Поразмысли о прошедшем. Сколь много людей — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поразмысли о прошедшем. Сколь много людей

2020-04-01 103
Поразмысли о прошедшем. Сколь много людей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Высокого и низкого звания во все времена

Страстно ожидали пришествия Богоявлений,

Предстающих в освященных личностях Избранников

Божиих. Сколь часто уповали они на Его приход,

Сколь прилежно молились они, дабы повеяло

Дуновение Божественной милости и обетованная Красота

 выступила из-за скрывающей ее завесы

И явила Себя всему миру. Но всякий раз, когда

Открывались врата милосердия, когда облака Божественного

Благоволения изливались дождем на человечество

И свет Незримого вставал над окоемом небесной мощи,

Все они отвергали Его и отвращались от лика Его — лика Самого Бога.

Дабы удостовериться в истинности сего, обратитесь к тому,

Что засвидетельствовано во всякой Священной Книге.

Бахаулла


Библиография

 

Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников, в двух томах, Москва, 1978

В. Брюсов, На похоронах Л.Толстого, Избран.соч., Москва 1955

Александр Белавин, Мировая духовная культура, Изд-во "Нижегородская ярмарка", 1995

Н. А. Некрасов, Полн. собр. соч. и писем, т. 10, Москва, «Правда», 1952

С. Полтавцев, Философское мировоззрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974,

Толстой и зарубежный мир, том 75, Москва 1965

Д.С. Мережковский, Революция и религия,  «Больная Россия», 1910.

Бирюков, Л.Н. Толстой, Биография, Москва, 1913

Л. Толстой, Воскресение, Часть1, глава 39,40, 1899г

Н. К.Гудзий, Е. А.Маймин, Роман Л. Н. Толстого "Воскресение",  Москва, Наука, 1964

Н.К. Гудзий Л Толстой, Москва 1949.

И.В.Базиленко, КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ И ИДЕОЛОГИИ БАХАИЗМА (XIX - XX вв.), СПб 1998

Отрывок из «Исповеди» (1879-82), Л.Н.Толстой

А.М. Аршаруни, Бабизм, исторический очерк, М.-Л. 1931;

М.С. Иванов, Бабидское восстание в Иране, М.-Л. 1939;

Ш.А. Тагиева, Аграрные отношения в Иране в конце XIX – начале XX в., Баку, 1967

А.И. Шифман, Лев Толстой и Восток, Москва 1971

А. Баязитов, Ислам и прогресс, СПб, 1898;

А. Крымский, История мусульманства, М. 1903, Д. Кульдиев, Магомет как пророк, СПб. 1881

В.В. Бартольд, Ислам, Пг. 1918, Н.А. Смирнов, Современный ислам, Москва 1930 

Л. Толстой, Царство Божие внутри вас

В.Ф. Булгаков, Л.Н.Толстой в последний год его жизни. Москва 1989

B. Ejchenbaum “Anna Karenina”, Tolstoj w oczach krytyki swiatowej, Warszawa 1975

В.Брюсов, На похоронах Л.Толстого, Избран.соч., том 2, Москва 55

А. М. Аршаруни, Бабизм и бахаизм, журн. "Безбожники", Москва 1931.

Большая Советская Энциклопедия; 2-е изд., т. 5, Москва 1950.

 Д. Л. Маковицкий, У Толстого: 1904-1910. Яснополянские записки: В 4 т. М.: Наука, 1979.

Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений (ПСС), т. 74, 78, 80

В.А. Вейкшан, Л.Н.Толстой о воспитании и обучении, Издательство академии педнаук РСФСР, Москва 1953

Э.Г.Бабаев, Из истории русского романа Х I Х века,

НС Козлов, Л. Толстой как мыслитель и гуманист, Москва 85

ВА Жданов, Последние книги Л.Толстого, Москва 71

Л. Толстой, Анна Каренина, Киев 1978

Л. Толстой, Хаджи Мурат, Москва 1978

Томас Клир, Мудрость Дзэн, сто историй пробуждения, СПб 2001

The Moral and Political Writings of Mahatma Gandhi, v. I

Литература Бахаи

 

Мoojan Momen, The Babi and Baha'i Religions.  

У. Хэтчер и Д. Мартин, Нэнси Аккерман, Грэм Хассел, Новая мировая религия (Бахаи), New York: Harper and Row, 1985

Уильям Сирз, Как Тать ночью

Дж. Э. Эсслемонт, БАХАУЛЛА И НОВАЯ ЭРА

Luigi Stendardo, Leo Tolstoi and the Baha'i Faith, Англия, 1985

Шоги Эффенди, Настал День Обетованный, СПб 1997

 

Internet ресурсы

www.linguadex.com/tolstoy   - Последний день Льва Толстого, записки Черткова

 

www.tolstoy.ru

 

www.tula.net/tgpu/Tolstoy

 

www.bahai.ru – Официальная страница бахаи России

 

www.ksu.ru/miku/ - Музей истории Казанского университета

http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/ - произведения Толстого

 

www.bahai.org.pl – Официальная страница Бахаи Польши

http://www.bahai.de/bahaaeligo/rusa/bel-rusa.htm - Вера Бахаи и Эсперанто

www.bahai.az – Официальная страница бахаи Азербайджана

Приложение

 

Первые сведения о Вере Бахаи (а точнее бабизма) на польском языке относятся к XIX веку. В журнале «Bluszcz»[208] (1871) и «Gazety Polskiej»[209] (1875) – появились статьи Александра Яблоновского (1829 – 1913) – этнографа, философа, историка. В 1890 и 1891 годах автор писал о Бабе и бабидах в Большой Иллюстрированной Энциклопедии[210].

