Камень. Борнуковский резной камень — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Камень. Борнуковский резной камень

2020-04-01 188
Камень. Борнуковский резной камень 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художественная обработка камня - древнейший вид народного искусства. Широкая распространенность и легкая доступность такого материала как камень, его природная декоративность, разнообразие цветов и узоров, издавна привлекали к нему народных мастеров.

В Нижегородской области художественной резьбой по камню занимаются на фабрике "Борнуковская пещера" в селе Борнуково, расположенном на реке Пьяне. Высокий правый берег этой реки состоит из ракушечника и алебастрового камня. На небольшой глубине проходит пласт поделочного цветного камня. Разливаясь весной, река размывала берег и со временем здесь образовалась огромная пещера. В 1920-е годы в селе Борнуково организовалась небольшая артель по добыче и переработке алебастра. Одновременно с алебастром выламывался и поделочный цветной камень. Поэтому в 1930 году было решено открыть при артели камнерезовый цех. Сюда для организации работы пригласили уральских мастеров - опытных камнерезов. Основной ассортимент художественных изделий сложился при участии уральского художника Шальнова Павла Леонтьевича. Это были письменные приборы и пепельницы, украшенные изображениями, главным образом, экзотических животных: львов, барсов, тигров, пантер, слонов. В тоже время появляются первые скульптурные изображения советских людей: красноармейца, парашютиста, шахтера, доменщика. В 1937 году художественные изделия Борнуковских мастеров были отмечены наградой на Парижской выставке.

В настоящее время на фабрике разработано более 70 видов высокохудожественных изделий. Это бытовые предметы: ночники, пепельницы, чашечки, лоточки; декоративные изделия: экраны, мелкая анималистическая скульптура, а также разнообразные сувениры. Анималистическая скульптура становится в Борнуково традиционной и занимает ведущее место в ассортименте.

Изготовляют борнуковские мастера изделия мягких пород камня - селенита, кальцита, гипсового камня - ангидрита. Местный поделочный камень богат по расцветке, он может быть голубым, рыжеватым, коричневым, зеленым, розовым. Свойства этого высокодекоративного мягкого камня определили стилистические особенности как художественной резьбы по камню, так и промысла в целом. В скульптурах народных мастеров видны обобщенность форм, характерные особенности силуэтов, мягкие сочленения деталей, умение художника точно передать повадки и характеры различных животных. Особое место в борнуковской скульптуре занимает русский медведь, над образом которого плодотворно работал художник-камнерез Павел Курышев. В творчестве другого мастера - Петра Минаева преобладают динамические образы скачущего коня. Возвышенный романтизм и эмоциональная приподнятость являются отличительными чертами борнуковского камнерезного промысла на современном этапе.

 

 


 

Исследование исчезнувших видов народных промыслов

Жемчужное и золотое шитье как один из видов исчезнувших народных промыслов

Жемчужное шитье

Среди всевозможных видов шитья жемчужное, ныне почти полностью ис чезнувшее, вполне можно выделить в самостоятель ное направление. В до шедших до нас письменах (X век, Переяславская ле топись) приводятся фак ты использования восточ ными славянами расши тых жемчугом женских одежд. Столетиями, вплоть до двадцатых го дов ушедшего века, перламутровый самоцвет присутствовал в одеждах всех слоев русского общества, вплоть до купеческих, мещанских и крестьянских. Барон Гакстгаузен в сороковых годах XIX века писал: «Есть губернии, как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от двухсот до трехсот, а иногда и тысячи настоящих жемчужин».

Сохранившиеся памятники шитья жемчугом показывают, какого высокого мастерства достигли вышивальщицы в этом сложном, как с чисто технической, так и с художественной стороны, виде творчества. Наиболее ранними дошедшими до нас русскими образцами техники жемчужного шитья служат поручи XII века, хранящиеся в Новгородском музее.

Веками создавались и отрабатывались различные приемы жемчужного шитья. Наиболее известные из них: шитье непосредственно по поверхности ткани; шитье по настилу из белого шнура; шитье по настилу из белых ниток - «по бели»; высокое шитье по выпуклой накладке из плотного материала; рельефное шитье и другие. Все они выполнялись в технике сажения - прикреплением нити с нанизанными на нее жемчужинами на ткань. Последовательность основных операций жемчужного шитья и их особенности изложены ниже. Рассыпание. Горошины с уже просверленными отверстиями рыхло рассыпали на ровной поверхности стола, подстелив черное сукно, бархат или иную гладкую матовую ткань. Разбор, сортировка. Жемчужную рос сыпь раскладывали кучками или по посудинам, сортируя горошины по форме, размеру, выбраковывая совсем не подходящие для шитья. Особенно ответственной эта операция была в рельефном жемчужном шитье. Она заключалась в искусном подборе самоцветов различной величины, которые при сплошном нанизывании давали поверхность с несколькими различными уровнями.

