Порядок применения налоговой санкции. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Порядок применения налоговой санкции.

2020-04-01 183
Порядок применения налоговой санкции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

    В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (ст. 101, 104, 105) по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) в течение десяти дней выносит решение (постановление):

- О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

- Об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

- О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате штрафов и пеней. Там же указывается срок уплаты налоговых санкций.

Если налогоплательщик (Иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты налога и (или) штрафов (пеней), указанный в требовании, налоговый орган в праве обратиться с исковым заявлением в суд о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции, где рассматривается по правилам, установленным АПК РФ.

Налоговые органы могут обратится в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести (6) месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ч. 1 ст. 115 НК РФ).

Исполнение вступивших в законную силу решений судов производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

В соответствии с решением инспекции Министерства РФ по налогам и сборам Ахватского района Республики Дагестан № 37-216 от 20.11.99г. с ООО «Победа» подлежала взысканию сумма недоимки в размере 65.3 тыс. руб. и штраф в размере 15 тыс. руб. за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (в соответствии со ст. 120 п. 2 Налогового кодекса Российской Федерации). ООО «Победа» сумму недоимки в размере 65,3 тыс. руб. выплатило, а сумму штрафа отказалось выплатить, ссылаясь на его незаконность.

На основании п. 7ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обратился в арбитражный суд Республики Дагестан, который решением от 17.02.2000г. взыскал с ООО «Победа» в принудительном порядке сумму штрафа в размере 15 тыс. руб.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона РФ от 31 июля 1998 года «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» принудительному  исполнению только по решению суда подлежат налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, решение о взыскании которых было вынесено соответствующим налоговым органом после 1 января 1998 г1.

В Налоговом кодексе (п. 7 ст. 114)получил закрепление судебный порядок взыскания налоговых санкций для всех субъектов налоговых правоотношений. Часть 3 ст. 35 Конституции РФ закрепляет, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Применительно к обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы это означает, что в случае отказа физического или юридического лица в установленный законом срок передать государству часть своего имущества, которое в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, эта сумма подлежит конфискации в судебном порядке. Законодатель вправе устанавливать карательные штрафные санкции, применяемые по решению суда, с целью сделать максимально невыгодным отказ от своевременной уплаты налогов1.

До вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации проблемным являлся вопрос о том, каким образом должно осуществляться принудительное взыскание с юридических лиц сумм штрафов.

Согласно п. 2 ст. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств, находящиеся на банковском счете, допускается без распоряжения клиента только по решению суда, а также в случаях, предусмотренных договором меду банком и клиентом.

Принудительное взыскание с юридических лиц сумм штрафных санкций должно производится в судебном порядке, и требование о таком взыскании является совершенно самостоятельным. Право на предъявление такого требования возникает с момента истечения указанного в решении срока на добровольное перечисление сумм штрафных санкций2. Взыскание осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом в соответствии с требованиями ст. 198 АПК РФ.

Порядок принудительного взыскания сумм налоговых санкций с юридических лиц должен быть аналогичен порядку взыскания этих же сумм с физических лиц. Данная позиция закреплена Налоговым кодексом Российской Федерации в п. 7 ст. 114.

Не могут быть взысканы налоговые санкции при наличии обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика. Согласно ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации под такими обстоятельствами понимаются:

- Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных или непреодолимых обстоятельств;

- Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения физическим лицом в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния. Закрепление этого обстоятельства является закономерным, так как обязательным условием налоговой ответственности является свобода воли;

- Выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, налоговых органов данных в пределах их компетенции.

При наличии данных обстоятельств в отношении лица, совершившего правонарушение, может быть вынесено решение налогового органа о привлечении к ответственности, но при доказанности обстоятельств ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации в ходе судебного разбирательства лицо освобождается от уплаты налоговых санкций.

По сложившейся ранее практике, в случае совершения налогоплательщиком правонарушения в связи с тем, что он следовал разъяснениям, данным налоговыми органами, которые на проверку оказались не соответствующим законодательству, он не мог быть освобожден от ответственности.

Под письменными разъяснениями, должны пониматься, прежде всего, только заключения, данные налогоплательщикам органами по конкретной ситуации, конкретному лицу (письменная консультация, наличный расчет).

