К вопросу организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

К вопросу организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

2020-04-01 194
К вопросу организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вопрос о том, что является содержанием коррекционного обучения в дефектологической науке, остается остро актуальным. Это вызвано многими причинами: изменением состава детей с нарушением зрения, изменениями, происходящими в нашем обществе, активной перестройкой современного специального обучения и воспитания, которое до недавнего времени ставило своей задачей - подогнать отстающее психофизическое развитие под так называемое нормальное

Психическое развитие ребенка непосредственно зависит от коррекционной работы по преодолению первичных и вторичных отклонений, как средства и метода психолого-педагогического воздействия на ребенка с нарушением зрения. Тенденция ранней интеграции ребенка с нарушением зрения в массовые дошкольные учреждения лишает его возможности получить специальную помощь, так как там отсутствуют педагоги, знающие своеобразие развития этих детей и методы и средства коррекционной работы. В исследовании В.П. Гудониса (1995) обращается внимание на важность учета двух, определяющих успех интеграции детей с нарушением зрения, факторов:

- потребность в медицинской помощи;

-  необходимость психолого-педагогической коррекции.

 Если у ребенка есть в этом необходимость, он должен находиться в специальном учреждении, гарантирующем ему профессиональную офтальмологическую и тифлопедагогическую помощь. Для интеграции в общество ребенку необходима специальная коррекционно-компенсаторная психолого-педагогическая помощь, построенная на основе сложившихся в дефектологии принципов, игнорирование которых при подходе к обучению и воспитанию ребенка со своеобразием в развитии приводит к трудностям социальной адаптации детей с нарушением зрения. Об этом говорят исследования Н.Л. Белопольской (1996), Л.В. Кузнецовой (1986), Е.С. Слепович (1994). Т.3. Стерниной (1988). Без специальной коррекционной работы по формированию социально-адаптивных знаний, навыков и умений интеграция детей с особыми педагогическими потребностями остается проблематичным. В свете этого остается весьма актуальным один из ведущих принципов дефектологии - обусловленность психофизического развития первичным дефектом, временем его наступления, характером и степенью выраженности дефекта и соответствие ему социальных условий (воспитание, обучение, лечение). Л.С. Выготский писал: «дефект есть не только слабость, но и сила. В этой психологической истине альфа и омега социального воспитания детей с дефектами». Данная концепция получила свое широкое развитие в дефектологии. Весь последующий ход дефектологических изысканий многократно подтвердил правоту Л.С. Выготского. Вся история теоретических дефектологических исследований и практика специального образования доказывает теорию коррекционно-компенсаторного развития аномального ребенка. М.И. Земцова (1956) показала, что процесс компенсации наиболее успешно осуществляется в специально организованных условиях формирования познавательной и общественно-трудовой деятельности ослепших. Об этом же говорила и Ж.И. Шиф (1962), подчеркивая значение коррекционной помощи и выделяя ее главную задачу в преобразовании пассивных знаний в активные за счет потенциальных возможностей ребенка с проблемами в развитии. Эти возможности проявляются в условиях обучения ситуационным действиям и общим способам действий, в ходе обучения нахождения и исправления своих ошибок. Степень выраженности первичного дефекта, может быть различной, что обусловливает как количественное, так и качественное своеобразие детей с проблемами в развитии. Поэтому содержание коррекционной работы обусловлено тем, на что оно направлено. Таким образом, сущность психолого-педагогических мероприятий определяется как создание новых условий для развития, проявляющихся в образовании новых каналов взаимодействия со средой и в устранении отрицательного влияния первичного дефекта. Только в этих условиях возникает возможность поворота отклоненного развития в сторону сближения с нормальным. В тифлологии раскрыты компенсаторные возможности мышления, речи, памяти, которые могут быть развиты только в условиях специальной коррекционной работы. При осмысленном восприятии значительно увеличиваются способность к анализу предметных ситуаций за счет упорядоченного, строго аргументированного и алгоритмизированного анализа воспринимаемого объекта. Велико значение специальных коррекционных занятий и в формировании социально-адаптивного поведения. Содержание коррекционной работы необходимо основывать на анализе внутренних условий, психо-социальных факторов развития аномального ребенка сквозь систему коррекционно-компенсаторного воздействия

С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Несомненно, что глубокое поражение зрения или полная слепота обусловливают значительные ограничения чувственного познания. И как бы хорошо и подробно ни рассказывали о богатстве красок окружающего мира, слепой человек его не познает, он может это представить себе только ассоциативно, соотнося с какими-то своими ощущениями. Как подтверждает опыт общения со слепыми, для этого их надо с раннего дошкольного возраста специально учить анализу своих ощущений и восприятий. Начинать эту работу следует с раннего дошкольного возраста. Необходимо обращаться к ощущениям детей, отталкиваясь от конкретных чувственно воспринимаемых предметов и явлений. Так, например, детей учат соотносить голубой цвет с запахом снега, свежего воздуха, с ощущением прохладной воды; зеленый - с запахом листвы, травы; белый - с запахом и ощущением накрахмаленного белья и т.д. Формирование у слепых дошкольников представления о цветовой гамме окружающего мира на основе ассоциаций имеет, на наш взгляд, огромное значение не только для их познавательной деятельности, но и для полноценного психического развития.

