I . Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

I . Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения

2020-04-01 206
I . Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения

Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе

Анализ понятия «ценностей» в зарубежной и отечественной литературе

Проблема изучения ценностных ориентаций в современной психологии. Исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения

Организация и методы исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения

Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения

Сравнение социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 


Введение

 

Актуальность исследования. В наши дни в современном обществе одной из актуальных проблем остается проблема изучения ценностных ориентаций, которые имеют важнейшее значение в формировании личности. На протяжении последних лет на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос об изучении ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.

Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений. Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества.

В настоящее время все более интенсивно среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления. Учитывая эти особенности, мы попытаемся ответить на следующие вопросы: какое новое поколение формируется, что оно сможет внести в общественную деятельность, какие ценности, идеалы заложены в его сознание.

Проблемой изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения занимались К.С. Лебединская, Г.В. Грибанов, М.М. Райская, В.Г. Степанов, Н.Б. Лисовская, И.А. Кудрявцев и другие.

Выявление ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением и их анализ позволит перестроить или усилить деятельность в каких-либо направлениях различных социальных институтов для становления человека, обладающего гуманными, нравственными ценностями, лишенного эгоизма и неуважения к обществу и его культуре. Изучение этих вопросов и составило проблему исследования.

Объект исследования: ценностные ориентации.

Предмет исследования: ценностные ориентации подростков с девиантным типом поведения.

Цель исследования: изучение ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.

Задачи: 1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

) Подобрать комплекс методик направленных на исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.

) Выявить особенности ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.

Гипотеза исследования: ценностные ориентации подростков с девиантным и социальным типом поведения, различны.

Метод исследования: анализ психологической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент (методика М. Рокича «Ценностные ориентации», ориентационная анкета Б. Босса), методы математической обработки данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

1. Раскрытие некоторых особенностей формирования ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте.

2. Результаты экспериментального исследования дают материал для качественно нового рассмотрения вопросов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения; материалы дают основание для рекомендации их практического использования в рамках работы различных социальных институтов общества с подростками, руководителями в внешкольных организаций, педагогами и психологами с целью формирования их личностной зрелости.

Опытно-экспериментальной базой исследования служила школа №2 г. Ковылкино. В эксперименте принимало участие 50 подростков в возрасте 13-14 лет, из них 25 подростков с девиантным типом поведения и 25 с благополучным типом поведения.

 


Выводы

1. Для доказательства экспериментальной гипотезы нами была применена процедура исследовательской работы, основанная на методике М. Рокича «Ценностные ориентации», ориентационной анкете Б. Баса и математических методах (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера).

2. Ценностные ориентации подростков, с девиантным и благополучным типом поведения, различаются, кроме инструментальных ценностей, что было подтверждено математической обработкой данных с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.

Ценностные представления подростков, с девиантным и благополучным типом поведения, значительно отличаются по терминальным ценностям ( достоверно)

Если подростки, с девиантным типом поведения высоко ценят свободу, любовь, то подростки, с благополучным типом поведения ставят в числе первых наличие хороших и верных друзей, общественное признание. Подростки, с благополучным типом поведения, низко оценивают свободу, счастье других и продуктивную жизнь. А их сверстники, с девиантным типом поведения, низкую оценку дают развлечениям, общественному признанию, наличию хороших и верных друзей. В обеих группах низко оценивается творчество.

Инструментальные ценности подростков, с девиантным и благополучным типом поведения отличаются незначительно ( недостоверно). Подростки, с девиантным типом поведения, также как и их сверстники с благополучным типом поведения, считают, что человек должен быть независимым, аккуратным и иметь высокие запросы. Однако подростки, с девиантным типом поведения, считают, что наименее выраженными в человеке должны быть такие качества, как смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов, широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Подростки с благополучным типом поведения, отмечают, что человеку не обязательно быть честным и иметь эффективность в делах. В обеих группах считают, что человек не должен быть чутким, сдержанным и терпеливым.

