Теоретические основы изобразительного искусства и возможности приобщения детей дошкольного возраста к живописи — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Теоретические основы изобразительного искусства и возможности приобщения детей дошкольного возраста к живописи

2020-04-01 203
Теоретические основы изобразительного искусства и возможности приобщения детей дошкольного возраста к живописи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие об искусстве. Виды, жанры изобразительного искусства

 

Как известно, виды, искусства можно объединить в следующие группы: пластические, временные и синтетические. Пластические искусства - это пространственные искусства, произведения имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют реальном пространстве.

К пластическим искусствам относятся: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.

Все виды искусства осваивают мир в образной форме. Произведения пластических искусств воспринимают зрительно, а иногда и осязательно (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Этим они существенно отличаются от произведений временных видов искусств. Музыкальные произведения воспринимаются на слух. Для исполнения симфонии и чтения книги требуется определенное время.

Не следует относить к пластическим искусствам балет, в котором происходит слияние музыки и пластики человеческого тела. Балет считает синтетическим видом искусства.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса гей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

Рисование - графически-живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого являются колорит, форма, композиция. Наблюдая предмет, дети должны уметь передавать в рисунке его характерные свойства; создавать художественный образ, отображать сюжет; усваивать некоторые элементы узора декоративном рисовании, постепенно приобретая первичные навыки техники рисования.

Лепка - способом пластического изображения дети должен уметь передавать форму предметов, фигур, животных, птиц, человека; применять материал (глина, пластилин), который позволяет изменять внешний облик персонажей, их движения, позы, добиваясь желаемой выразительности.

Аппликация - декоративно - силуэтный способ изобразительной деятельности. Дети должны уметь вырезать из бумаги различные силуэты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон, создавая определенную гармонию. При этом: у ребенка развивается координация движений рук, самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами, клеем приобретаются технические навыки.

Основной задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности является приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов.

Приобщая; детей к художественному творчеству, педагог должен воспитывать у них эстетическое отношение к изобразительному искусству, к окружающей жизни, способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности.

Живопись - искусство цвета.

Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.

Главная отличительная особенность живописи состоит в том, что изображение формы и пространства, образов и действий строится исключительно с помощью цвета. Живопись делится на:

. Станковую живопись.

Художник пишет картины на холсте, натянутым под подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название станковая живопись.

2. Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно, мозаика и др.).

Техника живописи на протяжении веков постоянно совершенствовалась. Живописцев привлекали всё более разнообразные сюжеты. Это и привело к появлению в XVII веке жанров.

1. Портрет - жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Существует много разновидностей портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяют две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.

2. Натюрморт - жанр изобразительного искусства. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определённой исторической эпохи.

3. Анималистический жанр. Многие художники любят изображать зверей и птиц. Некоторые из них посвятили этому всё своё творчество. Они создают произведения анималистического жанра. Живописцы выбирают его редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детёнышей. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно - образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передаёт его анатомическое строение. Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно - прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам.

Главным художник Е.И. Чарушин считал создание образа, «а если нет образа, так и изображать нечего, и остаётся другой процесс работы - вроде рукоделия; это путь идущий от механических навыков».

4. Исторический жанр. События прошлого, библейские истории и былинные времена вдохновляют художников на создание картин исторического жанра. Это один из жанров изобразительного искусства, который посвящается значимым историческим событиям и явлениям. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром при изображении исторических баталий, крупных сражений и военных событий. Драматические столкновения в социальной борьбе народа часто находили художественное выражение в историческом жанре. Выдающимся мастером русской исторической живописи был В. Суриков, отразивший в своих полотнах яркие исторические события, героические национальные характеры, полную внутренних противоречий историю народа: «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.), «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.).

