Особенности языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР

2020-04-01 271
Особенности языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В зависимости от качественно-количественных характеристик выполнения заданий нашего исследования все дети были разделены на группы, демонстрирующие тот или иной уровень сформированности языковой готовности.

Результаты эксперимента представлены в таблицах и диаграммах.

 

Таблица 1. Уровень сформированности лексической стороны

Группа Количество детей (чел.) 1 уровень (высокий) 2 уровень (средний) 3 уровень (низкий)
А (дети с нормальным речевым развитием) 10 8 2 0
Б (дети с ОНР) 10 3 4 3

 

Рис. 1. Уровень сформированности лексической стороны

 

Проанализировав результаты, видно, что на 1 уровне находятся 8 детей

с нормальным речевым развитием и 3 ребенка с ОНР. Для детей находящихся на 1 уровне характерно сформированность обобщающих понятий, предметного словаря, глагольного, словаря признаков, высокий уровень подбора синонимов и антонимов.

На 3 уровне находится 3 ребенка с ОНР и ни одного ребенка с нормальным развитием. Для детей находящихся на 3 уровне характерен недостаточный объем предметного, глагольного словаря и словаря признаков, низкий уровень подбора синонимов и антонимов.

На 2 уровне 2 ребенка с нормальным развитием и 4 ребенка с ОНР. Для детей находящихся на 2 уровне характерно неточное название некоторых предметов, антонимов, незнание некоторых обобщающих понятий.

 

Табл. 2 Уровень сформированности грамматической системы.

Группа Количество детей (чел.) 1 уровень (высокий) 2 уровень (средний) 3 уровень (низкий)
А (дети с нормальным речевым развитием) 10 6 4 0
Б (дети с ОНР) 10 0 6 4

 

Рис.2. Уровень сформированности грамматики

 

Анализ результатов показал, что на 2 уровне находятся 8 детей с ОНР и 4 ребенка с нормальным развитием. Для детей находящихся на 2 уровне характерна частичная сформированность навыков словообразования и словоизменения; незнание некоторых предлогов.

На 1 уровне находятся 6 детей с нормальным речевым развитием и ни одного ребенка с ОНР.

На 3 уровне находятся 3 детей с ОНР и ни одного ребенка с нормальным развитием. Для детей находящихся на 3 уровне характерны стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и надеже, ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов, также ошибки в употреблении предлогов

 

Табл.3. Уровень сформированности связной речи

Группа Количество детей (чел.) 1 уровень (высокий) 2 уровень (средний) 3 уровень (низкий)
А (дети с нормальным речевым развитием) 10 6 4 0
Б (дети с ОНР) 10 2 8 0

 

Рис.3 Уровень сформированности связной речи

 

Проанализировав результаты, видно, что на 1 уровне находятся 6 детей с нормальным речевым развитием и 2 ребенка с ОНР. Для детей находящихся на 1 уровне характерно правильное понимание логических взаимосвязей событий, употребляют полные, распространенные предложения.

На 3 уровне находится 3 ребенка с ОНР и ни одного ребенка с нормальным развитием. При пересказе у детей наблюдаются нарушения логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц; дети ограничиваются лишь перечислением действий, наблюдаются повторы одних и тех же слов.

На 2 уровне 2 ребенка с нормальным развитием и 4 ребенка с ОНР. Для детей находящихся на 2 уровне характерны повторы слов, употребление простых предложений.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить следующие особенности сформированности языковой готовности у старших дошкольников с ОНР. Для большинства детей с ОНР характерен недостаточный объем предметного, глагольного словаря и словаря признаков; трудности при согласовании прилагательного с существительным в роде и надеже, ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов, также ошибки в употреблении предлогов. При пересказе у детей наблюдаются нарушения логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц; дети ограничиваются лишь перечислением действий, наблюдаются повторы одних и тех же слов.

Выводы

По представленному в главе материалу можно сделать следующие выводы.

Во-первых, все дети с общим недоразвитием речи продемонстрировали низкий уровень овладения предложно-падежными конструкциями. Многие дети не знают сложных предлогов.

Во-вторых, для детей с ОНР характерен недостаточный объем предметного, глагольного словаря и словаря признаков, низкий уровень подбора синонимов и антонимов.