.   Социальная направленность подростков с девиантным и благополучным типом поведения, существенно отличается лишь по личностной и общественной направленности ( достоверно), кроме деловой ( недостоверно), что было подтверждено математической обработкой данных с помощью углового преобразования Фишера. Если у подростков с девиантным типом поведения преобладает личностная направленность, то их сверстников с благополучным типом поведения, характеризует общественная направленность, они высоко ценят общение с людьми и ставят интересы группы выше своих собственных, а также ощущают потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

 


Заключение

 

Проведенная нами экспериментально-исследовательская работа подтвердила достоверность поставленной гипотезы: существуют различия ценностных ориентаций и направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения.

1. В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы определили, что ценностные ориентации - компонент направленности личности. Это материальные и духовные ценности, которые служат опорными установками в регуляции поведения и принятия решения. Ценностные ориентации складываются к подростковому возрасту. Обусловливая направленность личности подростка и определяет его позицию по отношению к окружающему миру, структура ценностных ориентаций складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и поведенческого. В процессе анализа литературных источников мы пришили к выводу, что структура ценностных ориентаций и характер направленности личности находятся в прямой зависимости от условий окружающей среды, продуктом которой является человек.

2. Для доказательства экспериментальной гипотезы в ходе анализа практических методов исследования ценностных ориентаций и социальной направленности личности нами была применена процедура исследовательской работы, основанная на методике М. Рокича «Ценностные ориентации», ориентационной анкете Б. Баса и математических методах (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера). Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы.

.   Ценностные ориентации подростков с девиантным и благополучным типом поведения отличаются кроме инструментальных ценностей, что было подтверждено математической обработкой данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Ценностные представления подростков с девиантным и благополучным типом поведения, значительно отличаются по терминальным ценностям ( достоверно). Если подростки с девиантным типом поведения высоко ценят такие ценности как любовь, свободу, а низкую оценку дают развлечениям, общественному признанию, наличию хороших и верных друзей, творчеству. Подростки с благополучным типом поведения в числе первых ставят наличие хороших и верных друзей, общественное признание, а низкую оценку дают свободе, счастью других и продуктивной жизни и также, как и их сверстники, творчеству.

Инструментальные ценности подростков с девиантным и благополучным типом поведения отличаются незначительно ( недостоверно). Подростки с девиантным типом поведения, также как и их сверстники с благополучным типом поведения, считают, что человек должен быть независимым, аккуратным и иметь высокие запросы. Однако подростки с девиантным типом поведения, считают, что наименее выраженными в человеке должны быть такие качества, как смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов, широта взглядов. Подростки с благополучным типом поведения, отмечают, что человеку не обязательно быть честным и иметь эффективность в делах.

Социальная направленность подростков с девиантным и благополучным типом поведения существенно отличается лишь по личностной и общественной направленности ( достоверно), кроме деловой направленности ( недостоверно), что было подтверждено математической обработкой данных с помощью углового преобразования Фишера. Если у подростков с девиантным типом поведения преобладает личностная направленность, то есть ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность, то их сверстников с благополучным типом поведения характеризует общественная направленность, они высоко ценят общение с людьми и ставят интересы групп выше своих собственных, а также ощущают потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Проведенное нами исследование имеет теоретическую и практическую значимость, оно дает материал для качественно нового рассмотрения вопросов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Учет влияния различных ситуаций развития, которые обусловлены характером жизнедеятельности, поведением людей и функциями выполняемыми населением, значительно расширяет сферу выбора человеком своих жизненных идеалов, ценностей. Ведь в зависимости от того, на какие ценности ориентируется подросток, к чему стремиться в жизни, что хочет получить или создать, в чем видит личностную ценность общения и взаимодействия с другими людьми, мы можем говорить о его личностной зрелости.

