Особенности социальной среды современного села — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности социальной среды современного села

2020-04-01 158
Особенности социальной среды современного села 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сельская среда представляет собой особый мир. Для села характерны однообразие жизни, скудность информации, стабильность социальных норм, значительно меньшая по сравнению с городом социальная дифференцированность и мобильность. Ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникаций ведет к замедленному культурному развитию, бедности речи и воображения, меньшему общему уровню информированности [2].

Хорошее знание друг друга позволяет установить тесный контакт между возрастными группами населения, приобщить детей к повседневным заботам старших. Хозяйственные, трудовые, родственные, соседские связи жителей одного села, деревни способствуют более тесному общению, создают привычную атмосферу открытости. Тесные контакты жителей села дают широкие возможности для вовлечения сельских школьников в трудовую, общественную, культурную жизнь деревни. Вместе с тем по этой же причине на селе в большей степени, чем в городе, проявляется общественное одобрение или осуждение, сохраняется свобода в отношениях родители-учителя.

Социальная сфера - сложный механизм. Изменения, происходящие в одной системе социальной среды, незамедлительно оказывают определенное влияние на всю социально-культурную жизни [7].

За последние десятилетия происходят существенные преобразования по всей территории России. Так социально-экономические преобразования начала 90-х годов вызвали необычайно широкое расслоение в социальной, политической, в хозяйственной сферах сельской жизни.

Изменения затронули и социальную, образовательную, культурную сферы села. Недостаток финансовых средств сказался на самом состоянии образовательных и культурных учреждениях (аварийное состояние школ, домов культуры, детских садов, больниц, сельских библиотек), происходило закрытие культурных и образовательных учреждений. Долгое время денег не предоставляли не только на оснащение и оборудование, но и на учебники. Кризис сельской местности связан был, в первую очередь, с развалом предприятий (часто единственного на селе), сокращением рабочих мест, с прекращением строительства новых зданий и домов как перспектив на будущее, - все это отразилось и на психологическом состоянии сельского жителя. Мысль как выжить и накормить семью стала главной, отодвинув на задний план культурное, нравственное, эстетическое воспитание своих детей [3].

взаимодействие социальный сельский школа

1.3 Изменение роли школы в условиях модернизации образования

 

Инновационная деятельность современной сельской школы определяет не только культурную среду образовательного учреждения, но и способствует развитию культурной среды сельской семьи, других социальных институтов - библиотеки, клуба, музея. Очевиден тот факт, что в современных условиях сельская школа получила большие возможности для творчества, внедрения новшеств. И при этом очагом нововведений являются не сами по себе отдельно взятые школа или деревня, а наличие в той или иной местности определенных социокультурных условий, проблемных образовательных запросов и общественных структур, сообществ, обеспечивающих процессы обновления образования, переход сельской школы из режима функционирования в режим развития.

Этому также способствует то, что с начала XXI столетия сельская школа реализует ряд стратегически важных государственных постановлений. В частности:

Концепцию модернизации российского образования;

-   Концепцию реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;

    Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Большая роль образовательному учреждению на селе отведена также в осуществлении приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение» и «Развитие АПК (агропромышленного комплекса) России».

Законодательные постановления, национальные проекты усиливают ориентацию сельских образовательных учреждений на социальный заказ, расширяют общественное участие в управлении образованием; повышают инновационную культуру учреждений образования; призывают осваивать современные образовательные и управленческие технологии; формируют образцы командной работы над проблемами развития образовательных систем; укрепляют финансовую самостоятельность учреждений, их ресурсное обеспечение; создают благоприятные условия для профессионального роста педагогических и руководящих кадров.

И в то же время, несмотря на потенциальные возможности, сельские школы вынуждены решать большое количество проблем, связанных с деятельностью в условиях нестабильного финансирования; старения и износа материально-технического обеспечения образовательных учреждений; утраты кадровой стабильности; изменившегося контингента учащихся в школе (резкое сокращение рождаемости, увеличение количества детей с нарушениями речи, психики, ослабленным здоровьем, не получивших дошкольного образования, детей «вне образования»); утраты школой основного партнера в осуществлении трудовой подготовки школьников (базового предприятия в лице колхоза, совхоза, иного агропромышленного предприятия); перераспределения шансов на получение полноценного образования (невозможность большинства сельских школ обеспечить высокий уровень образования учащимся, позволяющим конкурировать с городскими школьниками) [5].

