Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-04-01 | 206 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Содержание
Введение. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе
Анализ понятия «ценностей» в зарубежной и отечественной литературе
Проблема изучения ценностных ориентаций в современной психологии. Исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
Организация и методы исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Сравнение социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. В наши дни в современном обществе одной из актуальных проблем остается проблема изучения ценностных ориентаций, которые имеют важнейшее значение в формировании личности. На протяжении последних лет на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос об изучении ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений. Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества.
В настоящее время все более интенсивно среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления. Учитывая эти особенности, мы попытаемся ответить на следующие вопросы: какое новое поколение формируется, что оно сможет внести в общественную деятельность, какие ценности, идеалы заложены в его сознание.
|
Проблемой изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения занимались К.С. Лебединская, Г.В. Грибанов, М.М. Райская, В.Г. Степанов, Н.Б. Лисовская, И.А. Кудрявцев и другие.
Выявление ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением и их анализ позволит перестроить или усилить деятельность в каких-либо направлениях различных социальных институтов для становления человека, обладающего гуманными, нравственными ценностями, лишенного эгоизма и неуважения к обществу и его культуре. Изучение этих вопросов и составило проблему исследования.
Объект исследования: ценностные ориентации.
Предмет исследования: ценностные ориентации подростков с девиантным типом поведения.
Цель исследования: изучение ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
Задачи: 1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
) Подобрать комплекс методик направленных на исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
) Выявить особенности ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
Гипотеза исследования: ценностные ориентации подростков с девиантным и социальным типом поведения, различны.
Метод исследования: анализ психологической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент (методика М. Рокича «Ценностные ориентации», ориентационная анкета Б. Босса), методы математической обработки данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера).
|
Теоретическая и практическая значимость исследования.
1. Раскрытие некоторых особенностей формирования ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте.
2. Результаты экспериментального исследования дают материал для качественно нового рассмотрения вопросов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения; материалы дают основание для рекомендации их практического использования в рамках работы различных социальных институтов общества с подростками, руководителями в внешкольных организаций, педагогами и психологами с целью формирования их личностной зрелости.
Опытно-экспериментальной базой исследования служила школа №2 г. Ковылкино. В эксперименте принимало участие 50 подростков в возрасте 13-14 лет, из них 25 подростков с девиантным типом поведения и 25 с благополучным типом поведения.
Выводы
1. Для доказательства экспериментальной гипотезы нами была применена процедура исследовательской работы, основанная на методике М. Рокича «Ценностные ориентации», ориентационной анкете Б. Баса и математических методах (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера).
2. Ценностные ориентации подростков, с девиантным и благополучным типом поведения, различаются, кроме инструментальных ценностей, что было подтверждено математической обработкой данных с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.
Ценностные представления подростков, с девиантным и благополучным типом поведения, значительно отличаются по терминальным ценностям ( достоверно)
Если подростки, с девиантным типом поведения высоко ценят свободу, любовь, то подростки, с благополучным типом поведения ставят в числе первых наличие хороших и верных друзей, общественное признание. Подростки, с благополучным типом поведения, низко оценивают свободу, счастье других и продуктивную жизнь. А их сверстники, с девиантным типом поведения, низкую оценку дают развлечениям, общественному признанию, наличию хороших и верных друзей. В обеих группах низко оценивается творчество.
Инструментальные ценности подростков, с девиантным и благополучным типом поведения отличаются незначительно ( недостоверно). Подростки, с девиантным типом поведения, также как и их сверстники с благополучным типом поведения, считают, что человек должен быть независимым, аккуратным и иметь высокие запросы. Однако подростки, с девиантным типом поведения, считают, что наименее выраженными в человеке должны быть такие качества, как смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов, широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Подростки с благополучным типом поведения, отмечают, что человеку не обязательно быть честным и иметь эффективность в делах. В обеих группах считают, что человек не должен быть чутким, сдержанным и терпеливым.
|
. Социальная направленность подростков с девиантным и благополучным типом поведения, существенно отличается лишь по личностной и общественной направленности ( достоверно), кроме деловой ( недостоверно), что было подтверждено математической обработкой данных с помощью углового преобразования Фишера. Если у подростков с девиантным типом поведения преобладает личностная направленность, то их сверстников с благополучным типом поведения, характеризует общественная направленность, они высоко ценят общение с людьми и ставят интересы группы выше своих собственных, а также ощущают потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Заключение
Проведенная нами экспериментально-исследовательская работа подтвердила достоверность поставленной гипотезы: существуют различия ценностных ориентаций и направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения.
