в технические высшие учебные заведения. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповедания. Число гимназий, несмотря на высокую плату за обучение, росло: в 1865г насчитывалось 96 гимназий, в середине 90х - около 600. В 1858г появились женские гимназии. Поступать в универ-ты женщинам было запрещено. Но на рубеже 70-80х годов их стали допускать туда на правах вольных слушательниц. В 60-70е годы были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве, Петербурге, Казани и Киеве.

Отечественная война 1812г.

 Для поднятия своей промышленности русское правит-во обложило ввозимые в Россию из Франции предметы роскоши высокими пошлинами. Это больно ударило по экономическим интересам Парижа. Наполеон решил любой ценой сломить волю России к дальнейшему сопротивлению и стал готовиться к новой войне. К весне 1812 года на землях герцогства Варшавского была развернута 600-тысячная армия с полутора тысячами орудий. С Австрией и Пруссией Наполеон заключил союзные договора о предоставлении войск для войны с Россией. Значительное число иностранцев входило в саму "великую армию" Наполеона. 12 июня 1812 года великая армия перешла Неман и вступила на землю России. В войне с Россией Наполеон преследовал цель разгромить русскую армию в генеральном сражении и занять Москву. Намерения Наполеона окружить русскую армию, навязав ей генер.сражение, не увенчалось успехом. Однако в России усиливалось недовольство отступательной тактикой ведения войны, войска рвались в генер.сражение у стен Москвы. Александр I по требованию общетв-ти решил назначить главнокомандующим всеми армиями Кутузова, к которому испытывал личную неприязнь. Позиция, выбранная Кутузовым, находилась у села Бородино в 12 км от Можайска. Наполеон обладал небольшим числовым превосходством. Зная о намерениях Наполеона окружить русские войска, Кутузов решил навязать противнику фронтальное сражение, чтобы уничтожить как можно больше его живой силы. Защитой Семеновских укреплений руководил князь П.И.Багратион, войска которого отбили семь атак противника. Но во время отражения восьмой, Багратион получил смертельное ранение. Русские войска отошли, отбивая атаки франц.кавалерии. В разгар сражения по приказу Кутузова в тыл наполеоновских войск были направлены казаки атамана М.И.Платова и кавалерийский корпус генерала Ф.П.Уварова. Это вызвало панику у противника, по приказу Наполеона наступление его войск было остановлено. К вечеру франц. войска вернулись на свои исходные позиции.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.