Проблемы социальной безопасности в современном обществе — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Проблемы социальной безопасности в современном обществе

2020-04-01 170
Проблемы социальной безопасности в современном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Безопасность - состояние защищенности человека от неблагоприятных воздействий, нарушающих его целостность, активное функционирование и развитие. Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Понятие, которого придерживается большинство современных исследователей, можно сформулировать следующим образом: социальная безопасность - это устойчивое состояние и способность общественной системы обеспечить эффективное функционирование государства, социальных институтов общества, обеспечивающих стабильное развитие как отдельной личности во всех сферах общественной жизни, так и всего социума в целом, на основе повышения качества жизни своих граждан, соблюдения их прав и свобод.

Анализ представлений о социальной безопасности в контексте эволюции научных картин мира позволяет выделить основные этапы.

В античной философии социальная безопасность в рамках мифологической картины мира рассматривалась как высшая ценность и защита всех граждан общества, основным условием для ее достижения являлось равномерное распределение благ среди всего населения.

В рамках механистической картины изучали социальную безопасность мира мыслители эпохи Возрождения и философы Нового времени. Наличие опасности расценивалось ими как нарушение функций в социальной машине, что позволило сформулировать новые подходы к социальной безопасности: ее обеспечение связывалось с устранением и недопущением явлений, препятствующих управлению государством.

Для философии эпохи Просвещения, а также немецкой классической философии характерна статистическая научная картина мира, в соответствии с которой социальная безопасность рассматривалась как состояние человеческого бытия. Предупреждение возможных опасностей, обеспечение как личной, так и общественной безопасности, зависит уже не только от самого человека, но и от государства.

Представления о социальной безопасности в философии марксизма и различных социологических теориях сформированы в контексте системной картины мира. Необходимыми условиям обеспечения социальной безопасности являются наличие сильной власти; порядок и стабильность; действующие законы сохранения целостности общества; последовательная модернизация действующей системы безопасности и увеличение ее гарантий.

Современные исследователи изучают социальную безопасность в контексте диатропической картины мира, где безопасность становится результатом жизнедеятельности разных социальных групп, а ее обеспечение прерогативой самих социальных субъектов. Формируется адекватное современному этапу развития общества представление о социальной безопасности и оптимальных механизмах ее обеспечения для представителей различных социальных групп.

В совокупности общее теоретическое знание о социальной безопасности, сложившееся в настоящее время, в зависимости от проблемного поля исследований, включает различные научные направления: анализ проблем социальной безопасности на основе системно-личностного подхода; изучение взаимосвязи проблем безопасности и устойчивого развития; разработка различных аспектов социологии безопасности; анализ социальной безопасности различных уровней: личности, цивилизации и т.д.; формирование правовых основ социальной безопасности; педагогические аспекты подготовки подрастающего поколения в сфере безопасности жизнедеятельности; проблемы формирования культуры безопасности, как неотъемлемой составляющей современного образования.

Исследования, затрагивающие различные стороны социальной безопасности молодежи, на наш взгляд сосредоточены на нескольких направлениях: концептуализация понятия «социальная безопасность» (Г.В. Брои, В.Н. Ковалев, В.Н. Кузнецов, С.З. Павленко, Н.М. Пожитной, В.С. Поликарпов, В.К. Сенчагов, А.И. Страхов, Р.Г. Яновский и др.); методологические и методические вопросы изучения риска, механизмов его преодоления и обеспечения социальной безопасности (У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, Т.Е. Бейдина, С.И. Григорьев, В.И. Зубков, В.Н. Кузнецов, М.Б. Лига, Г.В. Осипов, М.Ю. Швецов и др.); анализ взаимосвязи концептов «социальная безопасность», «опасность» и «социальная напряженность» (В.Н. Белоусов, В.М. Димов, И.Ю. Жинкина, В.Н. Паутов, А.Н. Сухов и др.); разработка проблем обеспечения политической, экономической, социальной безопасности молодежи в контексте защиты ее прав и свобод (П.Г. Белов, В.В. Серебрянников и др.).