Уже упомянутая нами Изабелла Гриневская, была полькой по национальности и вся ее творческая деятельность была посвящена новой религии. В Польше первой последовательницой Бахауллы была Лидия Заменгоф, которая приняла Веру в 1926 году, познакомившись с ней во время конференции эсперантистов[211]. Она перевела на польский язык книги «Бахаулла и Новая Эра», «Сокровенные слова», «Ответы». Следующий период эпохи социализма, когда всякая форма деятельности религий была запрещена, информация о бахаи скудна. Но известно, что первые польские бахаи проживали в семи городах и поддерживали контакт с Международным Офисом Бахаи. Эти сведения получены из дипломной работы Марты Майда[212], написанной в 2005 году[213], под названием «Wiara Baha'i - antidotum dla wspolczesnosci?» (Вера Бахаи – антидотум для современности?) Марта Майда в заключении пишет, что религия Бахаи самая открытая и толерантная, а принципы, на которых основана эта религия, могут изменить мир в лучшую сторону. Более чем 80 процентов опрошенных ею взрослых польских бахаи имеют высшее образование, а остальные студенты.

27 января 1986 года бахаи учавствовали на церемонии Молитвы о Мире, организованном по инициативе Папы Иоанна Павла II[214].

В 1991 году политические перемены дали возможность развитию Веры Бахаи с полной силой. В марте появилось первое Местное Духовное Собрание Варшавы. Позже деятельность бахаи проводилась уже в 9 польских городах. А год спустя Вера Бахаи получила официальную регистрацию (Nr 69). В 1992 году польское телевидение транслировало программу о Мировом Центре Бахаи в Хайфе (Израель) под названием «Девятый Пророк» и польская пресса стала все чаще уделять внимание Бахаи. Посол Польши в Израеле Доктор Ян Довгиалло официально посетил Мировой Центр Бахаи. В 1993 году Польская Община Бахаи впервые представляла свою страну на выборах Всемирного Дома Справедливости на Международном Съезде Бахаи в Хайфе. 

В 1998 году по инициативе польских женщин-бахаи была организована конференция «Женщины во имя Мира» в Варшаве, куда были приглашены представительницы 10 различных верований.

В 2005 году Национальное Духовное Собрание Польши приобрело новый офис, двери которого открыты для всех ищущих истину людей[215]. Год назад приблизительное количество польских бахаи насчитывало около 500 человек.

Бахаи поддерживают дружескую связь с эсперантистами. Интересно, что после ознакомления с Верой Бахаи, многие эсперантисты сами стали активными последователями Бахауллы. 

 

 

Л.Н. Толстой.

Май 1908 г. [216]

Абдул-Баха, начало ХХ века [217]

Содержание

 

Вступление............................................................................................... 6

История вопроса..................................................................................... 9

Глава I Духовные мучения писателя и искание смысла жизни.. 19

Глава II Духовные ценности Востока. Первый Шаг Толстого – Буддизм и Ислам...................................................................................................... 30

Глава III Новый Восток. Борьба за духовное Просвещение......... 34

Глава IV Шаг второй. Бабизм, бахаи................................................. 39

Глава V Гармония между душой европейской и душой восточной. Соприкосновение философии Толстого и учения Бахаи.............. 43

Глава VI Оценка Толстого нового учения. Прерванный полет... 56

Глава VII Мировоззрение Левина – Толстого................................ 63

Заключение............................................................................................ 74

Библиография....................................................................................... 81

Приложение........................................................................................... 84

Содержание........................................................................................... 87

 


[1] Сын пророка Бахауллы, Абдул-Баха произнес эти слова еще в 1912 году. См. Абдул-Баха, МЫСЛЬ МИРА, Речи и наставления Абдул-Баха о новой культуре мира, Москва "Наука" 1992, книгу можно прочитать на www.bahai.az (от 11.12.2005)

 

[2] По воспоминаниям Жоржа Анри Бурдон, французского журналиста, посетившего Ясную Поляну, См. Толстой и зарубежный мир, том 75, книга вторая, Москва 1965, стр. 57

 

[3] У. Хэтчер и Д. Мартин, Новая мировая религия (Бахаи), Нью-Йорк: Harper and Row,1985, См. www.bahai.ru  (дата 08.09.2005)

[4] Здесь необходимо пояснить, что Бахауллу считали учеником Баба, но Его Миссия была гораздо глубже и объемнее. Он - новый девятый пророк для всего человечества, согласно учении Бахаи. См. www.bahai.ru (дата 08.09.2005)

[5] Удо Шефер, Вера бахаи: секта или религия?, немецкий доктор юридических наук доказывает, что Вера бахаи не секта, а независимая новая религия, См. www.geocities.com/Athens/Styx/1109/sect_or_rel.html#_ftn75 (дата 09.10.2005)

