Внешнеэкономическая политика Японии в 60-е - 90-е годы. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Внешнеэкономическая политика Японии в 60-е - 90-е годы.

2020-04-01 107
Внешнеэкономическая политика Японии в 60-е - 90-е годы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характерной чертой внешнеэкономической политики Японии является непрерывная координация и взаимопонимание между японскими предпринимателями и государственными структурами. Государство сыграло значительную роль в процессе накопления, концентрации и централизации капитала.

С одной стороны вмешательство государства в экономическую жизнь страны по американским стандартам очень сильно, но по сравнению с европейскими странами например с Франции степень влияния государственных структур примерно одинаково.

Обеспечение экономики страны энергоносителями и промышленным сырьем, защита интересов экспортеров капитала и товаров и создание на внутреннем рынке условия для развития приоритетных отраслей - это основные направления регулирования развития японской экономики. В целя достижения этих целей объединили свои усилия правительство и частные предприниматели. В любой стране, при японском посольстве существует отдел, проводящий постоянный анализ положения и перспектив деловых отношений со странами пребывания. Очень влиятельной и практически вездесущей является Японская организация внешней торговли (ДЖЕТРО), которая тесно связана с Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП). Из частных предпринимательских объединений особое упоминание заслуживает Федерация экономических организаций (Кэйданрэн).

С другой стороны надо отметить и тот факт, что большинство направлений, указываемые вышеупомянутыми структурами, носят рекомендательный характер.

Экономический подъем на кануне 60-х г. был вызван к жизни такими факторами, как массовое обновление основного капитала, расширение внутреннего рынка в результате аграрной реформы, которая привела к появлению в деревне большого числа хозяйств, предъявляющих все возрастающий спрос на сельскохозяйственные машины и орудия, химические удобрения и т.д. Заметное воздействие на ускорение темпов экономического роста оказало широкое использование в японской экономике, в первую очередь в промышленности, иностранных научно-технических достижений. Япония закупала много патентов и лицензий на технологию, экономя значительные средства и время на научно-технические исследования. Сыграло свою роль и определенное повышение жизненного уровня.

Премьер министр Японии Киси провозгласил "три принципа внешней политики” - “приверженность ООН, сотрудничество со свободным миром, укрепление позиции Японии как азиатской страны". Стремясь восстановить и укрепить позиции в азиатских странах, правительство при активном участии ведущих организаций монополистического капитала разработало ряд политических и экономических мероприятий, получивших название "экономической дипломатии".  

"Экономическая дипломатия" ставила перед собой задачу создать благоприятные условия для проникновения японского капитала в азиатские государства. Для закрепления в странах Юго-Восточной Азии Япония активно использовала репарации, выплачивавшиеся в форме поставок машин и оборудования и предоставления услуг японских специалистов. Репарационные соглашения, как правило, включали статьи об "экономическом сотрудничестве", что облегчало дальнейшее проникновение. Первой попыткой организованной японской экспансии в страны Юго-Восточной Азии был разработанный правительством план, согласно которому японские фирмы, используя предоставленные американскими банками кредиты, должны были разрабатывать ресурсы этих стран, направляя туда оборудование, технический персонал и т.д.

В начале 60-х гг. среднегодовой прирост промышленной продукции составлял 16,1%, а ВНП Японии в это время. увеличивался в среднем за год на 9,75%. Наряду с традиционными отраслями промышленности в эти годы быстро стали развиваться новые отрасли: электрорадиотехника, нефтехимия, производство синтетических материалов и т.д. Однако, несмотря на значительные успехи японской экономики, Япония еще сильно отставала от США и стран Западной Европы, особенно по производительности труда и объему национального дохода на душу населения. Правительство уделяло особое внимание вопросам экономики, видя в ускорении экономического роста путь к укреплению политической и социальной стабильности. Этими целями в конечном счете было продиктовано и выдвижение "плана удвоения национального дохода". Этот план-прогноз на 60-е годы был утвержден в конце 1962 г. Он предусматривал в целях удвоения национально дохода за десятилетний период ежегодный прирост объема производства на 9%, а также ставил задачи модернизации сельского хозяйства, мелкой и средней промышленности, развития отсталых районов, увеличения конкурентоспособности Японии на мировом рынке.

