Характеристика коррекционно-развивающей программы, направленная на коррекцию агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Характеристика коррекционно-развивающей программы, направленная на коррекцию агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

2020-04-01 314
Характеристика коррекционно-развивающей программы, направленная на коррекцию агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Психологическая коррекция - комплекс мер и способов влияния на ребенка, коррекции его поведения, привычек, взглядов, инструментов формирования его памяти, внимания и мышления в целом. Вместе с тем психологическая коррекция должна содействовать всестороннему развитию личности ребенка. Поэтому она основывается на следующих принципах:

принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия;

принцип сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия;

принцип систематичности, последовательности и постепенности.

Согласно положениям индивидуальной терапии требуется:

. Нахождение причин агрессивного поведения ребенка

. Договоренность о проведении коррекционно-развивающей программы с родителями и поддержка с их стороны

. Подбор оптимальных техник, зависящих от возраста, психологического и умственного развития ребенка, а также опыт специалиста, проводящего занятия, его умения использовать или иные методологические приемы

. Организация психокоррекционных развивающих занятий с приоритетом интересов ребенка

Исходя из данных, полученных в результате проведения диагностики, нами была составлена и апробирована на практике программа коррекции проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Цель коррекционной программы: научить детей системе управления своим агрессивным поведением, ослаблению негативных эмоций, поиску альтернативных способов удовлетворения собственных потребностей.

Задачи коррекционной программы:

Знакомство подростков с особенностями агрессивного поведения, факторами, влияющими на формирование агрессивного поведения, способами «борьбы с агрессией».

Снижение уровня агрессивности.

Снижение эмоционального напряжения, тревожности.

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё.

Обучение релаксации.

Критерии эффективности коррекционной программы:

развитие индивидуальных личностных качеств подростка;

раскрытие творческих ресурсов ребенка;

гармонизация внутреннего мира, адекватность и гибкость его самооценки;

положительная динамика поведенческих проявлений;

снятие уровня тревожности, эмоционального напряжения, снижение уровня агрессивности.

Объект коррекции и развития: младшие школьники (2 класс) с умственной отсталостью.

Схема коррекционно-развивающей работы с агрессивными детьми укладывается в рамки четырех пунктов:

. Установление контакта с ребенком, формирование доверительной и дружелюбной атмосферы;

. Вызов эмоциональной реакции агрессии, выявление источника раздражения и успокоение ребенка;

. Изменение поведенческих стереотипов и реакций, повышение самооценки, формирование положительного отношения к себе и окружающим;

. Выработка и закрепление навыков нормального поведения, социально приемлемой коммуникации

Структура каждого занятия начинается с приветствия и заканчивается процедурой прощания, включающей улыбку и доброе пожелание. Главными методологическими приемами являются игры, рисование, беседы, релаксация. При этом категорически нельзя навязывать ребенку свое мнение, пытаться изменить его темперамент и делать ответственным за результаты занятий.

Поведение психолога или психотерапевта, проводящего занятий по коррекционно-развивающей программе, должно служить образцом для подражания и способом усиления и подкрепления все положительных изменений в поведении ребенка. Психолог, проявляющий во время занятий внимание, сочувствие, искренность и доброту, может сделать коррекционную программу намного более эффективной.

Работа по коррекции агрессивности должна проводиться в 3-х направлениях:

направление. Работа с гневом.

Гнев - это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его, уже не на того, кто вызвал это чувство, а на подвернувшегося под руку или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.

Человек, который постоянно подавляет свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться.

.Нарисовать обидчика. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его.

. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет - сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

. увести ребенка в другое место от обидчика и дать позаниматься тем, что ему нравится.

. комкать и рвать бумагу

. бить подушку или боксерскую грушу

. топать ногами

. написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить

. втирать пластилин в бумагу или картон

. использовать водяной пистолет

. батут, надувные дубинки

. «листок гнева», с рисунком смешного нелепого животного, который можно смять и выбросить

Огромный надувной молоток - постучать им со всей силой

Лёгкие мячи, которые можно швырять в мишень

Мягкие подушки, которые можно колотить

Газеты, которые можно комкать и швырять

Погреметь погремушками

Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

направление. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

Агрессивный ребенок не признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Таблица 2 План занятий:

