Законодательные акты регламентирующие работу ОДП — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Законодательные акты регламентирующие работу ОДП

2020-04-01 267
Законодательные акты регламентирующие работу ОДП 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Законодательно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение россиян, выглядит достаточно емко.

Она представлена законодательством как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией РФ 1993 года.

Статья 7 Конституции РФ провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с Конституцией пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Доступна всем в соответствии со ст. 51 Конституции квалифицированная юридическая помощь. Наряду с социальными правами ст. 33 Конституции пожилым людям предоставлено право обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращаясь в государственные органы и органы местного управления с предложениями, замечаниями, критикой недостатков, со своими собственными проблемами, пожилые люди ощущают себя активными участниками управления делами государства и, будучи настойчивыми в изложении своих мнений, стараются принести пользу при выработке и принятии управленческих решений.

Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке граждан пожилого возраста.

Пенсионное законодательство, представленное федеральными законами от 20 ноября 1990 г. №340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. №113 – ФЗ «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста, потому что именно с выходом на пенсию – событием исключительной важности, – тесно связан образ жизни человека старшего поколения в дальнейшем. Выход на пенсию – ключевой момент в пожилом возрасте, радикально меняющий условия, уровень и образ жизни россиянина и означающий не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности.

Действующее пенсионное законодательство многогранно. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граждан.

Так, пенсии по Закону «О государственных пенсиях в Российской Федерации» 1990 года назначаются не только лицам, работающим по трудовому договору (контракту), но и членам кооперативов, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, семьям перечисленных лиц и другим категориям граждан.

Совершенствование пенсионного законодательства с учетом современных требований последовало с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. №113 – ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». В соответствии с названным Законом 1 февраля 1998 года начался переход на принципиально новый порядок определения размеров пенсий с применением индивидуального коэффициента, что позволяет устанавливать размер пенсии дифференцированно в зависимости от трудового вклада, т.е. от продолжительности трудового стажа и заработной платы.

В перечне социального законодательства – Федеральный закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 2 января 2000 г. и 4 мая 2000 г.) это один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Ветераны составляют многочисленный социальный слой населения Российской Федерации. В настоящее время в стране проживает 34,1 млн. человек, попадающих под действие Федерального закона «О ветеранах», в том числе 11,3 млн. ветеранов Великой Отечественной войны, 350 тыс. участников боевых действий на территориях других государств, 370 тыс. блокадников Ленинграда, 895 тыс. членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 20,7 млн. ветеранов труда, 630 тыс. ветеранов военной службы.

В соответствии с названным Законом (ст. 13) социальная защита ветеранов, большинство из которых – пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы.

В настоящее время проводится серьезная и радикальная реформа системы предоставления льгот гражданам. 22 августа 2004 года был предложен Федеральный закон №122‑ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 2005 года и направлен на изменение механизма финансирования льгот в свете реформ межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Законом предусматриваются не только равные права, но и равные возможности в реализации натуральных льгот (по оплате услуг связи, проезда на общественном транспорте, обеспечению лекарственными средствами и другие), установленных Федеральным законом для определенных категорий населения Российской Федерации. В этой связи предполагается модернизировать механизм финансирования предоставляемых гражданину льгот, установив вместо них индексируемую ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), сохранив при этом право на возможность получения государственной социальной помощи в виде субсидии на оплату предоставляемых социальных услуг. Индексироваться данная выплата будет в порядке, предусмотренном для индексации базовой части трудовой пенсии. Тем самым фактически будет осуществлена трансформация зачастую условных льгот в финансовые обязательства, проще непосредственно в «живые деньги».

При этом Закон предложил четкое разделение полномочий федерального центра и субъектов федерации в сфере предоставления льгот гражданам. Федеральный центр будет обеспечивать инвалидов и участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, участников боевых действий, военнослужащих, детей-инвалидов и инвалидов детства, а так же инвалидов всех трех групп. Также в ведении РФ остаются вопросы, связанные с возмещением вреда и мерами социальной поддержки чернобыльцам, а так же приравненным к данным категориям. Также разработаны меры поддержки такой важной категории для здравоохранения, как доноры.

