Управление автомобилем в особых условиях — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Управление автомобилем в особых условиях

2020-04-01 226
Управление автомобилем в особых условиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Особенности движения по автомагистралям, дорогам, обозначенным знаком 5.3 "Дорога для автомобилей", дорогам с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств.

Проезд мостов, эстакад, путепроводов, транспортных развязок.

Управление автомобилем при буксировке механического транспортного средства. Особенности управления автомобилем с прицепом.

Управление автомобилем при движении в колонне. Проезд населенных пунктов, подъемов и спусков.

Правила и приемы вождения автомобиля по дорогам без усовершенствованного покрытия. Приемы преодоления канав, водных преград. Правила управления автомобилем на дорогах при пониженном коэффициенте сцепления.

Особенности движения по скользкой дороге на поворотах, при трогании с места и торможении. Приемы управления при заносе. Опасность выезда на мокрую или заснеженную обочину.

Управление автомобилем при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.

Пользование световыми приборами в темное время суток, во время дождя, при тумане и снегопаде, при преднамеренной и вынужденной остановках.

Меры по предотвращению ослепления водителей встречных и попутных транспортных средств.

Проезд мостов, эстакад, путепроводов, транспортных развязок.

При проезде узких мостов, эстакад, путепроводов нужно помнить, что отсутствие на них обочин создает у водителя ложное впечатление значительного сужения дороги, и поэтому они стремятся ехать как можно ближе к осевой линии, что затрудняет встречный разъезд. Во многих случаях при въездах на мосты, путепроводы обзорность ухудшается так же, как и состояние дорожного покрытия, поэтому скорость движения надо снизить заблаговременно до безопасных пределов.

С наступлением холодов при въезде на мост надо остерегаться гололедицы, хотя на дорогах ее может и не быть. Это объясняется тем, что пролетные строения моста быстро охлаждаются. Обледенению способствует также повышенная влажность воздуха от испарения воды.

На автомобильных дорогах грузоподъемность мостов определяется дорожными знаками. Если на пути движения имеется деревянный мост, грузоподъемность которого не определена дорожным знаком и возможность проезда по нему вызывает сомнение, то лучше объехать его по другому маршруту. Определять грузоподъемность моста "на глаз" не стоит.

Управление автомобилем при буксировке механического транспортного средства.

Буксировка производится:

На жесткой сцепке (не более 4 м) у буксируемого транспортного средства должно быть исправным рулевое управление.

На гибкой сцепке (от 4 м до 6 м) - у буксируемого ТС должны быть исправны тормозная система и рулевое управление.

С частичной погрузкой на платформу или специальную автомашину.

Допускается отсутствие водителя за рулем буксируемого ТС, если жесткая сцепка обеспечивает буксируемому ТС повторение траектории движения.

Перед началом буксировки водители согласовывают подачу сигналов.

Перевозить людей при буксировке в кузове буксирующего автомобиля, а также в кабине и кузове буксируемого грузового автомобиля запрещается

Разрешается перевозить людей в легковом автомобиле и в кабине буксирующего грузового автомобиля.

Обозначение при буксировке у буксирующего транспортного средства - ближний свет, у буксируемого - аварийная сигнализация. Если аварийная сигнализация неисправна, закрепить сзади ЗАО. Гибкая сцепка обозначается сигнальными флажками через каждый метр.

Управление автомобилем при движении в колонне.

На каждом автомобиле должен быть включен ближний свет.

Вождение автомобиля в колонне значительно сложнее управления одиночным автомобилем и требует от водителя предельной собранности и внимательности. Двигаясь в колонне, водитель лишен необходимой обзорности. Он должен вести автомобиль строго вслед за движущимися впереди транспортными средствами. Поэтому многие препятствия возникают перед водителем неожиданно. Это требует постоянной готовности к немедленным действиям.

В начале колонны должны двигаться тяжеловесные и тихоходные транспортные средства, что позволит избежать их остановки и сильного увеличения дистанции.

В начале основной автомобиль начинает движение со скоростью 15-20 км/час, а затем плавно увеличивается скорость, (на грунтовых дорогах 30-40 км/час, на дорогах с твердым покрытием 40-50 км/час).