В-третьих, отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики, в звукопроизношении с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ, составление рассказа по одной или целевой серии картин). Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий, при пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Данные констатирующего эксперимента позволили нам подтвердить гипотезу о том, что у старших дошкольников с ОНР будут наблюдаться особенности языковой готовности к школе, которые проявляются в следующем:

недостаточное развитие лексической стороны речи;

недостаточное развитие грамматической стороны речи;

недостаточное развитие связной речи и самостоятельного высказывания.

 


Заключение

Целью курсовой работы является изучение проблемы языковой готовности к школе детей с общим недоразвитием речи. В данной работе нами проанализированы исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению проблемы готовности детей к школе. Эта проблема является актуальной в наше время.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи. До поступления ребенка в школу работа по развитию речи включает следующие разделы: развитие речи у детей, ее гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

В рамках курсовой работы нами также рассмотрено развитие речи как компонент в структуре готовности к школьному обучению.

На основе анализа литературы в курсовой работе представлена психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.

ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Проведенное исследование доказало, что у детей с ОНР имеются особенности в сформированности языковой готовности к школе.

Для большинства детей с ОНР характерен недостаточный объем предметного, глагольного словаря и словаря признаков; трудности при согласовании прилагательного с существительным в роде и надеже, ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов, также ошибки в употреблении предлогов. При пересказе у детей наблюдаются нарушения логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц; дети ограничиваются лишь перечислением действий, наблюдаются повторы одних и тех же слов.

Таким образом, к началу школьного обучения дети с ОНР не обладают достаточными предпосылками для успешного усвоения школьной программы. Поэтому своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям.

 


Список литературы

 

.Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. №1. 1997. С. 37.

.Венгер Л.А. Психологическая готовность к школе/ Вопросы психологии, 1984, №7.- 32с.

.Выготский Л.С. Мысль и слово [речевой онтогенез] // Выготский Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное.- М.: Лабиринт, 2001.- С. 278-342.

.Жихарева Ю. Готовность к школе - что это такое?- Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2004, №3.- 34с.

.Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с

.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432с.

.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.

.Калмыкова Л.А. Психолингвистические аспекты речевой подготовки детей к школе.

.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

.Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе. - М., 2007.

.Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. - В 2-х кн.Кн. 2 - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 147 с.

.Немов Р.С. Психология. Учеб. Пособие для студентов пед.институтов. Книга 3, 2002- 171-172с

.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. -Ярославль, 1999.

.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М., Владос, 2001.

.Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе/ Дошк. Образование, 2005, №8- 95-100с.

.Основы теории речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. - М.:

Наука, 1974. - 368 с.

.Паклина А.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе [Текст]: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. - 170 с.

.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 224с.

.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.

 

готовность школа развитие речь


Приложение

 

Таблица. Результаты обследования детей с общим недоразвитием речи

   Параметры

Оценка в баллах

    Матвей Щ. 7лет

Даша Н. 6лет

Вика С. 7лет

Ира А 7лет.

Арина К. 7лет

Слава Ш. 6лет

Соня И. 7лет Ира Л. 7лет Данил К. 6лет Арина А. 6лет
лексика Обобщающие Слова

3

3

2 3

3

2

3

3 3 2
  Предметный словарь

2,5

3

3 3

3

2

3

3 3 3
  Глагольный словарь

3

2

2 2

3

3

3

2 2 3
  Словарь признаков

3

3

2,5 3

2

3

3

2,5 3 2
граммтаика предлоги

2

1

2 2

2

2

2

2,5 2 2
  Согласование Сущ-х и прилагат-х в числе

 2

 2,5

 3

 2,5

 2

 2

 3

 2  2  2
  Согласование Сущ-х и числит-х

 2

 2

 1

 2

 2

 2,5

 2

 2  2  2
  Сущ множ. И единст. числа

2

2

2

1,5

2

2,5

2

2 2 2
  Времена глаголов

2

2

2

1

2

1

2

2 2 2
  Уменьшит-ласкат. суффиксы

3

2

2,5

3

2

3

3

2 3 2
Связная речь Составление Рассказа По сюжетной картинке

2

2

2

2,5

2

2

2

2 2 2
                                     

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.