Задачи ознакомления дошкольников с изобразительным искусством — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Задачи ознакомления дошкольников с изобразительным искусством

2020-04-01 194
Задачи ознакомления дошкольников с изобразительным искусством 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проследим, как от группы к группе усложняется содержание педагогической работы с детьми по приобщению их к искусству.

Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду можно условно разделить на четыре группы.

Первая группа - содержательная, объединяющая задачи, ставящие целью обучение детей умению понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить.

Вторая группа - изобразительно-выразительная. Реализуя задачи этой группы, педагог учит дошкольников воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья группа - эмоционально-личностная. В нее входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу? Что вам понравилось в картине? Что В ней заинтересовало? Какое она вызывает настроение?»

Четвертая группа - воспитательная. Задачи направлены на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно-эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

Начиная с младшей группы, детей учат не только понимать смысловую сторону произведения, но и эмоционально откликаться на него, формируют эмоциональное отношение к картине, умение соотносить свой небольшой опыт с увиденным на полотне.

Как усложняются задачи ознакомления дошкольников с изобразительным искусством в разных возрастных группах?

Детей четвертого года жизни начинают знакомить с книжной иллюстрацией (вид графики), народной игрушкой и наглядно-дидактической картинкой. В ходе этой работы у них воспитывают интерес к рассматриванию ярких образов, учат видеть, что и как изобразил художник в рисунке.

При рассматривании иллюстраций, игрушек внимание малышей воспитатель обращает на знакомые изображения предметов, людей, природных явлений, учит таким образом всматриваться в картину, ощущать радость от узнавания знакомых предметов. Детей учат замечать контрастные по цвету образы, приручают также эмоционально откликаться на красоту изображенных предметов и явлений в произведениях искусства.

Детей пятого года жизни учат понимать содержание произведения, рассказывать о нем, сравнивать действия изображенных персонажей с реальными, замечать детали. Научить дошкольников понимать содержание картины - значит помочь им не только увидеть, что изображено на полотне, но и установить взаимосвязь между предметами, образами картины. При этом воспитатель обращает внимание детей и на выразительные средства, использованные художником, - цвет, форму.

У детей пятого года жизни формируют умение всматриваться в картину. Что значит «всматриваться»? Воспитатель учит детей внимательно слушать рассказ по картине, смотреть и видеть детали, соотносить изображенные предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения, устанавливать связи между предметами и явлениями, изображенными на картине.

Со средней группы у детей формируют эмоционально-личностное отношений к произведению, побуждая их к объяснению, что понравилось в картине.

В старшей группе дошкольников знакомят с новым видом искусства - живописью. Продолжая обучать детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие понятия, как «содержание» и «выразительные средства» (что изображено на картине и как выражено), учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест). Дети пытаются не только называть, что и как изображено на картине, но и определять, какие отношения в ней выражены, как относятся друг к другу люди, соотносятся ли предметы, изображенные художником, с реальными, каково отношение художника к содержанию произведения.

Дети шестого года жизни могут уже определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, иллюстрации, игрушки, скульптуры, а также рассказывать об эмоциональных ассоциациях, возникающих от восприятия произведения искусства. При этом решаются и нравственно-эстетические задачи. Так формируют понятия «хороший» и «красивый». Хорошие поступки людей, изображенных в произведении, выступают одновременно и красивыми, так как художник подчеркивает это цветом, расположением, мимикой.

В старшей группе решаются и новые задачи: у детей развивают интерес к живописи, скульптуре, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность.

В подготовительной к школе группе детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра и вида произведений искусства, формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности (ритм, цвет, форма), чувствовать и понимать настроение, переданное художником, характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

Как видно, дошкольники постепенно совершенствуют умение анализировать содержание и выразительные средства картины, а также углубляют, уточняют знания, полученные в предыдущих возрастных группах. Если в младшей возрастной группе детей учат понимать содержание, отвечая на вопрос, что (кто) изображено на полотне, то в средней группе дошкольников знакомят с характерными особенностями персонажей, изображенных художником, их взаимоотношениями. В старшей и подготовительной к школе группах формируются умения воспринимать картину на основе единства содержания и выразительных средств, понимать значимость содержания произведения.