Все существующие нормативно-правовые документы, направленные на обеспечение социальной безопасности молодежи, могут быть объединены в три группы: международные документы, призванные содействовать развитию деятельности государств по обеспечению безопасности различных социальных групп, в том числе молодежи; нормативно-правовые акты общегосударственного значения, определяющие формирование правовой системы социальной безопасности молодежи России; документы, непосредственно определяющие содержание процесса организационно-управленческого обеспечения социальной безопасности молодежи на региональном уровне.

Очевидно, что психологическая безопасность - важнейшее условие сохранения и укрепления психологического здоровья, полноценного развития ребенка. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением; научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других; осваивать систему научных знаний и социальных навыков; развивать свои способности и строить образ «Я» и образ мира.

Все перечисленное является показателями психологического здоровья, которое проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника психологическое здоровье обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости миру взрослых, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. У младшего школьника психологическое здоровье обнаруживается в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в уважении к общественному взрослому; у подростка - в мятежном стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, у юноши - в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и в построении планов будущего.

Психологическое здоровье как важнейший компонент здоровья в целом условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, поэтому, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его укреплении. Известно, что забота о психологическом здоровье всегда рассматривалась как важнейшая в работе выдающихся педагогов и лучших образовательных учреждений. Достаточно вспомнить В.А. Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье».

Сегодня забота о психологической безопасности и психологическом здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения современного качества образования. Здоровье ребенка, пожалуй одно из немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на современное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Пока же стоит признать, что отношения между образованием и здоровьем определятся в сознании большинства родителей, врачей и педагогов либо как альтернативные (или хорошее образование или хорошее здоровье), либо - в лучшем случае, как дополнительные: хорошее образование и сохраненное здоровье. В последнем случае возникает модная идея здоровьесбережения и здоровьесберегающих образовательных технологий. Ее сущность, в принципе проста: необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы не подрывать здоровье ребенка, по возможности минимизировав негативное воздействие школьных факторов риска. Школьные факторы риска - ряд характеристик образовательного процесса, агрессивно воздействующих на психику и организм детей и достаточно устойчивых в своих проявлениях в школах всего мира. В качестве основных из них специалисты называют следующие:

недостаточное соответствие школьных программ, методик и технологий возрастным и индивидуальным особенностям школьников;

нерациональная организация учебного процесса;

физические, эмоциональные и интеллектуальные школьные перегрузки;

стрессовая тактика и стратегия педагогических действий.

К школьным факторам риска относятся и временной цейтнот, в котором находятся школьники в течение многих лет жизни, и недостаточная психологическая компетентность учителя, и скученность детей и подростков, и принужденность к общению в условиях классно-урочной системы обучения и многое другое.

Безусловно, что уже только понимание пагубности и тотальности воздействия школьных факторов риска на психологическое здоровье школьников - гарантия того, что школа и отдельный педагог будут пытаться их нивелировать, обеспечивая тем максимально возможную психологическую безопасность личности в образовательном процессе.

Но возможно ли иное, по сравнению с названными, отношение между образованием и здоровьем: не альтернативное и не дополняющее, а причинно-следственное? Возможно ли, чтобы образование, конкретная школа не просто сохраняла, а формировала, укрепляла здоровье школьников, обеспечивая их полную психологическую безопасность? Очевидно, что возможно, но только в том случае, если здоровье ребенка рассматривается как категория педагогическая, а психологическая безопасность в образовательном процессе обеспечивается с той же обязательностью, как пожарная безопасность или санитарно-гигиенический режим в школе.

Современная социокультурная и социоэкономическая ситуация в России дает нам многочисленные примеры негативного влияния среды, то есть внешних обстоятельств жизни и деятельности, на человека. Торнадо, цунами, засуха, пожары, технократические катастрофы, социальные волнения, террористические акты - все эти явления становятся предметом обсуждения и причиной поиска способов обеспечения безопасности человека. Если эти открытые экстремальные ситуации и ситуации физического насилия открыто обсуждаются и осуждаются, то ситуации психологического насилия или деструктивного психологического влияния социальной среды на человека пока только выдвигаются в центр общественных интересов. Еще в меньшей мере принято открыто и прямо обсуждать проблемы психологической защищенности от психологического насилия, возникающего в условиях взаимодействия участников образовательной ситуации.