1. В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы определили, что ценностные ориентации - компонент направленности личности. Это материальные и духовные ценности, которые служат опорными установками в регуляции поведения и принятия решения. Ценностные ориентации складываются к подростковому возрасту. Обусловливая направленность личности подростка и определяет его позицию по отношению к окружающему миру, структура ценностных ориентаций складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и поведенческого. В процессе анализа литературных источников мы пришили к выводу, что структура ценностных ориентаций и характер направленности личности находятся в прямой зависимости от условий окружающей среды, продуктом которой является человек.
|
2. Для доказательства экспериментальной гипотезы в ходе анализа практических методов исследования ценностных ориентаций и социальной направленности личности нами была применена процедура исследовательской работы, основанная на методике М. Рокича «Ценностные ориентации», ориентационной анкете Б. Баса и математических методах (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера). Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы.
. Ценностные ориентации подростков с девиантным и благополучным типом поведения отличаются кроме инструментальных ценностей, что было подтверждено математической обработкой данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Ценностные представления подростков с девиантным и благополучным типом поведения, значительно отличаются по терминальным ценностям ( достоверно). Если подростки с девиантным типом поведения высоко ценят такие ценности как любовь, свободу, а низкую оценку дают развлечениям, общественному признанию, наличию хороших и верных друзей, творчеству. Подростки с благополучным типом поведения в числе первых ставят наличие хороших и верных друзей, общественное признание, а низкую оценку дают свободе, счастью других и продуктивной жизни и также, как и их сверстники, творчеству.
Инструментальные ценности подростков с девиантным и благополучным типом поведения отличаются незначительно ( недостоверно). Подростки с девиантным типом поведения, также как и их сверстники с благополучным типом поведения, считают, что человек должен быть независимым, аккуратным и иметь высокие запросы. Однако подростки с девиантным типом поведения, считают, что наименее выраженными в человеке должны быть такие качества, как смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов, широта взглядов. Подростки с благополучным типом поведения, отмечают, что человеку не обязательно быть честным и иметь эффективность в делах.
Социальная направленность подростков с девиантным и благополучным типом поведения существенно отличается лишь по личностной и общественной направленности ( достоверно), кроме деловой направленности ( недостоверно), что было подтверждено математической обработкой данных с помощью углового преобразования Фишера. Если у подростков с девиантным типом поведения преобладает личностная направленность, то есть ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность, то их сверстников с благополучным типом поведения характеризует общественная направленность, они высоко ценят общение с людьми и ставят интересы групп выше своих собственных, а также ощущают потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
|
Проведенное нами исследование имеет теоретическую и практическую значимость, оно дает материал для качественно нового рассмотрения вопросов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Учет влияния различных ситуаций развития, которые обусловлены характером жизнедеятельности, поведением людей и функциями выполняемыми населением, значительно расширяет сферу выбора человеком своих жизненных идеалов, ценностей. Ведь в зависимости от того, на какие ценности ориентируется подросток, к чему стремиться в жизни, что хочет получить или создать, в чем видит личностную ценность общения и взаимодействия с другими людьми, мы можем говорить о его личностной зрелости.
Список используемой литературы
1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика/ Г.А. Аванесов. - М.: Академия МВД СССР, 1980. - 526с.
2. Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: учеб.пособ./Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко. - Свердловск: Свердл.инж.инст-т, 1987. - 180с.
. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/Б.Н. Алмазов. - Свердловск: Урал. ун-т, 1989. - 150с.
. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности/ Л.М. Архангельский. - М.: Мысль, 1974. - 221с.
. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности/ Л.М. Архангельский. - М.: Наука, 1978. - 213с.
. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования/ А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1984. - 104с.
. Беличева С.А. Основы превентивной психологии/ С.А. Беличева. - М.: «Социальное здоровье России», 1994. - 221с.
. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст/ С.А. Беличева. - М.: Знание, 1982. - 96с.
. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л.И. Божович// воспросы психологии. - 1979. - №4. - С.23-34.
. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система/ С.С. Бубнова// Вопросы психологии. - 1999. - №5. - С.38-44.
. Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2002. - 528с.
. Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности/ Е.К. Владимирова// Психологический журнал. - 2001. - №4. - С.15-21.
. Воронов В.В. Технология воспитания/ В.В. Воронов. - М.: Школьная пресса, 2002. - 528с.
. Высшие и средние специальные учебные заведения в Новосибирской области/ Новосибирское областное управление статистики. - Новосибирск, 2001. - 116с.
. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения/ М.В. Демин// Вестник Моск. ун-та. Сер.философии. - М., 1974. - 63с.
. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме/ Ю.М. Жуков// Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Просвещение, 1976. - 277с.
. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 1996. - 128с.
. Зинченко С.Н. Трудные дети/ С.Н. Зинченко. - Киев: Рязанская школа, 1989. - 225с.
. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно полезной деятельности и общения подростков/ Г.В. Камова// Вопросы психологии. - 1983. - №3. -С.21-28.
. Клейбери Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения/ Ю.А. Клейбери// Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С.141-145.
. Кле М. Психология подростка/ М.Кле. - М.: Педагогика, 1991. - 176с.
. Кондратенко В.Ф. Изменение социальных связей и поведение безнадзорных детей/ В.Ф. Кондратенко. - М.: Просвещение, 1984. - 289с.
. Кон И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 225с.
. Константиновский Д.Л. Молодежь и образование/ Д.Л. Константиновский, В.Н. Шубкин. - М.: Наука, 1977. - 421с.
. Кочетов А.И. Работа с трудными детьми/ А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. - М.: Просвещение, 1986. - 160с.
. Крутецкий В.А. Психология подростка/ А.В. Крутецкий, Н.С. Лукин. - М.: Просвещение, 1989. - 255с.
. Кудрявцев И.А. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами совершивших насильственные правонарушения/ И.А. Кудрявцев, О.Ф. Семенова// Психологический журнал. - 2002. - №3. - С.54-62.
. Кулагина И.Ю. Возратсная психология/ И.Ю. Кулагина. М.: РОУ, 1996. - 180с.
. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика трудных подростков/ К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. - М. Педагогика, 1988. - 168с.
. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб.пособ./ В.Т. Лисовский. - СПб: СПБГУП, 2000. - 519с.
. Миньковский Г.М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы/ Г.М. Миньковский// Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М.: Педагогика, 1987. - 64с.
. Мурзенко В.А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых «трудных» детей в условиях массовой школы (в связи с задачами психокоррекционной работы): автореф. канд. дисс./ В.А. Мурзенко. - Л.: Лениздат, 1979. - 24с.
. Непомнящая Н.И. Ценностность как личностная основа. Типы. Диагностика. Фомирование/ Н.И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 2000. - 211с.
. Патаки Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения/ Ф. Патаки// Психологический журнал. - 1987. - №4. - С.27-35.
. Психология современного подростка/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 236с.
. Психологические тесты/ под ред. А.А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Т.1. - 312с.
. Селецкий А.И. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением/ А.И. Селецкий, Б.С. Тарарухин. - Киев: Вишица Школа, 1981. - 236с.
. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки/ Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004.
. Социальные отклонения/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юрид.лит., 1989. - 196с.
. Степаненко А.В. Социально-экономическая развитие городов/ А.В. Степаненко. - Киев: Наука, 1988. - 206с.
. Стурова М.П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема/ М.П. Стурова, В.И. Силенков// Педагогика. - 1999. - №7. - С.38-42.
. Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных школьников/ С.Ф. Устименко// Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С.27-33.