Субъектами Федерации принимаются решения по льготам, предоставляемым таким трем категориям льготников, как: ветеранам труда, труженикам тыла и репрессированным. Принимая нормативные акты по социальной поддержке этих категорий, региональные власти должны соблюдать три основных принципа: объем финансирования этих льгот не может быть уменьшен; категории не могут быть сокращены; условия предоставления льгот не могут быть ухудшены.

В 2005 г. было решено сохранить наиболее значимые натуральные льготы. Эти услуги названы «социальным пакетом», который в 2005 году был предоставлен всем льготникам федерального уровня. В «социальный пакет» входит право на получение бесплатных медикаментов при амбулаторном лечении, право на получение путевки на санитарно-курортное лечение по медицинским показаниям, право на транспортное обслуживание, которое включает проезд на пригородном железнодорожном транспорте без ограничения расстояния и частоты поездок и проезд один раз в год в купейном вагоне к месту лечения при наличии санитарной путевки.

В этой связи денежные выплаты, которые получали граждане, в 2005 г. была уменьшена на 450 рублей – ежемесячную стоимость «соцпакета». До 1 октября 2005 г. гражданин был вправе написать заявление, и если он откажется от льгот, то с 1 января 2006 г. размер ежемесячных выплат была увеличена. [8]

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются и Федеральные законы от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Названные Федеральные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулирует отношения в сфере социального граждан пожилого возраста и инвалидов и устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального, что и граждане Федерации.

Следующий блок из числа общих законов содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую деятельность пожилых людей. Их также следует рассматривать в контексте влияния социальных прав на социальную поддержку указанных лиц.

Так, в соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266–1 в редакции Федерального Закона от 16 ноября 1997 г. «гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.» Согласно ст. 50 Закона граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке «неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального увечья и (или) инвалидности».[9]

Определенную надежду на улучшение социального и физического самочувствия пожилых людей дает Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Он рассматривает физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности и гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Вовлечение в активную досуговую деятельность пожилых людей способствуют и «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В соответствии со ст. 8 данного акта культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств.

Открыты для доступа граждан пожилого возраста в соответствии со ст. 35 Федерального Закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях Российской Федерации.

Весомое место в осуществлении доступной деятельности пожилых людей имеет Федеральный Закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Пожилые люди, как и все граждане Российской Федерации при реализации права на отдых и свободу передвижения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях.

Лицам старшего возраста, согласно Федеральному Закону «О библиотечном деле» общедоступны фонды библиотек, что позволяет им приобщаться к ценностям национальной и мировой культуры, иметь нужную информацию.[10]

В Российской Федерации существуют центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, их деятельность регулируется рядом законодательных актов:

– Конституция РФ от 12.12.1993 г.

– Закон СССР от 11 12. 1990 г. «Об основных началах социальной защищенности инвалидов;

– Указ Президента РФ от 25.03.1993 г. №394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»;

– Приказ Министерства социальной защиты населения РФ №137 от 20.07.1993 г. «О примерном положении центра социального обслуживания»;

– Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 12.08. 1995 г.

– Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения РФ» от 15.11.1995 г.

– Постановление Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пенсионного возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».[11]

Основными нормативными документами ОДП являются:

1. В области социальной работы:

· ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,

· ОЗ «О социальном обслуживании Ростовской области» №185‑ЗС от 22.10.2004 г.,

· Постановление Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области №457 от 25.11.2004 г. «Об утверждении областного перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам»,

· Постановление Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области №458 от 25.11.2004 г. «О порядке зачисления граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание в учреждения социального обслуживания»,

· Постановление Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области №494 от 25.12.2004 г. «О порядке предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными стационарными учреждениями и учреждениями социального обслуживания муниципальных образований»,

· Постановление Главы администрации Шолоховского района №71 от 04.05.2005 г. «О предоставлении социальных услуг МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Шолоховского района»».

