Глава 1. Теоретические аспекты семейных взаимоотношений — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 1. Теоретические аспекты семейных взаимоотношений

2020-04-01 198
Глава 1. Теоретические аспекты семейных взаимоотношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа на тему

«Влияние жизненного сценария на конфликт в молодой семье»


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты семейных взаимоотношений

1.1 Молодая семья, её задачи и особенности

1.2 Сущность семейных конфликтов. Конфликты в молодой семье

1.3 Жизненный сценарий и взаимоотношения в молодой семье

1.4 Влияние жизненных сценариев на конфликты в молодой семье

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния жизненных сценариев супругов на конфликты в молодой семье

2.1 Программа и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Выводы

Список использованных источников


Введение

 

Семейные конфликты являются одной из самых распространённых форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85% семей происходят конфликты, а в остальных 15-20% возникают ссоры по различным поводам. Семейная политика всех цивилизованных государств своей приоритетной задачей считает укрепление института семьи. Однако в современных системах воспитания и образования большинства стран практически отсутствует специальная подготовка к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые люди вступают в брак, находясь во власти сентиментальных, романтических представлений, не зная правил и закономерностей супружеской жизни. Многие из них потом довольно быстро расходятся. Молодым людям необходимо знать не только этику и психологию, но и педагогику супружеской жизни, уметь увидеть разницу между влюбленностью, любовью и страстью; разобраться в своем чувстве, учесть особенности психологии мужчины и женщины, чтобы не ошибаться или, по крайней мере, меньше ошибаться и страдать, чтобы уметь извлекать полезное из допущенных ошибок, исправлять их. Сама по себе тема "природа конфликтов в молодой семье" не получила должной разработки как в отечественной педагогике и психологии, так и в зарубежной (в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований).

На мой взгляд, изучение причин возникновения конфликтов в молодой семье является необходимым и очень важным.

Цель работы - изучить основные причины семейных конфликтов.

Предмет работы - причины семейного конфликта, влияние жизненного сценария на конфликт в молодой семье.

Объект работы - молодая семья, как конфликтное взаимодействие супругов.

Перед нами поставлены следующие задачи:

рассмотреть подходы к исследованию семьи;

посмотреть, что из себя представляет молодая семья, её задачи и особенности;

разобрать общее понятие конфликта и семейного конфликта;

рассмотреть жизненные сценарии с точки зрения разных авторов;

выяснить как жизненные сценарии влияют на конфликты в молодой семье.

Гипотезы:

Значительная неудовлетворенность браком,

Различные взгляды стереотипы поведения являются важными в возникновении конфликтов, а также представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, моральной и эмоциональной поддержки и т.д.

Основная гипотеза состоит в том, что жизненный сценарий супругов имеет непосредственное влияние на конфликты в молодой семье.

Методологической основой исследования являются представления А. Г. Харчева о функциях семьи, представления С. Кратохвила о последствиях конфликта, представления А.И. Кочетова, В.А. Сысенко и А.И. Тащевой об основных причинах супружеских конфликтов. Большинство психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчеркивают важность начального периода развития семьи: Мацковский М.С, Харчев А.Г., Сысенко В.А., Дементьева И.Ф., Трапезникова Т.М., Ричардсон Р., Гребенников И.Ф. и др.). «Как и все живое, семья бывает наиболее слабой в момент возникновения» (Юркевич Н.Г.).

Для эмпирического исследования были использованы следующие методики:

. Тест «Удовлетворёны ли вы браком?»

. Тест «Томаса»


Глава 1. Теоретические аспекты семейных взаимоотношений

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния жизненных сценариев супругов на конфликты в молодой семье

Выводы

 

Во взрослом возрасте люди воспроизводят избранные стратегии поведения, в этом случае они откликаются на происходящее здесь и сейчас так, как если бы это был мир, нарисованный в детских решениях. Когда люди ведут себя таким образом, говорится, что они включились в сценарий, действуют по сценарию. Они воспроизводят сценарное поведение или сценарные чувства.

Главная причина того, почему они так поступают, продолжают придерживаться детских решений во взрослой жизни, состоит в том, что они надеются решить фундаментальный вопрос, который не решили в младенчестве: как добиться безусловной любви и внимания. Поэтому, будучи взрослыми, они нередко реагируют так, словно остаются малыми детьми. И этот факт считается источником большинства жизненных проблем, в том числе конфликтов в молодой семье.

Когда молодые действуют по сценарию, то обычно не сознаем, что воспроизводят свои детские стратегии, но они могут развивать такое сознание, пытаясь понять свой сценарий и выявить свои ранние решения.

