Конституция Четвёртой республики. Внутренняя и внешняя политика Франции в 1946-1958 гг. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Конституция Четвёртой республики. Внутренняя и внешняя политика Франции в 1946-1958 гг.

2020-04-01 321
Конституция Четвёртой республики. Внутренняя и внешняя политика Франции в 1946-1958 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституция Четвёртой республики. Внутренняя и внешняя политика Франции в 1946-1958 гг.

Социально-экономическое развития Франции во второй половине 40-50х.

Очень большие материальные и человеческие потери в годы войны. Объем промышленной продукции — 38%, с/х — 60% от довоенного; сильная инфляция и дефицит бюджета.

Одно из важнейших направлений деятельности — восстановление хоз.комплекса. Основа восстановительных мероприятий — широкомасштабная национализация угольной, газовой, авиационной и автомобильной отраслей. + 5 крупнейших банков, часть страховых компаний. На национализированных предприятиях создаются советы с участием работников, централизованно решаются вопросы увеличения зп, заключения трудовых договоров, обеспечения жильем. Государственное инвестирование позволило резко увеличить долю промышленность в сумме капиталовложений — с 27% до 50%.

Уже к 1947 г. был достигнут довоенный уровень промышленного производства, в 1949 г — превышен довоенный уровень ВВП и отменена карточная система потребления.

1946 — создание Генерального секретариата по планированию экономики, занимался составлением среднесрочных планов-программ развития страны. Индикативное/рекомендательное планирование — сочетание дирижизма и рыночной системы. Первый план принят в 1947 на 1947-1953 гг — «План оснащения и модернизации», «План Монне». Обновление производственных мощностей национализированных предприятий, увеличение производства, расширение торговли метрополии и заморских территорий, повышение производительности труда.

1947 —реформа финансовой системы, отказ от фиксированных цен и ввод дифференцированного механизма исчисления валютных курсов и обмена валют. Девальвация франка.

Присоединение к плану Маршалла — в течение 1948-1951 получала кредиты, продовольствие и оборудование от США. Активное проникновение американского капитала в экономику Франции — зависимость, но это очень помогло рационализации преобразований во французской экономике.

Второй план (1954-1957 гг) — повышение конкурентоспособности французской промышленности, увеличение наукоемкости и повышение качества. Приоритет отдан частному сектору. Контракты правительства с предпринимателями, последние получают кредиты и налоговые льготы. Показатели второго плана были перевыполнены. Стабильный рост тяжелой промышленности.

Уменьшение вывоза капитала за рубеж.

К концу 50-х смешанная модель экономического развития утрачивает прежнюю эффективность, вновь обостряется проблема инфляции. Сельское хозяйство остается малорентабельным. Принимается третий план экономического развития (1958 – 1961), провозглашен переход от протекционизма к открытой экономике. Основанием для этого стало прежде всего развитие процесса европейской интеграции. Но реализация этой концепции требовала полит. Стабильности, а режим Четвертой республики в кризисе.

Реформы в трудовых отношениях: 40-часовая рабочая неделя, оплачиваемые отпуска, повышенные расценки оплаты сверхурочных работ. Равенство в оплате женского и мужского труда, расширение системы гос.помощи безработным. Создание «комитетов предприятий». Соц. политика: Пенсионный возраст с 65 лет, единая гос. система соц.страхования, пособия для родителей с детьми, строительство дешевого жилья.

 

Конституция Пятой республики. Внутренняя и внешняя политика президента Ш. де Голля. (1958-1969 годы).