Вместе с тем, по данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей - до 75% озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в образовательном учреждении обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников и педагогов. Родителей беспокоит, будет ли ребенок чувствовать себя понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей, возможность манипулятивных воздействий со стороны педагогов, психологического издевательства над детьми. Насколько оправданы эти опасения? Практика «Областного центра диагностики и консультирования» позволяет привести многочисленные примеры несправедливого осуждения ребенка в школе, прямого насилия или скрытых оскорблений со стороны одноклассников, невнимания, излишней строгости или холодности со стороны учителя.

В научной литературе к социальной безопасности «относится необходимость обеспечения всемерной защищенности наиболее уязвимых, в социальном отношении, категорий населения, кардинальным образом определяющих возможность дальнейшего нормального существования общества». Однако, в той или иной мере в условиях общества проблема социальной безопасности затрагивает все социальные группы. Это вытекает из того, что социальная безопасность характеризует социальное состояние и уровень социальной устойчивости и социального равновесия в системе социальных отношений людей по поводы их жизнеспособности и жизнедеятельности в обществе. В данном аспекте социальная безопасность является показателем социальной динамики и выступает индикатором социального изменения общества. Потребности человека и условия его общественной жизни постоянно находятся в состоянии противоречия друг другу. Поэтому социальные риски являются закономерным результатом жизни «человека и общества» как целостной социальной системы. Социальную безопасность необходимо исследовать в совокупности с анализом понятий социальная защищенность и социальный страх.

Социальную безопасность можно рассматривать через показатели: 1) институциональные; 2) структурно-функциональные; 3) ценностно-нормативные; 4) организационно-управленческие; 5) социально-адаптационные.

Одной, из наиболее социально незащищенных социальных групп, является молодежь, в том числе старшеклассники. Исследования, проведенные в период с октября 2010 по декабрь 2010 г.г. среди старших школьников школ г. Тольятти (было опрошено более 100 старших школьников 9-11 классов), позволяют оценить социальную ситуацию в сфере социальной безопасности с позиции институциональных показателей. Проблемы, которые волнуют современных старшеклассников, прямо связаны с чувством страха и незащищенности, причем за прошедшие 5 лет условия, порождающие эти чувства, практически сохранили свою значимость. Сопоставляя данные 2010 г. с данными 2002 г., следует отметить, что возросла обеспокоенность старшеклассников в таких области жизни как: «политическая нестабильность» (39,0 в 2010 г. и35,3% в 2002 г.); «разобщенности людей» (26,3% и 20,3%); «проституция» (36,8% и 28,9%); «распад СССР» (13,9% и 7,3%). Уменьшилось количество старшеклассников, которых волнуют другие проблемы современной жизни, однако значение этих проблем сохраняется: «экономическая нестабильность (55,1% в 2010 г. и 69,1% в 2002 г.); «безработица» (59,3% и 60,8%); «криминальная обстановка» (63,4% и 68,4%); «падение нравов и морали» (42,5% и 50,4%); «нищета» (56,3% и 60,9%); «наркомания» (62,5% и 74,8%).

На чувство страха и незащищенности, по мнению старшеклассников, в первую очередь влияют: реалии сегодняшнего дня (53,0% отметили опрошенные старшеклассники в 2010 г. и 53,6% в 2002 г.); собственный жизненный опыт (28,6% и 34,7%), средства массовой информации (23,9% и 22,4%); «приключения» друзей (15,2% и 26,0%); «слухи» (16,2% и15,8%);

