В честь этого великого русского мецената была названа улица во Флоренции и был возведен памятник в центре города. Демидов – имя, которое до сих пор вызывает в Италии уважение и восхищение — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

В честь этого великого русского мецената была названа улица во Флоренции и был возведен памятник в центре города. Демидов – имя, которое до сих пор вызывает в Италии уважение и восхищение

2020-04-01 256
В честь этого великого русского мецената была названа улица во Флоренции и был возведен памятник в центре города. Демидов – имя, которое до сих пор вызывает в Италии уважение и восхищение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

             

 

Николай Демидов

 

Что может быть общего между сподвижником императора Петра Великого, заводчиком Никитой Демидовичем Антюфеевым, и влиятельными князьями Сан-Донато? И первый и вторые – представители великой династии Демидовых, владельцев горнодобывающих и оружейных предприятий на Урале и в Туле.

Имена представителей рода Демидовых, немало сделавших для прославления России, стоят в ряду самых знаменитых российских меценатов. Мамонтовы, Морозовы, Бахрушины, Демидовы – все они сделали немало для промышленности, культуры и просвещения России.

… Флорентийцы и гости города, прогуливающиеся в квартале Сан-Никколо по Piazza Niccola Demidoff, могут созерцать величественный памятник со следующей надписью: «Дабы жители квартала Сан-Никколо всегда имели перед собой живую память о командоре Николае Демидове, неустанном и великодушном благотворителе, сын его Анатолий подарил этот памятник городу Флоренции в 1870г.»

 

 

Работа скульптора Лоренцо Бартолини представляет собой Николая Никитича, одетого в тогу римского сенатора. Он обнимает сына, у ног благотворителя располагаются четыре женские аллегорические фигуры — Природа, Искусство, Милосердие и Сибирь.

В честь этого щедрого благотворителя и человека с удивительной судьбой, крутые повороты которой могли бы стать основой сюжета для захватывающего исторического фильма названа улица в районе Новоли Виа делла Вилла Демидов.

Николай Никитич Демидов в юности едва ли не потерял все свое поистине огромное наследство. Кутежи, развлечение, трата денег направо и налево едва ли не уничтожили копившееся годами состояние правнука того самого первого Демидова. Над Николаем Никитичем была установлена опека, что пошло ему впрок. Одумавшись и остепенившись, владелец «заводов, людей…» начал приумножать семейные богатства, не забывая о родной земле.

Уже живя в Италии и щедро жертвуя на благотворительность, Николай Никитич приобрел владение Сан-Донато, где прочно обосновались он и его потомки. По словам Стендаля, «самый щедрый в Италии благотворитель» покровительствовал больницам, приютам, не забывал про образовательные учреждения, пенсии и стипендии малоимущим. Внимания и восхищения заслуживает его обширная художественная коллекция, которой мог бы гордиться любой музей мира.

Анатолий Демидов

Говоря о «флорентийских» Демидовых, невозможно не упомянуть заслуг Анатолия Николаевича. Покровительствуя художникам, Анатолий Демидов дал возможность появиться на свет великому полотну «Последний день Помпеи». Глядя на знаменитый шедевр Карла Брюллова, поэт Баратынский воскликнул:

И был «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день!

На самом деле, исследователи расходятся во мнении, кто именно был самым первым заказчиком картины – графиня Разумовская или графиня Самойлова, с которой Карла Павловича связывали теплые и душевные отношения. Демидов выкупает права и становится владельцем картины. В 1833 году «Последний день Помпеи» представили на выставке в Академии изящных искусств Брера в Милане. После этого Демидовым картина была отправлена в Париж, а затем была подарена заказчиком императору, передавшему работу в Академию художеств, а откуда — в Русский музей.

Неуемная и щедрая натура Анатолий Николаевича не давала ему почивать на лаврах – во Флоренции им были учреждены бесплатная школа и детский приют, в школе мальчиков учили различным ремеслам. Демидов оплачивал постоянное пребывание врача в квартале для бедных, а также основал аптеку, где неимущие могли получить самые необходимые лекарства.

«Acta non verba» («Дела — не слова») – так написано на родовом гербе Демидовых.

