Основные проблемы и дефекты социализации — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Основные проблемы и дефекты социализации

2020-04-01 137
Основные проблемы и дефекты социализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает этот опыт, делает выводы, выстраивает свою модель поведения.

С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом.

В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов. Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация».

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.

Социализация - это процесс становления социального «Я».

Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации.

Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его. [1]

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и другие. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями. [2] и напряжения через определенные компенсаторные формы.

Любое общество на определенном этапе развития диктует своим гражданам характерную динамику сознания и поведения. В особенности этому диктату подвержены дети и молодежь. Их сознание адаптируется согласно общему фону общественной жизни. [6]

Процесс социализации имеет большое количество дефектов. Рассмотрим основные проблемы, которые сильно влияют на подростковое мировоззрение.

Такой агент социализации, как семья, имеет очень много недостатков, поэтому ни все дети могут правильно социализироваться в обществе.

Именно в семье ребенок ощущают себя единой общностью и чувствуют поддержку, заботу родных и близких. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Неэффективная коммуникация, состоящая из противоречивых высказываний, рассогласовании вербального и невербального уровня сообщений, наличии множества «закрытых» для обсуждения тем приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребёнка. Коммуникация в семье, прежде всего напрямую связана с Я-образом ребёнка, для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдельности и от обоих вместе. Если установки самих родителей противоречат друг другу, информация, получаемая ребёнком, окажется бессвязной, что ведёт к неполному образу окружающего мира, неправильной расстановки приоритетов.

Более важное отрицательное влияние оказывают психосоциальные нарушения в семье. К семьям с психосоциальными нарушениями можно отнести семьи с высоким уровнем конфликтности, семьи с проблемами алкоголизации и наркомании, асоциальными ценностями, противоправным поведением, семьи, практикующие недостойное обращение и насилие над ребёнком. В такой семье ребенок не может получить правильное моральное и духовное развитие.

В настоящее время во главу развития ставится самообразование. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной сферы. Перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования.

Эта проблема еще более актуализируется в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.

Основным субъектом самообразования является личность, которая удовлетворяет ряд потребностей и социализируется. Реализация потребностей и социализация характеризуют функции самообразования, на основе которых личность приобщается к определенной социальной группе, ее ценностям и нормам. Таким образом, человек самостоятельно усваивает нормы и ценности группы, которую выбирает.

Социализация возможна только в индивидуальной форме и проявляется в первую очередь посредством деятельности человека одним из видов которой является самообразование.

Мотивы самообразовательной деятельности, ориентации на нее различных групп населения российского общества.

Ориентация на социальные группы при решении вопроса о самообразовании противоречит принципу справедливости, а главное, может сказаться отрицательно на уровне образованности государства в целом.

Уже сейчас система платного образования ограничивает право индивидуальной личности на выбор профессии. Право выбора доступно лишь состоятельным слоям населения.

В нынешней Росси, по мнению аналитиков, интеллигенция почти полностью люмпенизированна, так как бедность унижает и ломает человека, посягает на те ценности, которых достигло цивилизованное общество - гуманизм, справедливость, свобода.

Но человек, получивший достойное воспитание, хорошее образование часто не может дальше себя реализовать. Рост безработицы приводит к тому, что увеличивается миграции и количество людей без определенного места жительства, ухудшается социально-психологический климат в обществе, люди становятся более озлобленными.

Особое место занимает молодежь (от 15 до 24). Ее положение на рынке труда наиболее неблагоприятно. Нет уверенности в том, что после окончания учебного заведения молодой человек завтра не окажется безработным. И причина тому, невысокий уровень профессиональной подготовки, несоответствие профиля подготовки и структуры рабочих мест, у молодого специалиста есть теория, но, как правило, совершенно отсутствует практика своей специальности. Если человек для того, чтобы выжить, вынужден работать по 14 - 16 часов в сутки (часто в сфере, далекой от профессии), он легко дисквалифицируется.

Психологи так же отмечают, что деятельность, которая выбирается человеком не по мотиву интереса, а по мотиву материального удовлетворения, разрушает его психику и ведет к срыву.

Творчество так же становится необходимым условием социализации и уже рассматривается современной педагогикой как нечто редкостное и необычное. Современные подходы в педагогике и психологии обучения предполагают, что каждый человек - творческая личность. Дидактика включает опыт творческой деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков.

Ещё одним важным дефектом социализации является аномия. Понятия «аномия», то оно выражает отношение индивидуумов к нормам и моральных ценностей определенной социальной системы, в которой они живут и действуют. Кроме того, это понятие означает, во-первых, состояние общества, при котором для его членов утрачена значимость социальных норм, предписаний, и поэтому относительно высока частота поведенческих проявлений отклонений от нормы, разрушительное поведение - вплоть до самоубийства. Во-вторых, оно означает отсутствие эталонов, стандартов сравнения с другими людьми, которые позволяют оценить свое социальное положение и выбрать образцы поведения. Это оставляет индивидуума в неопределенном состоянии, без чувства солидарности с конкретной социальной группой. В-третьих, понятие «аномия» означает несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социальное приемлемыми («санкционированными») средствами их достижения, в силу практической неприемлемости для достижения всех этих целей толкает многих людей на незаконные пути их достижения.

Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами: 1) изменение (разрушение) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодёжь к жизни в новых условиях; 2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов; 3) ослабление системы формального и неформального контроля, как фактора социализации.

 



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.