Основные тенденции и проблемы развития внешней торговли Японии в 60-е - 90-е годы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные тенденции и проблемы развития внешней торговли Японии в 60-е - 90-е годы

2020-04-01 113
Основные тенденции и проблемы развития внешней торговли Японии в 60-е - 90-е годы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внешнеэкономические связи Японии в условиях исключительной бедности природными ресурсами традиционно были ориентированы на обеспечение промышленности необходимыми топливными и сырьевыми материалами. Внешняя торговля являлась основной формой участия Японии в системе мирохозяйственных связей. В период структурной трансформации экономики произошло смещение акцентов во внешнеэкономической стратегии. Успехи политики экономии всех видов ресурсов несколько снизили "нагрузки" на экспорт как на источников доходов для импорта. Однако, начиная с 60-х гг. за исключением 1973-1975 гг. включительно, сальдо торгового баланса Японии всегда сводилось с положительным итогом и на конец 1992 г. составил 106,6 млрд. долл. 

Диспропорции во внешней торговле легко обнаружить при ее рассмотрении как в товарном, так и в географическом разрезе.

В географическом плане внешнеторговый товарооборот Японии ориентирован на США (по экспорту - 28,4% в 1992г., по импорту - 22,6), ЕС (18,4 и 13,4%), стран ЮВА (30,2 и 21,7%). Торговля с большинством стран и регионов носит ярко выраженный несбалансированный характер. Направления импортных поставок и экспортных потоков по стоимости чаще всего не совпадают, причем эти диспропорции, как правило, обладают хроническим характером. Характерна концентрация торговли Японии на странах Тихоокеанского бассейна, к которому принадлежит и сама Япония.  

В основе постоянного активного сальдо торгового баланса лежат особенности товарно-отраслевой структуры экспорта - высокая степень концентрации экспорта на узкой группе современных промышленных изделий. Так в 60-х г. на одни только текстильные товары приходилось более 30% все продаж за рубеж. На протяжении 70-х гг. до рекордно высокого уровня удельный вес машиностроения, обладающего повышенной нормой добавленной стоимости. Япония стала государством с самой высокой долей готовой продукции в экспорте, а также наиболее обеспеченной промышленной продукции вообще. Соответственно, в середине 70-хг. на внешних рынках реализовалось более 80% произведенных на японской территории судов, фотоаппаратов, кинокамер и часов, более 70% автомобилей, 2/3 синтетических тканей и телевизоров и т.д. Ведущими по удельном весе в стоимости всех вывозимых товаров были отрасли, производящие автомобили (15,9% в 1978г.), чугун и сталь (12,1%), комплектное оборудование (11,8%), суда (7,4%), а также бытовой электронной аппаратуры (2,7%). В 80-х гг. вывозилась в основном продукция опять таки обрабатывающей промышленности - свыше 99% стоимости экспорта, составившей в 1988 г. 256 млрд. долл., причем почти 75% - машины, оборудование и транспортные средства. Более 40% всего вывоза приходилось на две группы товаров - автомобили и изделия электроники. В начале 90-х гг. эта тенденция сохранилась, повышается удельный вес высокотехнологичных и наукоемких товаров.

В импорте Японии (1988г. - 187 млрд. долл.) по прежнему ощутимо значение группы промышленного сырья и минерального топлива (34% стоимости всего импорта). Вместе с тем в структуре импорта заметны и качественные сдвиги - неуклонно растет удельный вес обработанной продукции (свыше 50% против 30% в 70-е гг.), причем машинно-технические изделия по стоимости обошли сырую нефть (25 млрд. долл. в 1988 г.). Главное место в группе готовых товаров и полуфабрикатов занимают промышленные полуфабрикаты, на импорт которых Япония переключилась с середины 80-х гг. Так металлов и изделий из них она ввозила почти вдвое больше, чем металлургического сырья; пиломатериалов, продукции деревообработки и целлюлозно-бумажных товаров - на 50% больше, чем круглого леса; химических продуктов всего - на 20% меньше, чем нефти. Импорт сельскохозяйственных товаров вышли за рамки 10 ведущих позиций.  

В 1992 г. объем импорта Японии составил 214 млрд. долл. В начале 90-х г. активный торговый баланс Японии формировался в основном в товарообмене с ее основными партнерами: НИС, США и странами ЕС. Торговый баланс со странами Латинской Америки тоже увеличился, однако наблюдается тенденция сокращения оттуда японского импорта, тогда как экспорт увеличивается. Подобная тенденция наблюдается и в торговле Японии со странами ОПЕК, что вместе с падением цен на нефть и увеличение импорта этих стран привело в 1992 г. г значительному сокращению японского дефицита.

Торговые партнеры Японии в этом периоде переживали экономический спад, что отразилось на динамике потребления и процессе инвестирования, которые вместе с ревальвацией иены привели к уменьшению стоимости импорта. Единственным исключением, пожалуй, был японский импорт из Китая, который только за 1992 г. (по сравнению с предыдущим годом) вырос на 14%. Примечателен факт, что этот импорт больше чем на 1/3 состоит из "текстильных изделий".

Импорт из США и стран ЕС уменьшился в стоимостном выражении примерно одинаково на 6,5%. По отношению стран ЕС это в основном связано с уменьшением некоторых групп потреблрд. долл. доля сырья и топлива еще снизилась тогда, как увеличился ввоз изделий машиностроения, в первую очередьительских товаров. Что касается США, то уменьшение было в основном за счет сокращения импорта товаров машиностроительных отраслей. 

Экспорт Японии в страны ЕС и США в стоимостном выражении остался неизменным. Такое положение, которое с исторической точки зрения экономической экспансии Японии в этих странах можно охарактеризовать как "плохое", скорее всего связано с пониженной экономической активности этих двух центров в этом периоде, и, вторая причина, ревальвация иены, приводящая к увеличению конкурентноспособности товаров, произведенных в странах Юго-Восточной Азии, привела к ослаблению японских позиций на этих рынках.

Несмотря на общее выравнивание объемов японского экспорт на рынках двух этих центров, в начале 90-х г. наступили важные изменения в его составе. В частности экспорт продукции группы "офисное оборудование и телекоммуникационная аппаратура", на которую сказалась "чувтсвительность" Европы сокращается. Наоборот, в США эта группа остается без изменений.  

В современной внешнеэкономической стратегии Японии основная роль в выравнивании диспропорций во внешней торговле отводится наращиванию экспорта капитала, т.е. увеличение зарубежного производства готовой промышленной продукции взамен простого товарного экспорта, а также расширению "официальной помощи развитию" развивающимся странам, используемой в качестве стимула для дальнейшей экспансии.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.