Глава 5 Бухгалтерский учет по НДС — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 5 Бухгалтерский учет по НДС

2020-04-01 98
Глава 5 Бухгалтерский учет по НДС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Из норм главы 21 НК РФ следует, что бухгалтерский учет НДС можно свести к трем группам операций:

• начисление задолженности по налогу;

• учет покупателем сумм налога, предъявленного к оплате (налоговые вычеты);

• возмещение НДС.

По первой группе операций суммы налога, подлежащего оплате покупателем, отражаются (обособленно) на счетах учета продаж или прочих расходов и счете учета задолженности покупателей или заказчиков.

Суммы налога, которые впоследствии могут быть предъявлены к налоговому вычету, учитываются на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», к которому могут открываться субсчета в зависимости от того, по стоимости какого имущества поставщику или подрядчику уплачивается налог.

Если же право на налоговый вычет не возникает (например, при осуществлении деятельности, не облагаемой налогом), суммы ранее уплаченного (предъявленного к оплате), НДС списываются в дебет счетов учета производственных затрат.

Для того чтобы возникли условия, обязательные для возмещения налога, как минимум, необходимо образование дебетового сальдо по счету 68 субсчет «НДС

 


Заключение

 

Роль и место в доходах бюджета РФ и проблемы совершенствования налогового законодательства.

Среди недостатков, которые присущи современной налоговой системе России, можно выделить:

- Нестабильность налоговой политики

- Чрезмерное налоговое бремя

- Уклонение от уплаты налогов юридическими лицами

- Чрезмерное распространение налоговых льгот

- Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики

- Ярко выраженная регрессивность налогообложения 

- Перенос основного налогового бремени на производственные отрасли

- Расширение доли прямых налогов

- Исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов.

К числу направлений совершенствования налоговой системы можно отнести: уменьшение налоговой нагрузки, обеспечение уплаты налогов всеми налогоплательщиками, выравнивание условий налогообложения, изменение структуры налогов, совершенствование системы налоговых ставок, отказ от налогообложения малого бизнеса и др.

На мой взгляд, для того, чтобы устранить существующие проблемы, необходимо проводить налоговую реформу, которая бы привела к уменьшению налогового бремени и, как следствие, устранению неуплаты налогов налогоплательщиками. Кроме того, необходимо устранить неэффективные налоги или налоги, которые оказывают негативное воздействие на хозяйственную деятельность.

НДС является наиболее независимым от колебаний и спада экономики источником дохода бюджета. Стабильность доходов от НДС является главным доводом для его применения в странах с ограниченными размерами базы подоходного налога и в странах, имеющих неустойчивые доходы. В большинстве стран НДС составляет от 12 до 30% государственных доходов, что эквивалентно 5-10% валового национального дохода.

НДС обеспечивает нейтральность налогообложения при условии правильного применения и учета особенностей налога. Большое влияние на доходность и эффективность НДС оказывает его распространение на все этапы производства и торговли, а также на все товары, работы и услуги.

В целях совершенствования НДС и предотвращения негативных последствий его взимания могут быть предложены следующие действия:

1. Для предотвращения потери доходов бюджета должны быть разрешены только экономически обоснованные налоговые вычеты, поэтому НДС по приобретению возмещать только после его оплаты на основании счетов-фактур поставщиков и платежных документов налогоплательщиков.

2. Для снижения регрессивности и осуществления регулирующей функции НДС использовать наиболее эффективные виды налоговых льгот:

- установить нулевую ставку НДС вместо освобождения от обязанности налогоплательщика по единому сельскохозяйственному налогу, что даст возможность. В целях совершенствования НДС и предотвращения негативных последствий его взимания могут быть предложены следующие действия:

1. Для предотвращения потери доходов бюджета должны быть разрешены только экономически обоснованные налоговые вычеты, поэтому НДС по приобретению возмещать только после его оплаты на основании счетов-фактур поставщиков и платежных документов налогоплательщиков.

2. Для снижения регрессивности и осуществления регулирующей функции НДС использовать наиболее эффективные виды налоговых льгот:

- установить нулевую ставку НДС вместо освобождения от обязанности налогоплательщика по единому сельскохозяйственному налогу, что даст возможность сельхозтоваропроизводителям возмещать НДС по приобретенным товарам и выставлять НДС в счетах-фактурах при реализации. Предоставление этой эффективной льготы создаст благоприятные условия для развития сельского хозяйства и села.

- установить пониженную ставку на товары первой необходимости (мука, хлебобулочные изделия, молоко, кефир), повышенную ставку на реализацию предметов роскоши (ювелирные изделия).

3. Установить для социальной сферы более рациональную льготу в виде сочетания освобождения и права на вычет НДС по приобретению.

4. Своевременно, учитывая инфляцию и положение малого бизнеса, проводить индексацию порогового уровня освобождения от обязанности налогоплательщиков субъектов малого бизнеса.

5. В полной мере использовать международные соглашения и современные информационные технологии для осуществления встречных налоговых проверок НДС по внешнеэкономическим операциям.

Исходя из интересов государства и налогоплательщиков, для которых важна стабильность налогообложения, целесообразно сохранить НДС в налоговой системе России, используя его фискальные и экономические преимущества.

Производителям возмещать НДС по приобретенным товарам и выставлять НДС в счетах-фактурах при реализации. Предоставление этой эффективной льготы создаст благоприятные условия для развития сельского хозяйства и села.

- установить пониженную ставку на товары первой необходимости (мука, хлебобулочные изделия, молоко, кефир), повышенную ставку на реализацию предметов роскоши (ювелирные изделия).

3. Установить для социальной сферы более рациональную льготу в виде сочетания освобождения и права на вычет НДС по приобретению.