Одним из принципов привлечения лица к ответственности является принцип справедливости, который выражается в том, что при наложении взыскания учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Поэтому при назначении наказания суд и руководитель налогового органа обязан учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Так, согласно ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации, обстоятельствами смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения признаются:

- Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

- Иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Размер налагаемого штрафа может быть уменьшен при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, штраф должен быть уменьшен не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.

В законодательстве нет четкости по вопросу применения обстоятельств, смягчающих ответственность, и к физическим лицам, и к организациям. Исходя из того, что в статье не указано, что эти обстоятельства применяются только к физическим лицам (как, например, в п. 2 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации), можно предложить, что они распространяются на всех налогоплательщиков. Например, если неуплата налога произошла вследствие занижения налоговой базы по вине руководителя предприятия, у которого сложились тяжелые семейные обстоятельства, они будут учтены не только при наложении административного взыскания, но и при наложении налоговых санкций. Данный вывод обосновывается тем, что, согласно п. 4 ст. 110 Налогового кодекса Российской Федерации, вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц.

Под материальной зависимостью следует понимать получение и лицом материальных средств от других лиц, если он при этом не располагает другими необходимыми источниками. Под служебной зависимостью — возможность применения мер дисциплинарного характера, основанных на подчинении одного лица другому.

Суды наделены право самостоятельно расширять перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, уменьшать размер ответственности. Смягчающими обстоятельствами для организаций могут быть также и внезапная болезнь главного бухгалтера, его длительное отсутствие, невозможность составления документов вследствие отдаленности и т.д. при привлечении к ответственности за несвоевременное предоставление налоговой декларации.

Ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает открытый (могут считаться другие обстоятельства по мнению суда) перечень обстоятельств, смягчающих ответственность.

Важно отметить, что законодатель предусматривает обстоятельства, смягчающие ответственность только для налогоплательщиков — физических лиц, не предлагая при этом ни одного обстоятельства, смягчающего ответственность непосредственно для организации-налогоплательщика.

Потому, на наш взгляд целесообразно в дальнейшем определить законодательным путем такие обстоятельства исходя из анализа практической работы, с учетом сложившегося положения в экономике России.

Так, например, в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность организации- налогоплательщика можно было бы рассмотреть неисполнение перед нею обязательств по уплате другой организацией, если это стало одной из экономических причин совершения налогового правонарушения, при условии, что организация- кредитор предприняла все возможные действия, чтобы долг был уплачен.

В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает только одно обстоятельство, отягчающее ответственность (ч. 2 ст. 112 НК РФ), совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к налоговой ответственности. Предусмотренное в п. 4 ст. 114 НК РФ требование увеличивать размер штрафа на 100% при наличии отягчающих обстоятельств является императивным, т.е. обязательным, не допускающим иных вариантов.

Следует отметить и то обстоятельство, что Налоговый кодекс Российской Федерации отходит также от общего правила поглощения менее строгой санкции более строгой. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой более строгой (ч. 5 ст. 114 НК РФ). Например, если грубое нарушение правил бухгалтерского учета, ч. 1 ст. 120 НК РФ, привело к занижению налоговой базы (ч. 3 ст. НК РФ), штраф будет взыскан только по части 3 ст. 120 НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает сроки применения налоговых санкций. Согласно ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок давности для взыскивания налоговых санкций— 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта, но при этом сроком давности для взыскания налоговых санкций законодатель понимает срок для обращения налогового органа с иском об их взыскании в суд.

В соответствии с гражданским процессуальным законодательством и арбитражным процессуальным законодательством пропуск срока давности не является основанием для отказа в принятии искового заявления. Таким образом, если налоговые органы обратятся с исковым заявлением по истечении шестимесячного срока давности, исковое заявление подлежит принятию к рассмотрению. При рассмотрении дел о взыскании санкции за налоговое правонарушение суды должны проверять, не истекли ли установленные п. 1 ст. 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. При их пропуске суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

В случае отказа судом или налоговыми органами в возбуждении уголовного дела или прекращении данным органом уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения в порядке, установленном гл. 14,15 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется производство по делу о налоговом правонарушении. В этом случае срок давности для взыскания налоговой санкции исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.

Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999г. «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»1 если на момент вступления в силу данного Федерального закона трехмесячный срок обращения налогового органа в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренной п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации, не истек, указанный срок увеличивается до 6 месяцев.

Таким образом, срок обращения налогового органа в суд распространяется не только на правонарушения, обнаруженные после вступления в силу ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации, но и на правонарушения, совершенные ранее.

Согласно п. 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации принудительное взыскание пени с организаций-налогоплательщиков осуществляется в бесспорном порядке, путем направления налоговым органом в банк инкассового поручения на списание и перечисление денежных средств со счета организации в соответствующий бюджет. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога.

Инкассовое поручение исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения данного поручения. Взыскание может осуществляться как с рублевых расчетных (текущих) и валютных счетов, так и с депозитного счета.

Так, в соответствии с решением инспекции МНС РФ по Хунзахскому району Республики Дагестан № 183 от 15.12. 99г. с АО «Колхоз им Тельмана» подлежала взысканию сумма недоимки в размере 67.2 тыс. руб. и пеня в размере 32,7 тыс. руб. недоимку ОА уплатило в соответствии с требованием, а сумму пени к сроку не оплатило.

 Хунзахская инспекция в соответствии с п. 1 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации 21.01.2000г вынесла решение о взыскании суммы недоимки и выставила в отделение Сбербанка Республики Дагестан по Хунзахскому району инкассовое поручение о принудительном взыскании пени в размере 32,7 тыс. руб. которое в тот же день было исполнено банком.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организаций налоговый орган вправе взыскать пени за счет иного имущества организации согласно ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Бесспорный порядок взыскания пени с юридических лиц установлен в Налоговом кодексе Российской Федерации с учетом практики Конституционного суда РФ. Так, в принципе признается конституционным бесспорный порядок взыскания налоговых платежей при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав юридического лица.

Взыскание пени с физических лиц осуществляется только в судебном порядке по иску налогового органа о взыскании пени за счет имущества физического лица. Иск может быть подан в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (ст. 48 Налогового кодекса  Российской Федерации).

Так, предприниматель А.Б Гаджиев, который в соответствии с решением к акту проверки от 14.02 2000 г. его деятельности инспекцией МНС РФ обязан был уплатить 36 тыс. руб. недоимки по налогам и 11 тыс. руб. пеней, а уплатил только сумму недоимки. По исковому заявлению налогового органа арбитражный суд вынес решение от 21.03. 2000г. о взыскании суммы пени в размере 11 тыс. руб. за счет имущества предпринимателя А.Б. Гаджиева.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Факт применения налоговых санкций к налогоплательщику затрагивает основные права и свободы граждан, предпринимателей, организаций. Оно касается таких важных институтов как право собственности. Факт применения налоговых санкций налогоплательщика к ответственности касается доброго имени и деловой репутации налогоплательщика. Не вызывает сомнений, что от того, как закреплена данная процедура в законе напрямую зависит и соблюдение этих прав.

Необходимо признать, и в ходе работы было показано, что Кодекс не решил многие из тех задач, которые должен был решить, зачастую не достигнута цель применения налоговых санкций. Вызывает претензии недостаточная проработка процедуры применения налоговых санкций.

Нормы, регламентирующие применение санкций, зачастую вступают в коллизию друг с другом, с нормами кодекса и законодательства о налогах и сборах. Многочисленные пробелы ставят законодателя перед необходимостью внесения изменений и поправок в Кодекс. По нашему мнению, нормы, регламентирующие применение санкций, должны получить более детальную регламентацию, каждая стадия и этап применения должны быть строго формализованы. В целом же, налицо необходимость выделения в отдельную главу Налогового Кодекса норм регулирующие порядок применения налоговых санкций к налогоплательщикам.

Считаем, что необходимо закрыть перечень форм налоговых санкций, внеся соответствующие изменения в закон.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93), "Российская газета", N 237, 25.12.93г.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Документ содержится в информационной базе данных «Гарант-Студент»

Гражданский кодекс Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года «Российская газета», N 486. 05.12.94г.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98), "Российская газета", N 148-149, 06.08.98г.