. Учителю и родителям о психологии подростка/ Под ред. Г.Г. Архипова. - М.: Просвещение, 1990. - 103с.
. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток/ Д.И. Фельдштейн. -.: Знание, 1978. - 258с.
. Харченко И.И. Ориентация и предпочтения учащейся молодежи в профессионально-трудовой сфере/ И.И. Харченко// Экономика. - 2000. - №2. - С.13-21.
. Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь/ В.Н. Шубкин// Вопросы философии. - 1999. - №5. - С.15-19.
. Яковлев А.М. преступность и социальная психология (Социально-психологические закономерности противоправного поведения)/ А.М. Яковлев. - М.: Юрид.лит., 1971. - 208с.
Приложение 1
Таблица вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена для показателей терминальных ценностей подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Переменная А | Ранг | Переменная В | Ранг | d (А-В) | d2 |
Терминальные ценности по степени значимости, подростков с девиантным типом поведения | Терминальные ценности по степени значимости подростков с благополучным типом поведения | ||||
Активная деятельная жизнь | 1 | Активная деятельная жизнь | 1 | 0 | 0 |
Жизненная мудрость | 2 | Жизненная мудрость | 2 | 0 | 0 |
Здоровье | 3 | Наличие хороших и верных друзей | 3 | -1 | 1 |
Свобода | 4 | Здоровье | 4 | -3 | 9 |
Любовь | 5 | Общественное призвание | 5 | 2 | 4 |
Интересная работа | 6 | Познание | 6 | -7 | 49 |
Материально обеспеченная жизнь | 7 | Материально обеспеченная жизнь | 7 | 0 | 0 |
Развитие | 8 | Счастливая семейная жизнь | 8 | 14 | 196 |
Продуктивная жизнь | 9 | Интересная работа | 9 | 10 | 100 |
Познание | 10 | Красота природы и искусства | 10 | 4 | 16 |
Счастливая семейная жизнь | 11 | Развитие | 11 | -4 | 16 |
Красота природы и искусства | 12 | Любовь | 12 | -3 | 9 |
Счастье других | 13 | Развлечения | 13 | 3 | 9 |
Уверенность в себе | 14 | Творчество | 14 | -14 | 196 |
Общественное призвание | 15 | Продуктивная жизнь | 15 | 3 | 9 |
Развлечения | 16 | Счастье других | 16 | -3 | 9 |
Наличие хороших и верных друзей | 17 | Уверенность в себе | 17 | 4 | 16 |
Творчество | 18 | Свобода | 18 | -3 | 9 |
|
Приложение 2
Таблица вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена для показателей инструментальных ценностей подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Переменная А | Ранг | Переменная В | Ранг | d (А-В) | D2 |
Инструментальные ценности по степени значимости, подростков с девиантным типом поведения | Инструментальные ценности по степени значимости подростков с благополучным типом поведения | ||||
Воспитанность | 1 | Аккуратность | 1 | 4 | 16 |
Независимость | 2 | Высокие запросы | 2 | -5 | 25 |
Исполнительность | 3 | Образованность | 3 | 2 | 4 |
Высокие запросы | 4 | Независимость | 4 | 1 | 1 |
Аккуратность | 5 | Жизнерадостность | 5 | -5 | 25 |
Жизнерадостность | 6 | Воспитанность | 6 | -2 | 4 |
Образованность | 7 | Ответственность | 7 | 0 | 0 |
Честность | 8 | Исполнительность | 8 | 4 | 16 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других | 9 | Непримиримость к недостаткам в себе и других | 9 | 4 | 16 |
Рационализм | 10 | Твердая воля | 10 | -1 | 1 |
Ответственность | 11 | Рационализм | 11 | 2 | 4 |
Твердая воля | 12 | Широта взглядов | 12 | 1 | 1 |
Эффективность в делах | 13 | Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов | 13 | 2 | 4 |
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов | 14 | Самоконтроль | 14 | 0 | 0 |
Чуткость | 15 | Чуткость | 15 | 6 | 36 |
Самоконтроль | 16 | Честность | 16 | -8 | 64 |
Терпимость | 17 | Терпимость | 17 | -5 | 25 |
Широта взглядов | 18 | Эффективность в делах | 18 | 0 | 0 |
|
Приложение 3
Ключ
№ | Я | О | Д | № | Я | О | Д |
1 | А | В | Б | 15 | Б | В | А |
2 | Б | В | А | 16 | А | В | Б |
3 | А | В | Б | 17 | А | В | Б |
4 | В | Б | А | 18 | А | Б | В |
5 | Б | А | В | 19 | А | Б | В |
6 | В | А | Б | 20 | В | Б | А |
7 | В | Б | А | 21 | Б | А | В |
8 | А | Б | В | 22 | Б | А | В |
9 | В | А | Б | 23 | В | А | Б |
10 | А | В | Б | 24 | Б | В | А |