4. Своевременно, учитывая инфляцию и положение малого бизнеса, проводить индексацию порогового уровня освобождения от обязанности налогоплательщиков субъектов малого бизнеса.

5. В полной мере использовать международные соглашения и современные информационные технологии для осуществления встречных налоговых проверок НДС по внешнеэкономическим операциям.

Исходя из интересов государства и налогоплательщиков, для которых важна стабильность налогообложения, целесообразно сохранить НДС в налоговой системе России, используя его фискальные и экономические преимущества.

Порядок начисления налога.

Рассмотрим на примере оптовой базы «Универсал».

Доходы и расходы база определяет по начислению.

Пример №1

Оптовой базой за месяц реализовано за январь т.г.

 

  Сумма
- По покупным ценам без НДС 90/2 41/1 500000
- Выручка продаж 62 90/1 767000
- НДС бюджету 90/3 68 117000

 

Расчет:

Покупная без НДС                           500000

Наценка базы (например, 30%)      150000

      ИТОГО                                           650000

НДС, начисленный бюджету (18%)    117000

Всего выручка                                   767000

Пример №2

Оптовой базой на расчетный счет получено денежных средств под предстоящую отгрузку на сумму 120000 рублей.

Решение:

Рассчитаем НДС с авансов полученных:

Отражаем в учете начисление НДС с авансов полученных:

 

  Сумма
- На сумму поступившего аванса 51 62 120000
- На сумму НДС, начисленного бюджету с авансов полученных 62 68 18305

 

Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налоговых вычетов.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) и принятия их к учету.

Следует обратить внимание, что сумма НДС принимается к учету при приобретении в Д сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям» если поставщиком предъявлена счет-фактура. К составлению счетов-фактур налоговое законодательство предъявляет ряд требований (ст. 169 НК п. 5)

1) Порядковый номер и дата выписки счета-фактуры

2) Наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя

3) Наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя

4) Номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров

5) Наименование поставляемых (отгруженных) товаров и единица измерения (при возможности их указания)

6) Количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету- фактуре товаров, исходя из принятых по нему единиц измерения

7) Цена (тариф) за единицу измерения по договору без учета налога

8) Стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров.

9) Налоговая ставка

10) Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Плательщики налога должны выделять сумму НДС отдельной строкой во всех расчетных документах. При реализации товаров (работ, услуг) все плательщики НДС обязаны составлять счета-фактуры специальной формы. Данный документ служит основанием для принятия НДС к вычету, к возмещению (Д 68 К19)

Налогоплательщики обязаны выставить счета-фактуры на позднее 5 дней со дня отгрузки.

Пример №3

1. На оптовую базу за месяц поступило товаров:

 

  Сумма
- По покупным ценам без НДС 41/1 60 300000
- Сумма НДС по приобретенным ценностям 19/3 60 54000

 

2. С расчетного счета оплачено:

 

  Сумма
- Поставщикам за товары в сумме 276000 рублей, в т.ч. НДС (18%) 42102 60 51 276000

 

3. Сумма НДС, оплаченная поставщикам:

 

  Сумма
- Сумма НДС, оплаченная поставщикам, принимается к налоговому вычету при условии ее выделения отдельной строкой в расчетных документах 68 19/3 42102

 

НДС при приобретении основных средств

Пример №4


Оптовая база в январе приобрела:

    Сумма
1 Оборудование: - Цена приобретения - НДС по приобретенным основным средствам (при наличии счета-фактуры)                                                                       К оплате   08/3 19/1   60 60   22000 3900 25900
2 Оплачено поставщику за приобретенное оборудование с расчетного счета в сумме 25900 рублей, в т.ч. НДС-3960 рублей. 60 51 25900
3 Объект основных средств введен в эксплуатацию 01 08/3 22000
4 Сумма НДС принята к налоговому вычету 68 19/1 3960

 

Следовательно, что для учета НДС применяются 3 счета:

A. Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям». Сумма со счета 19 списывается в дебет счета 68 при принятии к вычету

B. Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

C. Счет 90/3 «Продажи. Налог на добавленную стоимость»

Сумма НДС, подлежащая к доплате (возврату) бюджету, формируется на счете 68

Исходя из работы оптовой базы «Универсал» за январь месяц (см. все четыре примера) определим сумму НДС к доплате:

 

Д                  Счет 68.                                                            К

 

НДС, принятая к вычету по оплаченным сетам за товары. 46000 НДС от выручки 117000
НДС, принятая к вычету по оплаченным и введенным в эксплуатацию основным средствам 3960 НДС с авансов полученных 18305
Оборот 49960 Оборот 135305
    Сальдо на конец: (НДС к доплате бюджету) 85345

 


Таким образом, сумма НДС, подлежащая к доплате бюджету, определяется как разность между суммой НДС, начисленной бюджету (оборот по К 68) и суммой НДС, принятой к налоговому вычету (оборот по Д 68)

 

Д                                     Счет 19.                                                      К

 

НДС по приобретенным ценностям 54000 НДС принятая к налоговому вычету 46000
НДС по приобретенным основным средствам 3960 НДС с авансов полученных 3960
Оборот 57960 Оборот 49960
Сальдо на конец: (означает сумму НДС, не оплаченную поставщику и подлежащую к вычету) 8000    

 


Список используемой литературы:

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Москва 2009.

2. Лермонтов Ю. М. Результаты и перспективы реформирования налога на добавленную стоимость // Бухгалтерский вестник, № 5, 2007

3. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Сидорова Н. И. Специфика и функции НДС // Финансы, № 2, 2008

5. Щербакова М. А. Старые новые проблемы возмещения НДС // Финансовые и бухгалтерские консультации, № 12, 2007


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.