Конституция 1958 года

28 сентября 1958 года на референдуме большинством в 80% голосов была одобрена Конституция Пятой Республики (основанная на идеях голлизма). Главное отличие Конституции 1958 года от конституции Четвертой республики заключалось в значительном расширении прерогатив исполнительной власти (президента и правительства) за счёт законодательной (парламента). Формируется смешанный режим. В соответствии с Конституцией 1958 года:

1. Президент избирается отныне не парламентом, а всеобщим косвенным голосованием (т.е. через выборщиков), а с 1962 года – всеобщее народное голосование

2. Президент обладает правом назначать премьер-министра, возвращать принятые парламентом законопроекты на новое обсуждение, распускать Национальное собрание (нижняя палата французского парламента) и назначать новые выборы. Преобладающие полномочия в сфере внешней политики, обороны и нац.безопасности. Может вводить чрезвычайное положение самостоятельным решением, без контрассигнатуры.

3. Законодательная власть олицетворяется двухпалатным парламентом – Национальным собранием и Сенатом. Сенат избирается косвенным голосованием. Две палаты парламента приобрели практически одинаковую компетенцию.

4. Отдельный раздел конституции регулировал статус французских «заморских территорий»: они могли или сохранить свой статус в составе республики, или образовать отдельные государства, если их территориальные ассамблеи изъявят на то свою волю не позднее, чем через 4 месяца после принятия конституции.

Конституция 1958 г. создавала систему «рационализированного» разделения властей взамен парламенсткому верховенству Третьей и Четвертой республики.

Эволюция нового режима

В октябре 1958 года была создана новая голлистская партия «Союз за новую республику» (ЮНР). Сам Шарль де Голль отказался встать во главе партии, так как стремился представить себя арбитром, представляющим интересы нации в целом.

1958 годвыборы в Национальное собрание: большинство получили голлисты (ЮНР), в парламенте сформировалось прочное большинство, поддерживающее де Голля.

21 декабря 1958 года прошли выборы на пост президента => победа Шарля де Голля (78,5%). Правительство формирует Мишель Дебре.

1959 г — в оппозицию переходят СФИО и радикалы.

Раскол СФИО — выход Автономной соц.партии, объединилась с Левым соц.союзом в Объединенную социалистическую партию (ОСП). 1960 — раскол в СНИП. 1962 — МРП покидают правительство, недовольные жесткой политикой де Голля в отношении ЕЭС. Короче как обычно изменения, расколы, все не очень красиво.

1962 — Дебре заменен Жоржем Помпиду, одним из самых близких к де Голлю политиков. В ЮНР (голлисты) тоже противоречия, постоянно выходят из состава партии группировки, недовольные политикой де Голля. Но в том же 1962 ЮНР создает единый блок с еще одной голлистской (левой) партией — ЮДТ.

Перестановки в партийном спектре — де Голль спешит провести конституционную реформу, с 1962 г. президент избирается на основе прямых выборов. (парламент был не согласен, вынес вотум недоверия правительству Помпиду, де Голль распустил нижнюю палату и вынес вопрос о выборах на референдум). Консолидация антиголлистской оппозиции — СФИО, радикалы, МРП и СНИП.

1962 — выборы, сформировали два полюса Национального собрания: ФКП и СФИО, ЮНР—ЮДТ + «независимые республиканцы». Центристы утрачивают свои позиции. Правительство снова возглавляет Помпиду.

1965 — президентские выборы, нелегкая победа де Голля.

Кабинет Шабан-Дельмаса

Сохранение законодательной базы системы «участия» (создание института «взаимных консультаций» между представителями трудящихся и предпринимателями), продолжена начатая в 1968 г. реформа высшего образования (укрепление университетской автономии и студ.самоуправления, модернизация программ обучения), расширение гос.финансирования системы профессионального переобучения.

1970 — закон о замене межпрофессионального гарантированного минимума зп на межпрофессиональный РАСТУЩИЙ минимум зп (СМИК), то есть по сути ежегодной индексации МРОТ относительно уровня инфляции.

Пенсионный возраст снижен с 65 до 63 лет. Увеличение семейных пособий низкооплачиваемым категориям граждан за счет их отмены для более обеспеченных слоев населения.

Смягчение дирижизма и придание французской экономике «международного и европейского масштаба». Правительство предоставляло льготы и субсидии крупнейшим монополиям страны, поощряло экспортные отрасли промышленности.

