Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о Совете таможенного сотрудничества 16 декабря 1993 года — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о Совете таможенного сотрудничества 16 декабря 1993 года

2020-04-01 176
Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о Совете таможенного сотрудничества 16 декабря 1993 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Членство Беларуси в ВТО положительно влияет на развитие таможенного дела в республике. Все материалы, разработанные комитетами и рабочими группами организации, поступают в Государственный таможенный комитет и используются при подготовке как национальной нормативной базы, так и международных договоров.

В настоящее время роль ВТО для торговой и таможенной политики чрезвычайно высока. Как член этой организации Республика Беларусь принимает активное участие в разработке проектов международных договоров и других документов, носящих рекомендательный характер, по вопросам таможенного регулирования.

Наибольший интерес для таможенных органов представляет участие в работе Комитета по борьбе с таможенными правонарушениями, Комитета по Гармонизированной системе, Комитета по таможенной оценке, Комитета по происхождению товаров, Постоянного технического комитета и Рабочей группы по обучению.

Например, Технический комитет по таможенной оценке состоит из представителей стран-членов ВТамО и собирается на сессии как минимум два раза в год. Именно Техническому комитету принадлежит право трактовать Соглашение по применению статьи XII ГАТТ и разъяснять действие его отдельных положений. При этом решения Технического комитета обязательны для исполнения всеми странами-членами. После рассмотрения всех нюансов того или иного проблемного вопроса Технический комитет готовит и публикует так называемые «Совещательные мнения», «Комментарии», «Пояснительные замечания» и «Анализ ситуаций». Каждое из таких решений имеет свое правовое применение. ГТК получает все указанные материалы и использует их при адаптации таможенного законодательства международным требованиям.

В результате подписания Договорного письма и Соглашения между Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, Всемирной таможенной организацией и программой ООН по контролю за наркотиками на средства этих организаций в Государственном таможенном комитете создан центр по сбору и обмену информацией о контрабанде наркотических средств, который входит в систему информационного взаимодействия (РИЛО) для стран Центральной и Восточной Европы.

Государственным таможенным комитетом формируется библиотека официальных изданий Всемирной таможенной организации.

Ежегодный взнос Республики Беларусь в бюджет ВТО составляет 0,15% от общего бюджета ВТО (пропорционально доле РБ в объеме мировой торговли). Оплата данного взноса осуществляется из средств республиканского бюджета.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Первая сессия Конференции состоялась в Женеве в 1964 г. (Швейцария). Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства-члена ООН, специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года. Членами ЮНКТАД являются 186 государств - членов ООН и 3 члена представляют специализированные агентства.

Организационная структура. Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (здесь следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Всего было проведено 10 сессий.

С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.

Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

В области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, важнейшим мероприятием ЮНКТАД было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран - получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.

ЮНКТАД публикует следующие издания: Доклады о наименее развитых странах; Бюллетень ЮНКТАД; Транснациональные корпорации; Наука и техника сегодня; Система оценки передовых технологий; Морской транспорт; Цены на сырьевые товары; ЮНКТАД-Ревю - ежемесячный бюллетень.

В сороковые годы двадцатого века, после окончания второй мировой войны, была предпринята попытка создать международную торговую организацию (МТО). В проекте её Устава предлагалось решение многих спорных вопросов регулирования мировой торговли. Но правительства ряда стран существенно расходились в представлениях, как на практике реализовывать заложенные в этом документе принципы. Поэтому МТО так и не состоялось. Заполнило образовавшийся вакуум временное Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Решение о его создании было выражено в Протоколе Женевской конференции по тарифам 1947 года. В нём 23 страны-участницы обошли различные политические и конституциональные проблемы. Соглашение вступило в силу 1 января 1948 года.

Целью ГАТТ являлось обеспечение предсказуемости международной торговой среды и либерализация торговли в интересах содействия экономическому развитию. Были выработаны определенные правила: режим наибольшего благоприятствования; отмена количественных ограничений на импорт, если это не наносит ущерба финансовому положению страны; запрещение предоставлять новые преференции; решение спорных вопросов путем взаимных консультаций.

ГАТТ выполняло следующие функции:

формулировало комплекс согласованных между странами-участницами правил, регулирующих поведение правительств в области международной торговли и в некоторых смежных сферах экономических отношений;

исполняло роль форума для проведения переговоров с целью либерализации торговли;

помогало правительствам разрешать коммерческие споры с другими странами-членами ГАТТ.