Имеются два фактора, наличие которых повышает вероятность того, что человек включается в сценарий:

. Когда ситуация здесь и сейчас воспринимается как стрессовая.

. Когда имеется некоторое сходство между ситуацией здесь и сейчас и стрессовой ситуацией в детстве.

Эти факторы подкрепляют друг друга.

Влияние и воспитание родителей оказывает большую роль на формирование ребёнка и соответственно на его будущие планирование жизни и отношения с противоположным полом. Таким образом, согласно проведенному исследованию, все молодые семейные пары сталкиваются с конфликтными ситуациями.

Конфликт - обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Действия участников супружеского конфликта должны быть направлены не на предотвращение конфликта, а на изменение его характера: из деструктивного в конструктивный.

В результате эмпирического исследования частично подтверждены гипотезы данного исследования и решены поставленные задачи.

Методики «Удовлетворены ли вы браком?» и методика К.Томоса, выявили и обозначили проблемы в брачной жизни молодых супругов.

Первая методика показала, что в большинстве супружеских пар имеется значительная неудовлетворённость браком, отсюда следствие - частые семейные конфликты.

Дальнейшая беседа с тестируемыми подтвердила неудовлетворенность браком в той или иной степени в большинстве семей, принявших участие в исследовании.

В результате обсуждения теста Томаса в конфликтных семьях сложены различные стереотипы поведения. Учитывая стиль супруга и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта. Данные исследования можно применить на практике, то есть для выяснения причин конфликтов в семье и их урегулирования. В результате психологического исследования была доказана гипотеза исследования:

Причиной возникновения конфликтов в молодой семье является неподготовленность супругов к браку, обусловленная нехваткой взаимопонимания, недостаточной осведомлённостью друг о друге и различными взглядами и стереотипами поведения супругов.

Были решены задачи исследования: установление причин конфликтности и выработка методики превращения конфликтов из деструктивных в продуктивные.

. Выработаны методы превращения деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные:

 

Не следует Следует
1.Извиняться раньше времени 1.Ссориться наедине, без свидетелей
2.уклоняться от спора, третировать молчанием или заниматься саботажем 2.Ясно сформулировать проблему и повторить аргументы другого своими словами
3. Использовать ваше интимное знание другого человека для ударов ниже пояса и издевательств 3. Раскрыть ваши позитивные и негативные чувства
4. Притягивать не относящиеся к делу вопросы 4. С готовностью выслушивать отзывы о своем поведении
5. Симулировать согласие или обиду 5. Выяснить, в чем вы сходитесь и в чем расходитесь, и что из этого наиболее значимо для каждого из вас
6. Объяснять другому, что он чувствует 6. Задавать вопросы, которые помогут другому подобрать слова для выражения своих интересов
7. Нападать косвенно, критикуя кого-либо или что-либо, представляющее ценность для другого 7. Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же
8. Подкапываться под другого, усиливая его неуверенность или угрожая бедой 8. Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению
9. Не опускайтесь. Не щеголяйте друг перед другом в нижнем белье, и в прямом, и в переносном смысле 9. Уважать себя
10. Оценивать поступки второго супруга без учета мотивов, побудивших его к ним 10. Забыть про ревность и подозрительность, а также научиться слушать и слышать супруга, становиться на его место
11. Преувеличивать собственные способности и достоинства, считать себя всегда и во всем правым 11. С самых первых дней семейной жизни понять, осмыслить и освоить роли жены и мужа. В чем-то нужно ограничить себя, от чего-то привычного отказаться, чем-то не очень приятным заняться и т.д.

 

Превращая конфликт из деструктивного в продуктивный, супруги не просто улаживают разногласия и причины, повлекшие его, но и выводят свои отношения на новый уровень: повышается доверие между супругами, они становятся ближе духовно и лучше понимают друг друга. Одним словом, супруги приобретают бесценный опыт, который оказывается чрезвычайно важным в их дальнейшей семейной жизни.

. Анализ итоговой таблицы и последующие личные беседы с испытуемыми показали, что причинами возникновения конфликтных ситуаций в молодых семьях чаще всего являются:

поведение супруга (супруги), его отношение к жене (мужу);

грубость супруга (супруги), конфликтность;

нежелание супруга (супруги) помогать в домашних делах;

бытовая неустроенность;

недостача внимания к супруге (супругу);

нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью;

разные взгляды на супружескую жизнь.