От группы к группе увеличивается количество воспринимаемых детьми выразительных средств, используемых художником. Малыши выделяют такие с единства выразительности, как пятно, линия, замечают контрастные по цвету изображения. В средней группе дети воспринимают форму предметов, замечают выразительность позы, жестов, мимики. Дети старшей группы понимают такие сложные средства выразительности, как ритм, композиция.

Изменения происходят и в задачах по развитию эстетических чувств, эмоционального отношения к картине художника. Например, в младшей группе дети учатся эмоционально откликаться на изображенные на картине явления и предметы. В средней группе они проявляют эмоциональный отклик на понравившуюся картину. В старшей группе у дошкольников формируется эмоционально положительное отношение к содержанию произведения. Решение этой задачи связано не просто с восхищением увиденным, определением предмета или явления словом «красивый», как это делалось в младшей группе. Формирование эмоционально положительного отношения к содержанию картины основано на анализе логических связей произведения, на умении объяснить, что ребенок увидел. Так, постепенно, у детей развивается эстетическое восприятие искусства на основе его осмысления, что порождает эстетические чувства и эмоционально положительное отношение к воспринимаемому.

Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к произведениям искусства, у них формируется умение чувствовать и понимать характер изображенных явлений и предметов на основе установления взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности. Эмоциональное восприятие произведения и его анализ, осмысление идеи картины создают условия для воспитания эмоционально-оценочного отношения к ее содержанию.

Задачи по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством, их реализация в детском саду - подготовительная ступень к освоению программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе. Тесная преемственность между детским садом и школой - наиболее эффективный путь художественного воспитания и образования подрастающего поколения. Нами делается попытка установить преемственность в работе детского сада и начальной школы по отбору содержания задач по приобщению детей к изобразительному искусству и методов работы с ними, проследить уровень эстетического развития детей с детского сада дошкольного возраста как в сельской, так и в городской местности.

В результате освоения обязательного минимума по изобразительному искусству в детском саду дети будут иметь представления:

об изобразительном искусстве, народном и декоративно - прикладном искусстве, дизайну как о виде искусства, об их роли в жизни человека;

об основных понятиях изобразительной грамоты;

о взаимосвязи видов искусства;

о наиболее значимых музеях искусств России.

Дети научатся различать (узнавать) произведения национального искусства и иных культурных регионов, традиционных художественных народных промыслов России; - передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами.

При выполнении учебных и творческих работ дошкольники смогут использовать: образный язык пластических искусств; знания по основам цветоведения (три основных, черный, белый, цветовые оттенки, темные и холодные цвета, цветовой контраст и нюанс); по основам изображения пространства (загораживания, уменьшение объектов при удалении); по основам изображения лица и фигуры человека (пропорции частей, передача эмоций, движения).

Дошкольники освоят основные средства художественной выразительности образа: ритм силуэт, цвет, композицию.

На занятиях изобразительного искусства дети приобретают опыт:

работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой при выполнении графических, живописных работ, а также заданий по лепке и конструированию; - работы с такими художественными материалами, как: гуашь, акварель с белилами, пастель (мелки), уголь, карандаш, кисть, аппликация (вырезания и рваная), пластилин (глина), бумага (для моделирования), картон (для гравюры) и др.;

коллективной творческой работы.

Обучение изобразительному искусству позволяет применять творческий опыт в практической работе по оформлению групповой комнаты, приемной, при создании изделий декоративно - прикладному искусства из доступных материалов.

Использование в педагогическом процессе все группы задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством мы тем самым, с одной стороны, помогаем детям легче и быстрее усвоить все то, чему мы их обучаем, а с другой стороны, мы сами себе помогаем в организации и планировании педагогического процесса.

Рассмотрим место проблемы приобщения детей к искусству в программах ДОУ.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985) эта задача сформулирована конкретно - формировать у детей первые представления об искусстве, способности воспринимать его.

В основу методики знакомства детей с изобразительным искусством положены идеи и рекомендации советских учёных: В.В. Волкова, Н.П. Сокулиной, В.А. Езикеевой, Е.В. Лебедевой.

