Гелотология - раздел психиатрии о смехе — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Гелотология - раздел психиатрии о смехе

2020-04-01 170
Гелотология - раздел психиатрии о смехе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Эмоции - одна из наиболее древних защитных реакций организма, да и лимбические структуры можно обнаружить у животных на очень ранних стадиях эволюции. Надо сказать, что животные тоже испытывают эмоции, но умеют ли они смеяться, неизвестно, потому что кора головного мозга, которая, судя по всему, тоже принимает участие в формировании волны смеха, у них развита слабо. Интересно было бы во всем разобраться. Ведь такая наука, как смех мало изучена, даже мнения ученых во многом расходятся. А у человека кора играет очень важную роль - сдерживающую. И если бы не она, мы бы маниакально хохотали без перерыва и бились об стены в припадках хохота. Вот где не до смеха-то было бы…

Вообще, положительные эмоции крайне важны с эволюционной точки зрения. Появление потомства, удачная охота, возможность найти пропитание - все это было крайне важно для наших далеких предков.

Но как успешнее всего все это осуществить? Только вместе, общаясь друг с другом, - и тут эмоции особенно важны. В последнее время удалось получить снимки ребенка еще до рождения, в утробе матери. Они показывают, что ребенок улыбается. Улыбается, еще не родившись. Но вот ребенок появляется на свет, и его мозг продолжает свое развитие: нервные клетки соединяются друг с другом, налаживая столь нужное им взаимодействие. Тем самым формируются многие жизненно важные функции головного мозга, в том числе те, которые впоследствии будут отвечать за смех и другие эмоции. К тому же - и это известно всем нам из жизненного опыта - всякое обучение проходит тем успешнее, чем больше в ходе него возникает положительных впечатлений. Одним словом, без эмоций, в том числе без смеха, мы бы просто не были людьми. Однако волна смеха имеет и свою антиволну - волну страха. У нее те же параметры, и возникает она в тех же областях, только меняет свой знак.

Любопытно, что российские ученые обнаружили в головном мозге человека помимо областей, с которыми связан страх, и другие, снижающие воздействие негативных эмоций, компенсирующие их. Мозг самостоятельно борется со страхом! А вот областей, которые боролись бы со смехом, с чувством радости, в головном мозге не обнаружено. Против положительных эмоций мозг беззащитен. Страх может убить нас, а смех несет только пользу. Так что улыбайтесь, господа. А лучше - смейтесь.

Цель проектной работы: рассмотреть смех, как составляющую наших эмоций

Задачи проектной работы:

.Собрать и изучить соответствующий материал по данной теме

.Рассмотреть явление смеха с физической и этической точки зрения

.Выявить значение смеха для здоровья человека

.Провести исследование по данной проблеме

.Подобрать соответствующую наглядность

.Подготовить презентацию


Из истории изучения смеха

Философские мысли о смехе

 

Смех всегда привлекал к себе внимание философской мысли. Со времен Аристотеля он рассматривается как сущностная черта человека. Аристотель писал о способности человека говорить (мыслить) и смеяться.

У Ноткера - средневекового теологического писателя, все три элемента сходятся в единой дефиниции: “ Человек есть существо разумное, смертное, способное смеяться”. Двойственность смеха при единстве его выражения содержала в себе мощное диалектическое противоречие, требовавшее своего осмысления. Отправной точкой здесь чаще всего служило явное или предполагаемое несоответствие между положительным характером смеха, как эмоции, и “меры”, которая содержится в осмеиваемой вещи.

Согласно И. Канту, смех представляет собой аффект, явившийся следствием превращения некоторого напряженного ожидания в ничто.

А. Шопенгауэр рассматривал смех как итог обнаружения несоответствия между нашим представлением о мире и его действительным состоянием.

Согласно Фрейду, чувство смешного возникает в итоге преодоления тех барьеров (внутренних “цензоров”), которые культура возвела в психике индивида. Смеясь, человек выражает удовольствие от быстрой разрядки внутреннего напряжения, которое было порождено напором психической энергии и сдерживавших ее барьеров.

В “натуралистическом” ключе строит свою концепцию этолог К. Лоренц. Он полагает, что смех связан с агрессией и является человеческим вариантом так называемых “ритуальных приветствий” - форм поведения, смягчающих исходную природную агрессивность (ранее сходную точку зрения высказал Л. Нуаре). А. Кестлер рассматривает смех как продукт “бисоциации”, т. е. столкновения двух разнонаправленных психо-рациональных интенций.

В 20 в. тема смеха стала также предметом философских размышлений Г.К. Честертона, И. Хейзинги, X. Плесснера, М. Истмена, М. Гротжана, Ж. Батая, Ж. Делеза, У. Эко и др. В настоящее время изучением смеха занимаются два крупных международных научных общества. Во Франции - Association française pour le développement des Recherches sur le Comique, le Rire et l'Humour (Ассоциация по исследованию комизма, смеха и юмора). В США - International Society for Humor Studies (Международное общество по изучению юмора). Обе организации проводят ежегодные конгрессы и коллоквиумы, публикуя результаты своих исследований в журналах “Humoresque” (Paris) и “Humor” (N. Υ-Berlin). Β Париже на базе Университета “Париж-МП” также издаются регулярные выпуски “Исследовательских тетрадей” (Cahiers de Recherche), посвященные изучению различных аспектов смеха и юмора.