На каждом ТС устанавливают знак "К". Движение колонны более 5 автомобилей в ней согласуется с ГАИ.

Правила и приемы вождения автомобиля по дорогам без усовершенствованного покрытия. Приемы преодоления канав, водных преград. Правила управления автомобилем на дорогах при пониженном коэффициенте сцепления.

На грунтовых дорогах сопротивление движению автомобиля значительно больше, чем на дорогах с твердым покрытием. Поэтому при трогании с места необходимо давать больше разгон и быстрее переключать передачи.

При съезде на труднопроходимую дорогу переключение на низшую передачу необходимо делать быстрее, чем мягче грунт, тем менее правильным и точным будет поворот автомобиля. Он может проехать по большой дуге поворота.

При сильном торможении колеса вдавливаются в мягкий грунт, и рулевое колесо может вырваться из рук и потребуется больше усилий для удержания автомобиля в заданном направлении. При движении на крутых спусках грунтовых дорог нужно включить низшую передачу и тормозить в основном двигателем.

Движение по накатанной снежной дороге не представляет трудностей. Следует лишь помнить, что на ней сцепление колес автомобиля с дорогой небольшое, поэтому:

нельзя резко поворачивать рулевое колесо и тормозить перед поворотом; необходимо заблаговременно снизить скорость автомобиля;

небольшие снежные заносы и сугробы следует преодолевать с разгона без переключения передачи и поворотов руля;

если длинный участок автомобиль не прошел и начинает буксовать, то, не допуская его полного застревания, следует остановиться и начать движение назад по старому следу, затем разогнать автомобиль и преодолеть оставшийся участок.

Участки с глубоким снегом лучше всего преодолевать, используя цепи противоскольжения. Дорогу, покрытую рыхлым и мокрым снегом преодолевать на небольшой скорости, плавно и осторожно.

На участках дороги с вязким грунтом следует быть внимательным и выбирать путь, наиболее удобный и безопасный.

Участки, покрытые водой или жидкой грязью, необходимо предпочитать местам с густой грязью, потому что там сопротивление качению колес меньше.

Особенности движения по автомагистралям, дорогам, обозначенным знаком 5.3 "Дорога для автомобилей", дорогам с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств.

Автомагистра́ль - дорога для скоростного движения автомобилей, не имеющая перекрёстков с другими дорогами (пересечения на разной высоте, мосты/тунели не являются пересечениями).

На автомагистралях и дорогах для автомобилей запрещается: движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч; движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы (на дороге для автомобилей запрещается на любой полосе); остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаками 6.4 или 7.11; разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы; движение задним ходом; учебная езда.

По полосе, предназначенной для движения маршрутных транспортных средств, движение и остановка других транспортных средств запрещается.

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части дороги прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на эту полосу.

Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств.

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части дороги сплошной линией разметки, то движение по ней запрещено.

Особенности управления автомобилем с прицепом.

Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с автомобилем.

Прицеп должен соответствовать грузу. Например, домашние вещи и стройматериалы удобнее возить в универсальном, а лодки, водные мотоциклы, снегоходы и т.п. - на специальном. Он спроектирован с учетом особенностей такой техники, у него, как правило, предусмотрены места ее крепления и средства погрузки.

Оптимальные параметры прицепа:

полная масса - не больше разрешенной изготовителем автомобиля, которым предполагают буксировать прицеп;

вертикальная статическая нагрузка на шар сцепного устройства при полной массе - соответствует требованиям автозавода;

длина - не более 1,5 длины автомобиля;

отношение базы прицепа к расстоянию от задней оси машины до центра шара сцепного устройства - не менее 1,55;

ширина - не более чем на 200 мм шире автомобиля с каждой стороны;

высота - не более 1,8 колеи;

отношение высоты центра тяжести при полной нагрузке к колее - не более 0,725;

дорожный просвет (клиренс) - не меньше, чем у машины;

допускаемая скорость движения в составе автопоезда полной массой - больше разрешенной изготовителем автомобиля и Правилами дорожного движения.