Нитки подбирали белые, крепкие, льняные или шелковые, толщина которых зависела от величины жемчужных зерен. Для нанизывания самых мелких самоцветов часто использовали волос, имеющий хорошую упругость и достаточную крепость, или тонкую металлическую проволочку. Длину нитки брали со значительным запасом. На иголку с заправленной ниткой нанизывали сразу несколько зерен, затем их перемещали ближе к концу нитки. Для малых отверстий, куда иголке не пролезть, брали щетинку. Жемчужины нанизывали на щетинку. Кончик последней расщепляли, в образовавшуюся расщелину вкладывали тонкую нить, на которую передвигали крохотные зернышки.

Для обеспечения дополни тельных удобств в работе перед началом вышивания снизку наматывали на деревянную или костяную «витейку» (круглый в сечении стержень с трехгранными ограничителями). Закрепление конца нити с нанизанным на нее жемчугом непосредственно на ткани или на настиле. Ткань прокалывали с лица на изнанку у начала настила или начала шитья непосредственно на ткани. Освобождали иголку от хвостика нитки и убирали иголку, затянув концевой узел. Затем подтягивали смотанную нанизанную нить витейкой. Прежде чем сообщать последовательность самой вышивки, необходимо упомянуть о некоторых важных подготовительных операциях, проделываемых непосредственно с тканью. В первую очередь - это разметка. Для нанесения рисунка пользовались углем, мелом, реже краской. Обычно рисунки наносили сами вышивальщицы, однако самые сложные из них выполняли квалифицированные художники-знаменщики. Рисунки представляли собой традиционные русские орнаменты, тонко сочетавшиеся с формой украшавшейся вещи. Большей частью жемчужную нить нашивали не на ткань с рисунком, а на выполненный по рисунку на стил. Шнуровой настил в зависимости от толщины шнурка нашивали на рисунок в один или два ряда. Настил из белых ниток вышивали короткими стежка ми мягкими пеньковыми или хлопчатобумажными нитями.

Подготовленную ткань запяливали в пяльцы. Для некоторых работ (например, покровов) пяльцы делали большие, чаще дубовые; в длину они иногда достигали четырех метров. Женские головные уборы изготавливались в технике высокого шитья по специальным накладкам, которые делали из бересты, кожи или иного плотного материала и покрывали тонкой тканью. Вышивку вели сразу насквозь по настилу и основной ткани изделия. В случае если накладка была очень высока, ее расшивали отдельно, а затем прикрепляли к основному шитью.

Нить с нанизанным на нее жемчугом выкладывали по размеченному рисунку (с просветами между жемчужинами или сплошь) и закрепляли при помощи поперечных стежков другой нитью, льняной или шелковой. Стежки, прикреплявшие жемчужную нить, делали после каждого зерна жемчуга вдоль линии рисунка, с краю или посередине настила. Затем прикрепленную к поверхности будущего изделия жемчужную нить подтягивали с помощью витейки. При саженьи жемчуга правая рука вышивальщицы находилась сверху ткани, а левая - внизу, под тканью. Под правую руку клалась деревянная дощечка, чтобы создать упор для руки и не помять шитье во время работы. При изготовлении больших изделий вышивку вели вдвоем. Одна вышивальщица находилась на полу под пяльцами, а другая - сверху, облокотясь на длинную планку, выходящую своими концами за края пялец. Та, которая сверху, принимала подаваемую снизу иголку, пропускала ее обратно; она же задавала длину нижнего стежка в четверть, половину и даже целый сантиметр. Для этого она делала отверстие в ткани тол стой иголкой. В него вышивальщица, сидящая снизу, направляла иголку с ниткой.

Нашитые на изделия жемчужные нити нередко дополнительно обшивали шнуром, чаще всего свитым самими вышивальщицами из золотых ниток. Конец длинной золотой нитки привязывали к крючку, затем сновали (складывали) ее во столько ниток, сколько требовалось для искомой толщины шнура. Снимали один из концов сложенных нитей, натягивали и закручивали в одну из сторон. Сложив пополам скрученный шнур, его подкручивали в обратном направлении. После этой операции шнур был готов. Конец шнура заправляли в ткань довольно просто. В ушко толстой иголки вставляли сразу два конца льняной нити. В образовавшуюся петлю пропускали конец шнура и вкалывали иголку в области начала шитья, при этом конец шнура выходил на изнаночную сторону работы. Шнур пришивали к изделию тонкой крученой шелковиной. При пришивании шнура иголку с ниткой всегда вкалывали в его 'середину.