2. В области финансовой деятельности:

· Бюджетный кодекс Российской Федерации,

· Нормативные документы, регламентирующие использование бюджетных ассигнований,

· Бюджетная роспись на содержание МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Шолоховского района».

3. В области организации деятельности ОДП:

· Положение о МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Шолоховского района», утвержденное Главой администрации Шолоховского района 16.08.1994 г.

· Коллективный договор учреждения, принятый на общем собрании трудового коллектива 05.04.2005 г.

· Положение Главы администрации Шолоховского района №300 от 05.11.1997 г. «О создании ОДП одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов».

 

Система управления ОДП

Центр включает в себя аппарат управления и структурные подразделения. Структурные подразделения Центра не являются юридическими лицами и в своей деятельности подчиняются директору Центра.

Центр, а также его структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются Администрацией Шолоховского района по предложению управления социальной защиты населения шолоховского района и по согласованию с Министерством труда и социального развития Ростовской области.

Центр и его структурные подразделения организуются при наличии средств на открытие новой сети и содержится за счет:

· Средств местного бюджета;

· Ассигновании, направляемых в муниципальный сектор социального обслуживания из средств областного бюджета в качестве дотации на предоставление услуг, включенных в перечень гарантированных государством социальных услуг;

· Дополнительных внебюджетных поступлений, в том числе средств, поступающих от граждан в качестве оплаты за социальные услуги;

· Доходов от хозяйственной и иной деятельности Центра, а также других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.

Структурными подразделениями Центра является отделения социального обслуживания на дому, дневного пребывания, срочного социального обслуживания и специализированное геронтологическое отделение. В Центре могут создаваться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его целям и задачам.

Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений Центра является:

· Выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах социального обслуживания;

· Оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам;

· Содействие в активизации у граждан, обслуживаемых Центром, возможностей самореализации своих потребностей;

· Обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством.

Каждое структурное подразделение Центра возглавляет заведующий, назначаемый директором Центра.

Социальное обслуживание граждан структурными подразделениями Центра может осуществлять на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе.

Зачисление граждан на обслуживание структурными подразделениями Центра производится приказом директора Центра.

Противопоказаниями к зачислению граждан на обслуживание структурными подразделениями Центра является: наличие у этих граждан психических заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, карантинных инфекционных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Отказ в предоставлении социальных услуг Центром по медицинским показаниям оформляется совместным заключением его руководства и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

С целью выявления противопоказаний медицинское заключение обслуживаемого переоформляется не реже одного раза в 3 года.

Снятие граждан с обслуживания структурными подразделениями Центра производится приказом директора Центра по личному заявлению обслуживаемого лица, при истечении сроков обслуживания, нарушение договорных условий оплаты за обслуживание, выявление медицинских противопоказаний, нарушениями гражданами установленных норм и правил при предоставлении им социальных услуг.

При отказе граждан от обслуживания, при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение их состояния, гражданам или их законным представителям должны быть разъяснены последствия принятого решения и получено письменное подтверждение о получении ими такой информации.

Качество социального обслуживания, решение об отказе от принятия на обслуживание или снятии с обслуживания может быть обжаловано гражданином или его законным представителям в органах управления социальным обслуживанием населения, а также в суде.

Отделение социального обслуживания на дому.

Отделение социального обслуживания на дому создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянной поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность отделение социального обслуживания на дому направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса.

Обслуживание на дому граждан осуществляется путем предоставления им, в зависимости от степени и характера нуждаемости, социально-бытовых, консультативных и иных услуг, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не входящих в перечень гарантированных.

Отделение социального обслуживания на дому создается для обслуживания 60 граждан проживающих в сельской местности.

Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками и патронажными медсестрами, состоящими в штате Центра.

Должность социального работника вводится из расчета обслуживания 4 граждан, проживающих в сельской местности и не имеющих коммунально-бытового благоустройства.

