Государственная служба занятости и ее функции — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Государственная служба занятости и ее функции

2020-04-01 1045
Государственная служба занятости и ее функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Постоянное поддерживание определенного уровня занятости населения - сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.

Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.

Перед службой занятости поставлены следующие задачи:

·   учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;

·   информирование о возможностях трудоустройств;

·   содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;

·   сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;

·   организация общественных работ;

·   организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;

·   оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;

·   регистрация безработных;

·   выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;

·   мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:

I уровень - федеральная служба занятости;

II уровень - региональные организации службы занятости;

III уровень - местные организации служб занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т.д.

Для решения перечисленных задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.

Общими функциями служб занятости всех уровней являются:

·   анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;

·   оказание помощи в выборе работы;

·   организация подготовки и переподготовки кадров.

Для федеральной службы частными являются функции:

·   разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;

·   поиск и разработка механизма финансирования этих программ;

·   определение основных направлений профессионального обучения;

·   создание правовой и нормативной базы функционирования;

·   координация работы региональных и местных служб занятости.

Для местных организаций служб занятости частными являются функции, связанные непосредственно с гражданами:

·   регистрация безработных;

·   поиск свободных мест;

·   трудоустройство;

·   выявление актуальных профессий;

·   переобучение и выбор курсов, а также учебных программ.

Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействие в развитии малого бизнеса, трудоустройство подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, участие в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, и др.

Основным источником финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования. В 1991 году в России сформировалась государственная служба занятости [1.Ст.6]. Она организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из региональных и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости. Деятельность учебных центров служб занятости строится на основе таких принципов как: опережающее обучение, содействие самозанятости населения; формирование социального заказа на обучение; предоставление преимуществ для граждан, нуждающихся в социальной защите. Центры оказывают как платные, так и бесплатные услуги, такие как: методическая помощь в организации профессионального обучения; организация обучения и переобучения рабочих и специалистов на предприятиях в районе; подготовка граждан для предпринимательской деятельности; стимулирование деловой активности населения; консультирование и предоставление информационных услуг, в том числе работодателям и гражданам.

 


Политика занятости

 

Политика занятости - научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда.

Функциональная роль политики занятости, это обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения в сферу занятости, регионального распределения рабочей силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; поддержание занятости на максимально возможном уровне; регулирование отношений между субъектами рынка рабочей силы; обеспечение средствами существования лиц, не имеющих работу, и т.д.

Политика занятости имеет свои особенности по странам, включает комплекс экономических, социальных, правовых мер по регулированию внутренних отношений занятости и внешних с другими странами по поводу миграционного обмена с международным рынком рабочей силы. В России политик занятости в современных условиях пока не имеет четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер по обеспечению рациональной занятостью, направлена в основном на сокращение уровня и продолжительности безработицы и оказание социальной помощи безработным.

Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта:

·   государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть);

·   работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций);

·   государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).

Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости, под которой понимается совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена.

Существует два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.

Работодатель как второй субъект управления занятостью осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а также решают проблемы занятости в рамках управления персоналом.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика России в области содействия занятости населения направлена на:

·   развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

·   обеспечение равных возможностей всем гражданам страны независимо от различных факторов;

·   создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

·   поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

·   обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

·   предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;

·   поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места;

·   сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;

·   координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

·   координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля над ними;

·   международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.[1.Ст. 5]

 

Решение проблем безработицы

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддерживания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализация этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах. Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

.   Финансовому, в соответствии, с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости обеспечивают финансирование программ занятости;

.   Социальному, в соответствии, с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (за счет ее структурной и фрикционной форм), не превышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора, формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Особенности занятости функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономики активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяется приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, из обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по определению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии.

Анализ ситуации в сфере занятости в РФ в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения РФ на основе создания экономически эффективных рабочих мест, а перспективных отраслях экономики.

Основными же задачами Программы являются:

·   обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах РФ;

·   регулирование складывающегося национального рынка труда и повышению конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

·   формирование эффективной структуры занятости населения,

·   повышения качества создаваемых рабочих мест;

·   развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

·   создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

·   предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы;

·   развитие системы общественных работ.

Реализуемая программа занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.


Заключение

 

В заключение своей курсовой работы я хотела бы подвести некоторые итоги.

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии функционировании человеческого общества.

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеют исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека.

Рассмотрение причин безработицы позволило выделить ее основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит не только к сокращению объемов национального производства, но и влечет негативные социально-экономические последствия.

Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим последствием.

Использование материалов прессы позволило выявить определенную динамику занятости и безработицы в России. Показатели различны в зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и других характеристик.

К сожалению, наше правительство только сейчас оценило остроту этой проблемы и принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. безработица государственный служба занятость россия

Но уже сейчас почти в каждом городе РФ созданы Службы занятости, позволяющие найти работу, а также различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономического благосостояния страны.

Исследование позволило сделать вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы невозможно принятие каких бы то ни было мер по ее ликвидации.


Глоссарий

 

№ п/п Понятие Определение
1 Безработица незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности
2 Биржа труда учреждение, осуществляющее посредничество между предпринимателями и наемными работниками
3 Вынужденная безработица безработица, которая возникает тогда, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу
4 Занятость не противоречащая законам деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящая им трудовой доход
5 Зарегистрированная безработица незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учет
6 Застойная безработица длительная безработица, являющаяся характерной для отдельных профессий, половозрастных групп и регионов
7 Политика занятости научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда
8 Продолжительность безработицы промежуток времени, в течении которого лицо, будучи незанятым, ищет работу, используя при этом любые способы
9 Сезонная безработица безработица, которая зависит от колебаний, характерных для некоторых отраслей экономики, в уровне экономической активности в течении года
10 Скрытая безработица лица занятые не полную рабочую неделю, отправленные в неоплачиваемый отпуск, временно получающие неполную зарплату, либо получающие альтернативную оплату труда, размер которой всегда меньше реальной
11 Структурная безработица безработица, вызванная профессионально-квалификационными и территориальными несоответствиями между свободными рабочими местами и безработными в результате структурных сдвигов в экономике
12 Уровень безработицы отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, в процентах
13 Уровень занятости отношение численности занятого населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, в процентах
14 Уровень экономической активности населения отношение численности экономически активного населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, в процентах
15 Фрикционная безработица безработица, связанная с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия - на другое
16 Циклическая безработица безработица, вызванная циклическими колебаниями объемов выпуска продукции и занятости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса
17 Экономически активное население лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными
18 Экономически неактивное население лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными в течение рассматриваемого периода
19 Эффективная занятость это занятость, при которой каждый желающий получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность соответствующей переквалификации

Список сокращений

 

РФ - Российская Федерация;

ВВП - Валовой внутренний продукт;

ВНП - Валовой национальный продукт;

МОТ - Международная организация труда;

год - г.;

дополнение - доп.;

другое - др.;

издание - изд.;

изменение - изм.;

миллион - млн.;

переработка - перераб.;

статья - ст.;

страница - с.;

так далее - т.д.;

то есть - т.е.;

тысяч - тыс.;

человек - чел.



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.