Опыт коррекционной работы со слепыми детьми показал, что, сталкиваясь с недоступностью для себя познания многих качеств окружающего мира (в частности, цвета), дети тяжело переживают это. Причем если у ребенка 5-7 лет это протекает уже на уровне постепенного осознания того, что он не такой, как все, то маленький слепой ребенок (2-4 лет), не понимая того, что с ним происходит, также испытывает чувство глубокого душевного дискомфорта. Такое состояние нередко усугубляется неправильными действиями взрослых, выражающих в его присутствии свою оценку ситуации, сокрушающихся по поводу бесперспективности его будущего. Для слабовидящих детей обучение полисенсорному восприятию является не менее важным, чем для слепых. Обусловлено это тем, что наблюдаемые у детей с нарушением зрения отставания в развитии мышления и памяти связаны именно с обедненным, ограниченным зрительным восприятием внешнего мира. Поэтому огромное значение приобретают коррекционные занятия, на которых их учат зрительно выделять признаки окружающих предметов и явлений, анализировать и обобщать их, т.е. пользоваться своим зрением осознанно. Дополнение неполноценного зрительного восприятия восприятиями других модальностей значительно обогащает представления детей об окружающем мире, способствует развитию их познавательной деятельности. Многолетние наблюдения педагогов показали, что в результате таких занятий речь дошкольников с нарушением зрения наполняется конкретным содержанием, становится яркой и насыщенной образными сравнениями. Вся система коррекционных занятий тифлопедагога базируется на обучении детей со зрительной патологией получать информацию об окружающем их мире с привлечением сохранных анализаторов (осязание, слух, двигательно-тактильная, температурная, обонятельная, вкусовая чувствительность). В познании окружающего мира ребенком с глубоким поражением зрения осязание играет ведущую роль. Именно оно дает слепому возможность получить конкретные, реальные представления о ближайшем пространстве и находящихся в нем предметах. С помощью осязания и двигательно-тактильной чувствительности слепой ребенок может приобрести необходимые навыки самообслуживания (например, одеваться и раздеваться, есть и т.д.). Это является основой для формирования у него самостоятельности, которая позволит в дальнейшем обходиться без посторонней помощи, что необычайно важно не только с практической точки зрения, но и с точки зрения психологического комфорта.

Очень важно с раннего возраста целенаправленно развивать сенсорную сферу детей с нарушенным зрением. Спонтанное овладение умениями получать информацию об окружающем на полисенсорной основе практически невозможно либо требует значительно большего времени.

Тифлопедагогическая практика доказала необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников со зрительной патологией различной степени тяжести (слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией) с учетом особенностей познания окружающего мира детьми каждой из названных категорий, а также общих особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения. Одна из таких особенностей - дети не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Вследствие этого многие слова и выражения они усваивают механически, не понимая их смысла, не соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Наблюдения показывают, что при достаточно большом словарном запасе у них нет четких, конкретных представлений.

В 6 - 7 лет (и позже) ребенок с нарушением зрения, как правило, начинает осознавать свой дефект. В этот период у детей может наблюдаться боязнь новых помещений, незнакомых людей и ситуаций, замкнутость, нежелание общаться. Значительному числу подростков и взрослых со зрительной патологией свойственны недоверчивость и настороженность к окружающим, обвинение их в неприязненном к себе отношении. У многих детей такая позиция связана с сознанием собственной непохожести на других. Они считают себя некрасивыми, неприятными окружающим, болезненно переживают и стыдятся своего недостатка. Сталкиваясь подчас с негативным к себе отношением окружающих, дети замыкаются в себе, становятся необщительными. У некоторых из них наблюдаются резкие изменения настроения с проявлениями тоски, а иногда и агрессии, которая является, как правило, своеобразной защитой своего внутреннего мира от посторонних. У другой группы детей с глубоким нарушением зрения отсутствуют сильные переживания по поводу своего недостатка. Напротив, они чрезмерно уверены в себе, неадекватно представляют свои возможности и перспективы в жизненных ситуациях, завышая, переоценивая их. Они, как правило, резко отрицательно реагируют на любую критику в свой адрес, не принимают замечаний и советов. Кроме оторванности от реальной жизни и неумения адекватно себя оценивать значительной части детей и подростков со зрительной патологией свойственна направленность интересов на удовлетворение только своих потребностей и желаний. Подобные черты характера у детей и подростков, а также и у взрослых слепых являются результатом неправильного семейного воспитания и недостаточной коррекционной работы, проводимой в детском саду и в школе. Условия воспитания оказывают огромное влияние на предупреждение появления патологических черт характера у детей. Практика показала, что необычайно велика роль коррекционного воспитания и обучения, основанного на ознакомлении детей с реальными предметами и явлениями окружающей жизни (в различных вариантах и ситуациях) и обучении конкретной предметно-практической деятельности. Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создает основу социальной адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе.


 

III ГЛАВА

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.