Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-04-01 | 251 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Языковая готовность к школе детей с ОНР
Архангельск 2010
Содержание
Введение
: Теоретические основы изучения особенностей подготовки к школе детей с нарушениями речи
Проблема языковой готовности детей к школьному обучению
Развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Выводы
. Выявление особенностей языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР
Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
Особенности языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Готовность школа развитие речь
Введение
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро).
|
Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.
Кроме психологической готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну ее соcтавляющую - языковую (речевую) готовность. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Актуальность исследования проблемы готовности ребенка с речевой патологией к школьному обучению определила выбор темы курсовой работы «Языковая готовность к школе детей с ОНР».
Цель работы: изучить проблему языковой готовности к школе детей с ОНР.
Объект исследования: языковая готовность старших дошкольников с ОНР к обучению в школе.
Предмет исследования: специфические особенности языковой готовности старших дошкольников с ОНР обучению в школе.
В работе проявляется гипотеза о том, что у старших дошкольников с ОНР будут наблюдаться особенности языковой готовности к школе, которые будут проявляться в следующем:
недостаточное развитие лексической стороны речи;
|
недостаточное развитие грамматической стороны речи;
недостаточное развитие связной речи и самостоятельного высказывания.
Цель исследования с учетом гипотезы была конкретизирована в следующих задачах:
· Рассмотреть проблемы языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР;
· рассмотреть развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению;
· Представить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
· Изучить уровень сформированности языковой готовности к школе детей с общим недоразвитием речи.
В соответствии с намеченной целью и задачами были определены и использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ и обобщение психологической, педагогической и специальной литературы по теме исследования); экспериментальный (констатирующий эксперимент); качественный и количественный анализ ответов дошкольников.
Выводы
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи.
Основные критерии сформированности речевой готовности:
. Сформированность звуковой стороны речи.
. Полная сформированность фонематических процессов.
. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
.Умение пользоваться разными способами словообразования существительных.
. Сформированность грамматического строя речи.
. Овладение связной речью.
У детей с общим недоразвитием речи имеются трудности в овладении этими компонентами речи, и, соответственно, наблюдается недостаточный уровень сформированности языковой готовности к школе.
Выводы
По представленному в главе материалу можно сделать следующие выводы.
Во-первых, все дети с общим недоразвитием речи продемонстрировали низкий уровень овладения предложно-падежными конструкциями. Многие дети не знают сложных предлогов.
Во-вторых, для детей с ОНР характерен недостаточный объем предметного, глагольного словаря и словаря признаков, низкий уровень подбора синонимов и антонимов.
|
В-третьих, отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики, в звукопроизношении с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ, составление рассказа по одной или целевой серии картин). Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий, при пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
Данные констатирующего эксперимента позволили нам подтвердить гипотезу о том, чтоу старших дошкольников с ОНР будут наблюдаться особенности языковой готовности к школе, которые проявляются в следующем:
недостаточное развитие лексической стороны речи;
недостаточное развитие грамматической стороны речи;
недостаточное развитие связной речи и самостоятельного высказывания.
Заключение
Целью курсовой работы является изучение проблемы языковой готовности к школе детей с общим недоразвитием речи. В данной работе нами проанализированы исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению проблемы готовности детей к школе. Эта проблема является актуальной в наше время.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи. До поступления ребенка в школу работа по развитию речи включает следующие разделы: развитие речи у детей, ее гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
В рамках курсовой работы нами также рассмотрено развитие речи как компонент в структуре готовности к школьному обучению.
|
На основе анализа литературы в курсовой работе представлена психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Проведенное исследование доказало, что у детей с ОНР имеются особенности в сформированности языковой готовности к школе.
Для большинства детей с ОНР характерен недостаточный объем предметного, глагольного словаря и словаря признаков; трудности при согласовании прилагательного с существительным в роде и надеже, ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов, также ошибки в употреблении предлогов. При пересказе у детей наблюдаются нарушения логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц; дети ограничиваются лишь перечислением действий, наблюдаются повторы одних и тех же слов.
Таким образом, к началу школьного обучения дети с ОНР не обладают достаточными предпосылками для успешного усвоения школьной программы. Поэтому своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям.
Список литературы
.Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. №1. 1997. С. 37.
.Венгер Л.А. Психологическая готовность к школе/ Вопросы психологии, 1984, №7.- 32с.
.Выготский Л.С. Мысль и слово [речевой онтогенез] // Выготский Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное.- М.: Лабиринт, 2001.- С. 278-342.
.Жихарева Ю. Готовность к школе - что это такое?- Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2004, №3.- 34с.
.Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с
.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432с.
.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.
.Калмыкова Л.А. Психолингвистические аспекты речевой подготовки детей к школе.
.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
.Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе. - М., 2007.
.Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. - В 2-х кн.Кн. 2 - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 147 с.
.Немов Р.С. Психология. Учеб. Пособие для студентов пед.институтов. Книга 3, 2002- 171-172с
.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. -Ярославль, 1999.
|
.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М., Владос, 2001.
.Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе/ Дошк. Образование, 2005, №8- 95-100с.
.Основы теории речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. - М.:
Наука, 1974. - 368 с.
.Паклина А.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе [Текст]: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. - 170 с.
.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 224с.
.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.
готовность школа развитие речь
Приложение
Таблица. Результаты обследования детей с общим недоразвитием речи
Параметры | Оценка в баллах | |||||||||||||||||
Матвей Щ. 7лет | Даша Н. 6лет | Вика С. 7лет | Ира А 7лет. | Арина К. 7лет | Слава Ш. 6лет | Соня И. 7лет | Ира Л. 7лет | Данил К. 6лет | Арина А. 6лет | |||||||||
лексика | Обобщающие Слова | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | |||||||
Предметный словарь | 2,5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||||
Глагольный словарь | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | ||||||||
Словарь признаков | 3 | 3 | 2,5 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2,5 | 3 | 2 | ||||||||
граммтаика | предлоги | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2 | 2 | |||||||
Согласование Сущ-х и прилагат-х в числе | 2 | 2,5 | 3 | 2,5 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Согласование Сущ-х и числит-х | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2,5 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Сущ множ. И единст. числа | 2 | 2 | 2 | 1,5 | 2 | 2,5 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Времена глаголов | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Уменьшит-ласкат. суффиксы | 3 | 2 | 2,5 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | ||||||||
Связная речь | Составление Рассказа По сюжетной картинке | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||
Языковая готовность к школе детей с ОНР
Архангельск 2010
Содержание
Введение
: Теоретические основы изучения особенностей подготовки к школе детей с нарушениями речи
Проблема языковой готовности детей к школьному обучению
Развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Выводы
. Выявление особенностей языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР
Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
Особенности языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!