Таким образом, супружеские конфликты - не препятствие для счастливой супружеской жизни, а необходимое для нее условие. Отрицательную же, разрушающую роль в семейной жизни имеют нерешенные конфликты, невысказанные недовольства друг другом. Другими словами, положительным или отрицательным является не сам конфликт, а способ его разрешения.

Итак, методики наметили основные проблемы в молодых семьях: неудовлетворенность браком, конфликтность супругов, нежелание раскрываться перед супругом (супругой) и при этом потребность в тепле, любви. Тот факт, что многие испытуемые отнеслись к испытаниям серьезно, задумались над его результатами, показывает их стремление разрешить возникшую ситуацию. В данном случае им предлагается воспользоваться приведенной выше методикой. Остальные же, вероятно, привыкли убегать от проблем, закрывать глаза на них. Такое поведение может лишь усугубить ситуацию.

В целом следует отметить, что, с одной стороны, наличие всех этих проблем в молодых семьях свидетельствует о том, что они часто сталкиваются с конфликтами, а с другой - способствует их возникновению. Выход из этого замкнутого круга заключается в том, чтобы задуматься над этой ситуацией, поговорить. При этом не следует забывать о тактике и уважении к супругу. Все это должно способствовать нахождению взаимопонимания в молодых семьях и направлению конфликтов в конструктивное русло.


Курсовая работа на тему

«Влияние жизненного сценария на конфликт в молодой семье»


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты семейных взаимоотношений

1.1 Молодая семья, её задачи и особенности

1.2 Сущность семейных конфликтов. Конфликты в молодой семье

1.3 Жизненный сценарий и взаимоотношения в молодой семье

1.4 Влияние жизненных сценариев на конфликты в молодой семье

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния жизненных сценариев супругов на конфликты в молодой семье

2.1 Программа и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Выводы

Список использованных источников


Введение

 

Семейные конфликты являются одной из самых распространённых форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85% семей происходят конфликты, а в остальных 15-20% возникают ссоры по различным поводам. Семейная политика всех цивилизованных государств своей приоритетной задачей считает укрепление института семьи. Однако в современных системах воспитания и образования большинства стран практически отсутствует специальная подготовка к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые люди вступают в брак, находясь во власти сентиментальных, романтических представлений, не зная правил и закономерностей супружеской жизни. Многие из них потом довольно быстро расходятся. Молодым людям необходимо знать не только этику и психологию, но и педагогику супружеской жизни, уметь увидеть разницу между влюбленностью, любовью и страстью; разобраться в своем чувстве, учесть особенности психологии мужчины и женщины, чтобы не ошибаться или, по крайней мере, меньше ошибаться и страдать, чтобы уметь извлекать полезное из допущенных ошибок, исправлять их. Сама по себе тема "природа конфликтов в молодой семье" не получила должной разработки как в отечественной педагогике и психологии, так и в зарубежной (в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований).

На мой взгляд, изучение причин возникновения конфликтов в молодой семье является необходимым и очень важным.

Цель работы - изучить основные причины семейных конфликтов.

Предмет работы - причины семейного конфликта, влияние жизненного сценария на конфликт в молодой семье.

Объект работы - молодая семья, как конфликтное взаимодействие супругов.

Перед нами поставлены следующие задачи:

рассмотреть подходы к исследованию семьи;

посмотреть, что из себя представляет молодая семья, её задачи и особенности;

разобрать общее понятие конфликта и семейного конфликта;

рассмотреть жизненные сценарии с точки зрения разных авторов;

выяснить как жизненные сценарии влияют на конфликты в молодой семье.

Гипотезы:

Значительная неудовлетворенность браком,

Различные взгляды стереотипы поведения являются важными в возникновении конфликтов, а также представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, моральной и эмоциональной поддержки и т.д.

Основная гипотеза состоит в том, что жизненный сценарий супругов имеет непосредственное влияние на конфликты в молодой семье.

Методологической основой исследования являются представления А. Г. Харчева о функциях семьи, представления С. Кратохвила о последствиях конфликта, представления А.И. Кочетова, В.А. Сысенко и А.И. Тащевой об основных причинах супружеских конфликтов. Большинство психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчеркивают важность начального периода развития семьи: Мацковский М.С, Харчев А.Г., Сысенко В.А., Дементьева И.Ф., Трапезникова Т.М., Ричардсон Р., Гребенников И.Ф. и др.). «Как и все живое, семья бывает наиболее слабой в момент возникновения» (Юркевич Н.Г.).

Для эмпирического исследования были использованы следующие методики:

. Тест «Удовлетворёны ли вы браком?»

. Тест «Томаса»


Глава 1. Теоретические аспекты семейных взаимоотношений


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.