Следует учитывать, что тормозной путь автомобиля, буксирующего прицеп, увеличивается. Поэтому, двигаясь с прицепом, следует поддерживать увеличенную дистанцию до впереди идущего автомобиля. Нужно стараться избегать резких торможений и поворотов. Это может привести к складыванию автопоезда или даже переворачиванию прицепа.

Необходимо помнить, что длина автопоезда значительно превышает длину одиночного автомобиля. При повороте направо оставлять между краем проезжей части дороги и колесами правого борта автомобиля значительно большее расстояние, чем обычно, чтобы избежать наезда колесами прицепа на бордюр. При повороте автопоезда прицеп движется по дуге меньшего радиуса, чем автомобиль, и может наехать или столкнуться с препятствием, которое автомобиль свободно миновал. При обгоне другого транспортного средства не нужно торопиться возвращаться в свой ряд, так как это может привести к столкновению обгоняемого автомобиля с прицепом.

Дополнительная нагрузка на автомобиль еще более возрастает при эксплуатации автопоезда в холмистой местности. При преодолении затяжных подъемов нужно внимательно следить за температурным режимом двигателя по стрелочному указателю на приборной доске. Если температура охлаждающей жидкости двигателя не снижается, либо продолжает повышаться, необходимо остановиться на обочине дороги и дать двигателю остыть.

Проезд населенных пунктов, подъемов и спусков

Большинство улиц в населенных пунктах позволяет транспортным средствам двигаться сравнительно медленно и ближе друг к другу, чем вне населенных пунктов, потребность же в перестроении возникает чаще. Поэтому в населенных пунктах с учетом требований Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. Однако учитывая достаточно высокую плотность расположения транспортных средств на проезжей части (ограниченные дистанции и интервала), менять полосы разрешается только перед поворотом налево, разворотом, обгоном или остановкой.

При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. Таким образом, в этих случаях обгон запрещается.

Итак, по проезжей части, имеющей несколько полос одного направления, возможно движение не только по правым полосам. Причем движение транспортных средств по одной полосе со скоростью, большей, чем по соседней полосе, т. е. с опережением, не считается обгоном, если это не связано с перестроением на ранее занимаемую правую полосу.

Подъемы и спуски лучше преодолевать без переключения передач на них. Пологий короткий подъем преодолевается с ходу с предварительным разгоном автомобиля, если видимость и состояние дороги не затрудняют разгон. На изношенных автомашинах не следует прибегать, к такому способу преодоления подъемов.

Крутые подъемы (короткие с ограниченной видимостью и длинные) преодолеваются также без переключения передач. Водитель включает нужную для преодоления подъема передачу заранее, а на самом подъеме сосредотачивает все свое внимание на управлении автомобилем. Если при подъеме скорость движения начинает падать, необходимо своевременно включать низшую передачу, не ожидая полной остановки автомобиля.

Остановка на подъеме не должна вызывать замешательства шофера. В этих случаях нужно выключить сцепление, чтобы двигатель не заглох, одновременно нажать на педаль тормозов и со значительным усилием вытянуть на себя рычаг ручного управления тормозами.

Трогание с места на подъеме затруднительно. Основное внимание при этом надо сосредоточить на предотвращении скатывания автомобиля назад до момента начала движения вперед. Это достигается согласованным действием рычагом ручного тормоза, педалью сцепления и педалью управления дроссельной заслонкой.

При движении под уклон (на спуске) приемы управления автомобилем изменяются в зависимости от крутизны спуска, его длины и состояния дорожного полотна.

На пологих коротких спусках без поворотов и неровностей пути, если вслед за спуском следует подъем, не нужно прибегать к тормозам. Надо, немного снизив число оборотов вала двигателя, спуститься вниз, в ложбине прибавить обороты и с ходу преодолеть следующий короткий подъем. Стоит отметить, что довольно часто на старых дорогах в таких местах (переходах от спуска к подъему) встречаются повреждения дороги, ямы, выбоины - поэтому тоже будьте аккуратны, чтобы не повредить подвеску своего авто.

Все остальные виды спусков преодолеваются со снижением скорости путем торможения двигателем и тормозами колес. Торможение двигателем осуществляется при движении на пониженных передачах с малыми оборотами коленчатого вала двигателя.