Среди факторов, порождающих чувство незащищенности старшеклассников можно отметить следующие: политическая ситуация в стране (14,9% в 2010 г. и 17,3% в 2002 г.); экономическая ситуация в стране (21,1% и 25,5%); криминальная ситуация в стране (30,7% и 45,5%); новые культурные и моральные ценности (18,0% и 32,7%); появление комплекса страха (27,2% и 28,6%); неуверенность в завтрашнем дне (34,6% и 37,8%); проявление индивидуализма (17,5% и 28,1%); нет уверенности в защите государства (28,3% и 38,8%); нет уверенности в защите организации, где учиться, и работают старшеклассники (11,5% и 13,3%); нет уверенности, что защитит семья (1,5% и 1,5%); нет уверенности в себе (10,6% и 9,7%). Поэтому в тех или иных жизненных ситуациях современные старшеклассники надеяться на: своих родителей (82,5%), самого себя (72,0%); любимого человека (47,3%); друзей (47,5%); друга (42,1%). В тоже время они считают, что сегодня все зависит: от самого себя (77,3%), хороших знакомых (71,1%), наличия капитала (49,7), знаний (48,9%), удачи (48,2%), случая (38,6%).

В настоящее время процесс социализации подростков в России сопряжен с социально-экономическими преобразованиями, которые породили множество социальных проблем, влияющих на социальное здоровье подростков. В этих условиях подрастающее поколение оказалось одной из наиболее уязвимых категорий населения, что привело к появлению таких негативных социальных феноменов как: беспризорность, безнадзорность, проституция малолетних, рост алкоголизма и наркомании, преступности, суицидов.

Многочисленные исследования последних 10 лет показывают, что около 23-30% детей, приходящих в первые классы имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже более 80% подростков нельзя назвать абсолютно здоровыми. За последние 5 лет частота онкологических заболеваний среди детей и подростков увеличилась на 13%, эндокринных - на 29,5%, болезней крови - на 35,4%, астмы - на 40%, болезней органов пищеварения - на 21,6% и только 10% выпускников являются здоровыми.

Одной из острых социальных проблем влияющих на социальное здоровье подростков является семья. Не выполнение социализирующих функций семьи приводит к нарушению социального здоровья старшеклассников. Неблагополучие семьи оказывает прямое разлагающее воздействие на здоровье подростков. Отрицательные семейные условия, отсутствие нормальной нравственной среды, нарушение психологического контакта с самыми близкими людьми остро переживается подростками, которые начинают сознавать противоречие жизни взрослых. Озлобленность, доходящая до отчаяния или жестокости, недоверие к людям, пренебрежение к нормам, цинизм, равнодушие - это характеристика социального нездоровья городского подростка, пережившего развод родителей, живущих в условиях пьянства, разврата, непрекращающихся ссор и конфликтов, невежества, безразличия.

Семья, проживающая в городе в большей степени подвергается воздействию социально-экономического кризиса, особенно в крупных городах, где присутствует масса мигрантов, являющихся источниками распространения различных социальных болезней.

В городах распространено уличное хулиганство подростков (кражи, аферы возле телефонных автоматов, вымогательство) сочетается с бродяжничеством. Бродяжничество, попрошайничество подростков является следствием кризиса семьи, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию подростков. За последнее время наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими как кражи, хулиганство, появились новые формы - рэкет, сутенерство, мошенничество, порноиндустрия.

По данным социологических исследований, значительно возросло количество семей, где родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками и совершают противоправные поступки, что играет существенную роль в формировании социального здоровья подростков. Анализируя семейные проблемы можно выделить следующие факторы, которые влияют на социальное здоровье подростков:

низкий социально-экономический уровень семьи, особенно на фоне более благополучных в материальном плане сверстников. Представление о «легких деньгах» весьма распространенное у современных подростков и толкающее на совершение девиаций различной степени «тяжести»;

развод и ссоры родителей, пьянство, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с подростком, возможности ответной адекватной поведенческой реакции с его стороны;

усвоение подростком через научение, подражание в семье деликветных ценностей, несогласованность или отсутствие требований к подростку со стороны родителей, вследствие чего у него не возникает четкого понимания норм поведения.

На современном этапе социальных преобразований в России наблюдается проблема внешней отчужденности со стороны общества, которая влияет на социальное здоровье подростков. Она выражается в отсутствии социальной и психологической защищенности подростков:

отсутствие гарантий реализации выбора профессии и возможности дальнейшего трудоустройства;

несоответствие материальной обеспеченности и потребностей жизнеобеспечения;

отсутствие государственных программ по поддержке социального здоровья молодежи.