Природа смеха

Над чем смеются люди

 

Согласимся с теми исследователями смеха, которые утверждают, что смешного как априорной категории, то есть смешного самого по себе, вне зависимости от обстоятельств, не существует. Вызовет или не вызовет смех та или иная ситуация, тот или иной человек, зависит от конкретной ситуации, от личных мотивов и внутренних установок человека. Что одному может казаться смешным, другому покажется трагичным. Например: человек поскользнулся на арбузной корке. Молодому ловкому парню это покажется смешным, пожилой человек посочувствует или возмутится тем, что есть невоспитанные люди, которые бросают корки где попало, а для упавшего это может обернуться драмой, а то и трагедией, если он сломал руку или получил сотрясение мозга. Но все же есть шутки, над которыми дружно смеются все, кто обладает чувством юмора <http://creative3d.ru/>, - это придуманные смешные ситуации.

Можно смело сказать, что у шуток, юмора, анекдотов нет ограничений по содержанию.

Итак, над чем же люди смеются?

В основном смеются над человеческими пороками и над людьми, имеющими эти пороки, а именно: над глупостью, жадностью, ленью, тщеславием, самомнением, косностью, над стереотипами мышления, над нелепыми поступками, над инфантилизмом взрослых, над подменой естественного искусственным, над комичной чертой личности, о которой эта личность и не подозревает, над обманщиками и мошенниками, над пошляками и недотепами, над неряшливостью и пьянством, над властолюбием и карьеризмом, над бюрократами и над ворчунами, над бабниками и над женоненавистниками... Смеются над «упертыми» в одну бредовую идею (например, в то, что управлять всей страной нужно из одного центра). Смеются над наивностью, неопытностью, излишней доверчивостью.

Чувство комического возникает, например, когда внезапно обнаруживается несоответствие между кажущейся значительностью человека и ничтожностью или нелепостью его поведения...

Бывают смешными и мрачные люди. Но над такими редко смеются, видимо, полагая, что они уже и так Богом наказаны... Смех часто появляется тогда, когда мы видим нарушение привычного или установленного, и, наоборот, когда видим привычное и установленное.

На этом здесь закончим перечисление человеческих недостатков, ибо не хватит бумаги, чтобы перечислить все достойные порицания и осмеяния пороки людей (их насчитывают более 100, впрочем, не меньше у людей и положительных качеств). Мы смеемся над этими пороками, хотя, с другой стороны, это глубоко трагичные для человечества пороки. И смех с этими пороками борется. Успешно ли? Думаю, недостаточно успешно. Но, с другой стороны, трудно себе представить, каким бы махровым цветом расцвели пороки, если бы над ними не смеялись!

Указ Петра I: «Боярам в Думе говорить по ненаписанному. Дабы дурь каждого видна была».

 

Что такое анекдот

 

Особое место занимает анекдот - микрорассказ со смешным содержанием и неожиданным остроумным концом. Как утверждают энциклопедические справочники, впервые слово «анекдот» появилось в Византии в VI в. н.э. Сначала анекдотом называли неофициальную версию случая, истории, затем рассказ о необычных высказываниях или поступках выдающихся людей. И лишь в XX в. анекдот утвердился как злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой. Есть анекдоты мужские (например, про тещ), женские («Встретились две подружки...»), детские (например, «про Вовочку»), армейские, медицинские, студенческие, учительские, английские, французские, армянские, одесские, кавказские, политические... Анекдот - это наиболее распространенная в народе форма юмора.

Анекдоты позволяют ощутить свою принадлежность к полу, национальности, профессии, возрасту... В национальных анекдотах высмеиваются характерные национальные черточки: строгость и чопорность англичан (хотя это не совсем так); ум, хитрость и жадность евреев; лень, вороватость и алкоголизм русских; любвеобильность грузин; скупость шотландцев, драчливость ирландцев... Считают, что единственный вид искусства, который не изменял себе во все времена, - это, конечно, политический анекдот. В свое время политические анекдоты были разновидностью нонконформизма, отдушиной, чтобы не сойти с ума от идиотизма. За политические анекдоты жестоко преследовали, - значит, боялись народного юмоpa. Во времена ГУЛАГа в лагере на Соловках даже были специальные бараки для «анекдотчиков»-так их было много. Сочетается ли юмор <http://creative3d.ru/> с серьезностью? Разумеется. Наверное, нет на свете умного человека, который не ценил бы хороший, здоровый юмор. Нам очень нравится смысл словосочетания «веселая мудрость». В обществе людей интеллектуально развитых бывает принято шутить над серьезным, подчеркивая этим собственную независимость.

