Состав и структура расходов бюджета на социальную политику — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав и структура расходов бюджета на социальную политику

2020-04-01 181
Состав и структура расходов бюджета на социальную политику 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения, социальную помощь, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%) [19. С. 490]. За счет средств федерального бюджета финансируются в основном пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов, а также расходы на осуществление миграционной политики. За счет региональных бюджетов финансируются главным образом учреждения социального обеспечения, социальная помощь, прочие мероприятия в области социальной политики, пособия гражданам, имеющим детей.

Через местные бюджеты обеспечиваются в основном расходы на учреждения социального обеспечения, молодежную политику, на пособия гражданам, имеющим детей.

Из федерального бюджета финансируется выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета. Важное место в расходах федерального бюджета на проведение социальной политики занимает финансирование федеральных программ «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др.

Большая роль в реализации социальной политики государства отводится территориальным органам власти. Территориальные органы власти несут ответственность за развитие социальной сферы на территории, осуществляют руководство учреждениями социальной сферы, находящимися в их ведении.

Большой объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты. Эти средства используются для строительства и содержания домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами, для их обучения и трудового устройства, оказания им санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям, на проведение молодежной политики и др.

Наибольший объем средств территориальных бюджетов, направляемых на осуществление социальной политики, ассигнуется на содержание учреждений социального обеспечения и на социальную помощь населению. Эти средства используются на следующие цели:

социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми. В том числе на выплату пособий, доплат и компенсаций, на оказание натуральной помощи, организацию отдыха и досуга детей, на льготы, предоставляемые семьям с детьми;

социальная поддержка пожилых граждан. В том числе материальная поддержка, оказание социальной помощи, натуральная помощь;

социальная поддержка инвалидов (материальная помощь, предоставление льгот);

социальная поддержка молодежи. В том числе на укрепление здоровья, материальную помощь, мероприятия по молодежной политике, содействие занятости трудоустройству [19. С. 492].

В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат:

содержание учреждений социального обеспечения и службы занятости;

содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

содержание учреждений по обучению инвалидов;

социальная помощь;

возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф;

программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

средства, передаваемые Пенсионному фондуРФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим в соответствии с законодательствомРФ;

выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан;

компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций;

финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков;

субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога;

пенсии военнослужащим и членам их семей;

выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;

расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами;

расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;

расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;

оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;

прочие расходы социального характера.

Кроме бюджетных ресурсов, территориальные органы исполнительной власти используют для оказания материальной помощи этим слоям населения средства, мобилизуемые в региональные и местные внебюджетные фонды. За счет средств этих фондов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и др.

Таким образом, наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения, социальную помощь, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%).


1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая бюджетное финансирование социальной политики

 

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ (ч. 1 ст. 7). Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации социальные права человека закрепляются в ст. 38-41 и 43 Конституции РФ [1].

Так часть 1 ст. 39 перечисляет основания социального обеспечения. Часть 2 ст. 39 закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ч. 3 ст. 39 поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В ч. 2 ст. 41 Конституции РФ определяется общий порядок разработки и финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения. В соответствии с Основами об охране здоровья граждан в стране разрабатываются и финансируются федеральные программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию государственной, муниципальной и частной форм здравоохранения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан [1].

В 1996 г. принят Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» [10]. Он устанавливает структуру и состав бюджетов всех уровней РФ.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее БК РФ) [2] устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и финансирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в стране, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Правовой основой социальной политики также является Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ [8] и ряд других законов и законодательных актов.

В области трудовых отношений и оплаты труда был принят Федеральный Закон РФ от 09.01.1997 г. №6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» [12]. Он выражен в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере занятости населения, является Закон Российской федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 1991 г., который в настоящее время действует в редакции Федерального закона от 20.04.1996 г. [9] и 21.07.1998 г. с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в федеральный Закон от 25.12.2008 г. №287-ФЗ [17]. В Законе говорится о государственной политике в области содействия занятости населения, полномочиях федеральных органов власти с субъектов федерации. Закон закрепляет права граждан в области занятости, в частности, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу.

Среди нормативно-правовых актов регулирующих отношения в сфере занятости населения необходимо отметить ряд правовых норм касающихся обеспечения занятости граждан. Среди них Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» [4], «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [11], «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» [6] и другие.

Пенсионное законодательство насчитывает свыше 50 основных нормативных актов. Наиболее важным является Федеральный Закон «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г., №1340 (с последующими изменениями и дополнениями) [5]; Федеральный Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах Внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. [7].

В области государственного социального страхования и здравоохранения выступает Федеральный Закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №165-ФЗ [14], Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. №125-ФЗ (с изменениями) [3] и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов. Страховое обеспечение по отдельным видам обязательного социального страхования является: оплата медицинским учреждениям расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пособие по временной нетрудоспособности, пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; пособие по безработице, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособие по рождению ребенка; пособие на санаторно-курортное лечение, социальное пособие на погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение. Обеспечение по обязательному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. К денежным выплатам относятся пенсии и пособия. К благам и услугам относятся средства государственного социального страхования, направляемые на проведение оздоровительно-профилактических мероприятий.

В Российской Федерации реализуется долгосрочная государственная демографическая программа, основные направления которой определены в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №170-р утвержден План мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [16], в соответствии с которым семья получает право на получение материнского капитала в размере 250 тыс. руб., а в 2009 году он составил 312 тыс. руб. В 2010 г. эта сумма составила 343278 руб. Введение этой беспрецедентной меры государственной поддержки, направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи.

В целях развития пенсионной системы и обязательного социального страхования приняты Федеральные законы от 24.07.2009 №212-Ф3 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхованию» и №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»».

Указанными федеральными законами предусматривается переход к страховым принципам формирования доходов обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования и установление определенного уровня страховых выплат застрахованным лицам, обеспечиваемого за счет поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

На заседании Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции и подкомиссии по обеспечению устойчивого развития российской экономики Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции 30 марта 2010 г. 9 апреля 2010 г. была рассмотрена карта проекта «Поддержка социально незащищенных групп населения» по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (далее - карта проекта).

Таким образом, рассмотрев теоретические основы расходов бюджета на социальную политику, можно отметить следующее.

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни. Задачами социальной политики являются: распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения; ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства; обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает; предоставление медицинских и образовательных услуг; расширение сети и улучшение качества транспортных услуг; оздоровление окружающей среды.

Наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения, социальную помощь, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%).

Основными нормативно-правовыми актами в области социальной политики являются Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.