Место валютного контроля в системе финансового контроля в Российской Федерации. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Место валютного контроля в системе финансового контроля в Российской Федерации.

2020-04-01 351
Место валютного контроля в системе финансового контроля в Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целью государственного финансового контроля является обеспечение эффективной финансовой политики государства, а валютный контроль направлен на обеспечение устойчивости валюты и стабильности внутреннего валютного рынка как фактора прогрессивного развития национальной экономики, в силу чего можно сделать вывод, что оба эти вида контроля взаимосвязаны, так как направлены на достижение одной цели и, следовательно, валютный контроль можно рассматривать как один из видов государственного финансового контроля.

 

Цель и задачи валютного контроля в Российской Федерации.

Цели валютного контроля:

- создания и обеспечения функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля;

- установления и реализации определенного порядка проведения операций с валютными ценностями (валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги) на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

- обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;

- регламентации международных расчетов;

- поддержания стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;

- обеспечения желаемого (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

Задачи валютного контроля:

1) предотвращение нарушений валютного законодательства;

2) выявление нарушений валютного законодательства для последующего привлечения виновных к административной (в ряде случаев — уголовной) ответственности;

3) учет, обобщение и анализ информации о валютных операциях для стратегического планирования и текущей корректировки государственной валютной политики.

4) Поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение не инфляционного экономического роста;

5) Обеспечение системы взаиморасчетов с другими странами;

6) Обеспечение перелива капиталов между отраслями и между странами;

7) Создание условий для сбалансированности платежного баланса;

8) Формирование золотовалютных резервов страны.

 

Права и обязанности уполномоченных банков в сфере валютного контроля.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля.

Полномочия Федеральной таможенной службы при выполнении функции агента валютного контроля.

Таможенные органы представляют собой единую федеральную централизованную систему, включающую федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела, – ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Правовой статус ФТС России определен постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 "О Федеральной таможенной службе". Она осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Правовой статус региональных таможенных управлений и таможен определен в приказе ФТС России от 12.01.2005 № 7 "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне".

Региональное таможенное управление и таможня обеспечивают реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможенного органа в пределах его компетенции.

Валютный контроль осуществляется ФТС России в пределах своей компетенции. Компетенция таможенных органов в области валютного контроля установлена гл. 16 ТК ТС, согласно которой названные органы осуществляют валютный контроль двух видов:

1) фактический – контроль за перемещением лицами через таможенную границу различных объектов валютного контроля;

2) документальный – контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также осуществляют контроль за правильностью совершения валютных операций, связанных с перемещением через российскую границу товаров и транспортных средств.

Правовые основы полномочий таможенных органов в сфере валютного контроля имеют существенную специфику, заключающуюся в сочетании таможенного и валютного законодательства, а также его детализации подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми ФТС России самостоятельно или совместно с иными органами валютного контроля. В соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.2006 № 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы" руководство ФТС России передано от Минэкономразвития России непосредственно Правительству РФ.

Таможенным законодательством установлены процедуры проведения и формы осуществления валютного контроля таможенными органами. При осуществлении валютного контроля за соблюдением действующих правил совершения сделок и операций с валютой и валютными ценностями таможенные органы применяют такие формы, как: проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр как исключительная форма контроля); учет товаров и транспортных средств; устный опрос физических лиц и должностных лиц; проверка системы учета и отчетности; осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

Соотношение таможенного и валютного законодательства необходимо учитывать и при квалификации правонарушений, выявленных таможенными органами в ходе осуществления валютного контроля. При выявлении таможенными органами в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, деяния виновных субъектов квалифицируются в соответствии с нормами КоАП, устанавливающими ответственность за нарушение таможенных правил. Все иные противоправные деяния, объектами посягательств которых выступают валюта или валютные ценности, образуют составы валютных правонарушений, а лица, виновные в их совершении, привлекаются к ответственности на основании ст. 25 Закона о валютном регулировании.

 

Кто проводит проверки

Проверки осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов (п. 17 регламента).

Сроки проведения проверки

При определении проверяемого периода и сроков проведения проверки налоговые органы должны учитывать (п. 13 регламента):

- сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ;

- положение п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Документы

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны (ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ):

1) представлять налоговым органам следующие документы и информацию:

а) документы, удостоверяющие личность физического лица;

б) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

в) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

д) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

е) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

ж) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

з) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с Законом № 173-ФЗ;

и) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

к) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

л) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров, валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

м) паспорт сделки;

н) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ;

о) документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами РФ, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а в случае выявления нарушений валютного законодательства также составляется протокол об административном правонарушении по ст. 15.25 КоАП РФ.

Порядок составления и содержание акта проверки установлены п.п. 29 - 34 регламента.

 

Место валютного контроля в системе финансового контроля в Российской Федерации.