Начал проведение административных реформ в целях децентрализации, либерализация контроля над СМИ.

Помпиду дистанцировался от социал-реформистских программ главы правительства. В качестве альтернативы выдвинул идею «промышленного императива» — прагматичной политики, направленной на обеспечение устойчивого и быстрого промышленного роста, приоритетного развития индустрии. При поддержке президента в 1969 г. проведена финансовая реформа — девальвация франка по отношению к доллару и золоту. Это обеспечило преимущества во внешней торговле. + ограничение роста цен на промышленные и продовольственные товары, что позволило избежать инфляционного всплеска — как следствие восстановление равновесия в бюджете, укрепление положительного сальдо торгового баланса.

6 план (1971-1975) — хотят высоких темпов роста; для этого направить субсидии на развитие экономической инфраструктуры при сохранении жесткой финансово-кредитной политики. Поддержка частного капитала через налоговые льготы и дальнейшую либерализацию европейского общего рынка. Меры имели значительный успех. Ежегодный прирост ВВП был 5,7%. Но стала снижаться средняя норма прибыли, стали очевидны признаки «перегрева экономики», Франция приближалась к структурному кризису индустриальной системы производства.

Правительство Пьера Месмера

Курс на ускорение индустриализации Франции, повышение уровня концентрации производства и конкурентоспособности французской промышленности. Ослабление гос.вмешательства в экономику.

Большое внимание развитию жилищного строительства, повышение СМИКа, выравнивание оплаты труда мужчин и женщин, городских и сельских жителей.

Что в политике:

Проводит радикальную чистку голлистского движения. Партия переименована в Союз демократов в защиту республики (ЮДР). На руководящие посты выдвигает молодых представителей. В 1972 Шабан-Дельмас смещен с поста, премьер-министром стал Пьер Месмер. Отказ от деголлевской концепции «ассоциации труда и капитала». В качестве альтернативы Помпиду выдвигает идею «конкретного участия».

В преддверии парламентских выборов в 1972 г. идет перестройка и других ведущих политических партий. Раскол ФДСЛ, в СФИО усиление влияния левого крыла, организационная и идеологическая перестройка, получила новое название — Французская социалистическая партия (ФСП). Окончательно отказались от коалиционных объединений с центристами. В 1971 — вступление групп из других партий, руководителем избран Миттеран. Сотрудничество с ФКП. 1972 – Совместная программа левых сил.

1973 – парламентске выборы, тенденция к поляризации ведущих полит. сил. Победили ЮДР и их союзники — «независимые республиканцы» (возглавляет Жискар д’Эстен) и центр «демократия и прогресс».

Внешняя политика:

Приоритет — участие в европейском интеграционном процессе. 1969 – выступает с инициативой «завершения, углубления и расширения» интеграционного процесса.

1973 – главами государств ЕЭС принят программный документ «Об облике Европы», намечающий дальнейшие этапы политической и экономической интеграции.

Помпиду отказался от деголлевской политики блокирования вступления Вб в ЕЭС, к 1980 планируется создание Европейского союза, основанного на конфедеративном принципе.

Страны третьего мира

Посещение Китая президентом, впервые значительно улучшила отношения с Египтом, Ираком. Продажа Ливии истребителей. В рамках новой французской военной доктрины Северная Африка была официально объявлена «сферой жизненных интересов». Отказ от концепции глобальной обороны, определение «трех кругов оборонной политики»: метрополию, Западную Европу и Средиземноморье. Допускается сотрудничество с НАТО, принята идея «ступенчатого отпора» в использовании ядерного оружия.

Помпиду умирает от рака в 1974, это снова ставит вопрос о выборе стратегии развития страны на последующие годы. Помпиду сумел стабилизировать положение страны после «красного мая», но ему так и не удалось консолидировать своих сторонников и сформировать твердый политический блок с долговременной программой действий.

