Жизненный сценарий и взаимоотношения в молодой семье — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Жизненный сценарий и взаимоотношения в молодой семье

2020-04-01 239
Жизненный сценарий и взаимоотношения в молодой семье 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первоначально теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы развивали ее исходные идеи. Эрик Берн первым выразил идею, что каждый человек имеет одну или несколько основных жизненных позиций или «жизненных сценариев». Они, эти сценарии диктуют нам и наши поступки, и наше поведение в целом, и наши отношения с другими людьми.

В работе "Принципы группового лечения Берн определил жизненный сценарий как "неосознаваемый план жизни". Позже, в книге "Что вы делаете после того, как сказали "привет", он дал более полное определение: "Жизненный сценарий - это план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала".

Иными словами, ребенок решает, каким будет план его жизни. Последний обусловлен не только внешними факторами вроде влияния родителей или окружающей среды. Поэтому в рамках ТА говорится, что сценарий является результатом решения.

Хотя родители не могут заставить ребенка принять те или иные решения касательно его сценария, они могут оказывать на эти решения значительное влияние. С первых же дней жизни ребенка родители адресуют ему какие-то послания, на основе которых он делает определенные умозаключения о самом себе, других людях и мире в целом. Эти сценарные послания могут быть вербальными и невербальными. Они образуют ту содержательную структуру, в ответ на которую ребенок принимает главные решения по поводу своего сценария.

Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влияние родителей. Этот психологический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам: во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому; все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, родительское программирование дает ему способ структурировать свое время (т.е. приемлемо для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители - неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или иную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Согласно концепции трансакционного анализа Э. Берна, сценарий предполагает:

) родительские указания;

) подходящее личностное развитие;

) решение в детском возрасте;

) действительную "включенность" в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.

Если сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем, то жизненный путь - это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределен, а также положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план.

Существует много сил, влияющих на человеческую судьбу: родительское программирование, поддерживаемое "внутренним голосом", который древние звали "демоном"; конструктивное родительское программирование, поддерживаемое, подталкиваемое течением жизни; семейный генетический код, предрасположенность к определенным жизненным проблемам и способам поведения; внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления самого человека. Продуктом действия этих сил и оказываются разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому. Но в конечном счете судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать их, а если надо, и отстаивать их или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе.

Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке. В сфере человеческих отношений. Жизненные позиции, или отношение человека к определенной своей жизни, могут быть позитивны, негативны, можно выделить семь вариантов жизненных позиций:

) идеализация действительности,

) крушение,

) вызов всему (неповиновение),

) уход от дел,

) осознание,

) решительность,

) убежденность.

Согласно Берну сценарий - это:

. Сценарий - это план жизни

Ребенок составляет именно определенный план своей жизни, а не просто общие представления о мире. Согласно данной теории, этот план составляется в форме некой театральной постановки с ясно обозначенными началом, серединой и концом.


2. Сценарий ведет к развязке

Другой отличительной особенностью теории сценария служит утверждение, согласно которому план жизни "завершается так, как было решено с самого начала". Когда малое дитя пишет сценарий своей жизни, оно пишет также концовку этого сценария. Все остальные части сюжета, начиная с вводной сцены и далее, планируются таким образом, чтобы привести к этой заключительной финальной сцене.

В рамках теории сценария эта заключительная сцена называется развязкой сценария. Теория утверждает, что когда мы, будучи взрослыми людьми, разыгрываем свой сценарий, то бессознательно выбираем те формы поведения, которые приближают нас к развязке.

. Сценарий является результатом решения

Берн определяет сценарий как "план жизни, который составляется в детстве". Иными словами, ребенок решает, каким будет план его жизни. Последний обусловлен не только внешними факторами вроде влияния родителей или окружающей среды.

Из этого следует, что, даже воспитываясь в одних и тех же условиях, разные дети могут принять решения насчет совершенно разных планов жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать говорила, что оба они "кончат в психушке". Впоследствии один из них стал стационарным пациентом психиатрической лечебницы; другой стал психиатром.

В теории сценария термин "решение" используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в толковых словарях. Ребенок принимает решения по поводу сценария своей жизни без тщательного обдумывания, свойственного взрослым людям в случае принятия решений. Самые ранние решения обусловлены чувствами, а не мышлением, и принимаются ребенком до того, как он начинает говорить. Они обусловлены также иным подходом к проверке их на соответствие действительности, нежели тот, которым пользуются взрослые люди.


4. Сценарий подкрепляется родителями

Хотя родители не могут заставить ребенка принять те или иные решения касательно его сценария, они могут оказывать на эти решения значительное влияние. С первых же дней жизни ребенка родители адресуют ему какие-то послания, на основе которых он делает определенные умозаключения о самом себе, других людях и мире в целом.

. Сценарий не сознается

Когда мы вырастаем, воспоминания о раннем детстве приоткрываются нам лишь во снах и фантазиях. Не уделив достаточных усилий выявлению и анализу своего сценария, мы вероятнее всего так и не узнаем о решениях, принятых нами в раннем детстве, - несмотря на то, что мы, возможно, осуществляем их в своем поведении.

. Переопределение действительности с целью "оправдания" сценария

Когда Берн писал о том, что сценарий "оправдывается последующими событиями", слово "оправдывается" ему следовало бы заключить в кавычки. Нередко нам приходится истолковывать действительность в рамках нашего собственного мировосприятия так, чтобы она оправдывала в наших глазах верность принятых нами сценарных решений. Мы поступаем так потому, что любая угроза нашему сценарному представлению о мире может восприниматься нами в состоянии ребенка как угроза удовлетворению наших потребностей, а то и как угроза нашему существованию.