Если вам посчастливиться быть во Флоренции, не забудьте посетить «демидовские» места и отдать дань уважения этим великим русским меценатам и просветителям.

О сердце, ты неблагодарно!
Тебе — и розовый миндаль,
И горы, вставшие над Арно,
И запах трав, и в блеске даль…
Н.Гумилев

Р усские оставили серьезный вклад след во Флоренции. И не только надписями на русском языке,
но еще и зданиями и финансовыми пожертвованиями, стихами и музыкальными произведениями...
Начну с главного нынче - с материального. Особенно в этом преуспели Демидовы. Это памятник Демидову с сыном.

Демидов в римских одеждах... слева сидит обнаженная девушка... наверное сестра...))) к памятнику мы еще вернемся)))

Династия русских горнопромышленников Демидовых была известна своей благотворительностью. Они часто и подолгу жили за границей и не скупились на пожертвования. За это им ставили памятники, называли их именем площади, отливали медали в их честь. Зарабатывать в России, а тратить в Европе, было принято еще и в царские времена... увы.

За вклад в фасад культуру Флоренции, на одном из красивейших и знаменитейших соборов мира — флорентийском Санта Мария дель Фьоре, есть герб Демидовых.

Ещё в 1587-1588 годах было принято решение о строительстве нового фасада. Старый фасад, существовавший только на уровне первого яруса, демонтировали. Был объявлен конкурс, однако до середины 19 века работы так и не были начаты. То не было денег, то попечительские советы раздирали скандалы. Только в 1871 году в новом конкурсе на право проектирования фасада победил Эмилио де Фабрис. Правительство Флоренции бросило клич по сбору средств. Ведь надо же когда-нибудь закончить это строительство!

Вот тогда Павел Павлович Демидов и передал муниципалитету крупную сумму денег на облицовку мрамором фасада собора. Такую крупную, что его герб поместили на почётном месте. (К сожалению, найти размер суммы мне не удалось). Работы были начаты в 1876 году и закончены в 1887. И появился этот великолепный, потрясающий неоготический фасад из разноцветного мрамора — белого, зеленого и красного, украшенный скульптурами и резными орнаментами. И немалая заслуга в этом Павла Петровича Демидова.

Герб Павла Демидова — князя Сан-Донато, представляющий сбой щит, разделенный на четыре части, прикрытым малым щитком с гербом фамилии Демидовых, в верхней части которого — три рудоискательных лозы, а в нижней — молот. В четырех делениях гербового щита в шахматном порядке расположены эмблемы гербов города Флоренции — серебряные лилии и греческий крест, что отражает принадлежность территории виллы Сан-Донато к Флоренции. Находится он на самом почетном месте. Первым справа от входа в Собор.

Демидов в предместье Флоренции купил у монахов Санта-Кроче владение Сан-Донато и приступил к строительству виллы, которую впоследствии его сын — Анатолий Демидов достроил и превратил в великолепный дворец, разместив в нем свою грандиозную художественную коллекцию. Несколько поколений семьи Демидовых жили на этой вилле и занимались благотворительностью во Флоренции. "Самый щедрый в Италии благотворитель" — так назвал Николая Демидова Стендаль. Будучи российским посланником при дворе Великого герцога Тосканского, он построил школу (она существует и сейчас и носит имя Демидовых), больницу, дома для престарелых и детей-сирот.

Благодарная Флоренция воздвигла Николаю Демидову памятник, который и ныне стоит на площади его имени — Piazza Niccola Demidoff на набережной Арно.

Чем-то на Путина похож. Наверное работоспособностью и авторитетом. Про сестру у ног... эта фигура, сидящая с лавровым венком у ног Демидова, символизирует Признательность населения Флоренции. Мол... все что можем... лучшее готовы отдать... только делай взносы...

По углам постамента располагаются четыре аллегорические скульптуры – Природа, Милосердие, Искусство и Сибирь. Какая именно Сибирь не узнал. Ни от одной из них мороз по коже не пробирает.