11 | Б | А | В | 25 | А | В | Б |
12 | Б | А | В | 26 | В | А | Б |
13 | В | А | Б | 27 | Б | А | В |
14 | А | Б | В |
Приложение 4
Группы | Есть эффект | Нет эффекта | Суммы | ||
Количество испытуемых | Процентная доля | Количество испытуемых | Процентная доля | ||
Личностная направленность | |||||
1 гр | 16 | 64% | 9 | 36% | 25 |
2 гр | 8 | 32% | 17 | 68% | 25 |
Суммы | 24 | 26 | |||
Общественная направленность | |||||
1 гр | 6 | 24% | 19 | 76% | 25 |
2 гр | 12 | 48% | 13 | 52% | 25 |
Суммы | 18 | 32 | |||
Деловая направленность | |||||
1 гр | 3 | 12% | 22 | 88% | 25 |
2 гр | 5 | 20% | 20 | 80% | 25 |
Суммы | 8 | 42 |
Содержание
Введение. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе
Анализ понятия «ценностей» в зарубежной и отечественной литературе
Проблема изучения ценностных ориентаций в современной психологии. Исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
Организация и методы исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Сравнение социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. В наши дни в современном обществе одной из актуальных проблем остается проблема изучения ценностных ориентаций, которые имеют важнейшее значение в формировании личности. На протяжении последних лет на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос об изучении ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений. Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества.
В настоящее время все более интенсивно среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления. Учитывая эти особенности, мы попытаемся ответить на следующие вопросы: какое новое поколение формируется, что оно сможет внести в общественную деятельность, какие ценности, идеалы заложены в его сознание.
Проблемой изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения занимались К.С. Лебединская, Г.В. Грибанов, М.М. Райская, В.Г. Степанов, Н.Б. Лисовская, И.А. Кудрявцев и другие.
Выявление ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением и их анализ позволит перестроить или усилить деятельность в каких-либо направлениях различных социальных институтов для становления человека, обладающего гуманными, нравственными ценностями, лишенного эгоизма и неуважения к обществу и его культуре. Изучение этих вопросов и составило проблему исследования.
Объект исследования: ценностные ориентации.
Предмет исследования: ценностные ориентации подростков с девиантным типом поведения.
Цель исследования: изучение ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
Задачи: 1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
) Подобрать комплекс методик направленных на исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
) Выявить особенности ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
Гипотеза исследования: ценностные ориентации подростков с девиантным и социальным типом поведения, различны.
Метод исследования: анализ психологической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент (методика М. Рокича «Ценностные ориентации», ориентационная анкета Б. Босса), методы математической обработки данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера).
Теоретическая и практическая значимость исследования.
1. Раскрытие некоторых особенностей формирования ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте.
2. Результаты экспериментального исследования дают материал для качественно нового рассмотрения вопросов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения; материалы дают основание для рекомендации их практического использования в рамках работы различных социальных институтов общества с подростками, руководителями в внешкольных организаций, педагогами и психологами с целью формирования их личностной зрелости.
Опытно-экспериментальной базой исследования служила школа №2 г. Ковылкино. В эксперименте принимало участие 50 подростков в возрасте 13-14 лет, из них 25 подростков с девиантным типом поведения и 25 с благополучным типом поведения.
I. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!