№ Занятия Упражнения Цель упражнения
Занятие1. Ознакомительное. 90 мин 1. игра «Пальцы - звери добрые, пальцы - звери злые». 2. «Улитка» 3. Беседа с учащимися об агрессивном поведении 1. Упражнение на знакомство 2. направлено на снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности. 3. дать представление учащимся об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий и способах «борьбы с агрессивными проявлениями в поведении».
Занятие2. дать представление учащимся об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий и способах «борьбы с агрессивными проявлениями в поведении». 90 мин 1. Упражнение «Обзывалки». 2. Разминка: игра «Сороконожка» 3. релаксационные упражнения «Снежная баба», Направлено на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемной форме при помощи вербальных средств. направлена на обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение детского коллектива направлено на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса.
Занятие3. развитие способности осознания и выражение собственного отношения к эмоциям. 90 мин 1. «Если я злюсь…». 2. «Дракон и его хвост». 3. «Свеча». 4. «Зоопарк». 1. Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков 2. осознание своего «Я», своих мотивов, упражнение «Я - состояние», «Я - мотивация». 3. снятие напряжения, выход негативных эмоций, чувств. Осознание своего «Я». 4. разрядка, проявление фантазии, выход энергии. Обсуждение итогов занятия.
Занятие4. развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации 90 мин 1.«Представление героев». 2. «УШИ - НОС». 3. «Мне в тебе нравится…» 1. Применение упражнения на развитие умения понимать себя и других людей по поведению. 2. Применение упражнения на развитие способности сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях 3. достижения теплой атмосферы в группе.
Занятие 5. осознание своих сильных и слабых сторон, снятие напряжения. 90 мин 1. «Мои идеалы» 2. «Я самый лучший» 3. «Монстр» 1. направлено на осознание своих сильных и слабых сторон 2. направлена на снятие напряжения, разрядку 3. направлено на освобождение от своих негативных качеств
Занятие 6. сплочение коллектива, установление контакта, доверия друг к другу. 90 мин 1. «Путаница» 2. «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение» 3. «Мальчик / девочка наоборот». 1. направлено на сплочение группы и бережного отношения друг к другу в ней. 2. направлена на отработку разного типа поведения, умение отличать одно поведение от другого. 3. направлено на произвольный контроль над своими действиями, снятие негативизма
Занятие7 выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева, агрессивности, снятие тревожности 90 мин 1. «Стукни кулаком» 2. «Змейка» 3. «Мешочек криков» 1. направлена на выявление причин гнева 2. направлено на разрядку гнева, агрессивности, снятие тревожности 3. направлено на переключение внимания от спокойного состояния к агрессии и наоборот.
Занятие8. развитие положительного отношения к близким и окружающим, закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения. 90 мин 1. «Подарок Другу» 2. «Глаза в глаза» 3. «Словарик хороших слов» 1. направлено на развитие положительного отношения к близким и окружающим 2. направлена на развитие положительного отношения к близким и окружающим. 3. направлена на закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения.

 

Игра «Путаница»

Цель игры: поддержание группового единства.

Ход игры

Выбирается при помощи считалки водящий. Он выходит из комнаты, остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, также не разжимая рук детей.

Игра «Ёж»

Цель: реализует потребность детей в агрессии, снимающей у них мышечные зажимы.

Ход игры

Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке.

Игру повторить 3 раза.

Игра «Хищник»

Цель: игра реализует потребность в агрессии, снимаемой мышечное напряжение.

Ход игры

Дети выбирают для себя какой-либо образ хищника (тигра, льва, волка, рыси и т. п.), располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу свою силу и храбрость. По казав свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и достоинство каждого.

Упражнение «Воздушный шарик»

Описание. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик.

Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

Игра «Жучок»

Описание. Дети строятся друг за другом. Ведущий становится впереди с закрытыми глазами. Детям предлагается дотронуться к рукам водящего. Водящий должен узнать, кто к нему дотронулся.

Игра «Хор»

Цель: реализовать вербальную потребность детей, объединить их и организовать общее коллективное пение.

Ход игры

Каждый ряд детей в классе получает свой звук для пения (а о-и-у-е).

Взрослый дирижирует, сближает ладони рук или удаляет их друг от друга, тем самым задавая громкость звучания. Громкость изменяется от максимальной до минимальной, плавно или скачкообразно. Заканчивается игра тихим пением.

Игра «Улей»

Цель: реализовать вербальную потребность детей.

Ход игры

Все дети превращаются в диких пчел, которые тихо жужжат в своем улье. Но, почувствовав, что кто-то хочет забрать их мед, они усиливают жужжание, становятся сердитыми. Однако волнения напрасные. И пчелы успокаиваются.