Заведующий отделение социального обслуживания на дому устанавливает для социального работника зону обслуживания, периодичность (не реже 2‑х раз в неделю) и график посещения каждого обслуживаемого с учетом степени и характера нуждаемости граждан в помощи, компактности их проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Должность патронажной медсестры вводится из расчета одна ставка на два отделения социальной помощи на дому. График работы патронажных медсестер утверждается заведующим отделением при условии посещения ежедневно 3 граждан не имеющих коммунально-бытового благоустройства.

Заведующий отделение социального обслуживания на дому посещает каждого обслуживаемого не реже 1 раза в квартал.

Отделение дневного пребывания.

Отделение дневного пребывания является полустационарным структурным подразделением Центра и предназначается для социально-бытового, культурного, медицинского обслуживания граждан, сохранивших способность к активному передвижению, организации их общения отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности.

В штат отделения дневного пребывания вводится должность культорганизатора, медицинской сестры, инструктора по трудовой терапии, а также младшего обслуживающего персонала.

Отделение дневного пребывания создается для обслуживания от 25 до 35 граждан.

Продолжительность обслуживания отделения дневного пребывания устанавливается исходя из очередности граждан на обслуживание, но не может составлять менее 2 недели.

В отделение дневного пребывания выделяются помещения для кабинетов доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовой мастерской и т.д.

При наличии возможности обслуживаемы, может предоставляться питание, которое может осуществляться как в Центре, так и на предприятиях общественного питания по договору с Центром.

Для организации отдыха граждан в отделении дневного пребывания, при наличии необходимых площадей, оборудуется спальное помещение с предоставлением обслуживаемым индивидуальных постельных принадлежностей.

Обслуживаемые граждане могут при их добровольном согласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах.

Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника.

Отделение срочного социального обслуживания.

Отделение срочного социального обслуживания предназначается для оказания гражданам пожилого возраста и инвалидам, остронуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового и кратко-срочного характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

В штат отделения срочного социального обслуживания вводится должности специалиста по социальной работе, медицинского работника, психолога и юриста.

Работниками отделения срочного социального обслуживания может осуществляться выявление и учет граждан, остронуждающихся в натуральных видах помощи, с целью последующего предоставления им этой помощи.

Отделение срочного социального обслуживания должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи.

При наличии достаточных площадей для накапливания продовольственных и промышленных товаров первой необходимости в отделении срочного социального обслуживания может создаваться банк вещей с целью оказания натуральной помощи остронуждающимся гражданам.

Деятельность отделения срочного социального обслуживания строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.

Социально-реабилитационное отделение.

Социально-реабилитационное отделение предназначается для проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий гражданам, частично утратившим способность самообслуживанию, с проживанием в условиях стационара 7 дней в неделю.

Основной задачей социально-реабилитационного отделения является поддержание у граждан возможность самореализации жизненно важных потребностей путем укрепления их здоровья, повышение физической активности, нормализации психического статуса.

Социально-реабилитационное отделение осуществляет следующие функции:

· Прием и размещение граждан с учетом их возраста, имеющихся заболеваний, пола, способности к самообслуживанию, нуждаемости в социально-бытовых услугах;

· Оказание квалифицированного ухода;

· Организация рационального (диетического) питания с учетом состояния здоровья и возраста;

· Проведение санитарно-просветительной работы с целью рения вопросов возрастной адаптации;

· Организация досуга.

Социально-реабилитационное отделение организуется для обслуживания 30 граждан.

Социально-реабилитационное отделение может размещаться на базах учреждений органов здравоохранения, профилакториев, домов отдыха, в том числе на условиях аренды помещений.

Помещения социально-реабилитационного отделения обеспечивают необходимые условия для существования социально-реабилитационных, лечебно-профилактических, гигиенических и культурных мероприятий.

Для осуществления реабилитационных мероприятий в социально-реабилитационных отделениях могут организовываться кабинеты: терапевтический, физиотерапевтический, массажный, лечебной физкультуры и т.д.

