Анализ межбюджетных трансфертов в 2013-2015 гг. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Анализ межбюджетных трансфертов в 2013-2015 гг.

2020-04-01 126
Анализ межбюджетных трансфертов в 2013-2015 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней бюджетной системы

 

В 2013- 2015 годах прогнозируется ежегодный рост доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации при одновременном снижении их удельного веса в ВВП. Доходы и расходы указанных бюджетов в 2013 году увеличатся по сравнению с 2010 годом на 19,4% и 13,9 % соответственно.

Увеличение доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 - 2013 годах прогнозируется в основном за счет роста поступлений налоговых и неналоговых доходов при одновременном сокращении объема, предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Общий объем межбюджетных трансфертов по всем разделам классификации бюджетных расходов (без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов) в 2011 году по сравнению с предыдущим годом снижается на 4,9 %, а в 2012 - 2013 годах - на 18,7 % и 5,9 % соответственно. Доля указанных трансфертов будет снижаться как в общих расходах федерального бюджета, так и относительно объема ВВП.

На дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации законопроектом предусматривается выделить в 2011 - 2013 годах ежегодно по 396 995,7 млн. рублей, что соответствует уровню 2010 года.

Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности региональных бюджетов, снижается с 70 субъектов в 2010 году до 68 субъектов в 2013 году (при распределении 80 % общего объема указанных дотаций).

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации законопроектом предусматривается предоставление из федерального бюджета в 2011 году соответствующих дотаций в объеме 115,6 млрд. рублей (на 21,7 % больше, чем в 2010 году), а также бюджетных кредитов в объеме 113,6 млрд. рублей (на 18,9 % меньше, чем в 2010 году).

Объем межбюджетных трансфертов, распределенный законопроектом между бюджетами субъектов Российской Федерации повышается с 61 % общего объема межбюджетных трансфертов в 2010 году до 62,2 % в 2013 году.

При формировании законопроекта не учтены ряд предложений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (постановление от 14 апреля 2010 г. № 120-СФ).

Анализ прогноза социально-экономического развития регионов на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов показывает, что существенные различия между наиболее экономически развитыми регионами и наименее экономически развитыми регионами сохранятся и на ближайшую перспективу.

При этом по уровню бюджетных возможностей (до межбюджетного выравнивания) дифференциация между 10 наиболее и наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации снижается и составит в 2011 году 5,8 раз против 6,5 раз в 2010 году.

В области межбюджетных отношений требуется продолжение работы по повышению прозрачности системы бюджетного выравнивания, достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического и налогового потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и снижению уровня их дотационности.

Формирование бюджетной политики в области межбюджетных отношений осуществляется в условиях постепенного выхода экономики страны из посткризисного периода и перехода к осуществлению экономического развития в направлении модернизации экономики при необходимости обеспечения в полном объеме исполнения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2011 - 2013 годах будет продолжена реализация одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 8 августа 2009 г. № 1123-р «Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года» в направлении проведения расходных обязательств в соответствие с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, формирования стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствовании механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формировании более эффективной системы управления региональными и местными финансами.

При формировании проекта федерального бюджета в основном соблюдены принципы распределения межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации.

Вместе с тем не исполнен ряд рекомендаций, содержащихся в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 апреля 2010 г. № 120-СФ, в том числе:

по увеличению объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях сглаживания последствий посткризисного влияния на социально-экономическое развитие регионов;

по разработке механизма компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями, установленными по региональным и местным налогам законодательством о налогах и сборах Российской Федерации;

по предоставлению субвенций из федерального бюджета на финансовое обеспечение переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по оформлению и ведению спортивных паспортов.

Увеличение доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 - 2013 годах прогнозируется в основном за счет роста поступлений налоговых и неналоговых доходов при одновременном сокращении объема предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Снижение доли межбюджетных трансфертов в 2011 году по сравнению с предыдущими двумя годами напрямую связано с сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, а также в связи с сокращением количества субсидий и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме межбюджетных трансфертов.

С учетом межбюджетных трансфертов доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 - 2013 годах составит 45,3 %, 44,1 % и 43,6 % соответственно. Указанная доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации к концу планового периода существенно снизится по сравнению с 2009 годом (50,3 %) и будет близка к показателю докризисного 2008 года (43,2 %).

С учетом межбюджетных трансфертов доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 году составит 42 %, что на 0,5 процентного пункта меньше, чем в 2010 году, в 2012 году -41 % и в 2013 году - 40%. Таким образом, в 2011- 2013 годах указанная доля расходов региональных бюджетов будет постоянно снижаться на 1 процентный пункт.