 


Список используемой литературы

 

1.  Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика/ Г.А. Аванесов. - М.: Академия МВД СССР, 1980. - 526с.

2. Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: учеб.пособ./Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко. - Свердловск: Свердл.инж.инст-т, 1987. - 180с.

.   Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/Б.Н. Алмазов. - Свердловск: Урал. ун-т, 1989. - 150с.

.   Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности/ Л.М. Архангельский. - М.: Мысль, 1974. - 221с.

.   Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности/ Л.М. Архангельский. - М.: Наука, 1978. - 213с.

.   Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования/ А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1984. - 104с.

.   Беличева С.А. Основы превентивной психологии/ С.А. Беличева. - М.: «Социальное здоровье России», 1994. - 221с.

.   Беличева С.А. Этот «опасный» возраст/ С.А. Беличева. - М.: Знание, 1982. - 96с.

.   Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л.И. Божович// воспросы психологии. - 1979. - №4. - С.23-34.

.   Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система/ С.С. Бубнова// Вопросы психологии. - 1999. - №5. - С.38-44.

.   Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2002. - 528с.

.   Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности/ Е.К. Владимирова// Психологический журнал. - 2001. - №4. - С.15-21.

.   Воронов В.В. Технология воспитания/ В.В. Воронов. - М.: Школьная пресса, 2002. - 528с.

.   Высшие и средние специальные учебные заведения в Новосибирской области/ Новосибирское областное управление статистики. - Новосибирск, 2001. - 116с.

.   Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения/ М.В. Демин// Вестник Моск. ун-та. Сер.философии. - М., 1974. - 63с.

.   Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме/ Ю.М. Жуков// Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Просвещение, 1976. - 277с.

.   Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 1996. - 128с.

.   Зинченко С.Н. Трудные дети/ С.Н. Зинченко. - Киев: Рязанская школа, 1989. - 225с.

.   Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно полезной деятельности и общения подростков/ Г.В. Камова// Вопросы психологии. - 1983. - №3. -С.21-28.

.   Клейбери Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения/ Ю.А. Клейбери// Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С.141-145.

.   Кле М. Психология подростка/ М.Кле. - М.: Педагогика, 1991. - 176с.

.   Кондратенко В.Ф. Изменение социальных связей и поведение безнадзорных детей/ В.Ф. Кондратенко. - М.: Просвещение, 1984. - 289с.

.   Кон И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 225с.

.   Константиновский Д.Л. Молодежь и образование/ Д.Л. Константиновский, В.Н. Шубкин. - М.: Наука, 1977. - 421с.

.   Кочетов А.И. Работа с трудными детьми/ А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. - М.: Просвещение, 1986. - 160с.

.   Крутецкий В.А. Психология подростка/ А.В. Крутецкий, Н.С. Лукин. - М.: Просвещение, 1989. - 255с.

.   Кудрявцев И.А. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами совершивших насильственные правонарушения/ И.А. Кудрявцев, О.Ф. Семенова// Психологический журнал. - 2002. - №3. - С.54-62.

.   Кулагина И.Ю. Возратсная психология/ И.Ю. Кулагина. М.: РОУ, 1996. - 180с.

.   Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика трудных подростков/ К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. - М. Педагогика, 1988. - 168с.

.   Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб.пособ./ В.Т. Лисовский. - СПб: СПБГУП, 2000. - 519с.

.   Миньковский Г.М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы/ Г.М. Миньковский// Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М.: Педагогика, 1987. - 64с.

.   Мурзенко В.А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых «трудных» детей в условиях массовой школы (в связи с задачами психокоррекционной работы): автореф. канд. дисс./ В.А. Мурзенко. - Л.: Лениздат, 1979. - 24с.

.   Непомнящая Н.И. Ценностность как личностная основа. Типы. Диагностика. Фомирование/ Н.И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 2000. - 211с.

.   Патаки Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения/ Ф. Патаки// Психологический журнал. - 1987. - №4. - С.27-35.

.   Психология современного подростка/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 236с.