Упражнение «Котенок спит»

Описание. Психолог говорит: «Котенок удобно ложится на ковре и засыпает. У него мерно поднимается и опускается животик: вдох выдох. Приятно чувствовать свое дыхание, спокойное и ровное. У котенка прекрасное настроение, он дружно и весело играет с другими котятами. Хороший котенок и другие котята тоже хорошие. Котенок отдохнул, он слышит, как за окном кричат ребята, лает собака и т. д. Котенок потянулся, выгнул спину и встал».

Игра «Передай по кругу»

Ход игры. Дети идут по кругу, передают (пантомимой) горячую картошку, ледышку, бабочку.

Игра «Солнце»

Цель: активизировать детей, создать положительное настроение.

Ход игры

Дети сидят за партами. Учитель произносит слово «солнце», и дети медленно встают со своих мест, поднимают руки вверх, разводят их в стороны «лучики» и улыбаются друг другу.

Упражнение на расслабление «Жираф»

Описание.

Закрой глаза, сделай вдох и расслабься. Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок направо, затем налево. Повтори это три раза. Теперь повращай шеей. Приподними плечи. Затем опусти их. Повтори это три раза. Затем подними каждое плечо несколько раз. Снова сядь удобно и прямо. Почувствуй, как удлинилась твоя шея, как она расслабилась. Представь себя с длинной, как у жирафа, шеей.

Игра «Испорченный телефон»

Ход игры

Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает слово. Задача - передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова и то, что услышал последний.

Игра «Кулачок»

Ход игры

Просят участников сжать кулачок крепко-крепко. Пусть они подержат кулачок сжатым, а когда раскроют его, рука расслабится.

Игра «Волшебный сон»

Это релаксационное упражнение помогает детям успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение.

Описание. Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку: Начинается игра («Волшебный сон»). Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон».

 

Реснички опускаются.

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко...

Наши руки отдыхают.

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена,

А расслаблена...

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется... (2 раза).

Дышится легко... ровно... глубоко...

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело (2 раза),

Будто мы лежим на травке,

На зеленой, мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Губы теплые и вялые

И нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

 

Игра «Снежинки»

Ход игры

Игра проводится в просторной комнате. Дети свободно стоят на некотором расстоянии друг от друга. Ведущий просит их представить, что они - летящие с неба снежинки. Дети, широко раскинув руки, начинают произвольно двигаться по комнате: кто-то может кружиться, кто-то медленно перемещаться в разные стороны. Потом психолог говорит: «Снежинки подлетают к земле и сплетаются вместе - по две снежинки в одном комочке» (три, четыре и т. д.). Дети должны образовать маленькие группки, состоящие из соответствующего числа участников. Проигрывают те, кто оказался лишним или не успел пристроиться к «снежному кому».

Игра «Узнай по голосу»

Ход игры

Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он стоит в центре круга и старается узнать детей по голосу.

Игра «Попугайчики»

Ход игры

Цель: реализовать вербальную активность детей, развивать у них слуховое внимание.

Ведущий произносит слова или имитирует голоса животных и выбирает глазами «попугайчика». «Попугайчик» повторяет слова и голоса с такой же интонацией, как у ведущего.

Игра «Обзывалки»

Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Ход игры

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты - морковка!».

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты - моя радость...».

Примечание. Игра будет полезна, если проводить ее· в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Игра «Маленькое привидение»

Цель: научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Ход игры

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить».

Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми».

Игра «Волшебные шарики»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ход игры

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик - «болию) - и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки вместе, покатайте, подыщите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».

Игра «Мой хороший попугай»

Цель: способствовать развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?»

Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» и т. д.

Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку. Игру лучше проводить в медленном темпе.

Детская агрессия в возрасте 8-9 лет явление довольно распространенное. От нее часто страдают сверстники детей, испытывают дискомфорт родители, воспитатели и учителя. Закрепление подобного поведения в будущем также может негативно сказываться на личности ребенка. Поэтому для предотвращения агрессивности у детей психолог должен составить специальную коррекционную программу.

Для предотвращения детской агрессии используются главным образом занятия, позволяющие развивать чувство эмпатии у детей, а также создавать чувство защищенности, заботы, положительного, дружелюбного взаимодействия. Не лишним будет и проведение специальных игр на развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, мы получили коррекционную программу, рассчитанную на индивидуальные занятия с ребенком, с присутствием родителя на некоторых занятиях. До и после проведения программы проводится диагностика уровня агрессивности у детей для определения необходимости ее проведения и определения эффективности самой программы.

 



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.