Сводные данные о прогнозируемых расходах федерального бюджета на межбюджетные трансферты по всем разделам классификации расходов бюджета Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов) на 2012 год и на плановый период 2013 - 2015 годов приведены в таб. 1.

 

Таблица 1 - Данные о расходах федерального бюджета на межбюджетные трансферты

Млрд. руб. 2012 2013 2014 2015
  сводная бюджетная роспись* проект проект проект
Межбюджетные трансферты по всем разделам бюджетной классификации расходов - всего 1 357 809,3 1 296 895,7 1 184 657,2 1 168 741,5
изменения к предыдущему году:        
сумма   -20,8 -98,5 -26,1
%   -2 -9,5 -2,8
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета, % 10,6 9,7 8,3 7,5
Доля в ВВП, % 2,22 1,95 1,6 1,41
1) Раздел 14. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера - всего 567 064,9 634 076,1 624 291,6 598 828,0
изменения к предыдущему году:        
сумма   -5,8 -126,1 -1,3
%   111,8 98,5 95,9
в том числе:        
Подраздел 14 01. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации 397,0 396 995,7 397,0 397,0
Подраздел 14 02. Иные дотации 106,2 126,3 35,1 35,1
изменения к предыдущему году:        
сумма   20,1 -91,2 0,0
%   18,9 -72,2 0,0
Подраздел 14 03. Прочие межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера 72,4 46,5 11,6 10,3
изменения к предыдущему году:        
сумма   -25,9 -34,9 -1,3
%   -35,8 -75 -11,2
2) Межбюджетные трансферты целевого характера - всего 748,1 689,6 579,8 520,8
изменения к предыдущему году:        
сумма   -58,5 -109,8 -59,0
%   -7,8 -15,9 -10,2

 

Анализ приведенных в таблице данных показывает, что общая доля межбюджетных трансфертов по всем разделам классификации расходов федерального бюджета (без учета трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов) в ВВП в 2011-2013 годах ежегодно снижается.

Аналогичная тенденция снижения прослеживается также и по показателю доли межбюджетных трансфертов в общих расходах федерального бюджета.

Согласно расчетам Счетной палаты, структура распределения межбюджетных трансфертов по формам их предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011 году представлена на следующей диаграмме.


 

Диаграмма 1 - Структура межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации (в %)

 

В 2011 году существенных изменений в структуре межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, по сравнению с 2010 годом не произойдет.

В 2012 - 2013 годах в связи с сокращением расходов федерального бюджета на субсидии (межбюджетные субсидии) бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, их доля в структуре межбюджетных трансфертов уменьшится и составит 30,4 % и 25,3 % соответственно (в 2013 году на 9,9 процентного пункта меньше, чем в 2011 году), а доля дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований увеличится до 44,9% в 2013 году (на 3,3 процентного пункта), субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - до 26,6 % в 2013 году (на 7,1 процентного пункта).


3.2 Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами государственных внебюджетных фондов

межбюджетный трансферт федеральный бюджет

Одним из основных приоритетов бюджетной политики в 2011 - 2013 гг. остается обеспечение в полном объеме действующих и вновь принимаемых расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

В этом направлении законопроектом предусматривается выделение из федерального бюджета существенных бюджетных ассигнований, в том числе на обеспечение сбалансированности пенсионной системы.

В 2012 - 2013 гг. сохраняется тенденция роста бюджетных ассигнований федерального бюджета на межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов, а их доля составит порядка 24 % общих расходов федерального бюджета.

В общих расходах федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов основная доля приходится на межбюджетные трансферты бюджету ПФР (в 2011 году - 96,3 %, в 2012 году - 96,3 % и в 2013 году-96,7%).

Межбюджетные трансферты в общих доходах бюджета ПФР составят в 2011 году 45,6 %, в 2012 году - 45,3 % и в 2013 году - 44,9 %, что свидетельствует о сохранении на достаточно высоком уровне зависимости бюджета ПФР от бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

В связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков законопроектом предусматривается в 2011 - 2013 годах компенсация выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.

На валоризацию расчетного пенсионного капитала предусматривается ежегодное увеличение выделения средств федерального бюджета.

Согласно основным показателям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года коэффициент замещения (соотношение среднего размера трудовой пенсии и заработной платы) составит в 2011 - 2013 годах 36,3 %, 36 % и 35,8% соответственно, что ниже показателя по прогнозу на 2010 год (37%) и существенно выше соотношения, сложившегося по отчету за 2009 год (28,6 %).