[6] Luigi Stendardo, Leo Tolstoi and the Baha'i Faith, Англия, 1985, стр. 14

Востоковед Ольга Сергеевна Лебедева, блестящий переводчик произведений Толстого на турецкий язык. Деятельность Лебедевой получила высокую оценку в Турции. Целью ее переводов было духовное сближение двух народов. Синодальная церковь подозревала Ольгу Сергеевну в переходе в магометанство, и грозило ей всяческими духовными карами. Лебедева планировала написать книгу об общности нравственных идеалов христианства и ислама. Толстой одобрил ее намерение. См. 

http://www.peoples.ru/science/literature/lebedeva/index.html (дата 10.10.2005)

[7] Известный немецкий поэт лично встречался с Толстым и беседовал с ним на волнующие его вопросы о боге. После чего, вернувшись домой, выслал Толстому эту книгу. См. E. Zajdensur, R.Rilke u Tolstogo, Литературное наследство, Москва 1939.  

[8] Современный Иран

[9] F. C. Andreas, die Babi ’ s in Persien, Leipzig 1896, Книга с пометами Толстого сохранилась в яснополянской библиотеке. См. А.И. Шифман, Лев Толстой и Восток, М. 1971, стр. 34 -35

[10] Известно, что в 70-х годах ХIX века Тургенев неоднократно упоминал о вере в частных и официальных беседах. Так, в 1879 году в Оксфорде, куда он прибыл на церемонию получения почетной степени, писатель беседовал о новой религии с главой Белиол-колледжа Оксфордского университета доктора Бенджамином Джауэтом. См. http://bahai-library.com/russian/hist/bahai_russia.html (дата 17.09.2005)

[11] См. Толстой и зарубежный мир, том 75, книга вторая, Москва 1965, стр. 89

 

[12] См. В.Ф.Булгаков, Л.Н.Толстой в последний год его жизни, Москва 1989, СТРАНИЦА

[13] Известный востоковед, знаток персидского языка профессор В. А. Жуковский. Поэтесса, член Филосовского, Восточного и Библейского обществ И. А. Гриневская. Русский посол при дворе персидского шаха (1846-1854) князь Дмитрий Иванович Долгоруков. Мирза Александр Казим-Бек, специалист по персидской литературе, профессор и декан факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. Заведующий сектором восточных языков Азиатского отдела Министерства иностранных дел М. Гамазов. Востоковед, капитан А. Г. Туманский. Писатель С. И. Уманец. См. www.bahai-library.com/russian (дата 09.09.2005)

[14] См. www.bahai-library.com/russian (дата 09.09.2005)

[15] A. M. Ghadirian, Граф Л.Толстой и его оценка Веры Бахаи, The Bahai Faith in Russia: two early instances, Etudes Bahai Studiues, Canada 1979. См. www.bahai-library.com/books/rg/rg.biblio05.html (дата 09.09.2005)

[16] Луиджи Стендардо, Л.Толстой и Вера Бахаи, Оксфорд, 1985, стр. 15

[17] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр. 21

[18] Н. А. Некрасов, Полн. собр. соч. и писем, т. 10, Москва «Правда» 1952, с. 179

[19] Л.Толстой, Полное собрание сочинений (ПСС), том 45, стр. 88

[20] Е.П. Блаватская, статья ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ЕГО НЕЦЕРКОВНОЕ ХРИСТИАНСТВО, "Люцифер", сентябрь 1890 г, См. http://tnv.pp.ru/readbook.php?id=11208 (дата 25.10.2005)

[21] См. www.tula.net/tgpu/Tolstoy (дата 09.09.2005)

[22] Полное Собрание Сочинений Толстого, (далее ПСС), том 41, стр. 399, 443

[23] The Moral and Political Writings of Mahatma Gandhi, v. I, p. 122.

[24] ВиталийРемизов, Толстой и зарубежный мир,  См. www.tula.net/tgpu/Tolstoy/Foreign (дата 09.09.2005)

[25] См. www.tolstoy.ru (дата 09.09.2005)

[26] Толстой и зарубежный мир, том 75, книга вторая, Москва 1965, стр. 273

[27] См. www.tolstoy.ru (дата 09.09.2005)

[28] Толстой и зарубежный мир, том 75, книга вторая, Москва 1965, стр. 399

[29] Е.А. Мироненко, к.ф.н., Семипалатинский университет им. М.О.Ауэзова,

См. http://www.oozv.narod.ru/nauka/mironenko_dialog.htm (дата 07. 08.2005)

[30] Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня, СПб., 2002, См. www.tolstoy.ru (дата 10.09.2005)

[31] Д.С.Мережковский, Революция и религия,  «Больная Россия», 1910, См. http://russianway.rchgi.spb.ru/Tolstoy/30_merez.pdf (дата 23.11.2005)

[32] Александр Белавин, Мировая духовная культура, Изд-во "Нижегородская ярмарка", 1995

[33] См: www.tolstoy.ru (дата 09.09.2005)

[34] Из статьи, посвященной творчеству Л.Толстого, автор Д.Чегурко,

См. http://world.freeglobus.com/uraat/?page=file9_5 (дата 15.10.2005)

[35]См. Уильям Сирз, Как Тать ночью, стр. 200

[36] Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений (ПСС), т. 78, с. 306.

[37] Д. Л. Маковицкий, У Толстого, 1904-1910, т. 4, с. 255.

[38] Там же  с. 251.