Уголовный кодекс Российской Федерации  Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года

Постановление Конституционного Суда РФ от 17декабря 1996г. №20-П

Письмо Госналогслужбы РФ от 5.03.94 г. № ВГ-614/72 «Об отдельных вопросах применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства»

Приложение к письму Госналогслужбы РФ от 6 октября 1993г. № ВГ-6- 14/344 // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету 1994

Вестник ВАС РФ. 1995. № 11

Собрание законодательства РФ 1997. №1.

 

Бельский К.С. Финансовое право: наука, история, библиография. М., Юрид. лит., 1995.

Венедиктов Ю.А.., Черепахин А.М. Финансовые санкции в системе управления. М., Прогресс.,1985.

Ред. Касарева М.В. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие. Финансовое право. Общая часть. М., Прогресс., 1999.

Маркс К..,. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т.21.

Мозговой И. Как осуществить принудительное исполнение решений о финансовых санкциях. М., Ось-89 1997.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Русский язык 1983.

Пепеляева С.Г. М., Изд-во Век 1995.

Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., Гослитиздат., 1960.

Ред. проф. Сергеева А.П.. проф. Толстого Ю.К. Гражданское право: Учебник для вузов. М., Юрид. лит.1998.

Химичева Н.И. Финансово-правовые санкции в системе правовых средств обеспечения качества продукции. Советское государство и право М., Приор 1984

Химичева Н.И. Налоговое право. М., Ось-89 1997

Фролова Н.В. Понятие и состав налогового правонарушения. Государство и право. М., Ось –89., 1999

Ред. Четвертина В.А Конституция РФ. Проблемный комментарий. М., Юрид. лит.,1997.

 


[1] Комментарий части первой Гражданского кодекса РФ. М., 1995. С.29.

[2] Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / под ред. С.Г. Пепеляева М., 1995, с. 13.

1. Химичева Н.И Налоговое право: Учебник. М., 1997, С.43.

2. Химичева Н.И Налоговое право: Учебник. М., 1997, С.44.

3 Бельский К.С. Финансовое право: наука, история, библиография. М., 1995. С.11.

1 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс., Ф. Энгельс Соч. Т.21. С.171.

1 Химичева Н.И. Финансово-правовые санкции в системе правовых средств обеспечения качества продукции // Советское государство и право 1984 №8. С.38; Советское финансовое право / Отв. Ред. Воронова Л.К. Химичева. Н.И. М., 1995 С 32-33. 1999. С.58*60.

2 Касарева М.В. Финансовое право. Общая часть. Учебник. М., 1999.

1 Венедиктов Ю.А.., Черепахин А.М. Финансовые санкции в системе управления. М., 1985. С.9.

2 Химичева Н.И. Финансово-правовые санкции в системе правовых средств обеспечения качества продукции // Советское государство и право. 1984 С.38.

3 Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С.126

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983. С.675.

2 Гражданское право: Учебник для вузов / Под ред. проф. Сергеева А.П.. проф. Толстого Ю.К.. М., 1998. С.108.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 17декабря 1996г. №20-П

2 "Конституция Российской Федерации " (принята всенародным голосованием 12.12.93), "Российская газета", N 237, 25.12.93, ст.57.

3 " Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.98 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98), "Российская газета", N 148-149, 06.08.98, ст.3.

 

1 " Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.98 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98), "Российская газета", N 148-149, 06.08.98, ст.3.

 

1 Фролова Н.В. Понятие и состав налогового правонарушения // Государство и право. 1999 С. 98.

1 Письмо Госналогслужбы РФ от 5.03.94 г. № ВГ-614/72 «Об отдельных вопросах применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства»

2 Вестник ВАС РФ. 1995. № 11

1 СЗ РФ 1997. №1. Ст. 197.

1 Приложение к письму Госналогслужбы РФ от 6 октября 1993г. № ВГ-6- 14/344 // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету 1994 №4.

1 С З. 1996 № 48 ст. 5369

1 С З. 1996 № 48 ст. 5369

 

1 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3825.

1 Конституция РФ. Проблемный комментарий/ Под ред. В.А. Четвертина, М., 1997. С. 243-244.

2 И. Мозговой Как осуществить принудительное исполнение решений о финансовых санкциях. М., 1997. С 48.

1 СЗ РФ. 1999 «28. Ст.3487.

[11]


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.