Внешняя политика:

 

Основные направления такие же, как при де Голле и Помпиду. Некоторые принципы претерпели изменения, прежде всего отношения с США. Курс на сближение в полит. и эконом. Областях, возобновлено и военное сотрудничество. Франция по-прежнему отказывалась вернуться в военную организацию Североатлантического договора, тем не менее французские войска начали принимать участие в маневрах НАТО.

 

Начиная с 1975 г. стали ежегодно проводиться совещания «большой семерки» (США, Канада, Япония, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия).

 

Летом 1975 г. Жискар д’Эстен от имени Франции подписал Заключительный акт совещания 35 государств в Хельсинки. Участники совещания обещали руководствоваться в своей политике принципами неприменения силы, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела государств, уважения прав человека.

 

Франция продолжала участвовать в процессе европейской интеграции, которая развивалась по пути расширения полномочий наднациональных органов Европейского сообщества.

 

Правительства Пьера Моруа.

 

Проведение третьей крупной национализации во Франции. В 1986 г. национализированы банки, авиационная и ракетная промышленность, металлургия, химическая промышленность. Гос.сектор увеличивается практически в 2 раза.

 

Правительство отменило налоги на лиц, получавших минимальную заработную плату, и ввело налог на крупные состояния (свыше 3 млн франков, а в промышленности и торговле — свыше 5 млн франков). Минимальная заработная плата (СМИК) была повышена на 10%, семейные пособия — на 14, пенсии — на 20%. Пенсионный возраст снизили с 63 до 60 лет (одинаково для мужчин и женщин), а размер пенсий был доведен до 75% от зарплаты. Продолжительность оплачиваемого отпуска возросла с четырех до пяти недель. Рабочая неделя сократилась с 40 до 39 часов.

 

Расширены права профсоюзов на предприятиях. Запрещено преследование рабочих за политические убеждения и какое-либо ущемление прав трудящихся на основании их пола, семейного положения, происхождения или вероисповедания.

 

Административная реформа: 96 департаментов объединены в 22 региона. Полномочия местных органов власти расширялись, отменена смертная казнь.

 

Главные проблемы — безработица и инфляция. Меры, принятые кабинетом, не привели к результатам, уровень безработицы даже вырос.

 

1981 – чрезвычайные меры по борьбе с инфляцией. Политика замораживания цен и зп. Европейское сообщество требует девальвации франка, Франция проводит две – в 1981 и 1982. В рез-тате надбавки к зарплатам и пенсиям фактически были аннулированы, а инфляция оставалась на том же уровне.

 

Деятельность левого кабинета, поначалу встреченная с энтузиазмом, постепенно стала вызывать недовольство.

 

Всех недовольных активно поддерживала правая оппозиция. Французские правые политики неустанно критиковали мероприятия левого кабинета, называя их «безответственными» и ведущими к «экономической катастрофе».

 

В итоге третий кабинет Моруа отступил от реформ и, по существу, перешел к политике «жесткой экономии». Теперь правительство выступило в поддержку французского крупного капитала. Оно увеличило налоги для малоимущих, повысило цены на лекарства, за проезд на транспорте, коммунальные услуги, урезало кредиты местным органам власти и сократило инвестиции в «нерентабельные» отрасли национализированного сектора экономики.

 

При Миттеране 29 октября 1981 года вышел закон, существенно облегчивший иммиграцию во Францию, который разрешал депортировать нелегала только, если он осужден к лишению свободы на срок более одного года. В 1982 году около 100 тыс. иммигрантов получили виды на жительство во Франции, а также ряд прав (в том числе право избрания в рабочие советы предприятий и создания общественных организаций).

 

Внешняя политика:

 

Президент Франсуа Миттеран в своей внешней политике продолжал курс, которому следовал Жискар д’Эстен. Франция укрепляла связи с США и НАТО. Она одобряла все решения США и НАТО в области военной стратегии, в том числе о размещении в Европе американских ракет. Военные контакты Франции с США постоянно расширялись.