Оздоровительно-реабилитационные мероприятия в социально-реабилитационных отделениях осуществляются с учетом рекомендации учреждений здравоохранения.

Выполнение медицинских процедур гражданам производится только по назначению врачей социально-реабилитационного отделения или учреждений здравоохранения.

Реабилитационные мероприятия для инвалидов – проводятся с учетом их индивидуальной программы реабилитации.

Продолжительность пребывания в социально-реабилитационных отделениях граждан определяется характером и сроками необходимых для них оздоровительно-реабилитационных мероприятий.

Оказание медицинских услуг граждан в социально-реабилитационных отделениях осуществляется специалистами, имеющими соответствующее образование на этот вид деятельности и настоящими в штате социально-реабилитационного отделения. К работе социально-реабилитационного отделения могут привлекаться, на условиях трудового договора, специалисты лечебно-профилактических и иных учреждений органов здравоохранения.

Состояние граждан, находящихся в социально-реабилитационных отделениях, предоставляемые им услуги, проводимые оздоровительно-реабилитационные мероприятия и их эффективность отражается в индивидуальном журнале наблюдения.

 

 


Заключение

 

Дипломная работа разработана по теме «Досуг как форма адаптации пожилых людей. На материалах ОДП при МУ ЦСО г. Новочеркасска Ростовской области». В ходе ее исследования были решены следующие задачи:

– выявили динамику изменения количества обслуживаемых пожилых людей за 2003–2005 гг.;

– проанализировали систему социального обслуживания пожилых людей;

– изучили законодательно-правовую базу социальной работы с пожилыми людьми;

– провели диагностическое исследование клиентов и работников ОДП методами анкетирования и тестирования;

– разработали как профилактические, так и коррекционные меры по совершенствованию кадрового состава службы и улучшения обслуживания клиентов;

– осуществили анализ технологии досуговой деятельности, применяемые ОДП г. Новочеркасска, выявлена их эффективность в адаптации и реабилитации пожилых людей и разработаны меры по их дальнейшему совершенствованию;

– рассмотрены основы жизнеобеспечения и социально-правовое обеспечение функционирования ОДП.

Дипломная работа основывалась на анализе практики ОДП при МУ ЦСО г. Новочеркасска.

На основании диагностического исследования работников, изучив кадровый состав и структуру ОДП, мы пришли к выводу, что реально существующая структура ОДП соответствует типовой. В ОДП трудятся 7 сотрудников, их образование и опыт работы позволяют решать поставленные перед учреждениями задачи. Возрастной состав кадров не является оптимальным, так как преобладают лица предпенсионного и пенсионного возраста. Нами разработаны следующие меры по совершенствованию кадрового состава ОДП:

1. Увеличить штат сотрудников, подобающе относящихся к своей работе, подходить к подбору кадров для отделения более ответственно, т.е. необходимо не только выявлять у претендентов образование и стаж работы, но и интерес к работе, увлеченность, любовь, желание помогать людям, с которыми они будут работать.

2. Необходимо поддерживать и улучшать психологическое состояние сотрудников.

3. В целях повышения профессионального и квалификационного уровня работников необходимо изыскать дополнительные средства на профессиональную подготовку специалистов. Кроме того, необходимо проводить различные семинары для заведующей отделения дневного пребывания и других работников.

4. Так же необходима коррекция поведения сотрудников при общении, для чего необходимо ввести в штат должность педагога, который бы занимался с сотрудниками, корректировал имеющиеся недостатки в поведении, прививал этические нормы и правила, на основе практических знаний разработал бы пособие для службы, ознакомил бы коллектив с правилами общения.

5. Необходимо в штат ввести должность социального работника, который будет формировать микроколлективы среди посетителей отделения, оказывать психологическую помощь и, в определенной степени, организовывать досуговые мероприятия и др.

6. Научить сотрудников управлять своими эмоциями. Для улучшения психологического состояния, снятия напряженности персонала, проводить постоянно действующие тренинги психологической разгрузки специалиста с применением как релаксации, аутотренинга, так и с помощью новейших психотехнологий.