Рядом набережная... все красиво. Но туристы проходят и никто не видит, что памятник русскому меценату. Думают какому-то местному императору. Умеют итальянцы ставить памятники русским. Поставить бы вот так памятник Юлию Цезарю в Москве... в русском шлеме, с булавой и на добром русском коне...)))) а низенько на монгольском (шоб никто не догадался) написать кому именно. Но Юлий Цезарь на Россию не тратился...

Во Флоренции им были открыты дешевые столовые для бедных, приюты и передана муниципалитету крупная сумма денег на облицовку мрамором фасада собора Санта Мария дель Фьоре. За эти пожертвования Павел Павлович и его жена были избраны почетными гражданами Флоренции, а в 1879 году в их честь на деньги, собранные по подписке, была выбита золотая медаль. В 1880 г. в знак благодарности за пожертвования, сделанные князем городу, на фасаде собора Санта Мария дель Фьоре и был помещен фамильный герб Демидовых (см. выше).

Его сын Анатолий, которого называли "король малахита", подарил Николаю I в 1835 году грандиозную малахитовую ротонду. Вплоть до сего дня этот экспонат — один из самых дорогих в Эрмитаже. Несколькими годами позже безвозмездно передал в казну 15 тонн отборного малахита для сооружения колонн и пилястр строящегося Исакиевского собора. Во Флоренции, на доставшейся ему по наследству вилле Сан-Донато, он собрал грандиозную художественную коллекцию, которая считалась одной из лучших в мире. Так же как его дед и отец, Анатолий Демидов покровительствовал художникам. Жившему тогда в Италии Карлу Брюллову, он заказывает грандиозное полотно "Последний день Помпеи", оплачивает его, показывает сначала в Риме, потом в Милане и Париже, а затем привозит его в Петербург и дарит Николаю I, прекрасно понимая, что тот передаст его в Академию художеств и оно станет достоянием Отечества. Так, благодаря Анатолию Демидову, итальянская публика смогла познакомиться с шедевром русского искусства, а Россия получила бесценное творение великого мастера. А ведь меценату, оплатившему это полотно, в то время было двадцать лет!

Женился он в 1840 году на Матильде де Монфор, родной племяннице Наполеона Бонапарта, родственницы Николая I. Именно тогда великий князь Леопольд II Лорранский пожаловал Анатолию тосканский титул князя Сан-Донато, но (!) Николай I носить ему в России его не разрешил.

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи, 1830—33 г.г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото (С)

Самым известным русским флорентийцем был Павел Павлович Демидов (1839—1885), который часто жил с семьей на фамильной вилле Сан-Донато, а затем — в приобретенном им бывшем имении Медичи Пратолино.

Фото (С). Вилла Пратолино в 12 км от Флоренции. Этот гигант в парке называется "Аллегория Апеннин", скульптор Джамболонья, 1579-80 г.г.

Церковь Рождества Христова и св. Николая Чудотоворца. Ее не просто построили на деньги Демидовых. Они еще и долго пробивали разрешение на строительство у Русской православной церкви.

Русский храм на виа Леоне Дечимо известен не только своей красотой. Это первая русская церковь, возведенная в Италии. Правда, еще раньше построили храм в Ницце, но он почти сразу оказался на территории Франции.

Над храмом вместе работали русские и итальянские мастера. Подобно «Спасу на Крови» в Санкт-Петербурге, церковь украшена майоликой и мозаиками. По образцу северных русских храмов, она состоит из верхнего (холодного, летнего) и нижнего (теплого, зимнего) храмов. Убранство нижнего храма в основном подарено князьями Демидовыми – это уникальный интерьер домовой церкви русских аристократов середины XIX века. Как и раньше, сейчас нижний храм используется для богослужений зимой, а во время Страcтной Недели крестным ходом совершается переход в верхний храм.

В 20-х годах власти СССР стали претендовать на здание церкви, но эта попытка не увенчалась успехом (с этого времени храм находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата). Большую поддержку храму оказывала М.П. Демидова, наследница осевшего в XIX веке во Флоренции семейства известных меценатов.

Флоренция всегда была центром русской культурной жизни в Тоскане.

Тут жил Достоевский и, любуясь видами на город, писал роман «Идиот». Из садов холма Боболи видна огромная вилла Н.Ф. фон Мекк, где творил Чайковский.