В прогнозируемом периоде наметилась тенденция отставания роста среднего размера трудовой пенсии от роста средней заработной платы, а рекомендуемый Международной Организации Труда коэффициент замещения 40 % не будет достигнут.

В 2011-2013 гг. сохраняются риски недопоступления страховых взносов в запланированных объемах.

Бюджеты ФСС и ФОМС прогнозируются на 2011 - 2013 гг. без дефицита, покрываемого за счет средств федерального бюджета.

Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования из федерального бюджета бюджету ФСС в основном на обеспечение выплат нестрахового характера.

Данные о расходах проекта федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов приведены в таб. 2.

 

Таблица 2 - Основные расходы федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

  2009

2010

2011 2012 2013
  отчет закон* сводная бюджетная роспись проект проект проект
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов (млрд. рублей) 2113,2 2755,1 2571,2 2432,8 2659,1 2899,7
Изменение к предыдущему году            
млрд. рублей 533,2 641,9 458,1 -322,3 226,3 240,6
в % 33,7 30,4 21,7 -11,7 9,3 9
Изменение к сводной бюджетной росписи:            
млрд. рублей       -138,6    
в %       -5,4    
Доля в ВВП, % 5,4 6,1 5,7 4,8 4,8 4,7
Доля в общих расходах федерального бюджета, % 21,9 27 25,1 22,8 23,7 23,8

 

Анализ приведенных данных показывает, что в 2012 - 2013 годах сохраняется тенденция роста расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов. В 2013 году по сравнению с 2009 годом указанные расходы увеличатся на 37,2 %, а их доля составит почти четверть общих расходов федерального бюджета.

Доля межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам государственных внебюджетных фондов, в ВВП в 2013 году составит 4,7 %, или на 0,7 процентного пункта меньше, чем в 2009 году и на 1 процентный пункта меньше, чем в 2010 году.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Субъекты Российской Федерации, так же как и муниципальные образования, продолжают испытывать проблемы с наполнением собственных бюджетов денежными средствами. Снижение объемов доходных поступлений в результате сокращения налоговой базы на современном этапе, ведет к необходимости поиска источников финансирования собственных расходов, среди которых на первый план выступают заимствования. Первостепенной для региональных бюджетов остается проблема поддержания текущей ликвидности, которая решается посредством привлечения недешевых банковских кредитов. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета рассматриваются в качестве реального источника финансовых ресурсов, но потенциал их также не безграничен.

Отношения между разными уровнями государственной власти, равно как и характер межбюджетных отношений, обычно закрепляются в Конституции страны. Межбюджетные трансферты, являясь частью системы межбюджетных отношений, призваны выполнять следующие функции:

возмещать бюджетам нижних уровней расходы на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают другие поступления в эти бюджеты;

способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в том числе решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;

служить для местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала.

Реализация этих функций на практике сталкивается с рядом объективных и субъективных трудностей. Прежде всего, следует отметить, что процесс «возмещения расходов на услуги общенационального назначения» по-разному воспринимается федеральным центром и субъектами Федерации, что зачастую приводит к различного рода торгам между государственными органами различных уровней. Поэтому важно установить стабильные формализованные процедуры выделения и получения подобных трансфертов.

В России много вопросов возникает на стадии использования трансфертов. В частности, федеральный центр стремится к установлению жесткого контроля за целевым использованием выделенных средств. Такой контроль нередко воспринимается на местах как препятствие на пути эффективного использования этих средств, ввиду непонимания, либо незнания центром местных приоритетов.

Для федерального центра трансферты - это статьи расходов федерального бюджета. В условиях недостаточности средств в федеральном бюджете, в том числе временной, федеральное правительство сокращает объемы трансфертов и тем самым переводит проблемы дефицита бюджета с национального уровня на уровень субъектов Федерации.

В заключении хотелось бы отметить, что наиболее адекватным и динамичным межбюджетным трансфертом будет такой межбюджетный трансферт, который позволит обеспечить перераспределение средств в бюджетах иных публично-правовых образований пропорционально общественным требованиям. Реализация грамотной концепции межбюджетного регулирования обеспечит проведение целостной бюджетной политики на всех уровнях бюджетной системы, повысит эффективность бюджетных расходов.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бюджетный кодекс РФ (в редакции 01.01.2010).

. Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 24.07.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. ст. 3823.

