Языковая готовность к школе детей с ОНР — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Языковая готовность к школе детей с ОНР

2020-04-01 251
Языковая готовность к школе детей с ОНР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Языковая готовность к школе детей с ОНР

 

Архангельск 2010


Содержание

Введение

: Теоретические основы изучения особенностей подготовки к школе детей с нарушениями речи

Проблема языковой готовности детей к школьному обучению

Развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Выводы

. Выявление особенностей языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР

Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

Особенности языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение

Готовность школа развитие речь


Введение

Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро).

Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

Кроме психологической готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну ее соcтавляющую - языковую (речевую) готовность. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

Актуальность исследования проблемы готовности ребенка с речевой патологией к школьному обучению определила выбор темы курсовой работы «Языковая готовность к школе детей с ОНР».

Цель работы: изучить проблему языковой готовности к школе детей с ОНР.

Объект исследования: языковая готовность старших дошкольников с ОНР к обучению в школе.

Предмет исследования: специфические особенности языковой готовности старших дошкольников с ОНР обучению в школе.

В работе проявляется гипотеза о том, что у старших дошкольников с ОНР будут наблюдаться особенности языковой готовности к школе, которые будут проявляться в следующем:

недостаточное развитие лексической стороны речи;

недостаточное развитие грамматической стороны речи;

недостаточное развитие связной речи и самостоятельного высказывания.

Цель исследования с учетом гипотезы была конкретизирована в следующих задачах:

· Рассмотреть проблемы языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР;

· рассмотреть развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению;

· Представить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

· Изучить уровень сформированности языковой готовности к школе детей с общим недоразвитием речи.

В соответствии с намеченной целью и задачами были определены и использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ и обобщение психологической, педагогической и специальной литературы по теме исследования); экспериментальный (констатирующий эксперимент); качественный и количественный анализ ответов дошкольников.

 

 


Выводы

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи.

Основные критерии сформированности речевой готовности:

. Сформированность звуковой стороны речи.

. Полная сформированность фонематических процессов.

. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

.Умение пользоваться разными способами словообразования существительных.

. Сформированность грамматического строя речи.

. Овладение связной речью.

У детей с общим недоразвитием речи имеются трудности в овладении этими компонентами речи, и, соответственно, наблюдается недостаточный уровень сформированности языковой готовности к школе.

 


Выводы

По представленному в главе материалу можно сделать следующие выводы.

Во-первых, все дети с общим недоразвитием речи продемонстрировали низкий уровень овладения предложно-падежными конструкциями. Многие дети не знают сложных предлогов.

Во-вторых, для детей с ОНР характерен недостаточный объем предметного, глагольного словаря и словаря признаков, низкий уровень подбора синонимов и антонимов.

В-третьих, отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики, в звукопроизношении с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ, составление рассказа по одной или целевой серии картин). Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий, при пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Данные констатирующего эксперимента позволили нам подтвердить гипотезу о том, чтоу старших дошкольников с ОНР будут наблюдаться особенности языковой готовности к школе, которые проявляются в следующем:

недостаточное развитие лексической стороны речи;

недостаточное развитие грамматической стороны речи;

недостаточное развитие связной речи и самостоятельного высказывания.

 


Заключение

Целью курсовой работы является изучение проблемы языковой готовности к школе детей с общим недоразвитием речи. В данной работе нами проанализированы исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению проблемы готовности детей к школе. Эта проблема является актуальной в наше время.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи. До поступления ребенка в школу работа по развитию речи включает следующие разделы: развитие речи у детей, ее гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

В рамках курсовой работы нами также рассмотрено развитие речи как компонент в структуре готовности к школьному обучению.

На основе анализа литературы в курсовой работе представлена психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.

ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Проведенное исследование доказало, что у детей с ОНР имеются особенности в сформированности языковой готовности к школе.

Для большинства детей с ОНР характерен недостаточный объем предметного, глагольного словаря и словаря признаков; трудности при согласовании прилагательного с существительным в роде и надеже, ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов, также ошибки в употреблении предлогов. При пересказе у детей наблюдаются нарушения логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц; дети ограничиваются лишь перечислением действий, наблюдаются повторы одних и тех же слов.

Таким образом, к началу школьного обучения дети с ОНР не обладают достаточными предпосылками для успешного усвоения школьной программы. Поэтому своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям.

 


Список литературы

 

.Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. №1. 1997. С. 37.

.Венгер Л.А. Психологическая готовность к школе/ Вопросы психологии, 1984, №7.- 32с.

.Выготский Л.С. Мысль и слово [речевой онтогенез] // Выготский Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное.- М.: Лабиринт, 2001.- С. 278-342.

.Жихарева Ю. Готовность к школе - что это такое?- Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2004, №3.- 34с.

.Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с

.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432с.

.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.

.Калмыкова Л.А. Психолингвистические аспекты речевой подготовки детей к школе.

.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

.Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе. - М., 2007.

.Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. - В 2-х кн.Кн. 2 - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 147 с.

.Немов Р.С. Психология. Учеб. Пособие для студентов пед.институтов. Книга 3, 2002- 171-172с

.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. -Ярославль, 1999.

.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М., Владос, 2001.

.Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе/ Дошк. Образование, 2005, №8- 95-100с.

.Основы теории речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. - М.:

Наука, 1974. - 368 с.

.Паклина А.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе [Текст]: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. - 170 с.

.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 224с.

.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.

 

готовность школа развитие речь


Приложение

 

Таблица. Результаты обследования детей с общим недоразвитием речи

   Параметры

Оценка в баллах

    Матвей Щ. 7лет

Даша Н. 6лет

Вика С. 7лет

Ира А 7лет.

Арина К. 7лет

Слава Ш. 6лет

Соня И. 7лет Ира Л. 7лет Данил К. 6лет Арина А. 6лет
лексика Обобщающие Слова

3

3

2 3

3

2

3

3 3 2
  Предметный словарь

2,5

3

3 3

3

2

3

3 3 3
  Глагольный словарь

3

2

2 2

3

3

3

2 2 3
  Словарь признаков

3

3

2,5 3

2

3

3

2,5 3 2
граммтаика предлоги

2

1

2 2

2

2

2

2,5 2 2
  Согласование Сущ-х и прилагат-х в числе

 2

 2,5

 3

 2,5

 2

 2

 3

 2  2  2
  Согласование Сущ-х и числит-х

 2

 2

 1

 2

 2

 2,5

 2

 2  2  2
  Сущ множ. И единст. числа

2

2

2

1,5

2

2,5

2

2 2 2
  Времена глаголов

2

2

2

1

2

1

2

2 2 2
  Уменьшит-ласкат. суффиксы

3

2

2,5

3

2

3

3

2 3 2
Связная речь Составление Рассказа По сюжетной картинке

2

2

2

2,5

2

2

2

2 2 2
                                     

 

Языковая готовность к школе детей с ОНР

 

Архангельск 2010


Содержание

Введение

: Теоретические основы изучения особенностей подготовки к школе детей с нарушениями речи

Проблема языковой готовности детей к школьному обучению

Развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Выводы

. Выявление особенностей языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР

Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

Особенности языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.