В распоряжении правительства РФ от 29.12.2001 №1756-р говорится: «Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов....развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышение роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителей, образовательного учреждения»

Наиболее продуктивным и тесным в настоящее время является взаимодействие сельской школы с окружающей средой через различные разновозрастные объединения детей и родителей, через различные формы сотрудничества с семьей. Сотрудничество семьи и школы - одна из «вечных» проблем в педагогике и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня, очевидно, что воспитать ребенка изолированно от общества нельзя. И хоть это общество и несовершенно, надо научить подрастающего человека оценивать и «фильтровать» социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом школе помогает семья [1].

Семья, имеющая детей и живущая в сельской местности, напрямую зависит от наличия в социальной инфраструктуре общеобразовательной школы. В условиях экономического упадка хозяйства, скрытой безработицы наличие школы является порой единственным сдерживающим фактором, позволяющим сельским жителям мириться с тяжелым положением и приспосабливаться к ситуации. Ведь именно семья определяет восприятие ребенком всех воздействий в микросоциуме - школы, улице, дополнительного образования, средств массовой информации… Школа же старается помочь родителям сохранить лучшие традиции семейного воспитания, вырастить ребенка на основе достижений отечественной педагогике. На эффективность учебного процесса существенно влияет и тот факт, что сельские учителя и родители связаны не только отношениями по поводу образования детей, но и соседско-бытовыми отношениями

Реальные ожидания родителей от системы образования выражаются в том выборе дальнейшего образовательного пути, который они делают для собственных детей. Предположительно у родителей нет ценности сельской жизни, образование они рассматривают как возможность для детей «вырваться» из села в поисках «лучшей жизни».

Сельская школа является во многих поселениях единственным образовательным учреждением на селе, где отсутствует возможность выбора другого образовательного учреждения. Поэтому становление ученика как личности, напрямую зависит от школы - от тех задач, функций и условий, создаваемые школой, от ее культурного содержания, социальных ролей необходимых для развития не только учащихся, но и сельского населения.

Сотрудничество школы и социально-культурной среды наиболее эффективно осуществляется через «открытость» образовательного процесса. Сама же система образования - непрерывный образовательный процесс, сопровождающий жителя сельской местности в течение всей жизни и включающий в себя весь воспитательно-образовательный потенциал сельской среды.

Школа на селе так же является «селообразующим» фактором. На практике известны случае, когда школа, благодаря ее активной работе с населением, спасла угасающую жизнь деревни. Поэтому реформаторы аграрного сектора должны помнить о том, что освоение земель, восстановление тех или иных отраслей сельского хозяйства, организацией новых форм сельскохозяйственного производства неразрывно связаны со школой. Она выступает важным фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развитие сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Школа для села является и основным культуросберегающим центром, главным образовательным институтом [7].

Важным является понимание взаимообратных процессов общества и школы: общество определяет развитие образования, и система образования оказывает непосредственное влияние на развитие общества.

Концепция развития сельской школы

Внедрение новшеств в деятельность школ в режиме развития предусмотрены Программой развития сельской школы.

В Программе развития сельской школы Шумерлинского района заложена одна из главных идей - идея перехода от парадигмы учрежденческой, когда школа существует ради самой себя, к парадигме социально-потребностной, когда образовательное учреждение строит свою деятельность исходя из социального заказа, потребностей и возможностей окружающего социума: сельской семьи, детей и подростков школьного возраста, детей раннего и дошкольного детства, сельской молодежи, взрослого населения, агросферы [5].

Таким образом, создается многомерное образовательное пространство, в котором как минимум три грани: школа, семья и социум. Исходя из современных требований к школе, поиск оптимальных путей и форм взаимодействия с социальной средой представляется очень важным.

.
Система взаимодействия образовательного учреждения и социальной среды на примере МБОУ «Краснооктябрьская СОШ»

Характеристика образовательного учреждения

 

Являясь единственным учреждением среднего образования муниципального образования, наша школа идет в ногу со временем и старается аккумулировать в себе лучший и передовой педагогический опыт работы. Школа по своей сути есть особое социокультурное пространство, в ней ребенок получает определенный багаж знаний, раскрывает свой творческий потенциал. Именно в школе закладывается тот культурный базис, который человек потом пронесет через всю жизнь. Главное, чтобы образовательный и воспитательный процессы соответствовали требованиям времени. Практически все дети от природы талантливы, и школа как социокультурный центр, призвана не только дать им базовые знания, но и помочь развивать таланты. Учась творить и творя, обучаясь, ребята невольно вовлекают в свой творческий процесс домочадцев, друзей, знакомых как помощников, зрителей, участников. Традиционные конкурсы, спортивные состязания, праздники и другие интересные дела делают насыщенной не только жизнь школы, но и всего муниципального образования. Возникает процесс сотворчества, благодаря которому и ребята, и взрослые повышают свой культурный уровень, знакомятся с новыми социальными ролями, не только потребителя окружающей информации, но и ее созидателя, аналитика и распространителя. Воспитательное пространство школы строится с учетом социокультурных ценностей села.