[39] ПСС, том 72, стр. 416

[40] Цит. по: А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр.52-53

[41] П.Бирюков, Л.Н. Толстой, Биография, Москва 1913, стр. 362. 

[42] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр.7

[43] Л.Н.Толстой, Разрушение ада и восстановление его, глава IV

[44] Ницше, Радостная мудрость; Так говорил Заратустра, ч. 1; Воля к власти 1.2. См тж. Schaefer, The Imperishable Dominion, 4-7.

[45] Л.Толстой, Воскресение, часть 1, глава 39-40, 1899г

[46] Л.Толстой, Воскресение, часть 1, глава 39-40, 1899г

[47] Н.К.Гудзий, Е.А. Маймин: Роман Л. Н. Толстого "Воскресение", Наука, 1964, стр.483 - 545

[48] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков, 1974, стр.23

[49] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков, 1974, стр.83

[50] Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 года, полный текст см. на www.duel.ru/publish/tolstoy/TekstAnaf2.htm (дата 20.10.2005)

[51] Полный текст можно прочитат на www.krotov.info/library/t/ltolstoy/otvet.html (дата 25.10.2005)

[52] ПСС, том 23. стр 449

[53] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков, 1974, стр.87

[54] Там же стр.82

[55] ПСС, том 56, стр. 129

[56] ПСС, том 23, стр. 399

[57] ПСС, том 45, стр. 29

[58] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр. 86

[59] ПСС,том 23, стр. 302

[60] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр.86

[61] ПСС, том 45, стр. 442

[62] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр.23

[63] ПСС, том 45, стр. 203

[64] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков, 1974, стр. 66

[65] Александр Белавин, Мировая духовная культура, Изд-во "Нижегородская ярмарка", 1995

[66] ПСС, том 45, стр. 192, см. также А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр. 86

[67] Одним из его преподавателей был Мирза Александр Казим-Бек, специалист по персидской литературе, позже профессор и декан факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета, написавший первый капитальный труд по истории Бабизма. См. А И.Шифман, Л.Толстой и Восток или http://www.bahai-library.com/russian/ (дата 17.09.2005)

[68] О Толстом. Воспоминания и характеристики представителей различных наций, под ред. П.А. Сергеенко, Москва, 1911. См А.И. Шифман, Лев Толстой и Восток, М. 1971, стр. 10, 21

[69] А. С.Полтавцев, Философское мировоззрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр. 16

[70] См. А.М. Аршаруни, Бабизм, исторический очерк, М.-Л. 1931; М.С. Иванов, Бабидское восстание в Иране, М.-Л. 1939; Ш.А. Тагиева, Аграрные отношения в Иране в конце XIX – начале XX в., Баку, 1967

[71] А.И. Шифман, Лев Толстой и Восток, М. 1971, стр. 332 

[72]Об исламе см: В.В. Бартольд, Ислам, Пг. 1918, Н.А. Смирнов, Современный ислам, М. 1930 

[73] К.Маркс, Объявление войны.-К истории возникновения Восточного вопроса, Сочинения, из.2, том 10, стр. 167

[74] См. сборники Круг чтения, Мысли мудрых людей на каждый день, Путь жизни (т. 40, 41, 42, 45) 

[75] ПСС, том 73, стр. 320-321

[76] Казанские издания в библиотеке Ясной Поляны, Архангельская Т.Н. См. www.ksu.ru/miku/konf_tolstoi/s16.htm (дата 01.10.2005)

[77] Игорь Алексеев, Ислам и поиски российской идентичности, Русская религиозная мысль XIX века о мусульманском обществе, НЗ № 17 (3), 2001, См. www.nlo.magazine.ru/politican/44.html (дата 07.11.2005)

[78] А.И. Шифман, Лев Толстой и Восток, М. 1971, стр. 381

[79]Там же, стр. 382

[80]Дж.Эсслемонт, Бахаулла и Новая Эра, Пер. с англ проф. Д. В. Пивоварова – 1991, стр.14

[81] А.И. Шифман, Лев Толстой и Восток, М. 1971, стр. 335 

[82] От У. Миллера (1782-1849), американского баптиста, предсказывавшего пришествие Христа в 1843-1844 гг. и возглавившего первое из течений адвентизма в Новом Свете. См. www.abventist.ru/14.html

[83] В Израеле, у подножия горы Кармель до сих пор сохранились остатки поселения миллеритов. См. Дж. Эсслемонт, Бахаулла и Новая Эра, Пер. с англ проф. Д. В. Пивоварова – 1991

[84] Десятки тысяч изгнанных из своих прежних церквей миллеритов, завернувшись в белые простыни колоннами вышли в определенный день ноября 1844 года встречать Христа на близлежащие холмы, и Он не пришел. В абсолютном своем большинствеони разуверились в справедливости Библии, ее философии и пророчеств – и оставили христианство вообще См. www.adventist.ru/14.html (дата 12.12.2005)

[85] См. http://bahai-library.com/russian/bha/gleanings.html (дата 09.09.2005)

[86] Уильям Сирз, Как Тать Ночью, см. www.bahai.ru (дата 14.10.2005)