 

Самое важное место во внешнеполитическом курсе Миттерана занимала европейская политика. В 1985 г. Миттеран от имени своей страны подписал совместно с другими государствами, входящими в Европейское сообщество, так называемый Единый европейский акт. Он предусматривал дальнейшую интеграцию стран Западной Европы.

 

Внешняя политика:

Первой важной международной акцией Ширака было возобновление летом 1995 г. французских подземных ядерных испытаний на атолле Муруроа в Тихом океане. Президент Франции заявил, что его страна должна завершить серию работ по модернизации атомного оружия, для чего ей необходимо провести еще несколько экспериментальных взрывов. В начале 1996 г. Ширак объявил об окончании испытаний.

 

Во второй половине 90-х гг. продолжалось сближение Франции с США. По существу, начался процесс интеграции военных сил страны в структуры НАТО. Франция участвовала в военной операции государств Североатлантического блока в Косово в 1999 г., в 2001—2002 гг. полностью поддержала военное присутствие США в Афганистане.

 

Франция по-прежнему оставалась активным действующим лицом процесса европейской интеграции. Совместно с другими странами Европейского союза она подписала в октябре 1997 г. Амстердамский договор, дополняющий Маастрихтский. С 1 января 2002 г. перешла на единую европейскую валюту — евро.

 

Основным партнером Франции в Европе в конце XX — начале XXI в. продолжала оставаться Германия. В декабре 1996 г. обе стороны заключили соглашение о франко-германском сотрудничестве.

 

Президент Ширак выступал за укрепление франко-российских связей. В период своего президентства Ширак приезжал в Москву семь раз и обсуждал с президентами России Б. Н. Ельциным и В. В. Путиным главные направления двустороннего сотрудничества.

Внешняя политика:

Ширак в целом отстаивал в 2000-х гг. голлистские идеи выстраивания многовекторного и относительно независимого внешнеполитического курса Франции.

2003 – выступает против начала войны США с Ираком. Угрожая Бушу применить вето в Совете Безопасности ООН, Ширак, вместе с Герхардом Шредером и Владимиром Путиным, создал настоящий оппозиционный фронт.

 

2005 – референдум во Франции по поводу ратификации договора о Конституции Европейского союза. Ответ — «нет». Провал инициативы.

 

В период второго срока пребывания у власти Ширак во внешней политике стремился к дальнейшей интеграции страны в Европейский Союз и усилению в нем роли Франции.

 

С начала 2004 года Ширак вместе с премьер-министром Ливана Рафиком Харири, который являлся его близким другом, начали готовить созыв Совета Безопасности ООН для принятия резолюции, обязывающей Сирию вывести свои войска из Ливана.

Внешняя политика:

 

самым значимым его шагом стало осуществление полной реинтеграции Франции в военную организацию НАТО в 2009 г. (фактическое возобновление участия Парижа в военных операциях Альянса произошло уже при Шираке в 1990-х гг.).

 

направления на:

– тесное сотрудничество с США;

– отсутствие явной оппозиции американскому проекту глобализации;

– укрепление ЕС и НАТО;

– стремление сделать международную политику Франции более гибкой и активной;

– ad hoc ограниченный мультилатерализм;

– участие в управлении конфликтами; – включение в повестку проблем мировой экономики.

 

Понимание национальных интересов, долгосрочных целей и определение приоритетных направлений содержалось в двух важнейших документах: «Белой книге по обороне и национальной безопасности» и «Белой книге по внешней и европейской политике Франции 2008–2020 гг.», принятых во время президентства Н.Саркози.

Отношения с Россией:

12 августа 2008 года в Москве прошли переговоры президента России Дмитрия Медведева с Николя Саркози, в ходе которых был согласован план мирного урегулирования конфликта в Южной Осетии и Абхазии, получивший название «План Медведева — Саркози».

