Принципы международного сотрудничества в области таможенного дела — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Принципы международного сотрудничества в области таможенного дела

2020-04-01 161
Принципы международного сотрудничества в области таможенного дела 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

таможенный сотрудничество правовой

Международное таможенное сотрудничество базируется на принципах государственного суверенитета, в соответствии с которым, государство может защищать свои экономические интересы, в том числе и в сфере международной торговли.

Как в общих международных отношениях, так и международных таможенных отношениях основным субъектом является государство, но иногда от его имени им может быть таможенная служба. Юридическими источниками международных таможенных отношений являются:

Ø международный договор, как общий, так и по специальным вопросам международных таможенных отношений;

Ø международный обычай, признанный государствами в качестве правовой нормы;

Ø общие принципы современного международного права;

Ø внутреннее законодательство;

Ø прецеденты международных отношений;

Ø действующая практика в области международных таможенных отношений;

Ø решения международных организаций по вопросам международного таможенного сотрудничества и взаимопомощи государств.

В качестве вспомогательного источника могут быть использованы решения международных судов и арбитражей, а также официальные доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

Рассмотрим подробнее основные из перечисленных источников.

Общие принципы современного международного таможенного права. Представляют из себя наиболее важные и наиболее общие правила поведения участников международных торговых отношений. Они оказывают определенное влияние на создание международных таможенных норм, являющихся наиболее конкретными правилами поведения государств в сфере международных таможенных отношений.

Общими принципами, сложившихся в ходе практического осуществления международных экономических и таможенных связей, являются:

Ø принцип содействия становлению нового экономического порядка, основанного на подлинной справедливости, суверенном равенстве национальных экономик, взаимозависимости, взаимной и равной выгоде в таможенном сотрудничестве между всеми государствами независимо от их экономических и социальных систем;

Ø принцип запрещения прямых или косвенных действий, имеющих целью препятствовать осуществлению экономического суверенитета государств;

Ø принцип обеспечения постоянного и все возрастающего расширения и либерализации международной торговли, основывающейся на универсальном применении режима наиболее благоприятствуемой нации;

Ø принцип равноправного использования государствами преимуществ международного разделения труда, способствующего развитию широкого разностороннего торгового обмена;

Ø принцип содействия экономическому росту развивающихся стран и преодоления имеющегося экономического разрыва между промышленно развитыми и развивающимися странами в целях укрепления экономического суверенитета развивающихся стран;

Ø принцип совершенствования организационного механизма международного таможенного сотрудничества в рамках организаций, конференций;

Ø принцип невзаимности. Этому принципу в практике международных отношений развивающихся стран придается большое значение.

Содержание последнего принципа составляют таможенные, торговые и иные льготы и уступки развитых промышленных стран развивающимся государствам, предоставляемые без взаимности. Важным следствием применения принципа невзаимности для развивающихся государств является предоставление их товарам тарифных уступок, или преференций, на рынках промышленно развитых стран (речь идет об Общей системе преференций).

Международный обычай. Международный обычай представляет собой наиболее древнюю форму образования норм международного таможенного права. Международный обычай - это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международных таможенных отношений признают обязательный характер.

Но источником международного таможенного права является не всякий обычай, а тот, который признан всеми или большинством государств в качестве обязательного правила, выражающего всеобщую практику государств.

Обычай, будучи источником международного таможенного права, может иметь как универсальный характер - в силу всеобщности признания, так и региональный - в силу признания в ограниченных экономических отношениях: обычаи торговых портов, национальные обычаи и традиции народов.

Примером является сборник толкований внешнеторговых терминов «Инкотермс», издаваемый Международной торговой палатой.

Международный договор. Международный договор - это соглашение между государствами, заключенное главным образом в письменной форме по различным вопросам их взаимных отношений в политической, экономической, таможенной и других областях сотрудничества, основанное на добровольности и суверенном равенстве.

Договорный процесс - это более эффективный способ установления или изменения отношений между государствами, и потому в настоящее время, когда возникает необходимость решения тех или иных международных проблем государства, как правило, прибегают к международному договору.

Внутреннее законодательство. Как внутренняя, так и внешняя политика государств находит свое юридическое закрепление и оформление прежде всего в нормах и актах их внутреннего права: конституциях, кодексах, законах, постановлениях, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на создание норм международного таможенного права.

Примером является Таможенный кодекс Республики Беларусь, определяющий основные принципы таможенных отношений. Он определяет основные принципы таможенного регулирования, права и обязанности субъектов таможенных отношений и т.д.

Государства, на основе их взаимных договоренностей, могут включать положения своего национального законодательства в международные договоры или придавать этим положениям значение международного обычая путем так называемого «параллельного законодательства», когда ряд государств издают законы аналогичного содержания по одному и тому же вопросу. Примером такого «параллельного законодательства» являются таможенные кодексы РБ и РФ, содержащие аналогичные нормы (ТК РБ был разработан на основе ТК РФ в процессе таможенной интеграции законодательств двух стран).