К анализу сценариев близко подошел А.Адлер, который как сценарный аналитик добавит к этим рассуждениям только следующие:

) жизненный план не обязательно должен быть подсознательным;

) не только сама личность отвечает за свой план;

Возможны четыре основных жизненных сценария:

"Я" - хороший, "Все ОНИ - хорошие, жизнь - хороша" - сценарий "победителя";

"Я" - плохой, "ОНИ - плохи, жизнь - плоха" - сценарий "побежденного", неудачника;

"Я" - хороший, но "ОНИ - плохие, жизнь - плоха" - сценарий "озлобленного пессимиста",

"Я" - плохой, а "ОНИ" - хорошие - сценарий "комплекса неполноценности".

Содержание «жизненного сценария» каждого человека уникально и неповторимо, но, не смотря на это многообразие, все их можно условно по самым основным параметрам разделить на три большие группы:

«Победитель», то есть выигрышный сценарий,

«Побежденный», проигрышный, роковой, и

«Непобедитель, (озлобленный пессимист или комплекс неполноценности), безвыигрышный, банальный.

«Победитель» - это человек, ставящий конкретную цель и достигающий ее. Цель не обязательно может быть глобальной, и дело-то вовсе не в цели, как таковой. Здесь главное - чувство победы, чувство «я все могу», которое каждый раз возникает у Победителя, и стало для него привычным и необходимым. По сути, к любому событию в своей жизни Победитель подходит именно так, с этими эмоциями, которые и создают для него ощущение жизненного комфорта.Любопытно, что Победитель в отношении с другими людьми следует формуле «Я - хороший, ты - хороший» и позиция эта так же укореняется с детства. Считая, что он любим и приятен другим, ребенок в детстве принимает подсознательное решение, что его родители - хорошие и им можно доверять. Естественно, что в последствии этот взгляд распространяется и на других людей. В принципе, позиция «Я - хороший, ты - хороший» считается наиболее жизнеутверждающей и продуктивной.

«Побежденный» - это человек, который не достигает своей цели. И опять дело заключается не в цели, как таковой, и не победе или в поражении, а в том, какие чувства человек при этом привычно испытывает: уверенность в том, что будет «все не так», «все как всегда», «может получится, а может и нет» и именно эти чувства определяют все его поступки, его ощущения комфорта или дискомфорта, его жизненные планы.

В зависимости от трагичности финала сценарий «Побежденного» можно разделить на три степени. Первая степень - это не слишком серьезные неудачи и потери, их можно обсудить с друзьями и знакомыми, можно поплакать им в «жилетку». Например, повторяющиеся ссоры с любимым, потерю кошелька с заначкой или двойку на вступительных экзаменах.

Побежденные второй степени испытывают уже такие неприятные чувства, которые не принято обсуждать в обществе (ну разве что с очень близкими людьми). Причиной этих чувств могут быть, например, повторяющиеся увольнения с работы, постоянная, тяжелая депрессия, сомнения по поводу правильности жизни в целом и пр.

И, наконец, финал сценария Побежденного третьей степени может быть уже и вовсе трагическим, вплоть до самоубийства. Формула взаимоотношений с окружающими у Побежденного звучит так: «Я - плохой, ты - плохой» и так же, как и в случае Победителя усваивается с детства. Что послужило причиной недоверия к миру взрослых - вопрос сложный и неоднозначный. Сколько семей, столько и причин. Но при формуле «Ты - плохой, я - плохой» разочарованиям в течении всей жизни нет конца, человек чувствует себя приниженным и нелюбимым, все больше укрепляясь в мысли, что никто не может ему помочь и, уж тем более, полюбить, так как остальные тоже - «плохие».Человек, имеющий сценарий «Непобедителя» изо дня в день терпеливо несет свою ношу, немного при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Он никогда не рискует, поэтому его сценарий часто называют «банальным». Вы думаете, что такой человек живет в ладу с самим собой? Совсем не обязательно. Ему с рождения может быть дан темперамент сильный, подвижный, готовый рискнуть. А «сценарий» диктует совсем другое. Отсюда почти постоянное чувство дискомфорта, недовольства собой и окружающими, ощущение, «жизни в болоте», где все расписано, как по нотам и ничего не происходит изо дня в день. Жизнь «как у всех», ни хуже и не лучше... Формула взаимоотношений с окружением при «банальном» сценарии - «Я - хороший, ты - плохой» или «Я - плохой, ты - хороший», что в конечном итоге одно и то же.

Описанную классификацию, сам Берн считал относительной. В целом большинство людей живут по сценариям, представляющим собой смесь победы, поражения и беспроигрышного варианта. Но, как мы уже говорили, маленький ребенок не обязательно «списывает все под кальку» со сценария родителей. Если основу его характера составляет такая особенность нервной системы, как сильный тип реагирования, устойчивость внутреннего Я, врожденная способность к сопротивлению и ориентацией на собственное мнение, то «жизненный сценарий» его, возможно, будет построен по принципу «наоборот».Но в любом случае, именно наши близкие формируют наши сценарии, не важно как: «от противного» или «точной копией» - не важно. Считается, что уже к семи годам основа «жизненного сценария» написана. Это не означает, что он останется незыблемым во веки веков. Обычно где-то в юношеском возрасте могут быть коррективы, но основа, так сказать, основная направленность, все же, остается.

Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке. В сфере человеческих отношений. Жизненные позиции, или отношение человека к определенной своей жизни, могут быть позитивны, негативны, можно выделить семь вариантов жизненных позиций:

) идеализация действительности,

) крушение,

) вызов всему (неповиновение),

) уход от дел,

) осознание,

) решительность,

) убежденность.



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.