[87] Русский посол князь Долгоруков, также ставший свидетелем этих зверств, в личной беседе с шахом назвал их "варварством, немыслимым даже у дикарей". Британский поверенный в делах тоже выразил персидским властям протест в связи с действиями, на которые, "как полагало правительство Ее Величества, способны только дикие африканские племена",  M. Momen, Babi and Baha ' i Religions, cтр. 100-101. См. также http://bahai.az/lib/promin/hatcher_martin_ru.shtml (дата 13.10.2005)

[88] William Sears, Thief in the Night, (Уильям Сирз, Как тать ночью), стр. 111

[89] Ю.А.Иоаннесян, Цент Петербургское востоковедение, Бахаулла Китаб-и-Икан, серия Памятники культуры Востока, СПб, 2001

[90] См. http://russianway.rchgi.spb.ru/Gorkiy/05_Gorky3.pdf (дата 15.12.2005)

[91] До сих пор в Иране не прекращаются преследования бахаи. На протяжении последних 20 лет сотни бахаи были подвергнуты тюремному заключению, десятки тысяч лишены работы, пенсий, возможности заниматься предпринимательством и получать образование, а в период с 1978 по 1988 гг. в Иране были казнены свыше 200 бахаи – все это делается даже несмотря на то, что одним из главных принципов бахаи является послушание законам той страны, где бы они не находились. См. www.bahai.ru

[92] Лев Толстой, Хаджи-Мурат, Худ.лит., Москва 1976, стр. 199

[93] После этого Бахаулла был подвергнут пыткам и посажен в тюрьму, в заключениях он находился около 40 лет. Подробнее о жизни Бахауллы см. www.bahai.ru, www.bahai.org.pl

[94] А.И. Шифман, Лев Толстой и Восток, М. 1971, стр. 337

[95] И.В.Базиленко КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ И ИДЕОЛОГИИ БАХАИЗМА (XIX - XX вв.), СПб, 1998

[96] У. Хэтчер и Д. Мартин, Новая мировая религия (Бахаи) См.

http://www.bahai-library.com/russian/hist/bahai_russia.html

[97] ПСС, том 23, стр. 181

[98] ПСС, том 23, стр. 181

[99] Речь идет о педагогических статьях Толстого, печатавшихся в журнале «Ясная Поляна» (издавался Толстым с января по декабрь 1862 года). См. А.И. Шифман, Лев Толстой и Восток, М. 1971, стр. 337

 

[100] М.С.Сухотин передает по памяти заключительный фрагмент гл. 3 (т.4, ч.3) «Войны и мира».

[101] Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников, в двух томах, том 2, Москва 1978, стр. 374 – 375

[102] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр. 64

[103] Литературное наследство, Толстой и зарубежный мир, Москва, «Просвещение», 1965, т. 75, Кн. 1, с. 52-53.

[104] Любопытно, что благодаря увлеченности Толстого бабизмом, с принципами этого нового учения познакомились и высоко оценили их российские духоборы, в частности, глава “большей партии” духоборов и личный друг Л. Н. Толстого Петр Веригин. См. А.И. Шифман, Лев Толстой и Восток, М. 1971, стр. 337

[105] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков, 1974, стр.44

[106] ПСС, том 39, стр. 102

[107] См. Литературное наследие, том 75, Толстой и зарубежный мир, книга вторая, Москва 1965, стр. 195

[108] Дж. Э. Эсслемонт,   БАХАУЛЛА И НОВАЯ ЭРА, стр.82

[109] ПСС, том 55, стр. 239

[110] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр.59, 64– 65

[111] Л. Толстой Патриотизм или мир, 1896, Журнал Толстовский Листок/Запрещенный Толстой, выпуск третий, издательство "АВИКО ПРЕСС", Москва, 1993. OCR: Габриел Мумжиев, см. www.lib.ru 

[112] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр.76

[113] ПСС, том 55, стр. 81

[114] Л.Толстой Царство Божие внутри вас, глава I, из «Провозглашение основ, принятых членами общества,основанного для установления между людьми всеобщего мира».

[115] ПСС, том 31, стр. 195

[116] ПСС, том 54, стр. 195

[117] А.И. Шифман, Лев Толстой и Восток, М. 1971, стр. 34 -35

[118] В.А. Вейкшан, Л.Н.Толстой о воспитании и обучении, Издательство академии педнаук РСФСР, Москва, 1953, стр. 72-73

[119] В.Ф.Булгаков, Л.Н.Толстой в последний год его жизни, Москва 1989, стр. 163

[120] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр.47

[121] L.Tolstoj, zagadnenia seksualne, Warszawa – Krakow – lwow, 31. str. 109 -110

[122]Слепой поэт и писатель Василий Ерошенко - (1890-1952), в соавторстве с английской бахаи, эсперантисткой Агнес Александер перевел одно из сочинений Бахауллы "Сокровенные Слова" на эсперанто. Впоследствии он сам стал горячим последователем Бахауллы. В этом учении его привлекало все, что роднило бахаизм с толстовством: призыв любить ближнего, пацифизм. Что интересно, в его судьбу вмешался счастливый случай. На слепого юношу обратила внимание Анна Николаевна Шарапова, родная сестра Л. Н. Толстого. Именно она и пригласила Ерошенко, поразившего ее глубиной суждений и интеллигентностью, на свои курсы эсперанто. Позже, благодаря Ерошенко, который также выучил японский язык, в Стране восходящего солнца появятся первые бахаи. Среди них эсперантисты Тории Токудзиро, Камитика Итико, драматург Акита Удзяку. 