Президентские выборы 2012

Во втором туре президентских выборов 6 мая 2012 года Саркози остался «президентом одного срока», потерпев поражение от кандидата-социалиста Франсуа Олланда.

Олланд стал самым непопулярным президентом Франции по итогам первых 100 дней правления. Премьер-министр — Жан-Марк Эро (два правительства).

За время своего пребывания в должности Эро и его министры представили ряд прогрессивных мер, в том числе снижение пенсионного возраста для некоторых категорий работников с 62 до 60 лет, сокращение заработной платы министров до 30%, повышение СМИК, расширение социальных скидок на энергию, увеличение поддержки образования для семей с низкими доходами, введение системы субсидированной занятости для молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет и расширение права на бесплатное медицинское обслуживание еще на 500 000 человек.

Согласно предложенной в сентябре 2012 года инициативе Олланда, гражданин, имеющий доход свыше одного миллиона евро в год, облагался налогом в 75% вместо привычного 41%. Налог вступил в силу в 2013 году после внесения правок и одобрения конституционным судом. Начался отток капитала из страны. Уже 1 января 2015 года силу утратил, оказавшись экономически неоправданным.

В 2013 г. правительство Франции одобрило проект закона о легализации однополых браков и предоставлении однополым партнёрам права усыновления.

23 и 30 марта 2014 года во Франции прошли муниципальные выборы, на которых социалисты потерпели поражение.Под влиянием итогов выборов уже 31 марта в отставку ушло правительство Жан-Марка Эро. Новым главой правительства стал Мануэль Вальс(два кабинета).

Уже 25 августа 2014 года первое правительство Вальса ушло в отставку, продержавшись всего 147 дней. 26 августа было сформировано четвёртое за годы правления Олланда правительство.

6 августа 2015 года по инициативе министра экономики Эммануэля Макрона был принят «закон для экономического роста, активности и равенства шансов», прозванный в народе «законом Макрона». Закон предусматривает либерализацию некоторых секторов экономики.

Кратковременный рост популярности национального лидера отмечался после парижских терактов 2015 года — народ одобрил жёсткую реакцию власти на трагедию. Олланд тогда объявил в стране чрезвычайное положение и закрыл французскую границу для мигрантов. Но эти меры не принесли ожидаемого эффекта — уже через несколько месяцев в Ницце была совершена ещё одна террористическая атака, унёсшая жизни десятков людей.

6 декабря 2016 года правительство Вальса ушло в отставку. Новым премьер-министром Франции стал Бернар Казнёв.

Реформы для трудящихся
Очередным ударом по рейтингу Олланда стало недовольство населения страны реформой трудового законодательства. Реформы сильно укрепляют позиции работодателей. По новому кодексу они могут увеличить количество рабочих часов до 46 в неделю и имеют больше прав при увольнении работника, при согласовании отпусков и уменьшении заработной платы. Недовольство реформой вылилось в серию протестов, которые прокатились по Франции в марте, апреле и мае.

Олландизм лишь усугубил неблагоприятные черты французской социальной модели, снизил конкурентоспособность и привлекательность национального рынка труда и инвестиционную привлекательность (сохранение 35-часовой рабочей недели и всесилия профсоюзов, повышение налогов с предпринимателей и с высоких доходов). Обещание преодолеть кризис за счёт состоятельных граждан неминуемо и в который раз привело к утечке капиталов и дальнейшей деиндустриализации страны, к росту безработицы и социального отчаянья, увеличило дефицит социальных фондов.

Олланд верил, что "кризис завершится, натиск на капитал даст импульс реальной экономике, безработица снизится из-за поддержки бюджетом новых рабочих мест, шоковая налоговая терапия в отношении предприятий и состоятельных сограждан уменьшит долги, а сплочение юга Европы против курса строгой экономии стимулирует рост".

Ни один из этих пяти экономических постулатов президента-социалиста не нашел подтверждения. Реальный рост экономики в период правления Олланда был ниже 0,3%, число безработных достигло 6,3 млн человек, уровень жизни снижался на 1% ежегодно, а размеры государственного долга приблизились к?2170 млрд, составив почти 98% ВВП.

