Структурно-композиционная характеристика современного публичного диалога — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Структурно-композиционная характеристика современного публичного диалога

2020-04-01 181
Структурно-композиционная характеристика современного публичного диалога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как отмечают исследователи (Л.П. Якубинский, Л.В. Щерба, Т.Г. Винокур, из современных исследователей - Е.В. Красильникова, Е.Н. Ширяев и другие.), основным принципом построения интервью является диалог. Диалог - многогранный термин, используется как для обозначения коммуникативного типа речи, так и для обозначения одного из видов интервью (интервью-диалог). Диалог как коммуникативный тип речи сформировался еще в античности, он является наряду с монологом базисным понятием и основой построения русской речи. Как заметил Л.В. Щерба, диалог - это принадлежность разговорной речи (в отличие от монолога, лежащего в основе литературного языка), он состоит из цепи реплик [Щерба, 1957, с. 24]. Сцепление реплик, в котором вторая реплика по своему строению опирается на первую, грамматически зависит от нее, называется диалогическим единством и является основной единицей диалога [Щерба, 1957, с. 25]. Однако наличие цепи реплик не может быть воспринято как безусловный маркер диалога [Щерба, 1957, с. 26], между монологом и диалогом не существует строгой границы, о чем говорит, например, частое включение в диалог обширных монологических высказываний субъектов общения: «Реплики превращаются в логически развернутые рассуждения, полемически заостряются, разрастаются в адресованные собеседнику монологи, а весь диалог становится системой диалогически соотнесенных и сопоставленных монологов» [Щерба, 1957, с. 27].

Современные ученые подошли к разграничению понятий диалога и монолога с точки зрения коммуникантов: «Диалог - это текст, создаваемый двумя партнерами коммуникации, один из которых (адресант) задает конкретную программу развития текста, его интенцию, а другой (адресат) должен активно участвовать в развитии этой программы, не имея возможности выйти за ее пределы. Монолог - это текст, который хотя и инициируется, явным или неявным образом, партнером по коммуникации, но развивается по программе своего создателя без участия или, по крайней мере, без активного участия партнера коммуникации» [Щерба, 1957, с. 28]. Иначе, диалог строится «в принципиальном расчете одного из партнеров коммуникации на реакцию… другого партнера», тогда как основным принципом монолога является «запрет на реакцию, подавление реакции слушателя» [Щерба, 1957, с. 30].

В СМИ диалог отражается прежде всего в жанре интервью (например, анализированный в нашей работе Общенародный городской телегид «Антенна-Телесемь»). Об их тесном сращении говорит тот факт, что в некоторых работах, анализирующих интервью, употребляется термин «диалог» как синоним интервью вообще. Однако жанр интервью может отражать и такое общение журналиста с интервьюируемым, при котором ответ последнего является, по сути, монологом - этот вид интервью получил название интервью-монолога (например, в журнале «Коллекция историй «Караван» очень часто используется интервью-монолог). Роль журналиста в данном случае сводится к следующему: журналист своей репликой инициирует ответ-монолог интервьюируемого. Даже если в напечатанном интервью в текст-монолог интервьюируемого вклиниваются реплики журналиста (типа «Да-да», «Конечно же», «Это понятно» и так далее), это не меняет сути монолога, поскольку реплики журналиста являются выражением контактного внимания, согласия и не более. Отграничим термины «публичный диалог», «диалог» и интервью. В понятие публичного диалога Е.И. Голанова включает не только интервью, но и, например, разговоры в зале суда, научные дискуссии, пресс-конференции, то есть публичный диалог шире интервью [Голанова, 1996, с. 33]. Интервью в данной работе - опубликованная беседа журналиста с лицом или группой лиц. Диалогом же обозначим диалогическое единство реплик интервьюера и интервьюируемого.

Последнее разграничение важно, поскольку, как уже отмечалось, в современной газете жанр интервью может включать в себя элементы очерка, комментария и так далее, то есть монологическую речь журналиста. Итак, соотношение монолога и диалога и их отражение на страницах газет представляет собой сложный вопрос для лингвистов. Современные авторы подходят к разрешению этого вопроса с точки зрения коммуникантов. Однако различные позиции ученых отражаются в нечеткой терминологии, когда понятия и признаки монолога и диалога смешиваются.