Ее сейчас украшает памятная табличка "В этой вилле в 1878 году жил и трудился Петр Ильич Чайковский, который, прибыв к нежным тосканским холмам с просторной русской равнины, претворил бессмертные гармонии обоих краев".

Получил Петр Ильич этот дом от своей меценатки Надежды фон Мекк и выбирал его лично. Ну не абы где же жить великому русскому музыканту:)))

Кроме музыки Чайковский писал и стихи. Во Флоренции было начато стихотворение «Ландыши»:

«Когда в конце весны последний раз срываю
Любимые цветы, - тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю:
Хоть раз еще хочу на ландыши взглянуть..."

Впрочем. Возможно именно во Флоренции он понял, что сихи это не его... и теперь мы его любим за иное...))) Последний раз город на Арно Чайковский видел в 1890 году, написав «Пиковую даму» и набросав секстет, метр и не догадывался, что этот визит во Флоренцию финальный.

Любил Флоренцию и Бродский. И тут он даже получил местную монету за вклад в мировую поэзию...

Там всегда протекает река под шестью мостами.
Там есть места, где припадал устами
тоже к устам и пером к листам.
И.Бродский

Что это я? Пусть за меня говорят о Флоренции нетленные строки наших мэтров...

Флоренция, ты ирис нежный;
По ком томился я один
Любовью длинной, безнадежной…

О, безысходность печали,
Знаю тебя наизусть!
В черное небо Италии
Черной душою гляжусь.

А.Блок

Есть города, в которые нет возврата.
Солнце бьется в их окна, как в гладкие зеркала…
И.Бродский

В старинном городе чужом и странно близком
Успокоение мечтой пленило ум.
Не думая о временном и низком,
По узким улицам плетешься наобум...
С.Черный

Битый город дрожит внизу
Расколотым антрацитом.
Богами и Музой,
Как бабушка, нежно-забытый…
Е.Шварц

Тебе нужны слова иные.
Иная, страшная пора.
…Вот грозно стала Синьория,
И перед нею два костра…
Н.Гумилев

Кроме того 1980-х годах Флоренцию и русский храм посещал режиссер Андрей Тарковский

                                 Виллы Сан-Донато

                                                                                    


…Когда историки и экскурсоводы начинают рассказывать о несметных богатствах Демидовых, то непременно останавливаются подробнее на владениях уральских заводчиков за границей. И почти всегда, в качестве примера, приводят виллу Сан-Донато в Италии.

При этом, обывателю обязательно расскажут про то, как тщеславный Демидов купил себе в Италии княжеский титул Сан-Донато и роскошную одноимённую виллу, как собрал на этой вилле богатейшую коллекцию произведений искусства, и о том, как из тщеславия же назвал именем Сан-Донато железнодорожную станцию под Нижним Тагилом. И обыватель, привыкший со школьной скамьи верить официальной истории без оглядки, зачастую не подозревает, что ни одна из двух (а их было две!) флорентийских вилл Демидовых никогда официально не назывались Сан-Донато, и что единственная демидовская усадьба, носившая название Сан-Донато и дожившая до наших дней, находится вовсе не в Италии…

Но обо всём по порядку…

История княжеского титула Сан-Донато берёт начало ещё во флорентийской коммуне, в XII веке. Кто был первым носителем титула доподлинно не известно. Зато, известно по какой причине Анатолий Николаевич Демидов загорелся вдруг идеей стать князем Сан-Донато. И дело тут вовсе не в тщеславии богатейшего из Демидовых, и вовсе не в том, что Жером Бонапарт страстно желал сохранить за своей дочерью титул принцессы после замужества (по законам Франции тех времён, чтобы за принцессой крови сохранилась очередь на престол, замуж ей следовало выходить только за титулованных женихов). Дело в самом Анатолии, который ещё в юности заразился чуждыми для России идеями бонапартизма. В период реставрации Бурбонов, сторонники свергнутого императора развернули свою деятельность за пределами Франции, в том числе и в Италии. Среди них было много богатой знати. По понятным причинам, эти люди держались обособленно, но именно в этих кругах были сосредоточены самые крупные финансовые потоки и все связи высшего общества Европы. Именно для того, чтобы войти в эти круги на равных, Анатолием и была устроена вся эта манипуляция с покупкой княжеского титула у тосканского правителя Леопольда II Лорранского. Как известно, русский царь подкузьмил Анатолию Николаевичу и новоиспечённого князя не признал, однако, в Европе фокус прошёл со всеми вытекающими последствиями. В дальнейшем, после громкого развода с героиней нашего прошлого рассказа, признание титула князя Сан-Донато в России стало для Анатолия делом принципа. Сам Анатоль этого признания не дождался, и передал титул своему племяннику Павлу (сыну Павла Николаевича Демидова и Авроры Карловны Шернваль), и уже два года после смерти Анатолия, Павел Павлович Демидов получил Высочайшее дозволение, носить в России князя Сан-Донато и передавать его по наследству.
Такова вкратце история титула Сан-Донато.

