Краткая характеристика правового положения органов и агентов валютного контроля. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Краткая характеристика правового положения органов и агентов валютного контроля.

2020-04-01 154
Краткая характеристика правового положения органов и агентов валютного контроля. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Органами валютного контроляявляются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих полномочий, относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Контроль осуществления валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроляи их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (см. ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»):

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроляи их должностные лица также имеют право:

- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроляв пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом таких документов предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

9) паспорт сделки и другие документы, перечень которых определен п. 4 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Агенты валютного контроляи их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении полномочий.

Уполномоченные банки могут отказать в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом требуемых документов либо представления им недостоверных документов.

При наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, органы и агенты валютного контроля передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

- в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

- в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения.

Уполномоченные банки передают данную информацию в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

В то же время резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены законодательством;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

За неисполнение функций, установленных законодательством, нарушение прав резидентов и нерезидентов органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность. Уголовная и административная ответственность установлена в отношении резидентов и нерезидентов, нарушивших нормативные правовые акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования (ст. 193 Уголовного кодекса РФ, ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Основные отличия органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоят в том, что первые обладают более широкими полномочиями в сфере валютного контроля. В част­ности, органы валютного контроля вправе издавать акты ва­лютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ); запрашивать и по­лучать документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, не указанные в ч. 4 ст. 23 указанного Федерального закона; выдавать предписания об уст­ранении выявленных нарушений; применять меры ответствен­ности.

 

           39. Роль и место Банка России в реализации государственной валютной политики.

           В рамках своей компетенции, определенной законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О валютном регулировании и валютном контроле», Банк России совместно с Правительством РФ определяют текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты – курсовую политику. Валютная политика предполагает также управление валютными резервами.

Конкретные направления валютной политики, как одного из основных инструментов денежно-кредитной регулирования, Банк России вырабатывает в результате анализа множества экономических параметров как текущих, так и прогнозируемых. Важнейшими из них являются состояние платежного баланса страны, внутренняя денежно-кредитная политика, система валютного регулирования. Кроме того, существенным фактором, влияющим на выбор банком России валютной политики, являются международные обязательства в отношении конверсии национальной валюты, принимаемые на себя РФ перед международными организациями (в частности перед Международным валютным фондом). В ходе разработки валютной политики государства Банк России решает две задачи: выбор оптимального режима обменного курса и определение экономически обоснованного его уровня.

Задача Центрального банка РФ заключается в определении и поддержании того значения курса национальной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической политики государства. При этом фактором, ограничивающим возможности достижения (удержания) определенного уровня валютного курса, является текущий размер золотовалютных резервов Центрального банка РФ и степень их ликвидности. Для обеспечения экономически обоснованной динамики валютного курса рубля с 1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного курса и перешел к режиму плавающего валютного курса.

Использование последнего объективно обусловлено высокой степенью зависимости российской экономики от внешних факторов коньюктурного характера и складывающейся нестабильности ситуации на мировых товарных рынках. Уровень накопленных международных резервов и состояние платежного баланса позволяют эффективно контролировать соответствие динамики валютного курса рубля состоянию фундаментальных экономических факторов. Динамика обменного курса является одним из важнейших механизмов, позволяющих отечественной экономике адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

Для воздействия на динамику валютного курса Банк России использует широкий арсенал методов, которые условно можно подразделить на две группы.

1. Рыночные методы – проведение операций по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках (валютные интервенции) для воздействия на курс рубля.

 

2. Административные методы – применение мер, основанных на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке. К ним относятся:

§ меры в области валютного регулирования (установление норм и сроков репатриации, а также обязательной продажи валютной выручки, прямое и косвенное ограничение доступа к покупке иностранной валюты для различных категорий);

§ лимитирование – установление количественных (абсолютных либо относительных) ограничений для субъектов рынка (прежде всего уполномоченных банков) на величину возможной покупки (продажи) иностранной валюты.

§ прямой запрет для уполномоченных банков на совершение определенных операций с иностранной валютой, включая лишение участника технической возможности заключать сделки на валютном рынке. В РФ прямые запреты на совершение операций с иностранной валютой в настоящее время не применяются.

В рамках предоставленных полномочий по проведению валютной политики Центральный банк РФ обеспечивает регулирование и совершенствование инфраструктуры валютного рынка. Основным звеном последней служит система уполномоченных валютных бирж, которые функционируют на основании лицензии Банка России. Текущие воздействия на валютный курс Банк России проводит, выходя непосредственно на валютные биржи. Они ведут свою деятельность под полным контролем Центрального банка РФ, что позволяет ему видеть складывающуюся коньюктуру рынка и оперативно устранять негативные тенденции. Вместе с тем в определенные периоды Банк России проводит интервенции и на межбанковском валютном рынке, воздействовать на операции которого и осуществлять их контроль труднее, чем за валютными биржами.

В целях адекватной реализации валютной политики и своевременного реагирования на неблагоприятные изменения Банк России осуществляет постоянный мониторинг всех сегментов валютного рынка.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.