Провозглашенная администрацией Кеннеди политика "защиты доллара" наносила ущерб японскому экспорту в США, а проводившееся правительством Икэда под нажимом Вашингтона ослабления на ограничений на ввоз в страну американских товаров увеличивало дефицит внешнеторгового баланса Японии. В 1961-1962 гг. в экономике Японии произошел спад. Значительно снизились темпы экономического роста, уменьшилась загрузка оборудования в промышленности. Этот спад произошел в обстановке обострения экономических противоречий с США, в особенности из-за наплыва японских текстильных изделий на американский рынок. В начале 1963 г. США потребовали ограничить экспорт японских текстильных товаров. Обстановка в отношениях между двумя странами настолько накалилась, что ее характеризовали как " текстильную войну". В конечном счете этот вопрос был урегулирован, однако причины внешнеторговых противоречий между Японией и США не были устранены, и в последующем они неоднократно обострялись вновь.

В условиях экономического спада в японских экономических да и политических кругах становилось все более очевидным, что чрезмерная внешнеторговая ориентация на США чревата серьезными последствиями для экономики Японии. В Токио стали обращать больше внимания на других перспективных внешнеторговых партнеров, например на западноевропейские государства, не говоря уже о странах Азии.

В дальнейшей деятельности правительства одной из важнейших задач стало преодоление снижения производства в химической, целлюлозно-бумажной, текстильной и некоторых других отраслях промышленности. Для преодоления спада правительство широко прибегало к мерам государственно-монополистического регулирования - созданию картелей в целях ограничения производства, а также к концентрации производства и централизации капитала. Большое внимание правительство уделяло увеличению японского экспорта, повышению конкурентоспособности японской продукции: снижались налоги с корпораций, производящих товары на экспорт, уменьшались таможенные тарифы на импорт сырья и полуфабрикатов, используемых для экспортного производства, предоставлялись льготные государственные кредиты для экспортеров.

В начале 70-х годов заметно обострились экономические противоречия между Японией и США как следствие укрепления позиций Японии в мире. Еще в середине 60-х годов произошел переворот в японо-американской торговле: хронически пассивное для Японии сальдо превратилось в неизменно активное. Такое положение наглядно отражало нараставшую экспансию японских ТНК на рынок США. В1971 г. Япония испытала "два шоковых удара" со стороны США. 

Одним из них были жесткие валютно-финансовые меры, предпринятые правительством США для преодоления кризиса доллара и выравнивания платежного баланса. Отмена золотого паритета доллара и введение дополнительного 10% налога на импорт были направлены против всех основных конкурентов США, но их главной мишенью была Япония. Ей пришлось согласиться на введение " плавающего" курса иены, а затем провести ревальвацию иены почти на 17% и "добровольно" ограничить экспорт своих текстильных товаров в США.  

Вторым "шоковым ударом", на этот раз в политической сфере, было объявлено о визите президента Никсона в Пекин. Этот шаг, осуществленный ближайшим союзником Японии без каких-либо консультаций, на которые она, казалось, могла бы рассчитывать в соответствие с "договором безопасности", вызвал серьезное потрясение в правящих кругах Токио. Напряженность в японо-американских отношениях не была полностью устранена даже в результате двух встреч на высшем уровне - в январе и августе 1972 г.

Правительство уделяло повышенное внимание вопросам внешней политики, рассчитывая восстановить свой пошатнувшийся престиж и расширить рынки для японских товаров, чтобы путем увеличения экспорта облегчить выход японской экономики из кризиса. Премьер-министр Танака в 1974 г. посетил 11 стран - Филиппины, Таиланд, Сингапур, Малайзию, Индонезию, Мексико, Бразилию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Бирму. Однако поездка Танака в страны Юго-Восточной Азии привела к вспышке антияпонских настроений. В Мексике и Бразилии главе японского правительства было заявлено, что эти страны не согласятся снять ограничения на проникновение японского капитала в ключевые отрасли их экономики. Приуроченное к визиту Танака в Австралию подписание японо-австралийского договора, который регулировал бы политические и торгово-экономические отношения обеих стран, не состоялся: австралийцы не пошли на предоставление Японии равных условий в инвестиционной и коммерческой деятельности, опасаясь усиления экспансии японского капитала.  

Министр иностранных дел Японии Кимура в ноябре 1974 г. посетил Гану, Нигерию, Заир, Танзанию и Египет. Это был первый визит японского министра иностранных дел в страны Черной Африки. И там японская политика подверглась критики как в отношение торговой экспансии, так и в связи с нарушением ею установленных Советом Безопасности ООН санкций на торговлю с ЮАР.

В ноябре 1978 произошла смена руководства. Одним из главных направлений своей внешнеполитической деятельности правительство Фукуда избрало всемерное развитие связей со странами, входящими в АСЕАН, в целях укрепления позиций японских монополий в этих странах. Государства-члены АСЕАН являются важными поставщиками сырья и топлива для Японии и покупателями многих видов японской промышленной продукции. По общему объему товарооборота со странами АСЕАН Япония обгоняет другие развитые страны, включая США, что позволяет ей оказывать значительное воздействие на экономику этих стран.  