А теперь о виллах.

Первую виллу близ Флоренции начал строить ещё Николай Никитич Демидов, в бытность свою российским послом в Тоскани.
В 1820 году он купил в Полеросе (близ Флоренции) 42 гектара бросовой монастырской земли. Год ушёл на разработку проекта, сделать который Николай Никитич нанял известного архитектора Джованни Батисту Сильвестри. Стройка началась в начале 1821 года, и уже через год на бывшем болоте появилось главное здание демидовской резиденции. Купол главного здания виллы и потолок огромного банкетного зала были украшены фресками Доменико Морелли. В комнаты и залы виллы Николай Никитич начал перевозить свои коллекции картин и античный скульптур, которые до этого хранились в разных местах, во Флоренции. Так, на флорентийских картах появилась «Вилла Демидофф» (Villa Demidoff). Называть её Сан-Донато в то время никому бы и в голову не пришло просто потому, что не было формального повода..


Вилла Демидофф (рис. 1822 г.)

 

Отделка залов и комнат, разбивка садов продолжались ещё в течении пяти лет. А последние штрихи вилла обрела уже при Анатолии Демидове, который завершил отделочные работы и благоустройство территории только в 1831 году.
На территории Villa Demidoff протекала речка, находились несколько прудов, парков, летний театр, церковь, зверинец, гигантский сад из более, чем 5000 тутовых деревьев, фабрика по производству шёлка. В 1834 году по усадьбе был запущен паровоз. Итальянские историки утверждают, что паровоз был привезён Анатолием из России, и собран «на одном из уральских заводов». В пользу версии о том, что бесследно исчезнувший из Тагила первый черепановский паровоз был перевезён во Флоренцию, говорит и тот факт, что ширина железнодорожного полотна на Вилле Демидофф была равна 1645 мм., то есть точно такая же, как у легендарного «чугунного путепровода», по которому прошёл первый паровоз Черепановых в Нижнем Тагиле.

После того, как Анатоль купил себе княжеский титул, на картах название усадьбы не изменилось: как была «Вилла Демидова», так и осталась. Почему? Во-первых, титул не был признан русским царём, а Великое герцогство Тосканcкое имело дипломатические отношения с Россией, и ссориться с могучей державой «из-за прихотей какого-то тульского мужика» не собиралось. Во-вторых, фамилия Демидовых была куда более популярна в Италии, чем фамилия Сан-Донато.

После смерти Анатолия Николаевича, владельцем роскошной усадьбы стал его племянник – Павел. Он то и продал Villa Demidoff. После смерти первой супруги - Марии Елимовны Мещёрской – проживание на дядюшкиной вилле стало угнетать его: Павлу было тяжело находиться в усадьбе, где они с Марией провели свой медовый месяц. Целиком виллу продать не удалось: в Италии не нашлось настолько богатых людей. В конце концов, дом и придомовая территория были проданы отдельно, разным людям, и в рассрочку.

Дальнейшая судьба «Виллы Демидофф» печальна.
Здание сильно пострадало во время Второй Мировой войны. В нём располагался немецкий гарнизон, и представители «самой культурной нации в мире» превратили некогда роскошный особняк в настоящий свинарник. А в довершение всего, уже в конце войны, здание дважды подверглось налёту авиации союзников. То, что не успели разрушить немцы, разрушили англичане с американцами…

В настоящее время от былой роскоши остались лишь православная церковь, да остатки одного крыла здания виллы.
Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца (фото 2009 г.)