В отличие от большого искусства, задача которого состоит, например, в том, чтобы привести мысль в смятение, создав для нее логическую трудность, а значит, и тайну (скрытый смысл), анекдот должен пониматься мгновенно. Говорят, анекдоты рождаются не от хорошей жизни. Возможно, это и так. В 1950-1960 гг. были просто «вспышки» целых серий анекдотов: «Вопросы к армянскому радио», «Про Василия Ивановича», «Про чукчей», «Про Вовочку», армейские, медицинские, студенческие, юридические.

В середине 1990-х - примета времени - появились анекдоты о новых русских. Исследователи считают, что российский анекдот возник из «адской смеси» еврейских притч, кавказских тостов, русских баек и многого другого. В основе анекдота лежит забавная, неординарная ситуация. Ее надо либо увидеть, либо придумать.

Анекдот обычно состоит из двух частей: завязки - как правило, обычной ситуации и неожиданной развязки, когда эта обычная ситуация мгновенно превращается в комическую, смешную, необычную. Нередко первая часть анекдота допускает несколько вариантов развязки.

Всенепременно концовка должна быть неожиданной.

Семья Рабиновичей принимает гостей. Сара спрашивает из кухни: -Абрам, я могу нести курицу? - Подожди, Сара. Гости еще едят хлеб. Через некоторое время Абрам кричит: - Сара, неси курицу, гости хлеб уже съели. Сара вносит курицу, ставит ее на стол и курица начинает клевать крошки.

Благополучно, весело и неожиданно разрешившаяся ситуация нас смешит. Особняком стоят так называемые «абстрактные» анекдоты. Объяснить, что в них смешного, практически невозможно, но подавляющее большинство слушателей смеется. Вот анекдот «с бородой», над которым смеялось не одно поколение россиян.

В кабинет врача входит мужчина с повязкой на ноге. Врач: На что жалуетесь? Больной: Голова болит. Врач: А почему повязка на ноге?! Больной: Сползла.

А вот абстрактный философский.

Вернулись солдаты из дому, с побывки. Выстроил их старшина и спрашивает: - Вот ты, Иванов, что в отпуске делал? - Забор починил. - Логично. А ты, Петров? - Сено косил. - Логично. А ты, Сидоров? - Крышу у избы перекрыл. - Логично. И тут Монькин спрашивает: - Товарищ старшина! Вот вы все говорите: логично, логично. А что это значит? - Логично. Видишь, река течет? За рекой дом стоит. Из трубы дым идет. Вот так и человек - живет, живет, а потом умирает...


Отличие шутки от юмора

 

Чем отличается шутка от юмора? Юмор <http://creative3d.ru/> более емкая и более сложная субстанция, чем шутка. Хорошо сказано: «Юмор - это серьезность, которая скрывается за шуткой». Изначально и в шутке, и в юморе заложена доброжелательность. Если доброжелательности нет, то это не шутка, а что-то другое - насмешка, ирония, сарказм, издевательство. В хорошей шутке и юморе не все говорится впрямую и открытым текстом, непременно надо о чем-то догадаться. Вот эта догадка и доставляет радость. Шутки и юмор непредсказуемы, они чаще всего говорятся экспромтом, по ситуации и по вдохновению. Итак, цель шутки - повеселить себя и других. Шутить - это значит весело, остроумно и забавно говорить или поступать, не всерьез, а ради развлечения. Непрерывная серьезность никогда не была главной отличительной особенностью умного человека. Сколько ссор и размолвок предотвратила хорошая, во время и к месту сказанная шутка! Хорошая шутка доставляет радость, смягчает душу, вызывает улыбку, поэтому не случайно советуют разговор начинать с шутки, она заставит улыбнуться вашего оппонента, создаст расположение к вам, а потом и разговор пойдет «как по маслу».

Бывают, конечно, злые шутки. Но их, пожалуй, следует отнести на счет глупости и невоспитанности.

Вот пример грубой «солдатской» шутки.

Идет рота солдат, один поднял кирпич и бросил не глядя назад, кому-то попал в голову. Все гогочут.

 

Koгдa и как шутить

 

Главное в юморе <http://creative3d.ru/> - его уместность.

Любые шутка или анекдот имеют своего адресата. Понятно, детские - для детей. А взрослые? Ведь люди - они такие разные! И по характеру, и по воспитанию, и по образованию и, что в нашем случае очень важно, по чувству юмора - что одному кажется смешным, у другого никакой реакции не вызывает. И значит, очень важно понимать человека и соответственно чувствовать, какого типа юмор он воспримет адекватно.

Но еще важнее - чувствовать ситуацию. То, что хорошо в одной ситуации, может быть совершенно неприемлемо в другой.