См. Kasxitaj vortoj // Erosxenko V. Stranga kato. - P. 61-75. Gxi estis eldonita en Tokio vershajne en 1915, Ерошенко В.Я., Избранное, - С. 228-238; Андр i анова Н. «Мен i треба так багато бачити…» /Нев i дом i листи В. E рошенка // Укра ii на, 1987, - № 28, - С.14 17 или интернет   www.podrobnosti.com.ua/person/2004/05/26/123680.html (дата 11.10.2005)

[123] Около того времени, когда впервые было выдвинуто Бахауллой предложение об установлении международного языка, в Польше родился Людвиг Заменгоф, которому было предназначено выполнить ведущую роль в осуществлении этой идеи. Интересно, что его дочь, Лидия Заменгоф была первой горячей последовательницей бахаи в Польше, трагически погибшая в немецком концлагере в Тремблинке, подробнее см. У.Стеннд, Бахаулла и Новая Эра, стр. 10, 15

[124] Заменгоф был близок по убеждениям к Толстому и бахаи. См. http://miresperanto.narod.ru – Другая Планета

[125] Первая эсперантская тип. И.Н.Харитонова, Казань,1907, 175 с.

[126] См. www.ksu.ru/miku/konf_tolstoi/s16.htm - Музей истории Казанского университета (дата 23.10.2005)

[127] В 1920-30х годах среди бахаи были такие выдающиеся личности, активные в движении эсперанто, как Марта Рут, Лидия Заменгоф и Герман Гроссман – основатели журнала бахаи на эсперанто "La Nova Tago".

[128] См. http://peacefromharmony.spb.ru/ - Новая культура мира как гармония

[129] в 1992 году Роман Добрински, польский журналист и в дальнейшем вице-президент ВЭА (Universala Esperanto-Asocio: Всемирная эсперанто ассоциация), представил на международном эсперанто конгрессе в Венне эсперанто-версию своего фильма о Вере и Всемирном центре бахаи в Хайфе (Израиль) с названием "Sxafejo de la naua Profeto" ("Паства девятого пророка"). См. http://www.bahai.de/bahaaeligo/rusa/bel-rusa.htm (дата 24.11.2005)

[130] Там же: В октябре 1995 года, Всемирная Община Бахаи – неправительственная организация, представляющая бахаи всего мира в Организации Объединенных Наций сделала несколько предложений по вопросу о международном вспомогательном языке в котором говорилось, что ООН, ныне использующая 6 официальных языков, извлек бы немалую выгоду, если бы выбрал один из существующих языков или создал новый для использования в качестве вспомогательного во всех своих учреждениях. Кроме экономии средств и упрощения бюрократических процедур, это также станет далеко идущим шагом к развитию духа единства.

[131] www.bahai.ru

[132] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр.79

[133] Толстой и зарубежный мир, том 75, книга вторая, Москва 1965, стр. 23-24

[134] Л. Толстой Патриотизм или мир, 1896, Журнал Толстовский Листок/Запрещенный Толстой, выпуск третий, издательство "АВИКО ПРЕСС", Москва, 1993. OCR: Габриел Мумжиев, см. www.lib.ru 

[135] ПСС,том 36, стр. 143

[136] Литературное наследство, т. 75, Толстой и зарубежный мир, Москва, «Просвещение», 1965. Кн. 1, с. 52-53.

[137] Литературное наследие, т. 75, Толстой и зарубежный мир, книга вторая, Москва 1965, стр. 550

[138] Поэтесса Тахира была самой образованной женщиной в Персии того времени. Лорд Керзон - британский государственный деятель, вице-король Индии, писал о Тахире в своей книге "Персия и персидский вопрос": "Красота и женственность тоже внесли свой вклад в новое вероучение; мужество очаровательной поэтессы из Казвина с трагической судьбой, которая, сбросив чадру, пронесла по всей Персии факел миссионерства, - один из самых волнующих эпизодов современной истории". Тахира была казнена. См. http://bahai-library.com/russian/hist/nabil.htm (дата 02.11.2005)

[139] Дж.Эсслемонт, Бахаулла и Новая Эра, Пер. с англ проф. Д. В. Пивоварова – 1991, стр. 97-98

[140] ПСС, том 45, стр. 27

[141] ПСС, т. 54, стр. 123

[142] Формат работы не позволяет подробно описать этот уникальный Административный порядок. Более подробно см. http://www.bahai.ru/community/admin.shtml (дата 23.12.2005)

[143] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр.79

[144] Толстой и зарубежный мир, том 75, книга вторая, Москва 1965, стр. 107

[145] Л.Н.Толстой. К Духовенству, см. http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0720.shtml (дата 12.12.2005)

[146] Томас Клир Мудрость Дзэн, сто историй пробуждения, СПб 2001, стр. 28

[147] Католическое издание Przeglad Katolicki предостерегали польского читателя от знакомства с русской литературой, уверяя, что она разлагающе действует на молодежь, развращает ее вкусы, разрушает основы религиозного мировоззрения. См. Литературное наследие, том 75, Толстой и зарубежный мир, книга вторая, Москва 1965, стр. 258