Внешняя политика:

Зависимость внешней политики Франции от США. Она выразилась в той нерешительности, которую проявил Париж в действиях на Ближнем Востоке.

В январе 2013 года французская армия по распоряжению Олланда начала интервенцию в Мали. В декабре 2013 года французская армия по распоряжению Олланда начала интервенцию в Центральноафриканской Республике. Операция закончилась победой Франции, восстановлением центральным правительством Мали контроля над регионом.

Сторонник санкций против России в связи с украинскими событиями 2014 года и военной операцией России в Сирии.

Франция грозила применить против Б. Асада военную силу (неоднократно озвученная Олландом готовность участвовать в нанесении ударов по Дамаску), чтобы заставить его уйти с поста президента, даже в случае, если её не поддержат другие страны. В то же время, участие Франции в Сирии в операциях антитеррористической коалиции, возглавляемой США, было крайне ограниченным. За 2016 г. французские военные нанесли там всего 5% всех ударов по террористам, далеко отставая от США. Не сумев предложить никакой позитивной повестки для решения проблем Сирии, Франция постепенно утрачивала влияние на происходящие там события.

Акцент избирательной кампании, строившейся на противостоянии идеологий – консерваторов-республиканцев и модернистов-социалистов – сместился в область, более подвластную законодателю и суду по сравнению с проблемами занятости, иммиграции и терроризма.

 

Успех ведущей ультраправой партии страны «Национальный фронт» оказался впечатляющим. Бросалась в глаза «работа над ошибками», проведённая М. Ле Пен на посту лидера движения. Из маргиналов с праворадикальными, едва ли не фашистскими лозунгами Национальный фронт превратился в партию общенационального масштаба. М. Ле Пен смягчила свою риторику и взгляды, даже невзирая на извечную резкую критику Евросоюза и общего рынка. Национальный фронт умело аккумулировал и перерабатывал идеи социалистов и «республиканцев», попытавшись сместиться в сторону правого центра, позиционируя себя уже, скорее, как консерваторов, чем радикалов-националистов. Впервые за свою историю Национальный фронт занял второе место во втором туре выборов.

 

 Однако второй тур стал примечательным не столько благодаря популярности националистов, сколько благодаря тому обстоятельству, что впервые в истории Пятой республики (и всех французских республик вообще) он представил собой битву двух несистемных партий и политиков.

 

Бесспорно, в победу Э. Макрона внесли свой вклад настроения «кто угодно, только не М. Ле Пен», ибо всё же большее число французов опасалось, и не без оснований, победы ультраправых. Однако существенное отличие Э. Макрона от тактики и идеологии прежних партий – это его центристская программа и заметные лидерские устремления.

 

 

Став президентом, он сформировал правительство (назначил на пост премьер-министра Эдуара Филиппа) из перешедших в его движение социалистов, правых республиканцев (LR), независимых республиканцев (UDI), центристов (MoDem), экологистов, левых радикалов, а также прежде беспартийных.

Иными словами, получается, что «макронизм» – это новый вариант «центризма». Прежние центристы – Ж. Леканюэ, В. Жискар д’Эстен, Ф. Байру – пытались сгруппировать лишь правых и правый центр, тогда как Э. Макрон добился именно сотрудничества правых и левых.

 

11 и 18 июня 2017 года состоялись два тура парламентских выборов, по итогам которых располагавшая прежде большинством в Национальном собрании Социалистическая партия потерпела сокрушительное поражение. Партия президента Франции Эмманюэля Макрона «Вперед!» одержала победу на парламентских выборах, получив 32,32% голосов.