Представьте: группа людей (вполне возможно умных и интеллигентных) только что выбралась из крупной передряги, например, в байдарочном походе прошли страшные пороги, едва не перевернувшись, но все-таки выбрались. И вот теперь на берегу короткий отдых, руки еще дрожат от напряжения. Как кстати был бы юмор! Но какой? Вряд ли здесь сработает утонченный интеллектуальный анекдот. А вот «соленый» анекдот, возможно и с крепким словцом, будет вполне уместен и снимет напряжение.

Была такая история. В одной лаборатории проводили эксперимент: группа физически крепких мужчин в течение нескольких суток интенсивно изучала английский язык. При этом спать они могли только один час через каждые 4 часа занятий. Час после сна отводился на питание. Пока они спали, для них готовили пищу, а в помещении развешивали разнообразные юмористические изречения, каждый раз меняя большую их часть.

В процессе эксперимента выяснилось, что чем больший недосып накапливался у испытуемых, тем больше становился их аппетит. И вот тут оказалось, что неизменным успехом пользуется заезженный, «с бородой», лозунг «Лучше переспать, чем недоесть». Причем испытуемые просили повесить его над столом и каждый раз смеялись, перечитывая его. Вот что значит - уместно!

 

Когда шутки неуместны

 

Хороший, доброжелательный юмор <http://creative3d.ru/> и шутки уместны практически всегда, даже на серьезных обсуждениях и в опасных ситуациях, однако, не случайно говорят: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Нельзя смеяться над смертью, над непоправимой утратой, над увечьем, болезнью, над человеческим страданием, над религиозными чувствами. Неуместны насмешки, когда затронуты сокровенные интересы людей, когда объявляется война, чрезвычайное положение, эпидемии, стихийные бедствия... Неумно и жестоко смеяться над полнотой или ростом, над именем и фамилией, над случайным промахом (споткнулся, ударился, опрокинул что-то на себя...). Нельзя шутить над психически незащищенным, слабым, не умеющим достойно ответить и постоять за себя человеком. Выбирайте себе равного в шутках и побуждайте его к ответной острой шутке.

Нельзя смеяться над героическими поступками во имя людей, над бедностью, над состраданием и сочувствием, над желанием самосовершенствоваться и первыми шагами в этом направлении.

И вообще, над прекрасными человеческими чувствами, пусть они будут казаться вам сколько угодно наивными и старомодными. Прекрасные чувства не стареют. Не следует высмеивать темперамент - он врожденный, а над плохим характером можно пошутить - он приобретенный и над ним можно поработать; задевать чужие интимные чувства; смеяться над тем, кто чего-то не понимает; касаться чужих семейных дел; ставить человека в неловкое положение; обижать шуткой. Нельзя злословить об отсутствующих и говорить о людях за глаза то, что не можете сказать им прямо в глаза.

Не нужно: заставлять себя смеяться, если не смешно; стараться засмеяться раньше других; смеяться, если шутка непонятна.

Права, как известно, не дают, их надо завоевывать, но только при этом нельзя наносить вред другим, в том числе и смехом.

В дружеской компании, члены которой знакомы немало лет и имеют общую «историю», обычно не принято объяснять причину смеха. Однако бывают ситуации, когда следует объяснить, над чем смеются. Например: если в компании оказался новый человек, он может не понять причину смеха и решить, что у него проблемы с чувством юмора, а еще хуже - что смеются над ним.

 

Смех - каким он бывает

 

Смех - двойствен. Однако обе его формы - низшая и высшая идут от одного и того же корня, сохраняя при этом единство внешнего мимического выражения: это “витальный смех”, или “смех тела”, выражающий радость и энтузиазм здорового, растущего и наслаждающегося тела, и - “смех ума”, т. е. собственно человеческий или “комический” смех.

Одной из границ, разделяющих обе формы смеха, выступает их ориентация в рамках культуры и эмоционально-ценностной организации личности.

Антитезой витального смеха выступает плач, антитезой смеха комического - стыд.

В этом отношении смех и стыд образуют смысловую пару, оказывающуюся на пересечении трех основных координат человеческого мироощущения: интеллекта, чувственности, нравственности.

Исторически обе формы сосуществуют в культуре и повседневной жизни людей. Смешиваясь друг с другом, они образуют сферу так называемой “смеховой культуры” (М. Бахтин), представляющей собой много лихое целое, всякий раз соотнесенное с конкретными типами культур и индивидуальных психологии.

Среди исторически “зафиксированных” видов выделяются смех “гомерический” (Языческий, тотально-неудержимый), “сардонический” (исходно - ритуально-убийственный, затем - злобный, уничтожающий), “циничный” или “кинический” (водящий), “саркастический” (язвительный), “иронический” (подменяющий сущность, предполагающий иное, нежели говорится), “раблезианский” (разгульный, жизнеутверждающий), “пасхальный”, “святочный” и др.