Исходя из проведенных социологических исследований с работниками и клиентами отделения дневного пребывания при МУ ЦСО г. Новочеркасска мы пришли к выводу, что в работе с пожилыми людьми используются технологии социальной работы, как общие, так и частные, в частности, технология досуга как форма адаптации пожилых людей. Предполагаются следующие меры по совершенствованию работы ОДП:

1. Расширить помещение ОДП при МУ ЦСО г. Новочеркасска с учетом динамики обращающихся в отделение дневного пребывания пожилых людей.

2. Необходимо поддерживать деловое сотрудничество со специальными научными учреждениями, учебными заведениями, медицинскими учреждениями. Результатом такого сотрудничества могло бы стать проведение семинаров по проблемам социальной работы с пожилыми.

3. Необходимо создать спальное помещение для посетителей ОДП.

4. Так же необходимо в ОДП создать клубы по интересам, такие, как: «Зимняя вишня», «Помоги себе сам», «Молодость» и др. Нами разработана программа деятельности клуба «Помоги себе сам».

Необходимо способствовать созданию при Центре клуб по интересам вне рамок ОДП, который мог бы охватить все население города пенсионного возраста, нуждающееся в поддержке.

В ОДП предусмотрено почти все необходимое для жизнеобеспечения учреждения. Отделение пользуется всеми коммунальными услугами. Для более эффективной деятельности ОДП при МУ ЦСО г. Новочеркасска предлагаются следующие меры:

1. Реконструировать помещение, которое находится на прилегающей территории отделения в спальную комнату для клиентов;

2. Вдоль ограждения высадить кустарник или ягодные кусты.

Деятельность ОДП основывается на социальном обслуживании пожилых людей.

ОДП свою деятельность обеспечивает на федеральных, региональных и местных законодательных актах.

Общероссийская законодательно-нормативная база дает возможность осуществлять обслуживание пожилых людей с помощью досуговых мероприятий, что способствует их адаптации. На наш взгляд, требуется большое внимание к развитию теории и практики досуга как формы адаптации пожилых людей.

Исходя из проведенного исследования систем и технологических процессов социального обслуживания пожилых людей, на основе практической деятельности ОДП при МУ ЦСО г. Новочеркасска можно сказать, что досуг как форма адаптации пожилых людей широко используется в ОДП.

 

 


Литература

 

1. Албегова И.Ф. Социальные технологии: Теория и практика // Социальная работа: История, теория и технологии / СБ Под ред. И.Ф. Албеговой, В.В. Косичкина. – Ярославль. 1987.

2. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону. 1997.

3. Баркер Р. Словарь социальной работы / Пер с англ. (сокр.) – М.: Институт социальной работы. 1994.

4. Беляева А.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологическое исследование. 2001. №6.

5. Дельперс Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста. М. 1993.

6. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М. 1995.

7. Елютина М.Э. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества / М.Э. Елютин // Социс. – 2003. – №7.

8. Исторический опыт социальной работы в России / Под ред. А.В. Бади. – М.: 1994.

9. Как провести социологическое исследование. М. 1990.

10. Капитанов Э.А. Социология ХХ века: история и технологии. Ростов-на-Дону. «Феникс». 1996.

11. Карюхин Э. Правовая поддержка пожилых // Социальное обеспечение. 2004. №6.

12. Королева С. Договор пожизненного содержания: теория и практика // Социальная защита. – 2005. – №2.

13. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: Прогресс. 1995.

14. Кузнецова М. Свод всех льгот // Домашний адвокат. – 2005. – №5.

15. Кузьмичева Л.Н. Социальная адаптация пожилых людей в современном российском обществе. Ростов-на-Дону. 2002.

16. Кузьмичева Л.Н. Социальная реабилитация пожилых людей: политические и социально-экономические аспекты. Ростов-на-Дону. 2002.

17. Лященко А.И. Организация и управление социальной работы в России. М.: 1995.

18. Н. Маклакова. Архитектура гражданских и про


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.