Анализ применения прямых и косвенных налогов в налоговой системе России — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Анализ применения прямых и косвенных налогов в налоговой системе России

2020-04-01 118
Анализ применения прямых и косвенных налогов в налоговой системе России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НДС: практика взимания и уплаты

 

НДС составляет существенную часть налоговых поступлений в Федеральный бюджет Российской Федерации и регионов.

Для примера, рассмотрим анализ поступления НДС по центральному округу ИФНС города Москвы.

За 2008 год мобилизовано налогов и других обязательных платежей во все уровни бюджетов 566.249 тыс. руб., что составляет 151,43% к аналогичному периоду прошлого года.

В структуре поступлений по группам налогов доходы консолидированного бюджета формируются за счет поступлений в федеральный, региональный и местный бюджеты всех налогов и сборов.

Динамика поступления налогов и сборов приведена в табл. 2.

 

Таблица 2. Динамика поступления во все уровни бюджетов (тыс. руб.)

  Поступило 2008 год Поступило 2009 год

В том числе за 2009 г

      Фед. Бюд.

% к общ. Пост.

Мест. Бюд.

% к общ. Пост.

бюд. субъекта % к общ. Пост. % к поступ. 2008 г.
I кв. 33661 65043 7270

11,2

56429

86,7

1344 2,1 193,2
II кв. 74420 150446 23203

15,4

82990

55,2

44253 29,4 202,2
III кв. 114609 131907 24944

19

93846

71,1

13117 9,9 115,1
IV кв. 151233 218853 67143

30,7

93647

42,8

58063 26,5 144,7
Итого 373923 566249

122560

21,6 326912 57,8

116777

20,6 151,4
                       

 

Основная часть поступлений к общему поступлению за 2009 год приходится на местный бюджет. Больший процент поступлений в бюджет субъекта наблюдался во 2 квартале, а в федеральный - в 4 квартале 2009 года. Наблюдаются изменения в пользу местного бюджета, снижение доли федерального бюджета.

Основная часть доходов консолидированного бюджета сформирована за счет поступлений по следующей группе доходов (рис. 1.):

· налог на добавленную стоимость 96327 тыс. руб.;

· налог на прибыль 110253 тыс. руб.;

· налог на доходы физических лиц 200851 тыс. руб.;

· платежи за пользование природными ресурсами 22531 тыс. руб.;

· налог на имущество предприятий и организаций 33464 тыс. руб.;

· остальные налоги 37680 тыс. руб.

 

Рис. 1. Структура поступлений в консолидированный бюджет основных видов налогов и сборов за период 2007-2009 гг.

 

В 2009 году по сравнению с 2008 годом возросла доля в общем объеме поступлений таких налогов как налог на прибыль - 8,3%; НДС - 7,1%, НДФЛ 0,1%, по природным ресурсам на 1%, по налогу на имущество доля снизилась на 9,5%; и по остальным налогам доля поступления снизилась на 2%.

Темп роста к соответствующим периодам 2008 года по федеральным налогам - 202,2%, по местным налогам 110,8%, по региональным налогам поступления снизились на 28%, по налогам со специальным режимом - 166,5%.

За 2009 год в федеральный бюджет поступило 122560 тыс. руб.

Удельный вес налоговых поступлений в федеральный бюджет в общем объеме поступлений составляет 22%.       

Анализ поступления налогов за 2009 год и прошлый год приведен в табл. 3.

 

Таблица 3. Динамика поступлений основных видов налогов в федеральный бюджет (тыс. руб.)

 

Налоги

Поступило за аналогичные периоды

  2008 г 2009 г Тыс. р. %  НДС 41252 96327 +55075 233,51 Налог на прибыль 1456 11947 +10491 820,54 Прочие налоги 4126 7016 +2890 170,04 Итого 46834 115290 68456 246,17

 

Основная часть доходов федерального бюджета (Рис. 2) в 2009 году сформирована за счет налога на добавленную стоимость (96327 т.р.) и налога на прибыль (11947 т.р.).

 


Рис. 2 Динамика поступление основных видов налогов в федеральный бюджет за 2008 и 2009 годы

 

За 2009 г. произошло увеличение поступлений в федеральный бюджет на 68456 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом.

Исходя из табл. 3 видно, что по всем налогам за 2009 год наблюдается рост поступлений в федеральный бюджет. На снижение поступлений по прочим налогам повлияло изменение нормативных отчислений по налогам со специальным режимом, по сравнению с прошлым годом.

В настоящее время налоговая система Российской Федерации должна реально влиять на укрепление рыночных основ, способствовать развитию производства и служить одним из барьеров на пути социального обнищания населения. К числу наиболее важных принципов, которые необходимо учитывать при построении налоговой системы, относятся:

· разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

· универсализация налогообложения, которая обеспечивает одинаковое для всех налогоплательщиков требование эффективности хозяйствования, независимо от организационно-правовых форм хозяйствования; одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы деятельности; использование единых правил предоставления льгот;

· однократность обложения, заключающаяся в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;

· научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящий в обосновании той доли изъятия, которая позволит налогоплательщику иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. При установлении налоговых ставок должно раскрываться экономическое содержание налога;

· дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок;

· относительная стабильность нормативной базы, процедур налогообложения и простота порядка исчисления и взимания налогов;

· единый подход к вопросам налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

· четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти.;

· приоритет норм, установленных налоговым законодательством. перед нормами иных законодательно-нормативных актов, не относящихся к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающих вопросы налогообложения;

· определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов - с другой;

· учет фактора инфляции при построении и взимании того или иного налога.

Необходимо отметить, что многие из рассмотренных принципов были применены в экономике Российской Федерации в ходе проводимой налоговой реформы. Однако до полной их реализации на практике еще далеко.

Основными критериями в оценке налоговой системы служат си дующие:

· выбор форм налогов является, как правило, взвешенным компромиссом между эффективностью налоговой системы и ее справедливостью с точки зрения распределения налогового бремени;

· учет соотношения между административными издержками и затратами налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства;

· сначала повышение эффективности налоговой системы при росте налоговых ставок, а затем снижение эффективности.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.