Приведенные выше понятия составляют «тяжелую артиллерию» комического. Определения других понятий и терминов комического, составляющих замечательный арсенал смеха и юмора, приведены в соответствующем разделе. Нам представляется не случайным и даже замечательным тот факт, что набралось такое количество слов, описывающих смешное (см. раздел "Определения терминов различных форм комического"). Это говорит о том, что люди действительно любят смешное, оно им нужно и жизненно важно. Подозреваем, что ни одно другое чувство не может похвастаться таким большим количеством нюансов и оттенков своего выражения, как комическое, как смех и юмор <http://creative3d.ru/>. Видимо потому, что смех - орудие социального совершенствования людей. Смех в какой-то степени синоним правды. Будем различать три значения термина смех.

С.И. Ожегов дает такое определение смеха - «нечто смешное, достойное насмешки» (то есть объект осмеяния).

Смех - это сам процесс высмеивания недостатков или пороков (психологический процесс).

Смех - это характерные голосовые звуки, отражающие душевное состояние и мысли человека (физический процесс - звуки).

У человека смех коррелирует с дружелюбием <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%94%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%B5&action=edit&redlink=1>, и, как ни странно, с агрессией <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F> - его рассматривают как игровую <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0> форму поведения, в которой может быть заложена скрытая угроза <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0>: «Смотри, что я могу сделать с тобой, но не сделаю».

Отсюда становится понятным происхождение словосочетаний «издевательский смех», «угрожающий смех».

Перечень видов смеха, данный Р. Юреневым: «Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще и увеличить этот перечень: веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех». Добавим от себя: детский смех, девичий смех, старческий, ехидный, гомерический (он же громовой), звонкий, гнусный, и так далее. Существует смех умный и глупый, заразительный и противный, как, например, смех у уличной шпаны - какой-то омерзительный, «нутряной». Есть смех сардонический (злобно-насмешливый).

Некоторые просто давятся смехом, как бы боясь рассмеяться открыто, по-нашему, это очень противные люди.

Не устаем удивляться многозначности и многофункциональности смеха. Существует даже разрушительный, испепеляющий смех, а есть карнавальный и всенародный смех. Есть смех удовлетворения, когда человек понял что-то, например, шутку, и неудержимым смехом победителя (Какой же я умный!) показывает это другим. А есть смех легкий, ласковый, звонкий и нежный, смех, который утверждает прекрасное.

«А смех твой, и грустный и звонкий, с тех пор в моем сердце звучит».

Ирония - это тонкая, скрытая насмешка. Красивый, умный юмор <http://creative3d.ru/>, доброжелательные шутки не унижают человека, иначе это не шутки и не юмор. А вот насмешка, ехидство, колкость - неприятны, порой унижают тех, над кем иронизируют, и причиняют им боль.

Верхом ироничности является глумление - преднамеренное, злобное и оскорбительное издевательство. Жертва может и заплакать от обиды, и дать по «физии». Но прежде всего, как известно, недостойным поведением человек позорит себя. Чтобы не оказаться ни в роли жертвы, ни в роли бестактного «шутника», в главе "Законы смеха и юмора" мы рассмотрим меру смеха.


Отношение людей к юмору

 

Можно выделить пять категорий людей:

Не имеющие чувства юмора. То есть не понимающие ни шуток, ни юмора.

Понимающие шутки и юмор <http://creative3d.ru/>, но сами не умеющие шутить.

Умеющие шутить, но использующие не свои, а другими созданные шутки, юмор, анекдоты.

Умеющие самостоятельно «генерировать» шутки, юмор, анекдоты, юмористические афоризмы и т.п. Это - «высший пилотаж». Умение шутить сложнее умения ставить задачи. Я преклоняюсь перед этой категорией людей.

И, наконец, «сверхвысший пилотаж» - это люди, обладающие всеми перечисленными качествами плюс еще умением учить юмору других, т.е. учителя юмора.

Для развития юмора учебного курса нет. Но такой курс, несомненно, нужен. Социологи отмечают, что нас губит невероятная серьезность, мы не умеем смеяться, шутить, радоваться жизни. Смех в автобусе, на улице порой нас даже раздражает. Исследования показали ужасную картину: среди учителей чувством юмора обладают 26%, 62% обладают им частично, а 12% совершенно не имеют чувства юмора. Оптимистический настрой имеет только половина учителей, многие испытывают недовольство и даже уныние. А уныние (неверие в то, что можно что-то изменить к лучшему) - это один из смертных грехов! Думается, что человека без чувства юмора опасно подпускать к детям. Абитуриентов - будущих учителей и воспитателей, думается, надо тестировать на обладание чувством юмора, а во время учебы в педвузе специально развивать у них чувство юмора и обучать методикам воспитания чувства юмора у детей.

Но фоне приведенных показаний, которые весьма плачевны, проведено анкетирование у своих одноклассников по пятибалльной шкале на оценку своих учителей владением чувством юмора (см.Приложение №2). Результат оказался не очень воодушевляющим, есть к чему стремиться. Можно сделать вывод, что из учителей мало кто владеет чувством юмора, а некоторые относятся к нему весьма отрицательно, не понимая, какую роль он играет в их жизни.