Школа в посёлке Красный Октябрь открылась в 1930 году. Было сформировано два класса-комплекта - 1 и 3. До открытия начальной школы в коммуне «Красный Октябрь» в 1929-1930 годах работали курсы ликбеза. В первый класс пошли 6 детей, в 3 классе было 10 учеников. Из первых учеников в живых остались немногие. В посёлке живёт одна из них - Чуркина (Никитина) Александра Васильевна. Окончив семь классов, она поступила в педучилище, но окончить его не дала война. Ускоренный выпуск, и она прошла всю войну в войсках ПВО. Сейчас Александра Васильевна на заслуженном отдыхе.

В 1931-1932 учебном году уже была полная начальная школа. Увеличилась численность учащихся, так как прибывали в коммуну новые члены с семьями.

Первое здание школы, построенное в 1929-1930 годы, уже не размещало всех учащихся. С 1936 года школа стала семилетней. Коммунары отдали 4-квартирный жилой дом под школу. В конце 50-х годов возник вопрос об открытии средней школы в посёлке. В это время в семилетке обучалось свыше 250 детей. В 1960 году школа стала восьмилетней. И лишь с 1962 года в Красном Октябре появилась средняя школа. В 1994 году в декабре государственной комиссией было принято новое здание школы.

В 2002-2003 годах произошла реструктуризация нескольких школ района. Под сокращение попали Разъезд-Мыслецкая средняя школа, Пинерская основная школа. И дети из этих школ стали обучаться в Краснооктябрьской средней школе. Для перевозки детей школе выделили автобус.

За 80-летнюю историю нашу школу окончили или работали в ней многие известные люди республики. Это главный рентгенолог республики Степанов Анатолий Степанович, заведующий детским отделением Республиканской психиатрической больницы Прокопьева Лидия Семеновна, Николаева Галина Григорьевна секретарь Политсовета Чувашского регионального отделения Всероссийской партии «Единая Россия», Степанова Зинаида Николаевна, возглавляющая Республиканский комитет профсоюзов работников образования и другие.

Темой работы школы в последние годы являлось развитие и воспитание социально-адаптируемой личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды. В связи с этим, деятельность педагогического коллектива направлена на создание в школе воспитательно-образовательной среды, способствующей овладению обучающимися комплексом компетенций в различных видах деятельности, условий для успешности и профессионального самоопределения и самореализации школьников.

Педагогический коллектив школы имеет все данные для решения этой задачи и объединяет людей творческих, деятельных, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. В настоящий момент в коллективе работает 15 педагогов. У всех учителей - высшая и первая квалификационные категории, исключая трёх молодых специалистов. Два педагога имеют звание «Почетный работник общего образования РФ», двое получили гранты как лучшие учителя в рамках приоритетного национального проекта «Образование» за результативную педагогическую деятельность. Учителя школы принимали активное участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах инновационных проектов.

Приоритетными направлениями воспитательной работы школы являются экология и краеведение.

В силу малочисленности педагогического коллектива дополнительные обязанности распределяются между всеми учителями. Это обязанности библиотекаря, педагога-психолога, заместителя директора, классного руководителя, заведующего пришкольным участком. Каждый учитель в школе не только ведет занятия, но и занимается большой внеклассной работой.

Особое внимание педагоги уделяют воспитанию патриотизма: это и уроки мужества, и поисковая работа по краеведению и ежегодное участие в военно-спортивной игре «Зарнице». На протяжении многих лет в школе действует краеведческий кружок, благодаря которому собран огромный материал и создан небольшой краеведческий музей. Историк-краевед Фёдоров В.И., бывший директор школы, издал книгу «Красный Октябрь. Год за годом».

В программу воспитательной работы школы заложены вопросы гражданско-правового воспитания. Общие знания о правовых нормах обучающиеся получают в начальной школе, где формируются представления о государстве, обществе, межличностных отношениях. Для старших школьников ежегодно проводится правовая неделя и олимпиады знатоков права. Предметные недели расширяют кругозор обучающихся, учат применять полученные знания на практике. Ребята активно и результативно участвуют в конкурсах-играх «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Английский бульдог». Ученики школы становились призёрами в районных олимпиадах по русскому языку, истории, праву. Ежегодно ученики школы занимают призовые места, участвуя в заочных и открытых олимпиадах по учебным предметам.

