Влияние диалектизмов на устную и письменную речь учащихся — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Влияние диалектизмов на устную и письменную речь учащихся

2020-04-01 226
Влияние диалектизмов на устную и письменную речь учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С самого раннего детства ученики слышат и усваивают речь не литературную, а диалектную, которая очень отличается от литературной.

Школьники, обучающиеся в условиях диалектной среды, допускают в своей устной речи ошибки диалектного характера, которые являются чистыми украинизмами, либо могут быть южнорусскими диалектизмами.

Как же относиться к речи ученика? Не обращать внимания на особенности его речи, считая, что они вполне естественны для ребёнка, выросшего на селе, или объявить им борьбу?..

Диалект не только мешает учащимся овладеть навыками литературного произношения, но он распространяется и на письменную речь учащихся и сказывается на орфографической грамотности. Ведь, как известно, наше письмо, подчиняющееся морфологическому принципу, в большинстве случаев следует за произношением и подчиняется нормам произносительным, то, совпадая в полной мере, то расходясь с ними. Диалектное произношение уже не может быть в этих случаях опорой для правописания. Наоборот, оно может стать причиной ошибок.

Очень часто встречается такая ошибка, как замена орфографического а буквой о. Когда появляются такие ошибки, учитель, конечно, их исправляет, но полезнее было бы их предупредить. Учителю известно, что вместо “вода” дети могут написать “вада”. И он заранее изучает с ними правописание безударной гласной в корне вод. Правописание а в слове “старик” обычно у него не вызывает сомнений: произношение отвечает письму. Предварительно над корнем стар он не работает. А ученик, не полагаясь на “роковую” букву а, пишет “сторик”, хотя никогда не говорит так. Только раскрытие смысла слова, его связей с однокоренными словами, только понимание значения корня гарантирует в этом и аналогичных случаях действительную, а не мнимую грамотность.

Орфографическим ошибкам в речи детей, спровоцированным украинским говором уделяется не так много внимания. А ведь эта проблема не может не волновать. Статистика позволяет сделать вывод, что 6 из 10 ошибок являются диалектными.

Чтобы научиться правильной речи, нужна работа по произношению слов в потоке речи. Для сельской местности очень важно, чтобы правильная речь звучала не только на уроке, но и за пределами школы, в постоянном общении с жителями села. Нужно убедить учащихся в необходимости овладеть нормами литературного языка, показать, что соблюдение языковых норм является свидетельством речевой и общей культуры, что правильная речь облегчает общение, даёт возможность говорить ярко, точно, убедительно. Однако нужно не забывать видеть два языка. Не забыть свой родной язык и уметь его отграничивать от русского, пользоваться тем и другим языком (говором), учитывая языковую ситуацию, т. е. воспитывать сознательное двуязычие.

Так как причиной орфографических ошибок является диалектная речь учащихся, я бы рекомендовала ребятам, не забывая родных диалектизмов, уделять внимание и изучению правильного литературного произношения. Известный педагог и учёный В. И. Чернышев в защиту живого слова ребёнка говорил: “Крестьянский ребёнок 7-8 лет в действительности весьма развитое для своего возраста существо… в нём все задатки богатого и прекрасного развития живого русского языка. Конечно, этот клад можно зарыть в землю и можно признать не кладом, а хламом. Ни в коем случае нельзя отрывать детей от естественного источника речи - языка родной семьи и деревни. Усвоение литературного языка должно происходить также постепенно, причём он будет не уничтожать, а главным образом дополнять и исправлять народный”.

Беседуя с учителями русского языка и литературы своей школы, я узнала, что, действительно, в диалектную речь проникают элементы литературного произношения, в литературную речь - элементы диалектной речи. И уже отмечается умение учащихся управлять своей речью настолько, что та и другая сосуществуют и как будто бы не мешают одна другой.

 


 

Заключение

 

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

диалектные слова донского края активно употребляются в разговорной речи моих земляков. Благодаря им речь жителей самобытна и уникальна;

лексике донских казаков отразилось своеобразие крестьянского быта, историческое прошлое донского края;

в речи жителей Ростовской области донские говоры активно взаимодействуют с украинскими, воронежскими и поволжскими говорами;

своеобразием лексики донского диалекта являются, прежде всего, слова, обозначающие важные, жизненно необходимые понятия и явления, общепонятные и общеупотребительные в устах любого носителя донского говора;

диалектный говор имеет большое влияние на речь и письмо учащихся, ведь так, как мы говорим, так и пишем.

Донские диалекты употребляются не только в речи, но и в художественной литературе. Данное явление было рассмотрено на произведениях М.А. Шолохова. Писатель использует различные выразительные средства языка, присущие донскому краю, как в своих произведениях, так и в названиях повестей и рассказов.

Данная исследовательская работа принесла мне огромное удовольствие, радость открытия, помогла узнать много нового, развить лингвистическую наблюдательность «языкового чутья».

 


 

Использованная литература

1. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

.   В.И. Чернышев «В защиту живого слова»

.   Ф. Крюков, П. Краснов «У казаков»

.   С.М. Соловьев «История России» 1989г.

.   «Словарь донских говоров» 1991г.

6. www.wikipedia.org

.   М. Шолохов «Донские рассказы»

.   М. Шолохов «Тихий Дон»


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.