В настоящее время среди подростков и молодежи получили широкое распространение такие реакции на внешнюю отчужденность со стороны общества как аккультурационный стресс и аналитическая депрессия. Подростки как категория лиц, высоко чувствительных к социальной нестабильности и отсутствию включенности в социум достаточно часто дают реакцию аккультурационного стресса. Аккультурационный стресс возникает в результате изменения жизненного стереотипа, привычного уклада и стиля жизни, при отрыве от прежних культурных ценностей, невозможности заниматься привычным видом деятельности. Выходом же из стрессового состояния порой служит суицид. Так, отчужденность общества приводит к отчуждению личности от самой себя.

Вышеобозначенные факторы влияют на биологический, социальный, психологический уровни здоровья подростка, у него возникает дефицит ценностных ориентаций, личностная тревожность, склонность к формированию стойких асоциальных стереотипов, низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменение ситуации), снижение уровня мотивации и нарушение саморегуляции личности, дефицит ресурсов личности.

Отсутствие духовной основы, смыслообразующего стержня, скрепляющего индивидуальное бытие с социальным окружением, порождает нарастающий вал суицида, немотивированной жестокости, высокой смертности от неестественных причин среди молодых людей. Сложившийся комплекс молодёжных проблем настолько противоречив, глубок и серьёзен, что если не принять в краткосрочной перспективе адекватных энергичных мер по нейтрализации и преодолению негативных явлений, «то возникнет реальная угроза национальной безопасности России». Многие исследователи отмечают, что молодёжь, в основном, аполитична и социально безответственна, не достаточно прочны гражданские и патриотические чувства молодёжи. Однако эти качества возникли в молодых людях не вдруг, а сформировались в ходе социализации.

Предложения о необходимости системы мер по укреплению института семьи, повышению эффективности образования, усилению гражданского и патриотического воспитания стали, во многом, общим местом в научной и публицистической литературе. Пути преодоления кризисных явлений следует искать внутри самой организации демократической системы общественно-политической жизни. Причиной затяжного характера духовного кризиса и дисфункции современной демократии, на наш взгляд, является порочная практика возведения в абсолют идеи рыночных отношений и исчерпанный ресурс использования манипулятивных технологий в социально-политической сфере.

Государственная молодёжная политика, предусматривающая в качестве главного принципа взаимодействия с молодёжью рыночные отношения, не снимает острых противоречий, а выступает конфликтогенным фактором в межпоколенных отношениях. Конкуренция, которая лежит в основе рыночных отношений, внедряемая во все сферы жизни общества и личности, а не только в экономическую, не способствует конструктивному сотрудничеству и партнёрству старшего и младшего поколений в передаче культурных образцов. Идеология «рыночных отношений», которые применяются не в экономической сфере, а в сфере социальной, в системе взаимодействия поколений, не может быть оправдана. «Успешность» и «конкурентоспособность» никогда не определяли и не смогут определять богатство личности и её многогранность.

Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что все социальные институты современного российского общества продолжают находиться в состоянии социального кризиса. На протяжении последних 10 лет характер социальной безопасности молодых людей практически сохраняет свое состояние. В некоторых областях жизни общества произошла положительная динамика, что отразилось во мнениях старшеклассников, однако острота проблем продолжает волновать старшеклассников.

Сознание учителя, позиция учителя созидается и укрепляется обществом, его профессиональным образованием и теми профессиональными требованиями, которые к нему предъявляют. Утверждение здоровья как педагогической основополагающей категории возможно только в том случае, если и родители, и политики, и общественность, и государственные деятели, и СМИ, и академическая наука, все без исключения станут ждать от школы того, к чему она и предназначена по смыслу, по сути: помощи ребенку в развитии всех его природных потенциалов и помощи в освоении того культурного опыта, который позволяет быть здоровым, успешным и счастливым человеком. Решение этой задачи возможно только в условиях психологически безопасной образовательной среды.

школьник социальный безопасность тревожность учение



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.