 

Реформы и итоги

 

Всего за 2,5 года пребывания у власти были подготовлены и проведены через парламент 77 важных законопроектов, которые существенно изменили трудовой кодекс, налоговую систему, статус инфраструктурных госмонополий, прежде всего железнодорожного транспорта, организацию народного образования на всех уровнях (дошкольного, среднего, высшего), а также профобучения. Заметно ужесточились законы о борьбе с коррупцией, терроризмом, распространением ложных сведений, порядок предоставления права на убежище иммигрантам и т.д

 

На очереди ещё более масштабные реформы пенсионного обеспечения, здравоохранения, госслужбы и страхования по безработице, наконец, частичная ревизия действующей Конституции 1958 г.

 

Налоги. Одним из первых изменений стало снижение налога на богатство.

 

Его платили французы с состояниями выше 1,3 млн евро - таких несколько сотен тысяч, но не больше, чем полпроцента населения. Этот налог приносит казне менее 2% всех налоговых доходов, или около 5 млрд евро в год.

 

Теперь он из тотального сбора превратился в точечный налог на собственность и предметы роскоши. Дивиденды и доходы от операций на финансовых рынках будут облагаться по фиксированной ставке 30%. Это призвано увеличить долю сбережений и инвестиций и вернуть миллионеров в страну.

 

Второе существенное изменение - снижение налогов на бизнес.

 

Еще одно нововведение - экологический сбор в размере 3,9 цента за литр бензина и 7,6 цента за литр дизтоплива. Доходы должны были пойти на возобновляемую энергетику. Популярные у горожан "зеленые" инициативы не нашли отклика в провинции и стали той искрой, из которой разгорелось пламя протестов.

 

Госрасходы. Сейчас они составляют более 56%, что на 10 процентных пунктов выше среднеевропейского уровня. Макрон обещает снизить этот показатель до 51% к 2022 году.

 

Рынок труда. Франция славится крепкими гарантиями трудоустройства и масштабным перекосом в пользу работников в трудовых спорах. Макрон уверен, что негибкий рынок труда, многоступенчатая защита занятости и многомиллиардные затраты на переквалификацию и страховки от потери работы снижают мобильность рабочей силы и ограничивают рост бизнеса.

 

 

10 декабря 2018 года, на фоне массовых протестов Движения жёлтых жилетов, начатых в ноябре 2018 года, Президент Франции Эммануэль Макрон ввел в стране чрезвычайное экономическое и социальное положение. Заморожены цены на бензин, повышение СМИК на 100 евро отмена повышения налогов на малоимущих пенсионеров и сверхурочные часы работы.

 

Внешняя политика:

 

Резко активизировалась и внешняя политика Франции, где решающую роль играет сам президент. Всего за первый год после прихода в Елисейский дворец он успел совершить 46 зарубежных визитов, посетив 29 стран, не считая участия в международных конференциях. Не меньшее число иностранных гостей побывало за это время в Париже.

Основное внимание на европейское направление, укрепление позиций Франции в Евросоюзе, её активное участие во всех мировых конфликтах в рамках действующих международных институтов.

 

Э. Макрон предлагал также установить «независимый, полноценный и продолжительный» диалог с Россией и «организовать деэскалацию санкционного противостояния».

Проблемы, по которым в ближайшее время будет происходить активное взаимодействие между Францией и Россией, – это борьба с терроризмом, в частности, в Сирии, а также урегулирование украинского конфликта.

 

Неконструктивная позиция по Сирии предшественника Э. Макрона, президента Ф. Олланда, была наиболее агрессивной по сравнению с позициями, занятыми руководителями других западных стран. Позиция нового французского президента в отношении Сирии претерпела заметные изменения. В первую очередь это касается признания Э. Макроном того факта, что уход Б. Асада не только не изменит обстановку в Сирии в лучшую сторону, но может породить хаос и осложнит борьбу с террористической группировкой ИГИЛ.

 

Помимо этого, Э. Макрон не исключил совместные с США удары по Сирии в случае, если сирийские правительственные войска применят химическое оружие.

 

Конституция Четвёртой республики. Внутренняя и внешняя политика Франции в 1946-1958 гг.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.