В сельской школе важным объектом труда является пришкольный участок. Здесь обучающиеся сажают овощи, цветы, закладывают опыты, собирают урожай для школьной столовой. В начале учебного года проводится выставка достижений нашего маленького хозяйства. Разнообразные формы труда воспитывают уважение к трудовой деятельности, бережное отношение к орудиям труда, хозяйственность и предприимчивость.

Сельские школьники не имеют возможности регулярно посещать городские театры, выставки и музеи. Зато при школе действуют различные кружки, на которых развивается музыкальный слух, обучающиеся вовлекаются в творческую деятельность и развиваются эстетически. Этому способствую кружки: вокальный, танцевальный, «Фантазия». Особое значение в духовно-нравственном воспитании имеют общешкольные праздники: День знаний, День матери, День защитников Отечества, Встреча с выпускниками, День Победы, Последний звонок. Подготовка к ним создает атмосферу приподнятости в школе и на селе.

Наши ученики трудолюбивы и любознательны, позитивно относятся к школе, уважают старших и берегут природу.

Выпускники успешно продолжают обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Характеристика социальной среды

На территории посёлка Красный Октябрь расположено ООО «Приволье». А в 1931 году на территории Красного Октября был образован колхоз «Красный Октябрь», который активно развивался, строятся планы развития, приезжают молодые специалисты, идет строительство жилья. В школе учится более 100 учеников. В 90-е годы в хозяйстве начинается упадок, сокращается производство, работникам не выплачивают зарплату. Люди уезжают в город в поисках работы. Проблемы хозяйства затрагивают и школу. Количество учеников начинает сокращаться. В настоящее время из пяти населённых пунктов школу посещают 51 ученик и 12 дошкольников. Экономика большинства семей сейчас во многом зависит от подсобных хозяйств. Проблемами села в настоящее время является:

снижение общего культурного и социального уровня населения;

высокий уровень безработицы;

отсутствие нормальных бытовых условий большинства семей;

высокий процент малоимущего и неблагополучного населения (пьянство, алкоголизм);

низкий уровень общей культуры в семье;

отсутствие специализированных центров для организованного досуга населения и занятия подростков во внеурочное время;

удаленность от города

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретную социально-профессиональную группу, в состав которой, согласно проведенным исследованиям, входят родители следующих категорий:

% - служащие;

% - представители сферы обслуживания;

более 50% - не имеют постоянной работы.

Основная часть населения - это пенсионеры и женщины. Мужчины выезжают за пределы Красного Октября на заработки.

Система социального партнерства

В своей работе педагогический коллектив учитывает особенности социальной среды и выступает как культурно-просветительный и образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в целом.

В школе налажена система работы с родителями. Ежегодно проводится сбор информации и анализ данных о составе семьи и характере семейных взаимоотношений. С помощью обучающихся проводится мониторинг мнения родителей по многим вопросам: режим работы школы, внеурочная деятельность, питание в школьной столовой. Родительский комитет состоит из молодых родителей, некоторые из них - бывшие выпускники, не безразличные к школьным проблемам. Совместно с педагогическим коллективом планируются собрания в форме деловой игры, тренингов, консультаций. На тематических родительских собраниях всегда присутствуют и представители общественности. Частые гости на собраниях: Глава сельской администрации, заведующая сельской модельной библиотеки, медицинский работник. В этом учебном году родители приняли заинтересованное участие в обсуждении новых ФГОС и узнали, что такое компетентностный подход на практике. Информация для родителей оформлена на специальных стендах, создан сайт школы.

Органом общественного управления ОУ является Попечительский Совет школы, в состав которого входят представители обучающихся, родителей и работников школы.

К компетенции совета школы относится:

.Согласование (утверждение) локальных актов школы в рамках установленной компетенции;

2.Поддержание общественной инициативы по совершенствованию развития и воспитания обучающихся;

.Определение путей взаимодействия школы с другими организациями с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса.

В своей воспитательной работе школа опирается на знание сельских интересов, авторитет местных жителей. На селе еще сохраняются традиции уважения к старшим, физическому труду, взаимопомощь, и школа выступает хранителем национальных обычаев и культурных традиций.

На территории Краснооктябрьского поселения расположены детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, модельная библиотека. Со всеми учреждениями у школы заключены договора социального партнерства о взаимодействии и сотрудничестве. Сельские праздники, митинги, собрания, субботники, встречи и соревнования проходят при самом активном участии школы. Например, обучающиеся и учителя каждый год занимаются озеленением села, трудовая бригада школьников активно участвует в благоустройстве территории сельского поселения. Школьники изучают традиции своего народа, отмечают народные праздники. В нашей местности еще сохранились обычаи празднования святок, старого нового года, Масленицы, Крещения.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.