Движение на скользкой дороге

Приемы управления легковым автомобилем в этих условиях наиболее сложны, требуют большого мастерства и опыта, основанных на знаниях теории движения автомобиля и существенно зависящих от типа автомобиля (заднеприводной или переднеприводной).

Скользкой дорога бывает не только зимой. В летние жаркие дни на поверхности асфальтобетонного покрытия выступает вяжущее вещество, которое является отличной смазкой между шиной и покрытием дороги. Таким же смазывающим веществом может быть влага, выделяемая из воздуха в утренние часы или в самом начале дождя, когда образуется смесь из воды, материала износа шин и дорожного покрытия, а также нефтепродуктов. Скользкой может быть булыжная дорога, особенно в смоченном состоянии, или обычная сухая дорога, "отполированная" движущимися по ней автомобилями.

Мастерство водителя состоит в том, чтобы оценить степень скользкости дороги и в соответствии с этим выбрать безопасную скорость с учетом остановочного пути для данных условий.

Степень скользкости дороги опытным водителем оценивается визуально в процессе движения и практически ощущается при торможении, при резком увеличении подачи топлива или при движении на повороте, когда происходит "срыв" контакта колес с дорогой, и автомобиль, теряя заданное направление движения, как бы "плывет" под действием инерционных сил.

Приемы управления автомобилем в темное время суток

В темное время суток интенсивность движения по сравнению с интенсивностью движения в дневное время резко уменьшается. Это происходит в результате того, что многие автотранспортные предприятия работают в одну (первую) смену, уменьшается поток индивидуальных и государственных автомобилей. В Советском Союзе число транспортных средств, передвигающихся ночью, составляет около 10 % от их числа в сутки (сейчас эта цифра значительно выросла - прим. редакции). В вечерние и ночные часы состав транспортных средств становится более однородным.

Основываясь на выводах о взаимосвязи интенсивности и однородности движения транспортных средств с числом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) при прочих равных условиях, казалось бы, следовало ожидать и резкого уменьшения числа происшествий, приходящихся на темное время суток, так как интенсивность движения в это время снижается, а процент грузовых автомобилей, мотоциклов и частично автобусов резко уменьшается.

Однако статистические данные по большинству стран за ряд лет показывают, что 50 % общего числа ДТП совершается в темное время суток, а число погибших в этот период времени составляет около 60 %.

Это объясняется тем, что ночью водитель менее точно определяет скорость движения своего автомобиля; одни и те же расстояния кажутся больше, чем днем. Например, при дневном свете в ясную погоду на прямом участке пути грузовые автомобили видны водителю на расстоянии до 1600 м, автобусы - до 1800, а легковые автомобили - до 1300 м; в пасмурную погоду эти же транспортные средства, окрашенные в неяркие цвета, видны на расстоянии 1100 м и меньше.

Как надо переключать фары ночью

Фары современной конструкции позволяют большую часть пучка света направлять в правую сторону дороги и меньший пучок света - встречному водителю. Кроме того, эти световые приборы обеспечивают возможно меньший перепад освещенности дороги при переходе с дальнего света на ближний.

Однако проблема встречного разъезда ночью окончательно не решена. Условия видимости дороги и предметов на ней при встречном разъезде с ближним светом всегда хуже, чем при свободном движении с дальним светом. Поэтому при встречном разъезде, даже с самыми совершенными фарами и в технически исправном состоянии, надо проявлять особую осторожность и выполнять ряд необходимых действий:

перед переключением фар на ближний свет просмотреть дорогу вдаль;

снизить скорость движения до обеспечивающей остановочный путь в пределах расстояния видимости;

посмотреть на правую кромку проезжей части дороги на максимально видимое расстояние;

периодически просматривать свою полосу движения, не задерживая взгляд на фарах встречного автомобиля;

поравнявшись со встречным автомобилем, переключить ближний свет на дальний.

Если встречный водитель не переключил дальний свет на ближний или переключение не облегчило условий движения из-за неправильно установленных и неотрегулированных фар, опытный водитель заранее снижает скорость, готовится к остановке при возникновении ослепления.

