Способы профилактической работы с девиантными подростками. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Способы профилактической работы с девиантными подростками.

2020-04-01 156
Способы профилактической работы с девиантными подростками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Поскольку отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторно обусловленную структуру, то и проблема социальной профилактики также должна носить многоплановый и многоуровневый характер.

Социальная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в настоящее время представляет собой систему мер социально – правовой, медико – психологической и социально – педагогической помощи семье, детям, юношеству.

Ведущую роль играет многопрофильная государственная социальная служба семьи и детства. 

Она включает органы народного образования, здравоохранения, культуры, внутренних дел (милиции), отделы по делам молодежи, суда и прокуратуры, юридические консультации, ЗАГС, нотариальные конторы, благотворительные фонды, общественные объединения, службы социальной помощи семье и ребенку, служба доверия, социальный приют для детей, реабилитационный центр и др.

Практическая реализация защитно-охранной, учебно-воспитательной концепции преодоления трудновоспитуемости, профилактики правонарушений требует, прежде всего, решения вопросов организационно – управленческого, кадрового, материально – финансового, нормативно – правового, медико – психологического, социально – педагогического и информационного обеспечения системы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Организационно – управленческое обеспечение предполагает преодоление межведомственной разобщенности воспитательно-профилактической деятельности школы, семей, комиссий, инспекций по делам несовершеннолетних, детоприемников, центров социально – психологической помощи семье, детям, подросткам, реабилитационных центров, социальных приютов, школ – интернатов и т.д., их взаимодействие по своевременному выявлению и оказанию соответствующей помощи семье, детям и подросткам группы социального риска.

Кадровое обеспечение включает расширение деятельности по обоснованию необходимости таких новых должностей и профессий, как социальный педагог, социальный работник, превентивный психолог, более глубокой разработки проблем и научных оснований подготовки соответствующих кадров в вузах республики.

Кроме того, следует усилить работу по более углубленной профессиональной психолого – педагогической и правовой подготовке учителей, сотрудников инспекции и комиссий по делам несовершеннолетних, воспитателей учебно – воспитательных учреждений и других лиц, занятых в превентивной  и пенитенциальной практике.

Любой человеческий поведенческий акт совершается в определенной жизненной ситуации, в которой взаимодействуют внешние условия и внутренние предпосылки. Поведенческий акт детерминирован и самодетерминирован. 

В результате этих процессов поведенческий акт становится человеческим поступком. В поступке личность самовыражается, и поэтому он совершается практически осознанно, по доброй воле, по внутреннему побуждению. При этом личность опирается на требования нормативной нравственности. Мотивом поведения является долг, совесть и т.д. Поступок, лишенный нравственного результата, называется проступком.

Конкретное поведение зависит от установок, самооценки личностных качеств школьника, конкретной ситуации.

В профилактике трудновоспитуемости важное значение приобретает проблема взаимодействия внешней и внутренней регуляции поведения. Изменение поведения требует изменения его внутренних факторов, интенсивного формирования положительных черт и качеств личности, идеалов и убеждений. Идеально воспитанная личность обладает высокой сопротивляемостью и отрицательным влиянием, способностью преодолевать недостатки своего характера.

Поэтому предупреждение трудновоспитуемости – это прежде всего воспитание целостной личности с общественной направленностью, обладающей активной социально ценной жизненной позицией, нравственной культурой. Для такой личности характерна высокая волевая культура, проявляющаяся в способности преодолевать трудности, сопротивлении неблагоприятным и вредным влияниям, умении управлять собой в самых сложных обстоятельствах, а также культура самосовершенствования, выражающаяся в объективном познании себя и других людей, в умении определить цель, методы и средства самовоспитания и самоперевоспитания.

Важная задача воспитания – постоянное совершенствование направленности личности.

Положительный опыт необходим во всех видах деятельности, особенно в учении. Нужно уметь создать ситуацию успеха в учении, организовать положительные переживания, помочь преодолеть трудности учения и на этой основе формировать интересы ученика. Общим показателем дисциплинированности и культуры поведения выступает самодисциплина, т.е. способность человека подчинять свое поведение общественным критериям, самостоятельно, по своей инициативе и под своим контролем. Очень важно воспитать у учащихся умение противостоять «отрицательным» влияниям, формировать у них твердое убеждение, единство сознания и поведения.

Цель педагогического руководства – в преодолении трудновоспитуемости – создание образа жизни, который позволит трудному подростку управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное поведение. Отсюда необходимость построения соответствующей модели жизнедеятельности, труда, быта и отношений подростков в зоне ближайшего окружения, с тем чтобы можно было учесть общие и индивидуальные особенности в каждом из воспитанников и продумать конкретные в каждом случае условия воспитания. В работе по педагогическому руководству переплетаются элементы педагогической диагностики, прогнозирования, моделирования, организация жизни подростков, контроля и самоанализа результатов воспитательной работы.

Школы, а также создаваемые ныне социально – реабилитационные центры для несовершеннолетних должны направлять свои условия на:

- выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних, нарушающих нормы морали и права, допускающих девиантные формы поведения;

- психолого – педагогическое обследование детей, направленное на установление форм их социальной дезадаптации;

- изучение состояния нервно – психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения детей и подростков;

- разработку индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков, включающих профессионально – трудовой, учебно – познавательный, социокультурный, физкультурно – оздоровительный и иные компоненты. Они должны быть направлены на:

- вывод их из той сложной ситуации, в которую передают детей – правонарушителей, и создание условий для нормальной жизнедеятельности;

- изменение отношения детей и подростков к учебной деятельности, восстановление нарушенных связей со школой, привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности;

- восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

- оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среды ближайшего окружения;

- содействие подросткам в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также профессиональной ориентации и получению специальности:

- включение детей и подростков в разнообразные виды общественно – полезной деятельности;

- оказание комплексной медико – психолого – педагогической и правовой помощи;

- решение, при необходимости, вопросов устройства детей и подростков в исправительные учреждения.

Методика педагогической профилактики правонарушений должна строиться на основе дифференциации системы общих методов воспитания и специальных воспитательных воздействий в зависимости от социально – педагогической ситуации, направляется на выработку нравственной устойчивости, сопротивляемости отрицательным воздействиям среды. Педагогическое руководство профилактикой правонарушении включает: диагностику уровня воспитанности учащихся, выявление причин, приведших их к отклонениям в нравственном развитии; планирование воспитательной работы; предложение образца – идеала высоконравственного поведения и практические действия подростков в соответствии с нравственными, правовыми и эстетическими нормами, стимулирование активности подростка в самосовершенствовании высоконравственных качеств; корректировке воспитательной работы.

Обеспечение этой поэтапности, определенной системности работы педагогов в урочной и внеурочной деятельности, индивидуальный подход к подросткам способствует формированию у них нравственной устойчивости.

 

                    


 2.3. Метод реабилитации

 

Опыт психокоррекционой работы позволил сформулировать ряд теоретических и практических приложений, которые можно рассматривать как варианты первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в рамках комплексной медико – психологической и социально – педагогической программы профилактики девиантного поведения у подростков.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.