Анализу комического как категории эстетики посвящено немало трудов, а вот книг, позволяющих развить чувство юмора, обучить умению шутить, практически нет. И это, скорее всего, не случайно. Считается, что чувство юмора - врожденное чувство. Либо оно есть, либо его нет! Потому и развивать его нельзя. И в школе шутить нас не учат. Нет такой четкой функции у педагогики - развитие чувства юмора. Ни в программах детских садов, ни в программах школ или вузов не заложено развитие юмора, а между тем шутки, веселость, юмор мы очень любим. Но спросите вдумчивых воспитателей, и они скажут, что чувство юмора воспитать можно. Почему же не учимся?

Не приходит в голову такая идея - учиться юмору.

Не знаем, как это делать. Нет методик. Уверены, что чувство юмора - это врожденное чувство и учить этому нельзя.

Не придаем большой важности юмору как элементу общения и счастья. Смирились с безрадостной жизнью.

А жить счастливо, как известно, - это великое искусство и труд, и одной из составляющих счастья являются смех, шутки, радость, юмор, оптимизм. Психологи отмечают важнейшую роль, которую играют родители в душевном здоровье и нездоровье детей. В первую очередь виноваты родители, если их дети становятся невротиками. И одна из причин - родители сами не умеют радоваться жизни. Предвидем обычную отповедь: «При такой-то жизни чему радоваться? Только дураки радуются, не до шуток». Ну, хорошо, а дети чем виноваты? И разве нужны деньги для того, чтобы пошутить, создать хорошее настроение? А калечить психику детей жалобами на жизнь и унынием - это допустимо? Настоящая проектная работа - попытка помочь сделать первые шаги в развитии чувства юмора, в понимании смешного, даже в создании собственных шуток. Не ждите, что, прочитав эту работу, вы будете шутить, как Задорнов или Жванецкий. Увы, таблеток для развития юмора не придумали. Но если потрудиться, выполнить рекомендации, пройти все тесты, помещенные в этой работе, то определенного успеха вы добьетесь. В худшем случае просто узнаете кое-что интересное о юморе и прочитаете немало анекдотов, шуток, забавных афоризмов и т.п.

Если есть твердое желание сделать подарок себе, своему ребенку, детям в школе - развить чувство юмора и научиться и научить шутить, то надо внимательно прочитать данную проектную работу и выполнить предлагаемые упражнения и тесты.

Упражняться следует как можно чаще, памятуя, что есть прямая и обратная связь между хорошим настроением и желанием шутить, между крепким здоровьем и радостным отношением к жизни. Ваши усилия в достижении цели будут во сто крат успешнее, если вам удастся сделать так, чтобы ребенок сам захотел развивать у себя чувство юмора и превзошел бы вас. И чтобы вы гордились этим.

Проектная работа доступна пониманию и может самостоятельно использоваться старшеклассниками. С детьми среднего и младшего возраста надо заниматься лично. Будет замечательно, если ребенок с малых лет привыкнет к шуткам.

Позвольте дать совет родителям, бабушкам и дедушкам. Помимо общего радостного настроя жизни в семье хорошо, если вам удастся запланировать специальное время для занятий с детьми юмором. Это будет замечательным подарком детям - минутами смеха. Самое простое - это совместить занятия по развитию юмора с развитием других качеств творческой личности (мышление, память, воображение, воля), а еще проще совместить с обычными житейскими делами в семье. Например:

по дороге в детский сад или в школу, в магазин или в мастерскую, на прогулке или в транспорте;

можно поупражняться в остроумии за чашкой чая;

развлечь компанию за столом хорошей шуткой, веселым розыгрышем или побаловать смешным анекдотом;

на огороде, когда копаете картошку, пропалываете морковку; на даче, когда идете в лес или купаться;

пофантазировать и посмеяться на ночь.


Положительное влияние смеха

 

Доктор Норман Казенс в своей книге Анатомия Болезни в Восприятии Пациента (1979) утверждает, что смех помог ему вернуть здоровье. Его свидетельства были настолько удивительными, что некоторые больницы теперь имеют «библиотеки смеха» - видеозаписи, помогающие пациентам чаще смеяться на пути к выздоровлению, - а также организуют «палаты веселья», особенно в детских <http://click01.begun.ru/click.jsp?url=feC46fD4*fjIKzpPOC6VMOcie1qul8ZpBhB*JmrkrDWaVWzoiEoEDxXl5I-b7If-cBDWxu3I*z7p5BjKfzQAdmxnFMHjjlWJI*PD-x8vhmmBqV-t6PVh51MENdwTYerE7-m7hHEuCn-e75LfCqg-a19vdVPprpDzlQJg6sS4raMvvOWiUdnoD8MolNSjgTrqBiXJbx6FLRHLz29BOCcpFdBLPMMr19vedIRksgIHBMoOqTZGZWJUfK9oPaAzLPaWFZd8ukC*eXXnCEFUp6ttZcN*saWh-gb-fHxl4r6bZ0R88AH-x5UM2vyLmcIK7Z0BfTJ2pHJ*yHVarc7LNLLeZsVaxAf9EfTiEfswj2K89h2-AxeEbKETUpZZdCOXCTpwM4Jb5XpQEms7TL2Tb*9INujhOBU&eurl%5B%5D=feC46XBxcHFMgfNHiTOR6RyOZmvzmURfI2wBIQ545Wc0hIDv> отделениях.