[148] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр. 64

[149] Толстой в воспоминаниях современников, том 2, Москва 1978, стр. 93

[150] ПСС, том 56, стр. 46

[151] В.Ф. Булгаков, Л.Н.Толстой в последний год его жизни - М.,1989.- Стр. 9

[152] А.С. Полтавцев, Философское мировозрение Л.Н. Толстого, Харьков 1974, стр.80

[153] Полный текст ответа можно прочитат на www.krotov.info/library/t/ltolstoy/otvet.html

[154] Дж.Эсслемонт, Бахаулла и Новая Эра, Пер. с англ проф. Д. В. Пивоварова – 1991, стр. 145

[155] См. www.bahai.ru

[156] Будучи сам активным волонтером в ассоциации «Один Мир» в Познани (Польша), я встретил девушки из Бурятии Александру Кононову, которая тоже является бахаи. По ее словам, многие другие бахаи Бурятии, в том числе ее сестры, учавствуют в деятельности гуманитарных организаций. Ассоциации «Один Мир» - «Jeden Swiat» пропагандирует идеи мира посредством, так называемых work-camp. См. www.jedenswiat.org.pl

[157] В.Ф. Булгаков, Л.Н. Толстой в последний год его жизни, Москва 1989, стр. 47

[158] Имеется в виду книга Сеида Али-Мохаммеда Ширази (Баб) Откровение, См. www.bahai.ru

[159] ПСС, том 73, стр. 109-110

[160] В январе 1914 года в Петербурге состоялась научная конференция, посвященная десятилетию со дня первой постановки пьесы. В своем выступлении на конференции И. А. Гриневская отметила: "Один очень известный профессор сказал мне, что название моей поэмы "Баб" не кажется благополучным для русского уха. Я ответила ему, что имена людей, которые проповедовали идеалы любви и заплатили жизнью за эти идеалы, должны хорошо звучать для всех, у кого есть уши, чтобы слышать. Благородные идеи столь редки в эти дни, что стоило бы возобновить постановку пьесы "Баб", чтобы разбудить память об этих идеалах. Мы, люди Запада, поднимаемся слишком поздно, и мы не знаем Востока, от которого светит Солнце". См. The Baha 'i World, Vol. VI, p. 707.

[161] Лев Толстой, Полное собрание сочинений, Том 74, стр. 207-208, Moojan Momen, The Babi and Baha ' i Religions, p. 52.

[162] ПСС, т. 74, с. 207.

[163] Беха-Улла: Поэма-трагедия в стихах из истории Персии в 5 действиях, 6 картинах, с эпилогом. (Авт.: Гриневская Изабелла.) - СПб.: Тип. И. Г. Брауде, 1912

[164] И.В.Базиленко, КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ И ИДЕОЛОГИИ БАХАИЗМА (XIX - XX вв.), СПб, 1998

[165] У. Хэтчер и Д. Мартин, Новая мировая религия (Бахаи)

См. http://www.bahai-library.com/russian/hist/bahai_russia.html

[166] Luigi Stendardo, Leo Tolstoi and the Baha'i Faith, Ch. 3-4.

[167] ПСС, т. 80, с. 102.

[168] Moojan Momen, The Babi and Baha'i Religions, p. 30.

[169] Luigi Stendardo, Leo Tolstoi and the Baha'i Faith, p. 2.

[170] Например не точным переводам с арабского писаний Бахауллы

[171]ПСС, т. 75, с. 151.

[172] Письмо Торнбург-Коппер Толстому от 28 июня 1906 года, в котором она рекомендовала ему ряд документов бабизма, не опубликовано; хранится в Отделе рукописей Государственного музея Л.Н.Толстого

[173] Бахаулла написал более ста томов Откровения, но большую часть он уничтожил, сказав, что Человечество не поймет того, что там написано. Даже те, уже написанные книги, были предназначены для будущих поколений через сотни лет. Cм. www.bahai.ru

[174] См. Письмо Толстого к П.П. Картушину, май 1909г., том 79, стр. 213-214

[175] А.И. Шифман, Лев Толстой и Восток, М. 1971, стр. 280

[176] И.В.Базиленко, КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ И ИДЕОЛОГИИ БАХАИЗМА (XIX - XX вв.), СПб, 1998

[177] ПСС, том 80, стр. 103

[178] И.В.Базиленко, КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ И ИДЕОЛОГИИ БАХАИЗМА (XIX - XX вв.), СПб, 1998

[179] В.Ф. Булгаков, Л.Н.Толстой в последний год его жизни - М.,1989.- Стр. 210, 211, 242

[180] И.В.Базиленко, КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ И ИДЕОЛОГИИ БАХАИЗМА (XIX - XX вв.), СПб, 1998