.   Психологические тесты/ под ред. А.А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Т.1. - 312с.

.   Селецкий А.И. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением/ А.И. Селецкий, Б.С. Тарарухин. - Киев: Вишица Школа, 1981. - 236с.

.   Сидоренко Е.В. Методы математической обработки/ Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004.

.   Социальные отклонения/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юрид.лит., 1989. - 196с.

.   Степаненко А.В. Социально-экономическая развитие городов/ А.В. Степаненко. - Киев: Наука, 1988. - 206с.

.   Стурова М.П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема/ М.П. Стурова, В.И. Силенков// Педагогика. - 1999. - №7. - С.38-42.

.   Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных школьников/ С.Ф. Устименко// Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С.27-33.

.   Учителю и родителям о психологии подростка/ Под ред. Г.Г. Архипова. - М.: Просвещение, 1990. - 103с.

.   Фельдштейн Д.И. Трудный подросток/ Д.И. Фельдштейн. -.: Знание, 1978. - 258с.

.   Харченко И.И. Ориентация и предпочтения учащейся молодежи в профессионально-трудовой сфере/ И.И. Харченко// Экономика. - 2000. - №2. - С.13-21.

.   Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь/ В.Н. Шубкин// Вопросы философии. - 1999. - №5. - С.15-19.

.   Яковлев А.М. преступность и социальная психология (Социально-психологические закономерности противоправного поведения)/ А.М. Яковлев. - М.: Юрид.лит., 1971. - 208с.

 


Приложение 1

 

Таблица вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена для показателей терминальных ценностей подростков с девиантным и благополучным типом поведения

Переменная А Ранг Переменная В Ранг d (А-В) d2
Терминальные ценности по степени значимости, подростков с девиантным типом поведения   Терминальные ценности по степени значимости подростков с благополучным типом поведения      
Активная деятельная жизнь 1 Активная деятельная жизнь 1 0 0
Жизненная мудрость 2 Жизненная мудрость 2 0 0
Здоровье 3 Наличие хороших и верных друзей 3 -1 1
Свобода 4 Здоровье 4 -3 9
Любовь 5 Общественное призвание 5 2 4
Интересная работа 6 Познание 6 -7 49
Материально обеспеченная жизнь 7 Материально обеспеченная жизнь 7 0 0
Развитие 8 Счастливая семейная жизнь 8 14 196
Продуктивная жизнь 9 Интересная работа 9 10 100
Познание 10 Красота природы и искусства 10 4 16
Счастливая семейная жизнь 11 Развитие 11 -4 16
Красота природы и искусства 12 Любовь 12 -3 9
Счастье других 13 Развлечения 13 3 9
Уверенность в себе 14 Творчество 14 -14 196
Общественное призвание 15 Продуктивная жизнь 15 3 9
Развлечения 16 Счастье других 16 -3 9
Наличие хороших и верных друзей 17 Уверенность в себе 17 4 16
Творчество 18 Свобода 18 -3 9

 

 


Приложение 2

 

Таблица вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена для показателей инструментальных ценностей подростков с девиантным и благополучным типом поведения

Переменная А Ранг Переменная В Ранг d (А-В) D2
Инструментальные ценности по степени значимости, подростков с девиантным типом поведения   Инструментальные ценности по степени значимости подростков с благополучным типом поведения      
Воспитанность 1 Аккуратность 1 4 16
Независимость 2 Высокие запросы 2 -5 25
Исполнительность 3 Образованность 3 2 4
Высокие запросы 4 Независимость 4 1 1
Аккуратность 5 Жизнерадостность 5 -5 25
Жизнерадостность 6 Воспитанность 6 -2 4
Образованность 7 Ответственность 7 0 0
Честность 8 Исполнительность 8 4 16
Непримиримость к недостаткам в себе и других 9 Непримиримость к недостаткам в себе и других 9 4 16
Рационализм 10 Твердая воля 10 -1 1
Ответственность 11 Рационализм 11 2 4
Твердая воля 12 Широта взглядов 12 1 1
Эффективность в делах 13 Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 13 2 4
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 14 Самоконтроль 14 0 0
Чуткость 15 Чуткость 15 6 36
Самоконтроль 16 Честность 16 -8 64
Терпимость 17 Терпимость 17 -5 25
Широта взглядов 18 Эффективность в делах 18 0 0