Соглашения. Могут заключаться правительствами различных государств или непосредственно от имени государства их таможенными службами. Как правило, соглашения оговаривают конкретные вопросы, например порядок осуществления информационного обмена между таможенными службами сопредельных стран в отношении товаров, перемещаемых через общую границу. Соглашение в отличие от международного договора не затрагивает основ национального законодательства и принимается в соответствии с ним.

Прецеденты международных отношений. Постоянное взаимное влияние практики государств на становление норм современного международною права и, в свою очередь, самого международного права на практику международных отношений создаст реальные условия, в которых решаются различные вопросы международных связей государств.

Прецедентом является форма решения спорных вопросов международного общения любыми правомерными способами и средствами, на базе которой впоследствии формируются обычаи или договора.

Очевидно, что прецеденты могут возникать прежде всего в недостаточно отрегулированных областях международных отношений или если существующие принципы регулирования устарели и не соответствуют современным требованиям. Решение возникшей проблемы в рамках переговоров или иным способом в последствии может быть юридически закреплено как общее правило.

Действующая практика в области международных таможенных отношений. Эта практика таможенного контроля государств по реализации норм и правил национального законодательства и норм международных соглашений является вспомогательным источником международных таможенных отношений. Такая практика является отражением национальных особенностей и специфики работы таможенных органов, учитывающей преобладающие виды транспорта, виды товаров и т.д.

Решения международных организаций по вопросам таможенного сотрудничества. Международная организация создается государствами на основе международного договора для совершенствования и повышения эффективности их сотрудничества, унификации и кодификации правил, касающихся той или иной сферы их деятельности. Акты, принимаемые в рамках международных организаций, имеют своим основным назначением координацию деятельности государств-участников по имплементации юридически закрепленных в их уставах целей международного сотрудничества. Решения международных, организаций в области таможенного сотрудничества носят обязательный или рекомендательный характер. Как правило, обязательную юридическую силу они обретают только с согласия самих государств, выраженного актом ратификации или издания соответствующего акта внутреннего законодательства.

Примером использования решения международной организации может быть Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, действующая в рамках всемирной таможенной организации. Присоединяясь к ней, государство принимает на себя определенные обязанности - строить свою национальную ТН ВЭД на основе ГС. Кроме того, участники конвенции получают право путем внесения предложений и их публичного обсуждения вносить изменения в положения конвенции. В свою очередь принятые решения технического комитета по ГС является обязательным для стран, присоединившихся к ГС.

Односторонние заявления государств. Государство может посредством заявления действовать в международной сфере с намерением добиться правовых последствий. На практике односторонние заявления могут содержать отказ, признание, протест или обещание.

Каким образом рассмотренное выше соотноситься с практикой таможенного регулирования в РБ?

Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой - основное направление развития таможенного дела РБ на современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции РБ (ст. 4 ТК) создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.

На основании рассмотренных выше принципов международного таможенного регулирования можно сформулировать способы применения норм международного таможенного права в национальном таможенном законодательстве:

1. Национальные акты законодательства, регулирующие таможенные отношения. Как правило они основаны на общепризнанных международных нормах. Например: Таможенный кодекс РБ, Закон РБ «О таможенном тарифе». Здесь нормы международного права непосредственно являются источником национального таможенного законодательства. Еще одним примером может быть присоединение РБ к общей системе преференций путем принятия Декрета Президента РБ 18.04.2003 г. от №14 «Об установлении тарифных преференций». Поскольку данное международное соглашение содержит общие принципы предоставления тарифных преференций развивающимся странам, РБ с их учетом определила конкретный порядок предоставления таких преференций, так и перечень стран, которым они предоставляются.

2. Непосредственное использование норм международных договоров. Например, правила определения страны происхождения товаров определены ТК. Но, в то же время, РБ является участником Соглашения о создании зоны свободной торговли (со странами СНГ). Если товар происходит из стран вне СНГ, используются правила определения страны происхождения товаров, установленные ТК РБ, а если товар происходит из стран СНГ - используются нормы упомянутого международного соглашения.

.   Использование международных правовых норм, не имеющих прямого закрепления в национальном законодательстве. Примером может быть применение «Инкотермс». Хотя он имеет повсеместное применение в практике реализации международных торговых договоров и таможенных отношений, данный сборник международных торговых терминов не закреплен белорусским законодательством. При этом условием его применения выступает его общее признание и широкое применение в международной торговой практике.

Отдельными принципами построения таможенного законодательства на базе международных норм является кодификация и гармонизация.

Кодификация предполагает принятие комплексного нормативного акта, содержащего основные принципы таможенного регулирования - таможенного кодекса (или иного аналогичного закона). Наличие такого нормативного акта делает таможенное законодательство простым, доступным для изучения и понимания, а так же устраняет возможность его неверного толкования в силу отсутствия большого числа различных законов, постановлений и т.д.

Гармонизация заключается в устранении противоречий между целями таможенного регулирования и юридическими закрепленными нормами, а так же между различными областями национального и международного права (т.е. соответствие таможенного законодательства гражданскому, налоговому и т.д.).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.