[181] А.И. Шифман, Лев Толстой и Восток, М. 1971, стр. 383

[182] В 1911 году Абдул-Баха сравнил Евpony с наполненным взрывчаткой арсеналом, взрыв которого охватил бы весь мир. Вскоре после Первой мировой войны Он предсказал Вторую, еще более "жестокую, чем Первая", ибо все еще никто не занимался причинами, порождающими войны. На Парижской мирной конференции в 1919 году большинство присутствующих ограничилось лишь словесными заверениями в пользу мира, предпочитая на деле более узкие собственные интересы своей нации, своего класса или группы, а отнюдь не интересы всего человечества.Основные причины, порождающие войны, Абдул-Баха видел в "расовых, национальных, религиозных и политических предрассудках; а коренятся же все эти предрассудки в затасканных, глубоко засевших традициях". Современные войны все больше становятся "тотальными" войнами. Чтобы воспрепятствовать этому, нам необходим соответствующий "тотальный" мир, которого мы достигнем лишь в том случае, если будем бороться с причинами войн, исходя из их корней."До тех пор пока среди людей не исчезнут предрассудки, будь то религиозные, расовые, патриотические, политические или конфессиональные, мир не станет. Первым шагом к миру во всем мире для Абдул-Баха было исследование основополагающих истин различных религий, ведь всякий честный исследователь не обнаружит в них расхождений, ибо "основой всех божественных религий является истина... Истина едина и неделима". Различия между религиями носят более поздний характер, они возникли путем "догматических подделок, подражаний". См. Абдул-Баха, МЫСЛЬ МИРА, Речи и наставления Абдул-Баха о новой культуре мира, Москва "Наука" 1992, книгу можно прочитать на www.bahai.az

[183] Между супругой писателя Софьей Андреевной и В.Г.Чертковым еще в 1900 году возник спор о том, у кого должны храниться дневники Льва Толстого, который перенес тяжелые душевные мучения, связанные с этим конфликтом. См. В.Ф. Булгаков, Л.Н.Толстой в последний год его жизни, Москва 1989, стр. 272

[184] Последний день Льва Толстого, записки Черткова. См. стр 14 http://www.linguadex.com/tolstoy/book/page14.html

[185] Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников, в двух томах, том 2, Москва, 1978, стр. 338

[186] Радио и телевидение развились на основе открытий и технологических принципов XIX — начала ХХ века, в это же время были заложены основы современной биологии — генетики и эволюционной теории, изобретен летательный аппарат, а в рельсовом и водном транспорте по-прежнему работают изобретения XIX века. См. http://his.1september.ru/2003/10/14.htm

[187] B.Ejchenbaum, Lew To łstoj. Lata siedemdziesi ąte, Ленинград, 1974, стр. 160

[188] А.Семчук, Лев Толстой, Варшава, 1987, стр. 222-226

[189] М.Давидович, Женский портрет у русских романтиков первой половины Х I Х века в: Русский романтизм, Сборник статей, под ред. А.Белецкого, Ленинград, 1927, стр. 88

[190] Дж.Эсслемонт, Бахаулла и Новая Эра, Пер. с англ проф. Д. В. Пивоварова – 1991, стр. 97-98

[191] Ф.Кулешов, Лев Толстой: лекции по русской литературе Х I Х века, Минск, 1978, стр. 173-178

[192] См. http://www.tula.net/tgpu/Tolstoy/Periods/periods.htm (дата 04.01.2006)

[193] Н.С. Козлов, Лев Толстой как мыслитель и гуманист, Москва 1985, стр. 23

[194] Мелешко, Р.В. Надольский, В поисках истины, Минск 94, стр. 30-31

[195] Л. Толстой, Анна Каренина, Киев 1978 стр. 60, далее указываются только номера страниц этой книги

[196] стр. 342

[197] Стр. 337

[198] Стр. 120

[199] Стр. 538

[200] Стр. 424

[201] Стр. 964

[202] Лев Толстой НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ, См. www.radzinski.ru/lab/nemogumolchat.shtml

 

[203] Дж.Эсслемонт, Бахаулла и Новая Эра, Пер. с англ проф. Д. В. Пивоварова – 1991, стр. 112

[204] О.В.Кирьязев, Сектор этики Института философии РАН, Этическая мысль. - Вып. 5. - М.: ИФ РАН. 2004. См. http://ethics.iph.ras.ru/em/em5/11.html

[205] www.bahai.ru

[206] Там же

[207] Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников, в двух томах, том 2, Москва, 1978, стр. 282

[208] Александр Яблоновский: Прогресс в отношении к женщине на мусульманском Востоке, «Bluszcz» (1871) T. VI.N. 12-15.

[209] Александр Яблоновский: Бабизм, «Gazeta Polska», 1875, nr 222, 223, 225 i 226.

[210] Александр Яблоновский, Описание биографии и его творчества, стр.18

[211] W. Heller, Lidia: life of Lidia Zamenhof, daughter of Esperanto.

[212] Марта Майда - не бахаи

[213] Uniwersytet Slaski Filia w Cieszynie, Wydzial Etnologii i Nauk o Edukacji, Instytut Etnologii i Folklorystyki Kierunek: Etnologia, Praca magisterska napisana pod kierunkiem prof. dr hab. Ireny Bukowskiej-Florenskiej

[214] Kardynal Johannes Willebrands, Włodzimierz Redzioch, ks. Kazimierz Bukowski, Аsyz – spotkanie religii swiata, Wydawnicto Calvariaanum, 1990

[215] Wiara Baha'i w Polsce - Biuro Narodowe, ul. F.M.Lanciego 13, lokal uzytkowy nr 6, 02-792 Warszawa

[216] Единственный цветной фотопортрет писателя, явившийся и первым цветным фотопортретом в России. Май 1908 г. Ясная Поляна. Фотография С.М. Прокудина-Горского.

 

[217] Фотография из альбома. См. http://abdulbaha.io.com.ua См. также www.bahaipictures.com  фотографии Всемирного Центра Бахаи в Хайфе, Израиль.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.202 с.