 


Левое крыло «Виллы Демидофф» (фото 2009 г.)

 

Бывшая территория усадьбы ныне застроена жилыми домами, но итальянцы, как могут, хранят память о Демидовых.


Гараж «Демидофф» (фото 2009 г.)


Бар «Демидофф» (фото 2009 г.)

 

…Прежде чем выставить дядюшкину виллу на продажу, Павел Павлович озаботился тем, где разместить коллекции произведений искусств, собранные его великими предками. Для этого он присмотрел другую виллу, которая находилась в 12 километрах к северу от Флоренции. Это была легендарная усадьба, созданная архитектором Буонталенти в 1568 году по заказу Франческо I Де Медичи. В 1821 году главное здание виллы разрушилось, но шикарный парк усадьбы площадью более 30 гектаров, с фонтанами, прудами, гротами и мраморными скульптурами уцелели. Павел построил новый дом, хотя и не такой роскошный, как у дяди, дополнил приусадебную территорию несколькими статуями и фонтанами. Сюда же были перенесены с прежнего места тутовая роща и фабрика по производству шёлка.


Дом, выстроенный Павлом Демидовым в Вилла Медичи ди Пратолино (фото 2005 г.)

 

Вплоть до своей скоропостижной кончины в 1885 году, Павел Павлович жил преимущественно здесь, пристально следя за состоянием виллы, собственноручно сажая цветы и деревья, и даже чистя пруды и фонтаны.

Официально вилла именовалась не иначе, как «Вилла Медичи ди Пратолино – Демидофф». Почему же признанному князю не позволили переименовать усадьбу в Сан-Донато? Во-первых, Павел Павлович не настаивал на переименовании. Его вполне устраивала формулировка «Вилла Медичи ди Пратолино, резиденция Павла Демидова, князя Сан-Донато». Во-вторых, сколь бы не была популярна фамилия Демидовых в Тоскани, тягаться с фамилией Медичи она не могла. Флорентийцы охотно пользовались пожертвованиями Демидовых, но променять имя Медичи на Демидов не желали.

После смерти Павла владелицей виллы Медичи ди Пратолино стала его вторая жена – Елена Петровна Трубецкая (известная тагильчанам, как «Тагильская Андромаха»). В отличии от почившего в бозе мужа, Елена всегда тяготилась жизнью за границей. Во Флоренции её удерживала лишь безграничная любовь к Павлу. Сопроводив тело мужа в Нижний Тагил, Елена Петровна ненадолго отправилась во Флоренцию, чтобы дать распоряжения об управлении заграничным имуществом, и, закончив с делами, вернулась в Россию…

…Судьба виллы Пратолино в чём-то схожа с судьбой Виллы Демидофф. Во время войны, здесь расположилась немецкая комендатура. В парке усадьбы немцы устроили два кладбища: в одном конце хоронили расстрелянных итальянских партизан, в другом – немецких солдат, которых убили эти самые партизаны. Вилла Пратолино так же пережила несколько налётов союзнической авиации, и бомбардировки причинили парку и строениям серьёзный ущерб.

...После кончины Елены Петровны, вилла Медичи ди Пратолино – Демидофф перешла её средней дочери – Марии, которая вышла замуж за князя Абамелек-Лазарева. В Пратолино Мария Павловна постоянно не жила, но, по мере сил, поддерживала её в более-менее приличном состоянии. В 1955 году Мария Павловна Абамелек-Лазарева скончалась. Согласно завещанию, имение отошло к племяннику, сыну её сестры Авроры, князю Павлу Карагеоргиевичу (бывшему регенту Югославии), а после его смерти в 1976 г. было продано вместе со значительной частью демидовской коллекции Римскому Генеральному Обществу недвижимости «Сочьета иммобильяре». В 1980 г. виллу выкупило государство и устроило там парк-музей. Но фамилию Демидовых итальянские власти вычеркнули из названия усадьбы. Дело в том, что в конце 80х интерес к вилле Пратолино проявило советское правительство. Оказалось, что в 1947 году Павел Карагеоргиевич подарил Пратолино Советскому Союзу. Итальянцы в течении 30 лет смотрели на этот факт с безразличием, но потом, вдруг воспылали любовью к собственной истории и объявили усадьбу национальным достоянием.