Важной вехой японской экспансии в Юго-Восточной Азии стало совещание, на котором Япония обещала предоставить 1 млрд. долл. в форме кредитов на льготных условиях для строительства по одному крупному промышленному проекту в каждой из стран АСЕАН, удвоить в течение пяти лет государственную помощь развитию, рассмотреть вопрос об отмене или ослаблении тарифных барьеров на экспорт из стран АСЕАН в Японию, чтобы сократить их огромное отрицательное сальдо в торговле с Японией.

В принципе, именно огромные торговые дефициты партнеров Японии являются причиной для постоянной угрозы принятия новых мер, особенно со стороны США и стран ЕС, направленных против наплыва японских товаров.

Осуществляя торговую экспансию "по всем азимутам", Япония в то же время разными способами сдерживает аналогичную деятельность иностранных корпораций на своем рынке. Долгие годы не прекращается борьба США и ЕС за ослабление японского протекционизма, за открытие японского рынка.  

Япония является активным участником большинства международных экономических и финансовых организаций. Являясь с 1955г. членом ГАТТ и учитывая тот факт, что двигателем развития страны - это отрасли экспортной ориентации, она играла значительную роль во всех переговоров по проблемам взаимного снижения тарифных и нетарифных барьеров.

Понизив таможенные пошлины после переговоров по линии ГАТТ в рамках "раунда Кеннеди" (1964 - 1967 гг.), Япония в начале 70-х годов в соответствие с требованием США сократить дисбаланс в торговле снова снизила тарифы на значительную группу товаров. Но потом в Японии в связи с общим конъюнктуры в мире усилились протекционистские тенденции. Под давлением партнеров на переговорах в рамках "токийского раунда" (1973 -1979 гг.) Япония согласилась на новые тарифные уступки на 1980 - 1986 годы, а после встречи Накасон - Рейган Токио в июне 1986 г. принял решение уменьшить на 20% импортные пошлины на 2400 видов товаров и полностью их отменить по 30 видам. Но это, казалось бы, широкое мероприятие не удовлетворило ни США, ни ЕС по нескольким причинам. Во-первых, пошлины были отменены прежде всего на такие предметы импорта Японии, по которым ее конкурентоспособность выше и увеличение ввоза, которых она может не опасаться (телекоммуникационное оборудование, бытовая электроника, фармацевтика и др.). Во-вторых не были понижены тарифы на многих импортных изделий, которые в обратном случае могли бы более успешно конкурировать с японскими (ЭВМ и их компоненты, сельскохозяйственные машины, автомобильные части). В-третьих, Япония еще не разобрала множество нетарифных барьеров (количественные лимиты, административные правила, бесчисленные неформальные ограничения и т.д.), которые более эффективно препятствуют импорту определенных товаров, чем тарифные. Речь идет прежде всего о промышленном сырье и топливе, а также продовольствии, в торговле которыми столкновения США и Японии так часты. Журнал "Форчун" приводит многочисленные жалобы западноевропейских предпринимателей на трудности прорыва и освоения японского рынка. Так, импортные пошлины и налоги на продажу 1л. виски из стран ЕС составляют 13,79 долл., а налоги на продажу 1л. японского виски - 1,74 долл.

На протяжении последних 15 лет усилия государства были сосредоточены на адаптировании промышленности страны к новой структуре издержек производства, сложившейся после середины кризиса 70-х гг., на свертывании материало- и энергоемких производств и отраслей и стимулировании развития экономики по линии повышения наукоемкости. Роль государства в экономическом развитии страны традиционно весьма значительна. В последние годы она все более трансформируется по линии использования косвенных рычагов управления, отказа от прямого вмешательства и регламентации деятельности предприятий, либерализации режима участия страны в международных экономических отношениях на основе все большей "открытости" экономики.

Предметом первостепенной заботы государства в настоящее время и на перспективу 10-15 лет является обеспечение достаточно плавного перехода экономики страны на путь интенсивного развития, поскольку действие экстенсивных факторов роста существенно затруднено. В настоящее время приоритетами внимания является развитие высокотехнологичных и непроизводственных отраслей, расширения производства за рубежом, увеличение импорта при одновременном росте зарубежных инвестиций, создание конкурентоспособной информационной экономики, сокращение внешнеторгового дисбаланса и уменьшение зависимости от импорта сырьевых товаров и энергоресурсов, хотя разработанная в стране концепция "комплексной экономической безопасности" исходит из предпосылки сохранения Японии до 2000-2010 гг. в числе крупнейших импортеров промышленного сырья, полуфабрикатов и топлива, вопросам ресурсного обеспечения и диверсификации источников снабжения будет уделено повышенное внимание.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.