В «Программу воспитания и обучения в детском саду» включена задача: знакомить детей с видами изобразительного искусства - живописью, графикой, скульптурой малых форм, декоративно - прикладным искусством. Каждому из этих видов присущи свои средства выразительности, всесторонние раскрывающие художественное содержание произведения, ценности которых дети поймут при систематическом педагогическом руководстве.

По развитию детей можно разделить на три уровня:

Первый уровень (младший дошкольный возраст). Мотив оценки художественного произведения носит предметный или сюжетный характер - дети лишь перечисляют изображения, затрудняются дать развернутый рассказ по картине. Оценка произведения ограничивается практической направленностью («Яблоко на картине понравилось, потому что оно вкусное»).

Второй уровень (средний дошкольный возраст). Дети понимают содержание произведения, видят и называют некоторые выразительные средства (форму, цвет, сочетание цветов, некоторые композиционные приемы), но оценка носит поверхностный характер.

Третий уровень (старший дошкольный возраст). Дети уже улавливают не только внешнюю характеристику художественного образа, элементарно понимают замысел художника, эстетически переживают, наслаждаются его красотой.

В соответствии с данной характеристикой и определены программные задачи, которые претворяются как на занятиях (со старшей группой знакомству с изобразительным искусством отводится целиком одно занятие в месяц), так и в процессе самостоятельной деятельности детей и проходят во взаимосвязи с обучением рисованию, лепки, аппликации.

В программе «Радуга» желтым цветом радуги дошкольного детства наделяется изобразительная деятельность и художественный труд. В дошкольном детстве процесс развития художественной культуры и формирование основ личности связан с воздействием народного искусства. В программе «Радуга» основу разделов «Изобразительная деятельность» и «Художественный труд» составляет народное искусство. Много внимания уделяется знакомству детей с подлинными образцами народного и декоративно - прикладного искусства. Детей приучают рассматривать точеные деревянные и глиняные игрушки, расписную керамическую посуду, лоскутные одеяла, тканые полотенца и др. Ребенку предоставляется широкая возможность открытия для себя удивительного мира художественных материалов, приобщения и созданию рисунков и объемных изображений с помощью карандаша, красок, глины и других материалов.

В программе «Детство» четко заявлена ориентация на проблему «Дети в музее». Цель подобной работы - приобщение ребенка к народному декоративно - прикладному искусству, отечественной и мировой классике изобразительного искусства. Восприятие художественных произведений в подлинниках, живого рассказа о них, архитектурно - художественного интерьера музея, погружение в его особую ауру приобщают ребенка к уникальным ценностям искусства, формируют его художественную культуру.

Программа рекомендует с 3-х до 5-ти лет малышей знакомить с декоративностью образов русских сказок, экспонатами музеев игрушки и фольклора. Старшие дети (начиная с 5-ти лет) уже в состоянии почувствовать красоту и обаяние образов русской и мировой классики изобразительного искусства - станкового, монументального, декоративно - прикладного.

Программа «Истоки» рекомендует приобщать детей к миру высокого искусства, знакомить их с уникальными по художественной ценности экспонатами, начиная с шести лет. В качестве обоснования приводится следующая характеристика возрастных возможностей: старшие дошкольники способны понять разнообразные виды музеев; они осознают их фонды через серии открыток, иллюстрированные альбомы, музейные буклеты; особенно ярко на них воздействует архитектура музейного здания, его внешний вид, интерьеры выставочных залов, репродукции и фотографии произведений живописи, графики, скульптуры.

В программе определены основные задачи воспитания дошкольников через музей: приобщение к культуре в условиях социокультурной музейной среды; приобщение к истории мира, Отечества, родного края; воспитание художественного вкуса и, особенно, его избирательности, т.е. умение оценивать, сравнивать, анализировать классические образцы изобразительного искусства; формирование личности потребности в прекрасном.

Программа «Истоки» формирует конкретные задачи развития детей средствами музейной педагогики. Приоритетной из них является задача формирования «образа музея» как храма искусства, как уникального собрания предметов красоты культурно- исторического значения. Кроме того, развивается художественное восприятие, образное мышление, понимание языка искусства, интерес к музеям и выставкам, эмоциональный отклик на их экспозиции, ценностное отношение к их содержанию.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.