Если обратиться к биохимии, то смех подавляет производство кортизола Поговорка гласит, что если каждый день смеяться, то и врач не понадобится.

Правда ли, что смех обладает целительной силой? Исследования показывают, что, когда мы смеемся, повышается обмен веществ <http://click01.begun.ru/click.jsp?url=feC46d3V1NUrS7aD9OJZ-Cvut5ZiWwqlytyy6m7v70rqeZMJrIFBNBRByFj1hkSHdLGBSqJO8jRX1yVPHxw5E*Yt7-EylwPVuk1J3Dme*z9ydcfvcxKxkMf-eWhKv8ebYEvnxsiieVEph*PRmlxekhqMs4XrXJoNO2gk7PTc0-W5uu7soxwWfcCDqGeWAng3wHH5E618bZGOPYBQlK8qryZyIywGQnigSZtuds7IG0MMeYNYC1B0NyczIWfNXsri6HLiTTRuEIxzgRqXHs0KmT76oxhGCTqFJAnBrXVuzRZ9GFuLAtICp23iKDDonlLVNYT8sdzyvtWek5EEu429XLKk-hePhb5l-QmUPo71GOrRHJHDwaGGRY4EmLXhX35Pyr4sT8lBNT2sy3X9Q7stDJ4kUpE&eurl%5B%5D=feC46XJzcnNoM4qla9FzC-5shIkWk3aBYtTIr6zwXj-EApS9>, стимулируется мышечная ткань, а в кровь выбрасывается множество химических веществ, полезных для организма. Посмеявшись, человек не только чувствует себя расслабленным, он может предупредить депрессию <http://click01.begun.ru/click.jsp?url=feC46RkfHh9aY2fwh5Eqj1idxOURKHnWua-BmdWEQy9bSMKuuHoXo9*y5kEynUAYHrWqhq8Shm1OojFIGBs*FOEq6PbUnDg6aVLzeP1PdSPmXKUMetTai6qI5aqkzhU9ZcuvndYQEt5WwP-JpxDWQXckaKC4kJ*5VVYCAE-w*pGMz*Qr2k40e4w9tV-hMCHdwnHMHNjjZuNKHk9Aai4UzAXXIjqChFcPQDXPFJWqJU-5SO4cQAnQMAf2Qt6qyYl640*aReoG8WRPwjXH2N1J23IkpdUgepnV0iwh1jZd90ifsc5NwUtyEyz5lyfzwdK7fBHdJeCzCQV7Je68N4I4b1mJ9g83hV-RlQm-5Q&eurl%5B%5D=feC46XFwcXCP2*yibNZ0DPlrg45g5eyAiUVlCyWS3lrG8s2R>, сердечные заболевания, а также повысить сопротивляемость боли. Теперь американские исследователи полагают, что смех способен укреплять иммунную систему <http://click01.begun.ru/click.jsp?url=feC46Xd*f34z9NtLPCqRNOMmf16qk8JtAhR6IrWTQ8tkWRz*0pDr2SQNaRvdMuPozUq-Ru7gr6w6wyT1paaDqVyXVUuLvBcGfB3U1XNpT2JJhnp3vjuuvTgUoHv-Icc8voi7K6wKzVC4K9D-eAAVB-mQbjH3wqhlJGMfzwfaEy1Pytno1nKwa-ed8Z84M14ROKIyxCRNMS0L6McBgZrKg7WiP6IOU1lw30bB9wZvoGoC22IVe0tS7KxLq1ubJ9*m2sy*GVBTfGz6sf2xU2aVKAQeValbstGHTJU-IgOiHNbynHX-mOoK5DvL6UrHSnFpqfe3BBOMPfCLV0GMuodujGio*ngLde6Cb2X4BjlzFS1o4gm09H7uqbHaiDU78os-RBYBKA&eurl%5B%5D=feC46Xd2d3bCf5P5N40vV6Iw2NVMc0dLaJjXuXBR5Tt01Qmu>.