Судебная тяжба между странами относительно принадлежности виллы была приостановлена в связи с распадом Союза, но имеет все перспективы к возобновлению…


Скульптура Аллегория Апеннин в парке Виллы ди Пратолино (фото 2008 г.)

 

…В 1886 году Елена Трубецкая-Демидова вернулась из Италии в Россию, и поселилась в Киеве. Почему в Киеве? Дело в том, что Павел Павлович в 1870 году был избран городским головой города, а вскоре здесь же, в Киеве, произошла помолвка Павла и Елены. Здесь Павел и Елена прожили первые четыре года, здесь родился и умер их первенец – Никита.


Елена Демидова (худ. Джон Сингер Сарджент, 1895 г.)


В Киеве к Елене Петровне относятся с уважением и почтением, но спустя пару лет ей начинают досаждать ухажёры. Даже наличие у вдовы Павла Демидова четверых детей ничуть не смущает потенциальных женихов. Но «Тагильская Андромаха» оказалась верной памяти любимого Павла.
Она отказывает всем соискателям её руки, сердца и демидовских капиталов. В 1890 году Елена переезжает из Киева в Одессу. Здесь, на небольшом участке земли в четыре гектара, она строит усадьбу для себя и детей: дворец с двумя флигелями, домашнюю церковь, парк выходящий на берег моря. Пока идёт стройка, семья живёт в бывшем демидовском дворце, построенном в Одессе ещё предками Павла…


Дом по ул. Петра Великого, 12, где временно проживала Елена Трубецкая-Демидова


…В дореволюционных справочниках усадьба Елены Трубецкой значится, как «Дача княгини Сан-Донато по Малофонтанской Дороге, участок № 31» (сейчас адрес звучит иначе: Французский бульвар, д. 33). Говорят, название это выбрала сама Елена Петровна, чтобы оградить себя и детей от домогательства ухажёров: фамилии Трубецких и Демидовых в Российской Империи были на слуху у каждого, а, вот, кто такие князья Сан-Донато, знали не многие.

Со временем, в этом районе стали строить дачи зажиточные одесские купцы и просто богатые горожане. На дачном участке № 16 в 1914 году был построен съёмочный павильон киноателье «Мирограф», а спустя два года по соседству с Еленой Петровной, на участке № 33, харьковский купец Дмитрий Харитонов построил дачу для своей кинофабрики, где, кстати, снимались фильмы с участием Веры Холодной. Такое соседство предопределило судьбу одесской виллы Сан-Донато: после революции её включили в состав одной из трёх Одесских кинофабрик, а после их слияния территория усадьбы и все строения вошли в состав Одесской киностудии. Сейчас в особняке находится Музей кино Одесского отделения Национального Союза Кинематографистов Украины…

Само строение неплохо сохранилось до наших дней. Конечно же, не без ущерба первоначальному облику. Тем не менее, по остаткам былой роскоши можно предположить, чем блистала в конце XIX века «вилла Сан-Донато» в Одессе.

Первое, что можно увидеть, подходя к усадьбе – одноэтажный флигель, где первоначально были расположены хозяйственные помещения. Чтобы увидеть остальные здания усадьбы, необходимо войти внутрь.

 


флигель одесской усадьбы княгини Трубецкой-Демидовой- Сан-Донато

 

Самым большим строением на территории усадьбы является длинное полутораэтажное здание – дворец княгини Сан-Донато, которое венчает высокий фриз, украшенный барельефами и круглыми нишами.


Главное строение на территории усадьбы – дворец княгини Сан-Донато

 

Некоторые участки фриза украшены различными гербами, владельцы которых так или иначе были когда-то связаны с историей демидовского рода. Среди них и герб Трубецких.

 

Как можно заметить, ниши на фризе пустуют. Историки утверждают, что изначально в них находились мраморные бюсты известных писателей, композиторов, художников, государей и политиков. Куда они исчезли, толком никто не знает.