Иногда для обводки нашивного жемчужного рисунка мастерицы вместо шнура использовали канитель - тончайшую металлическую проволоку, туго свитую в спираль. Канитель чаще всего встречалась в народных женских головных уборах. Вокруг жемчужного шитья могла проходить и золотая нить, скрученная с цветной шелковой нитью. Нередко для контурной обводки собрали металлические блестки. В ажурных вышивках, часто встречающихся в головных уборах, под шитье жемчугом подкладывали разноцветную фольгу, изготовленную из меди и часто окрашенную в алый цвет. Сами узоры для большего эффекта иногда дополняли вкраплениями цветного камня. Все отделочные приемы обычно вели по ткани, заправленной в пяльцы. Грунтовка. На заключительном этапе работы вышитое изделие смазывали клейстером с изнаночной стороны. Это делали для того, чтобы предохранить шитье от стягивания при освобождении ткани из пялец. Варили клейстер из чистой мелкой пшеничной муки на кислом квасе. Клей намазывали прямо рукой с обратной стороны шитья, а в больших работах изнанку покрывали полностью. После высыхания клейстера снимали пяльцы и освобождали шитье. Обработанное клеевым составом шитье не повреждалось жучками и могло служить многие десятки лет.

Помимо саженья существовала техника жемчужно го шитья низанием - нанизыванием жемчужин на нитки без тканевой основы, складывавшиеся в сквозные сетки. Техника имела много общего с кружевны ми работами и нередко сочеталась с ней, В зависимости от расположения зерен жемчуга при нанизывании существовали различные приемы низания жемчуга: «в одну нить», «веревкой», «веревочкой», «в две веревочки», «вснизку», «рясна», «в клетку» косую и прямую, «в шахмат», «в крест» и другие. С XVIII века сравнительно дорогой жемчуг стал вытесняться более доступными перламутром, бисером, стеклярусом.

В начале XX века вместе с уходившими из обихода кокошниками, венцами и иными подобными головными уборами вышивка жемчугом как вид прикладного искусства исчезла практически полностью. В настоящее время ее образцы можно увидеть главным образом лишь в запасниках и экспозициях музеев.

Торжокское золотое шитьё

Один из видов русской вышивки, художественный промысел, известный в Торжке с 13 в. и получивший широкое развитие в 18 в. Традиционные изделия Т. з. ш. - вышивка золотыми и серебряными нитями (главным образом «кованым» швом и швом «в прикреп» по настилу) по сафьяну (обувь, рукавицы и пр.), бархату, сукну и др. материалам (различные детали народного праздничного костюма, предметы церковного обихода, пояса, кошельки и др.). Для Т. з. ш. наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону. В 1928 мастерицы Т. з. ш. объединились в Торжокскую золотошвейную артель им. 8 Марта, в 1960 реорганизованную в одноимённую фабрику - филиал производственного объединения строчевышитых и золотошвейных уборов «Калининские узоры», выпускающую преимущественно знаки различия для Советской Армии, эмблемы, а также платья, панно и пр. Мастера: А. В. Иванова, И. Д. Сазонова, К. И. Цветкова и др.

 


Заключение

Народное и декоративно - прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа сохраняют, сохраняют историческую память.

В широком значении народное искусство (фольклор) - это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно -прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литьё гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резаными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

Народный мастер или художник декоративно - прикладного искусства в своём творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кожи, кости, камня.

Декоративность в народном и декоративно - прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является качественной особенностью произведений других видов искусства. Народное и профессиональное декоративно - прикладное искусство трактуются, как искусства, которые обслуживают нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Однако надо знать и о существенных различиях между этими видами искусств. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаки которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяют целостным восприятием мира.

 

 


 

Список литературы

 

.Андреева О., Бежина И. Комодные игрушки для любования // Народное творчество. - 2000. - №2. - С.46-47.

.В.С.Воронов. О крестьянском искусстве. М., 1972; В.М.Василенко. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М., 1974; Т.М.Разина. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. М., 1970.

.И.Чичеров. Вопросы теории и истории народного творчества. М., 1959; В.Е.Гусев. Эстетика фольклора. Л., 1967; П.Г.Богатырев. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

.Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. - М.: Высш. Школа, 2006. - 176 с., ил.

.Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М.: Искусство, 2008. - 577 с., ил.

.О судьбах народного искусства см.: Декоративное искусство СССР, 1959, №11; 1960, №3-6, 8, 10-12; 1961, №7. О народности и современности см.: Декоративное искусство СССР, 1975, №8; 1978, №8.

.Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 2004. - 144 с.

.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высш. Школа, 1992. - 159 с.

.ХохловаЕ. Скопинское гончарство// народное творчество. - 2009. - №6. - С.38-40.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.