. Бюджетный кодекс РФ. Раздел IV «Сбалансированность бюджетов». http:// www.kadis.ru/

. Сборник законов РФ. 25.12.2006. N 52 (ч. 2). Ст. 5504.

. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 гг.» от 2 декабря 2009 года N 308-ФЗ.

. Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 - 2013 гг. / Заключение Счетной палаты на проект бюджета // Федеральный портал PROTOWN.RU // http://www.protown.ru/

. Пешкова Х.В. Правовое регулирование финансовой помощи общественно-территориальным образованиям. Теория и практика. Воронеж, 2005. С. 58.

. http:// www.jurisconsult.info. Php


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Распределение дотаций на 2010 год на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (тыс. рублей)

Республика Адыгея (Адыгея) 3 514 900,0

Республика Алтай 5 849 275,3

Республика Башкортостан 3 350 086,6

Республика Бурятия 11 587 695,3

Республика Дагестан 30 366 868,3

Республика Ингушетия 6 645 164,9

Кабардино-Балкарская Республика 6 709 371,5

Республика Калмыкия 1 868 947,9

Карачаево-Черкесская Республика 4 124 575,4

Республика Карелия 2 213 826,6

Республика Коми 1 135 021,9

Республика Марий Эл 3 345 324,7

Республика Мордовия 2 712 639,2

Республика Саха (Якутия) 39 200 910,4

Республика Северная Осетия - Алания 4 756 108,6

Республика Тыва 9 066 421,3

Удмуртская Республика 1 541 951,9

Республика Хакасия 1 452 040,6

Чеченская Республика 13 067 001,1

Чувашская Республика - Чувашия 3 945 252,2

Алтайский край 16 402 166,4

Забайкальский край 8 317 299,8

Камчатский край 22 249 700,5

Краснодарский край 6 231 855,3

Красноярский край 3 187 823,7

Приморский край 9 593 939,5

Ставропольский край 10 071 949,3

Хабаровский край 6 269 168,9

Амурская область 7 049 760,7

Архангельская область 7 598 047,5

Астраханская область 1 270 547,7

Белгородская область 631 300,0

Брянская область 5 932 945,4

Владимирская область 3 917 012,9

Волгоградская область 2 994 242,0

Воронежская область 6 779 850,7

Ивановская область 6 929 106,8

Иркутская область 6 678 309,7

Калининградская область 725 647,5

Калужская область 985 636,9

Кемеровская область 1 129 883,2

Кировская область 6 570 605,9

Костромская область 2 475 697,4

Курганская область 6 141 901,7

Курская область 2 157 021,9

Магаданская область 8 504 083,4

Московская область 2 881 290,7

Мурманская область 1 072 730,7

Нижегородская область 1 970 776,7

Новгородская область 535 016,7

Новосибирская область 3 844 381,5

Омская область 2 485 938,9

Оренбургская область 1 264 280,6

Орловская область 3 479 622,1

Пензенская область 6 312 000,6

Псковская область 4 583 595,8

Ростовская область 12 308 428,0

Рязанская область 2 225 931,9

Саратовская область 6 005 579,5

Сахалинская область 2 854 264,8

Смоленская область 2 336 935,0

Тамбовская область 6 678 637,8

Тверская область 3 446 272,2

Томская область 2 369 367,2

Тульская область 1 411 800,4

Ульяновская область 3 175 877,8

Челябинская область 3 999 900,0

Ярославская область 511 288,7

Еврейская автономная область 2 300 127,6

Чукотский автономный округ 1 692 724,3

ВСЕГО 396 995 657,9

Распределение дотаций на 2010 год на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (тыс. рублей)

Республика Башкортостан 698 983,1

Республика Дагестан 13 653,8

Республика Калмыкия 7 689,3

Республика Коми 852 744,5

Республика Саха (Якутия) 31 494,6

Республика Татарстан (Татарстан) 1 879 851,8

Удмуртская Республика 664 548,3

Чеченская Республика 16 823 511,8

Краснодарский край 88 300,7

Пермский край 743 204,1

Ставропольский край 67 614,5

Архангельская область 850 093,0

Астраханская область 15 433,4

Волгоградская область 224 944,1

Калининградская область 39 133,0

Новосибирская область 141 533,1

Омская область 72 268,8

Оренбургская область 1 231 653,1

Пензенская область 10 307,0

Самарская область 762 852,8

Саратовская область 100 324,4

Сахалинская область 120 277,4

Томская область 671 378,3

Тюменская область 33 234 252,0

Ульяновская область 39 296,7

ВСЕГО 59 385 343,6


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.