Структурно-композиционные черты ПД-интервью остаются достаточно стабильными: зачин - основная часть - концовка. Как правило, в зачине вопросы связаны с последней работой интервьюируемого, изменением в семейном положении, также в зачине может быть представлено досье или вопрос, содержащий наиболее значимую информацию («Актриса сериала «Лапушки», три месяца назад ставшая мамой, рассказала о важных переменах, произошедших с ней за последнее время» (зачин интервью с Татьяной Арнтгольц), «Пока мы шли до вашей гримерки, вы с такой любовью рассказывали о театре! Он для вас - второй дом?» (первый вопрос в интервью с Валерием Золотухиным), «Актер прячет свою личную жизнь, но «Телесемь» рассказал, как бьет тарелки, худеет и мечтает быть свободным от работы» (зачин перед интервью с Андреем Соколовым). Глянцевые журналы, например, «Караван историй», в зачине дают наиболее яркую фразу, в которой описывается эпизод из жизни персонажа: «Мою дочку чуть не угробила неадекватная мама. Я подал на нее в суд и оказался виноватым» (Алексей Панин); «Рита для Израиля как Ванга для всего мира. Обняла она меня и говорит: «Бог тебя любит» (Лолита Милявская; «Я верю в теорию половинок. Есть люди, которым везет и они с первого раза находят свою. Важно почувствовать, что это твой человек, услышать сигнал изнутри. Я услышал» (Павел Астахов). Основной единицей коммуникативно-речевой структуры диалога считается реплика, которая, сцепляясь с другой репликой, создает диалогическое единство (ДЕ), понимаемое как «обмен двумя высказываниями, из которых второе зависит от первого, порождено им и в своей языковой форме отражает эту зависимость» [Шведова, 1958, с. 115]. Среди разных типов ДЕ выделяются, например, такие: вопрос - ответ («Как относитесь к критике? - Мне интересно получать мнение о себе, желательно негативные» (Валдис Пельш), «Какие подарки дарили близким? - Поскольку народу у нас собралось много, то подарки были не очень дорогие - либо символичные, либо полезные» (Анна Большова), вопрос - контрвопрос («Хоккей, восточная борьба, рыбалка. Вы такой жадный до впечатлений? - Те же парашюты, что в них экстремального? Или мотоциклы?» (фрагмент интервью с Андреем Соколовым), «Дать в лоб обидчику не хотелось? - Зачем?» (из интервью с Эдуардом Хилем), побуждение - вопрос, побуждение - повествование, повествование - побуждение и др. Для ПД-интервью наиболее характерно вопросно-ответное диалогическое единство. Объем реплики и самого ДЕ понимается и толкуется исследователями неоднозначно, в связи с чем не является единым и толкование понятий «диалог» и «монолог». В некоторых случаях длина и автономность содержания реплики дают основание определять ее как самостоятельный монолог (Виноградов, 1963, с. 86; Бахтин, 1979, с. 117 и др.), «монолог в диалоге», «монологизированный диалог». Существование «разных форм смешения и взаимодействия монологической и диалогической речи» [Виноградов, 1963, с. 24] не устраняет, однако, возможности и даже необходимости как-то охарактеризовать и классифицировать типы ПД и, в частности, выделить определенные разновидности ПД-интервью.

В основу классификации могут быть положены разные признаки, от чего будет меняться общая характеристика современного интервью («И»). Так, одна из схем предполагает следующее деление: «И» - монолог, «И» - сообщение, «И» - зарисовка, «И» - мнение. Другой вариант классификации предполагает учет таких параметров:

) характер организации «И» (опрос, анкета, пресс-конференция);

) тип материала (информационные и личностные);

) характер, тематика беседы (политика, происшествия и т. п.) [Барманкулоп, 1974, с. 135; Мыскова, 1979, 86].

Характеризуя такую форму речевой коммуникации как диалог, современные исследователи говорят об определенном «кодексе взаимоотношений» между партнерами и, учитывая ряд параметров, выделяют, как минимум, три типа взаимодействия: зависимость, сотрудничество, доверие. «Зависимость партнеров... может принимать две формы: доминацию и равенство... Сотрудничество... может принимать достаточно разнообразные формы; мы выделяем три наиболее простые: кооперацию, нейтральность, конфликт» [Диалогическое взаимодействие 1985, с. 25]. Логическая модель такого речевого акта, как «диалог», на практике каждый раз отливается в определенные конкретные формы, зависящие от ряда объективных и субъективных факторов. Так, в ситуации официальности (этот параметр характеризует ПД) могут быть представлены оба типа межличностного общения: доминация и равенство (по другой терминологии - «равноправие» и «неравноправие») [Девкин, 1981, с. 65].

Рассматриваемые в нашей работе типы интервью можно отнести к коммуникативно-социальной ситуации «равноправия» (или «равенства»), так как у собеседников нет отношений ни «главенства», ни «подчинения» (это - не начальник и подчиненный, не учитель и ученик и т. п.).

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.