5. Батальный жанр. Этот жанр изобразительного искусства посвящен темам войн, битв, походов и эпизодам военной жизни. Главным образом батальный жанр характерен для живописи, отчасти для графики и живописи. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота. Батальный жанр может включать элементы других жанров - бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и атрибутов воинской жизни). Формирование этого жанра начинается в эпоху Возрождения; его расцвет происходит в XVII-XVII вв. художники - баталисты, как правило, стремятся показать героическую готовность к освободительной борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, но их произведения, как правило, разоблачают античеловеческую сущность войны, проклинают её.

6. Мифологический жанр. Картины написанные на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы, относятся к мифологическому жанру. Мифы, легенды, предания народов мира составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековым искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно - аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне. В XVII - начале XIX в. значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала, сближают с жизнью, создают праздничное зрелище. В XIX в. мифологический жанр является нормой высокого, идеального искусства. Наряду с темами античной мифологии в XIX-X вв. в искусстве стали популярны темы индийских мифов. В развитии русской культуры очень значима была роль В.М. Васнецова. Его называют певцом русской сказки. Он написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. В.М. Васнецов доказал, что внести свой вклад в сокровищницу мирового искусства можно, когда все силы будут устремлены на развитие своего родного русского искусства, то есть когда со всем возможным совершенством и полнотой будут выражены красота и мощь наших красивых образов - русской природы и человека, настоящей жизни и прошлого, если художник в своём истинно национальном сумеет отразить вечное, непреходящее.

7. Бытовой жанр. Не только значительные героические события, но и повседневные занятия людей, обычный быт можно изобразить на полотне. Такие картины являются произведениями бытового жанра, иногда их называют полотнами жанровой живописи. Бытовые события, запечатлённые художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времён. Этот жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI-XVII вв. ярким, искрящимся весельем проникнута сцена народного праздника на картине П. Брейгеля Старшего «Крестьянская усадьба». Позже от простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию внутреннего смысла и общественно - исторического содержаний повседневной жизни. Постепенно стирались границы между бытовым, историческими и батальными жанрами. Сложными и разнообразными путями идёт развитие бытового жанра в XX в. ему доступны изменчивые ситуации и психологические нюансы, символический смысл бытия, героизация простых жизненных событий и многое другое. В историческом и бытовом жанрах важна взаимосвязь персонажей, а образное решение создаётся во многом с помощью цвета. Именно от цвета зависит настроение картины, её эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным. Живописными средствами художник создаёт неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и даёт пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства.

8. Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный - ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Т.к. основным жанром изучения дипломной работы является пейзаж, то на этом жанре я остановлюсь подробнее. Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и миниатюрах.

Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только стремиться только, воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.

Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII в. его создали голландские живописцы. Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII-XVIII вв. (П. Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Я. Рейсдал в Голландии, Н. Пуссен, К. Лоррен во Франции). Были система валеров, световоздушная перспектива. В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, завоевания пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А.А. Иванов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России) продолжили импрессионисты (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России), открывшие возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.

Крупные мастера конца XIX-XX в. (П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог, А. Матисс во Франции, А. Куинджи, Н. Рерих, Н. Крымов в России, М. Сарьян в Армении) расширяют эмоциональные, ассоциативные качества пейзажной живописи. Традиции русского пейзажа обогатили А. Рылов К. Юон, А. Остроумова - Лебедева, А. Куприн, П. Кончаловский.

Особое развитие получил пейзаж в искусстве Востока. Как самостоятельный жанр он появился в Китае еще в XI в. пейзажи китайских художников, выполненные тушью на шелковых свитках, очень одухотворены и поэтичны. Они имеют глубокий философский смысл, как бы показывают вечно обновляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из - за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеческие фигурки и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), одухотворяющие возвышенные духовные качества. Под влияние китайской живописи сложился и японский пейзаж, отличающийся обостренной графичностью, декоративными мотивами, более активной ролью человека в природе (К. Хокусай).

Ознакомление детей дошкольного возраста оказывает влияние на всестороннее развитие личности, и данную проблему я раскрыла в следующем вопросе.

 



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.