Одни говорят, что накануне сдачи Одессы немцам, их демонтировали и увезли в Москву. Другие утверждают, что бюсты сняли гитлеровцы и отправили в Германию, так как каждый бюст являлся работой какого-либо известного скульптора. Третьи заявляют, что имело место быть и то, и другое: изображения «почитаемых» в Советском Союзе классиков увезли не то в Москву, не то в Ленинград, а всё остальное прибрали к рукам оккупанты.

Зато барельефы дожили до наших дней.
Кого же поместили на фриз дворца по желанию заказчицы? Давайте посмотрим:


Рафаэль


Микеланжелло


Александр Сергеевич Пушкин


маркиз Чезаре ди Беккариа - итальянский правовед и политик, автор изречения: «Сила наказания не в его тяжести, а в его неотвратимости"


Джованни Батиста Вико – итальянский политик, философ и историк


Мария Медичи. В представлении не нуждается


Арман Жан дю Плесси - легендарный Дюк (не Эллингтон, конечно, а Ришелье), тот самый кардинал, которого все знают по романам Дюма


герцог Алессандро Фарнезе - итальянский полководец


Тициан


Милый Анри - король Франции Генрих II Валуа


Король Франции Франциск I, папа Генриха II


Николо Макиавелли


Франческо Феручи – флорентийский полководец, геройски павший на поле боя


Вильям наш Шекспир


Маргарита Валуа, известная нам более, как Королева Марго


Виктор Гюго


человек и пароход, лорд и поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон


Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини – великий итальянский композитор


Массимо Тапарелли Адзельо - итальянский писатель, художник и политический деятель, премьер-министр Пьемонта


Алессандро Франческо Томмазо Мандзони - знаменитый итальянский писатель-романтик Почитатели творчества Тютчева должны его знать


Граф Камилло Бенcо ди Кавур - первый Премьер-министр независимого Итальянского Королевства, «собиратель Италии»


Данте


Генрих IV, Король Франции, первый из Бурбонов

 

В усадьбе сохранились некоторые декоративные скульптуры. Например, львы у дверей, ведущих из главного здания в парк:


Сам парк нынче пребывает в запустении, которое немного скрашивает фонтан, чудом уцелевший в бурные годы революции, гражданской войны и оккупации:


Фонтан в усадебном парке. Одесситы называют его «Нарцисс»

 

…Интересно, что и сама Елена Петровна, и её дети, в письмах и воспоминаниях, часто называли одесскую усадьбу «демидовской дачей». К сожалению, многие документальные свидетельства, были уничтожены с частью семейного архива виллы Пратолино, во время немецкой оккупации…

…В настоящее время одесская «вилла Сан-Донато» находится в плачевном состоянии.
Если снаружи усадебный комплекс ещё выглядит более-менее сносно, то внутри его помещений иногда просто страшно находиться.


Вход в жилую часть дворца со стороны парка


Внутри здания


…В настоящее время внутрь усадьбы Елены Петровны Трубецкой-Демидовой попасть можно, записавшись на экскурсию в Музей кино Одесского отделения Национального Союза Кинематографистов Украины. Правда, о самом здании и его владельцах Вам ничего толком не расскажут, кроме короткой справки. Ничего вразумительного Вам не скажут и о мраморном бюсте некоей дамы, стоящем в углу одного из переходов. Кто-то говорит, что это сама Елена Петровна, кто-то считает это изображением её дочери – Авроры Павловны…

 

…Что касается станции Сан-Донато, находящейся на окраине Нижнего Тагила, то история её возникновения в прежние времена была известна каждому тагильчанину с детства. Когда Александр II рассматривал вопрос о признании княжеского титула Сан-Донато в пределах Империи, он обратил внимание Анатолия на то, что по российским законам, для того чтобы владеть этим титулом в России, Демидовым необходимо было владеть имением с таким названием в России. В общем-то, это была подсказка, но почему-то Анатолий воспользовался ею не сразу…

…К слову, Царь-Освободитель и сам обожал разные титулы.
Если, кто не знает, полный титул Александра звучал так: «Божиею поспешествующею милостию, Александр Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Т


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.