 

 


Приложение 3

Ключ

Я О Д Я О Д
1 А В Б 15 Б В А
2 Б В А 16 А В Б
3 А В Б 17 А В Б
4 В Б А 18 А Б В
5 Б А В 19 А Б В
6 В А Б 20 В Б А
7 В Б А 21 Б А В
8 А Б В 22 Б А В
9 В А Б 23 В А Б
10 А В Б 24 Б В А
11 Б А В 25 А В Б
12 Б А В 26 В А Б
13 В А Б 27 Б А В
14 А Б В        

 


Приложение 4

 

Группы

Есть эффект

Нет эффекта

Суммы
  Количество испытуемых Процентная доля Количество испытуемых Процентная доля  

Личностная направленность

1 гр 16 64% 9 36% 25
2 гр 8 32% 17 68% 25
Суммы 24   26    

Общественная направленность

1 гр 6 24% 19 76% 25
2 гр 12 48% 13 52% 25
Суммы 18   32    

Деловая направленность

1 гр 3 12% 22 88% 25
2 гр 5 20% 20 80% 25
Суммы 8   42    

 

Содержание

Введение. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения

Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе

Анализ понятия «ценностей» в зарубежной и отечественной литературе

Проблема изучения ценностных ориентаций в современной психологии. Исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения

Организация и методы исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения

Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения

Сравнение социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 


Введение

 

Актуальность исследования. В наши дни в современном обществе одной из актуальных проблем остается проблема изучения ценностных ориентаций, которые имеют важнейшее значение в формировании личности. На протяжении последних лет на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос об изучении ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.

Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений. Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества.

В настоящее время все более интенсивно среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления. Учитывая эти особенности, мы попытаемся ответить на следующие вопросы: какое новое поколение формируется, что оно сможет внести в общественную деятельность, какие ценности, идеалы заложены в его сознание.

Проблемой изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения занимались К.С. Лебединская, Г.В. Грибанов, М.М. Райская, В.Г. Степанов, Н.Б. Лисовская, И.А. Кудрявцев и другие.

Выявление ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением и их анализ позволит перестроить или усилить деятельность в каких-либо направлениях различных социальных институтов для становления человека, обладающего гуманными, нравственными ценностями, лишенного эгоизма и неуважения к обществу и его культуре. Изучение этих вопросов и составило проблему исследования.

Объект исследования: ценностные ориентации.

Предмет исследования: ценностные ориентации подростков с девиантным типом поведения.

Цель исследования: изучение ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.

Задачи: 1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

) Подобрать комплекс методик направленных на исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.

) Выявить особенности ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.

Гипотеза исследования: ценностные ориентации подростков с девиантным и социальным типом поведения, различны.

Метод исследования: анализ психологической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент (методика М. Рокича «Ценностные ориентации», ориентационная анкета Б. Босса), методы математической обработки данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

1. Раскрытие некоторых особенностей формирования ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте.

2. Результаты экспериментального исследования дают материал для качественно нового рассмотрения вопросов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения; материалы дают основание для рекомендации их практического использования в рамках работы различных социальных институтов общества с подростками, руководителями в внешкольных организаций, педагогами и психологами с целью формирования их личностной зрелости.

Опытно-экспериментальной базой исследования служила школа №2 г. Ковылкино. В эксперименте принимало участие 50 подростков в возрасте 13-14 лет, из них 25 подростков с девиантным типом поведения и 25 с благополучным типом поведения.

 


I. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.