Это было продемонстрировано экспериментально. В одном таком эксперименте, проведенном доктором Кэтлин Диллон из Западного колледжа Новой Англии в Спрингфилде, в штате Массачусетс, студентов-добровольцев разделили на две группы. Одной группе поручили смотреть образовательный фильм без веселых сцен. Другая группа смотрела запись комедийной программы Ричарда Прайора. Доктор Диллон обнаружила, что концентрация слюнного иммуноглобулина <http://click01.begun.ru/click.jsp?url=feC46d3W19Z6Jp6T5PJJ7Dv*p4ZySxq12syi*mEXUd0aays1TG8Le5rrqLofcltdIf7E2KCHkU9lJpgcKHCzNUw1XgO-f-YOj6*mBzalOu-pR*uJ2WaixaaqD*oS99U4I3c*FxT6wLLD*InCvacdEj26RqD0iH*VG6rBzOlvgSiLggUg6MMeAsN4GWRjMJtZUZ2JNSirYVpfcs86GFU0oI3zhg8Vwcy7bKFZUpvY-J6I*jIUkjMknaqrShLuYqqqBnBDD2RqgsTjb6ADfsq*jECs0XyqeqQXaPb1YVqy2apiIBtA4dtHVYlxiuFUFhBB5MQSaWwcUh8pT8GupVK-LXdrUfxc-a1B3*G0XPt*Iz-C7QL-PKagsIA-I1vXH1Crv9gXm1N8rhMM347Prea52icLYwjN3SSWETa9wApJOs8zwmVXowfnXughafdlAonVVwuw4g&eurl%5B%5D=feC46XNyc3Jckqs2*ELgmG3-FxpQwA0CfWPeIUeVWV2hTrRC> A (IgA) (антитела, связанного с сопротивляемостью респираторным заболеваниям верхних дыхательных путей) значительно повышалась у людей, смотревших юмористическую передачу.

По словам доктора Ли С. Берка, иммунолога медицинского отделения университета Лома Линда в Калифорнии, «отрицательные эмоции могут управлять иммунной системой, но теперь ясно, что нечто подобное делают и положительные эмоции». Хотя все это еще догадки, доктор Берк уверен, что смех запускает в организме простой биохимический процесс, имеющий отношение к производству кортизола. «Кортизол подавляет иммунитет и обладает огромным влиянием на иммунную систему. Смех снижает уровень кортизола, позволяя активизировать интерлейкин-2 и другие укрепляющие иммунитет вещества».

Возможности лекарственной силы смеха уже начали вносить изменения в работу одной из главных больниц - по крайней мере, экспериментально. Колумбийский пресвитерианский центр в Нью-Йорке организовал у себя «цирк Большого Яблока» - команду клоунов. Благодаря им, в жизни пациентов постоянно присутствует смех. К примеру, профессиональные клоуны надевают белые больничные халаты и разъезжают по палатам на роликах. Они так и сыплют шутками и прибаутками. «Ну-ка, давай посмотрим, какого цвета у тебя кровь» - говорит такой клоун и дает маленькому пациенту мелок и альбом для рисунков. Так или иначе; здоровью больных не вредили даже неудачные шутки.

Никто пока точно не знает, действительно ли смех способен заменить врача. Однако слова классической песни Стивена Зондхейма принимают новый смысл: болезнь может стать временем, когда «пора посылать за клоунами».

 

Заключение

 

Человек является существом биосоциальным, и проделанная работа ещё раз это подтверждает.

Так же изучены физиологические и социальные аспекты смеха, его влияние на здоровье человека.

В ходе работы был выявлен ряд (следующие проблемы) проблем:

. Нет единой точки зрения на механизмы, связанные с деятельностью головного мозга в эмоции смеха.

. Доказано положительное влияние смеха на человека, но нет воспитательной системы, развивающей чувство юмора с детских лет.

Проведенные исследования показывают необходимость разработки и реализации проектов по данной проблеме.


Приложение 1

«Мышцы, участвующие в смехе»

 

Рис. 1


Приложение 2

«Анкетирование для одноклассников»

 

Уважаемые одноклассники, прошу оценить по пятибалльной шкале своих учителей на владение чувством юмора

Юлия Николаевна Наталья Филипповна Ирина Александровна

Вероника Рафитовна Ольга Юрьевна

Ольга Анатольевна Татьяна Евгеньевна

Надежда Александровна Валентина Ивановна

Гульнара Самильяновна Минигуль Хатыповна

Лариса Владимировна Дарья Вячеславовна

Николай Витальевич Оксана Борисовна

Введение

 

Эмоции - одна из наиболее древних защитных реакций организма, да и лимбические структуры можно обнаружить у животных на очень ранних стадиях эволюции. Надо сказать, что животные тоже испытывают эмоции, но умеют ли они смеяться, неизвестно, потому что кора головного мозга, которая, судя по всему, тоже принимает участие в формировании волны смеха, у них развита слабо. Интересно было бы во всем разобраться. Ведь такая наука, как смех мало изучена, даже мнения ученых во многом расходятся. А у человека кора играет очень важную роль - сдерживающую. И если бы не она, мы бы маниакально хохотали без перерыва и бились об стены в припадках хохота. Вот где не до смеха-то было бы…

Вообще, положительные эмоции крайне важны с эволюционной точки зрения. Появление потомства, удачная охота, возможность найти пропитание - все это было крайне важно для наших далеких предков.

<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.