Останавливаться при этом надо на проезжей части, не съезжая на обочину, поскольку все внимание водителя было направлено на проезжую часть, а при остановке на ней не возникает ничего нового. На обочине можно обнаружить всякие неожиданности: пешеходов, велосипедистов и т. д. Кроме того, обочина может быть без твердого покрытия, а водитель не успеет достаточно снизить скорость, и в этой ситуации возможен занос автомобиля. Таким образом, съезжать на обочину при ослеплении крайне опасно, движение по обочине запрещается, ее можно использовать только для полной остановки.

Ослепляющее действие фар

При движении ночью, особенно на дальние расстояния, всегда удобно двигаться за лидером. Однако лидера надо выбрать удачно. В основе движения за лидером лежит принцип: в интервале между лидером и ведомым возникновение препятствия маловероятно. Это дает возможность двигатьсяг ориентируясь на габаритные огни лидера (при сохранении безопасного интервала), т.е. с меньшим эмоциональным напряжением и (если габариты лидера достаточно велики) избегать ослепления.

При движении автомобиля ночью на дорогах с поворотами, на подъемах и спусках водитель может заблаговременно ориентироваться по дальнему пучку света фар. При приближении к вершине подъема на освещенном горизонте видны силуэты случайных препятствий, и свет встречных автомобилей не слепит.

То же относится и к водителю встречного автомобиля. Поскольку оба водителя в данном случае появляются в момент, когда они находятся близко друг от друга, водители должны быть готовы быстро выключить дальний свет. Когда один автомобиль съезжает с горы, а другой приближается к ней по ровной дороге, переключение света на ближний можно отложить до момента, пока оба автомобиля не окажутся на одном уровне.

На поворотах один из водителей встречных автомобилей всегда находится в лучших условиях: это водитель, едущий по внутренней стороне поворота, свет автомобиля которого ослепляет водителя автомобиля, едущего по внешнему краю поворота, в то время как пучок света последнего направлен в сторону от дороги. Об этом необходимо помнить и заблаговременно переключать свет при движении по внутренней кривой поворота. Кроме того, ближний свет с широким пучком в этом случае удобнее, так как он освещает пространство внутри поворота. Водитель, следующий по внешнему краю, может и не переключать дальний свет на ближний, если это не мешает водителю встречного автомобиля.


2. Практическая часть

2.1 Составление плана перекрестка

 

Задание: обследовать перекресток и составить план с нанесением технических средств регулирования и обустройств. Дать краткую характеристику перекрестка.

Исходные данные: регулируемый перекресток: ул.Советская - ул. Хатаевича

Выполнение работы:

Для обследования был выбран регулируемый перекресток ул.Советская - ул. Хатаевича

По главной дороге (ул.Советская) четыре полосы движения в одном направлении и три полосы встречного движения, по второстепенной (ул. Хатаевича) организовано двухстороннее движение по три полосы в каждом направлении и разделительной полосой и зоной посередине. Следовательно, ширина проезжей части составляет по главной дороге - 23.4 м., по второстепенной - 21,5 м. Радиусы закругления кромки проезжей части одинаковы и составляют 4 м.

Исследуемый пешеходный переход имеет достаточное количество дорожных знаков. Разметка находится в хорошем состоянии. На второстепенной дороге присутствует ограждение, которое препятствует переходу проезжей части пешеходам в неустановленных местах. Состояние проезжей части в районе пешеходного перехода удовлетворительное поверхность ровная, не скользкая, без наносов песка и грязи.

. На пешеходном переходе пешеходные светофоры установлены рядом с транспортными, они хорошо видны пешеходам, различимы сигналы. Светофоры находятся в удовлетворительном состоянии, не разбиты, линзы чистые. Возле исследуемого перекрестка находятся жилые и промышленные здания.

Вблизи перекрестка имеются, урны, клумба, декоративные сооружения, рекламный щит, остановка, деревья, мачты электропередач.

При исследовании перекрестка был выявлен ряд нарушений. Водители часто проезжали перекресток на желтый сигнал светофора, а бывало и на красный; выезжали на перекресток, не дожидаясь включения зеленого сигнала светофора.

Вывод: после обследования перекрестка был выявлен ряд недостатков, а именно:

Значительные очереди автомобилей на второстепенной дороге.

частые нарушения правил дорожного движения, со стороны водителей,

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.