В результате действия Соглашений ГАТТ средний уровень таможенных пошлин на товары снизился с 40 до менее, чем 5%, приняты другие меры по либерализации торговли. ГАТТ стало основой, на которой образовался и получил самостоятельное существование целый ряд специальных соглашений (в частности, по сельскому хозяйству, текстилю, техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным нормам, по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, по антидемпинговым мерам и так далее).

Был подготовлен и подписан ряд соглашений, значительно расширивших сферу регулирования экономических отношений и охвативших торговлю результатами творческой деятельности (ТРИПС), услугами (ГАТС), а также иностранные инвестиции, связанные с торговлей.

В рамках ГАТТ было проведено 8 туров многосторонних переговоров (раундов). Наибольшее значение имел Уругвайский раунд (123 страны). Одним из результатов Уругвайского раунда торговых переговоров явилось создание Всемирной торговой организации, которая начала функционировать с 1 января 1995 года.

Все Соглашения, относящиеся к товарам, вместе с «ГАТТ-94» (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) вошли в состав ВТО под общим названием «Многосторонние Соглашения в области торговли товарами». Кроме того, в ВТО вошли ТРИПС, ГАТС и соглашение по инвестициям, связанным с торговлей.

ВТО - крупнейшая международная экономическая организация, определяющая правила международной торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности и осуществляющая контроль за их исполнением.

Правовой основой ВТО являются ГАТТ в редакции 1994 г. (поэтому новую организацию часто называют ВТО/ГАТТ), а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран-членов (за исключением необязательных соглашений по торговле гражданской авиатехникой, по режиму правительственных закупок). Кроме того, в состав ВТО неотъемлемой частью входят так называемые механизм обзоров торговой политики и механизм разрешения споров. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран - членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать. ВТО получила полный правовой статус международной организации. Местопребывание ВТО - Женева (Швейцария).

Членом ВТО может быть страна, присоединившаяся ко всем соглашениям и договоренностям «уругвайского» раунда, кроме соглашений, перечисленных выше.

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Основными направлениями деятельности ВТО являются:

Ø контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;

Ø выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;

Ø урегулирование торговых споров между странами-членами;

Ø наблюдение за торговой политикой стран-членов;

Ø сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.

В январе 1995 г. Генеральным советом ВТО Республике Беларусь был предоставлен статус наблюдателя в этой организации. Вступление Беларуси в ВТО требует проведения переговоров по перечню тарифных уступок и обязательств, мерам по облегчению импорта, мерам по субсидированию импорта, по перечню специфических обязательств по торговле услугами. Необходимым становится приведение законодательства республики в соответствие с нормами и правилами ВТО. Это прежде всего касается положений об антидемпинговых мерах, субсидиях, технических барьерах, системе лицензирования товаров, торговле правами интеллектуальной собственности и др.

В настоящее время в связи с курсом на создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана принято решение о совместном вступлении в ВТО тройки указанных стран, как членов единого таможенного союза. С одной стороны, условия вступления в ВТО для РБ могут быть менее оптимальными, чем если бы РБ вступала в ВТО самостоятельно, но с другой стороны вес в ВТО создаваемого таможенного союза позволит обеспечить реальную защиту интересов РБ. Очевидно, что второе преимущество перевешивает указанные недостатки.


Литература

 

1. Таможенный кодекс Таможенного Союза от 27 ноября 2009 года №17 (в ред. Протокола от 16.04.2010).

2. Берков Е.А., Галанжин Е.Ф. Учебное пособие в помощь слуша­телям, изучающим таможенное дело. - М., 2010.

.   Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. - М., 2008.

.   Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. - М., 2009.

.   Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. - М., 2009.

.   Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации / Под ред. А.А. Гравина, Л.К. Терещенко, М.П. Шестакова. - М., 2011.

.   Российское таможенное право. / Под ред. Б.Н. Габричидзе. - М., 2009.

.   Попова И.Н., Шнур Л.В. Комментарии к Таможенному кодек­су. Основная часть. - СПб., 2010.

.   Таможенное право. Учебник / Под ред. Б.Н. Габричидзе. - М., 2008.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.