           В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения.

           Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты последнего. В то же время он имеет некоторые специфические черты. Его основными направлениями являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;                              

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

           Сущность валютного контроля заключается в том, что уполномоченные на то субъекты, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных субъектов законам и поставленным перед ними задачам; анализируют результаты воздействия субъектов на управляемые объекты, отклонения от поставленных целей и способов их достижения; принимают меры по их предотвращению и привлечению к ответственности виновных.

Валютный контроль является одной из основополагающих функций государственного управления и видом государственного финансового контроля.

Валютный контроль, как и финансовый контроль в целом, осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой особый вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль рассматривается в нескольких аспектах.

Во-первых, валютный контроль является одной из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений на предмет выявления случаев отклонения от выполнения предписаний государства. Контроль представляет собой проверку, а также наблюдение с целью проверки, проверку деятельности кого- или чего-либо, наблюдение за кем- или чем-либо с целью проверки, что характеризует контроль как функцию государственного управления.

Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства. Например, установив правило репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19 Закона о валютном регулировании), органы и агенты валютного контроля обязаны контролировать соблюдение этого требования через систему паспортов сделок (ст. 20 Закона о валютном регулировании).

В-третьих, валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Посредством валютного контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников валютных правоотношений. Это позволяет оценивать результаты реализации норм валютного права и проводить их корректировку.

В-четвертых, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Понятие валютного контроля необходимо рассматривать в двух аспектах. В широком аспекте валютный контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и соблюдение государственных интересов в валютных правоотношениях. В узком аспекте под валютным контролем понимается деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

           Законом о валютном регулировании были впервые на законодательном уровне закреплены принципы валютного контроля, к которым ст. 3 отнесены:

1) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

2) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

3) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

4) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

           Правовое регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;

2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

           Меры валютного контроля производны от валютных ограничений, однако их не следует отождествлять. Если через валютные ограничения государство регулирует (оказывает воздействие) операции с валютой и валютными ценностями, то посредством осуществления мер валютного контроля происходит процесс слежения за соблюдением установленных требований. Так, например, вывоз валюты РФ, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей физическими лицами допускается в размерах, не превышающих ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию. Для того чтобы проконтролировать соблюдение этого ограничения, установлено требование представления подтверждающих документов. При этом без представления подтверждающих документов допускается единовременный вывоз валюты РФ и иностранной валюты на сумму не более 10 тыс. долл. Если же физическое лицо желает единовременно вывезти большую сумму, то оно должно представить документ, подтверждающий ввоз или перевод валюты в Российскую Федерацию. В данном случае валютным ограничением является ограничение допустимой к вывозу суммы, а не требование представить документы.

           Конечной целью реализации мер валютного контроля является соблюдение участниками валютных правоотношений валютной дисциплины. Валютная дисциплина – это добровольное признание и надлежащее исполнение субъектами валютного права правил и предписаний уполномоченных органов государственной власти в сфере валютного регулирования и валютного контроля в целях реализации валютной политики государства.

           Валютный контроль представляет собой систему мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными на то субъектами (Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля), направленных на сбор и систематизацию информации о валютных операциях, предупреждение, выявление и пресечение валютных правонарушений. Система мероприятий валютного контроля состоит из следующих основных процедур (мер):

1) сбор информации о валютных операциях;

2) систематизация информации о валютных операциях;

3) предупреждение валютных правонарушений;

4) выявление и пресечение валютных правонарушений.

Названные процедуры (меры) не применяются по отдельности, а эффективность их реализации зависит от надлежащего выполнения органами и агентами валютного контроля своих функций. Для этих органов осуществление валютного контроля является правоприменительным действием, связанным с принятием индивидуально-правовых (ненормативных) актов органами валютного контроля – предписаний об устранении правонарушений, протоколов и т.д.

Создание действенного финансово-правового механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения государственных экономических интересов.

Механизм валютного контроля за экспортными и импортными операциями позволяет также осуществлять их учет и выявлять нарушения валютного законодательства, допущенные в процессе исполнения внешнеэкономических сделок. Вместе с тем финансово-правовой механизм валютного контроля не должен ущемлять права подконтрольных субъектов. В этих целях валютным законодательством установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

а) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

б) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в административном и судебном порядке;

в) на возмещение в установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

При осуществлении валютных операций на территории РФ резиденты и нерезиденты обязаны:

а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение эффективной финансовой политики государства, а валютный контроль направлен на обеспечение устойчивости валюты и стабильности внутреннего валютного рынка как фактора прогрессивного развития национальной экономики, в силу чего можно сделать вывод, что оба эти вида контроля взаимосвязаны, так как направлены на достижение одной цели и, следовательно, валютный контроль можно рассматривать как один из видов государственного финансового контроля.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.