Металл. Казаковская филигрань — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Металл. Казаковская филигрань

2020-04-01 205
Металл. Казаковская филигрань 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Филигрань или скань - один из древнейших видов художественной обработки металлов в России. Название "филигрань" происходит от латинских слов filum - нить и granum - зерно; "скань" - от древнеславянского - свить, скрутить. Названия указывают на особенность технологии - для изготовления филигранных изделий использовали скрученные проволочки и "зернь", т.е. маленькие шарики. Техника филиграни состоит в следующем: узор из тонкой медной проволоки накладывают на бумагу, приклеивая по нарисованному контуру, посыпают серебряным припоем и затем элементы узора соединяют при помощи пайки. Объемные формы выполняют также, но бумагу с нарисованным узором наклеивают на железную заготовку. В гальваническом цехе изделия покрывают серебром.

Производством изделий из филиграни в селе Казачково Вачского района Нижегородской области стали заниматься с конца 1930-х годов в артели "Металлист". Организатором производства была выпускница Красносельского училища художественной обработки металла О. И. Тараканова. В настоящее время ювелирным искусством занимаются на Казаковском предприятии художественных металлоизделий.

В середине 1950-х годов сложились характерные черты, свойственные лишь казаковской филиграни. Особенностью казаковских изделий является самостоятельное значение филиграни, она не применяется как часть украшения металлического предмета, как накладка на металл. Эти изделия целиком ажурные. По своему назначению работы казаковских мастеров - вещи бытовые. Это конфетницы, подстаканники, вазы, шкатулки. Вместе с тем, в последнее время выполняются ювелирные работы по заказам Православной церкви - оклады икон, кадильницы, ларцы для святых реликвий.

Для казаковских изделий характерен, в основном, "белый" цвет посеребренной медной проволоки. Словно инеем покрыты ажурные произведения народных мастеров, они завораживают серебристо-белым цветом русской зимы, придавая вещам звонкость заснеженных полей, торжественность и чистоту морозного леса.

Орнамент филиграни может быть геометрический - зигзаги, волны, круги, полукружия и более сложные фигуры, но преобладающим является растительный. Основные мотивы - цветок с вытянутыми лепестками и длинные листья с прожилками из завитков. Главный элемент, из которого создается узор - "завивка" - овальный моточек проволоки, сочетающий ажур и плотный непросвечивающийся виток. Крупные формы, составляющие основу узора, выделяются на фоне маленьких завитков, выполненных из более тонкой проволоки.

Казаковские изделия отличает чистота отделки произведения и тонкость филигранной ручной работы. Филигрань удачно сочетают с другими материалами - эмалью, деревом, костью, резным камнем. На казаковском предприятии работают прекрасные мастера филигранного искусства. Для развития этого художественного промысла много сделали художники Л. А. Жесткова, супруги Блоцкие, Р. В. Балашова, В. И. Тупичкин и другие. Филигранные изделия экспонируются на всероссийских и международных выставках, отмечены многими наградами, их знают во многих странах мира.

Ткачество

Ткачество с древних времен составляло исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Кроме гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали из льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными.

Крупным центром ручного ткачества в Нижегородском крае был г. Шахунья и окрестные селенья. В настоящее время традиции народного ткачества активно развиваются на Шахунской художественной фабрике. С начала 1970-х годов она выпускает широкий ассортимент изделий из шерсти, льна и хлопка - пледы, покрывала, накидки на кресла, полотенца, скатерти, скатерти и салфетки с ярким декоративным узором из гладких и орнаментальных полос или клеток.

Большая роль в современном развитии промысла принадлежит художнику, искусствоведу Ларисе Кожевниковой. Современные мастерицы освоили сложные техники ручного ткачества - многоремизную, ажурную, переборную, браную. На произведениях ткачих, особенно на праздничных полотенцах и декоративных салфетках, тканый геометрический орнамент сочетается с вышивкой, что придает этим изделиям неповторимое своеобразие.

Вышивка

Вышивка, являющаяся одним из древнейших видов народного творчества, известна на Руси с X-XIII вв. Ею украшали как будничную, так и праздничную одежду так и праздничную одежду - рубахи, фартуки, головные уборы, а также бытовые предметы и вещи, относящиеся к декоративному убранству жилища - полотенца, столешники, подзоры, наволочки. Вышивать умели почти в каждой русской семье как в деревне, так и в городе. Постепенно вышивка из домашнего занятия, когда изделия делали для собственных нужд, становится ремеслом - изготовлением на заказ, а затем и промыслом - производством на продажу. Местные традиции и их глубокое знание мастерицами-вышивальщицами лежали в основе искусства вышивки. Нижегородская губерния всегда отличалась большим разнообразием народной вышивки, но самыми любимыми были такие виды, как тамбур, строчка и гладь.

Вышивка продолжает развиваться в Нижегородской области и в настоящее время на строчевышивальных фабриках. Они расположены в традиционных центрах народного искусства - Городце, Арзамасе, Чкаловске, Катунках, Нижнем Новгороде, Лыскове, Шахунье, Превомайске и на Бору. Эти предприятия выпускают широкий ассортимент изделий, украшенных вышивкой, как одежды, так и предметов домашнего обихода. В настоящее время по развитию строчевышивального промысла и разнообразию вышивки Нижегородская область занимает одно из первых мест в России.

В Нашей стране и за рубежом большой известностью пользуется вышивка "нижегородский гипюр". Это сквозная вышивка выполняется на сетке с размерами ячеек размером до 1 см, полученной на ткани за счет выдергивания определенного количества нитей. В других регионах России эта вышивка не встречается. Сложилась она на рубеже XIX-XX веков, ее родоначальницами считаются катунские вышивальщицы. Рисунок узора в гипюре складывается как мозаика в результате разных способом наложения нитей. В гипюре получили развитие два орнамента - геометрический и растительный. Более 30 видов цветков могут выполнить мастерицы, сохраняя при этом особенности нижегородского орнаментального стиля.

Успешно развивается в Нижегородской области традиционная золотая вышивка. Она выполняется специально изготовленными позолоченными нитями. Эта вышивка применяется для украшения праздничной одежды, платков и шалей, а также предметов, предназначенных для убранства интерьеров - декоративных подушек, настенных панно.

Изящными легкими узорами в технике белой и цветной глади расшиваются женские блузки, костюмы и платья из натуральных хлопчатобумажных и шелковых тканей. В глади каждая форма орнамента заполняется плотно примыкающими друг к другу стежками. Эта вышивка применяется и для украшения скатертей, полотенец, салфеток и др.

Легкой графичностью отличается узор тамбурной вышивки. Тамбур представляет собой цепочку из мелких петель нитей, которая образовывает на ткани рельефную линию узора. Изделия строчевышивальных фабрик отличаются сочетанием современной моды и декоративной отделки в традициях нижегородской народной вышивки. Всегда узнаваемы своеобразные растительные узоры, образы солнечных коней, птицы-счастья, которые были у народных мастериц разнообразными по форме и глубокими по их символической значимости.

Кружевоплетение

В Нижегородском крае было широко развито кружевоплетение на коклюшках. Балахна был одним из самых известных центров кружевоплетения в России. В XIX веке половина всего женского населения Балахна, а также жительницы соседних селений занимались плетением кружев. Кружево плетут по "сколку" - рисунку, который наносят на бумагу сначала линиями, а затем точками, в которые втыкают булавки. Сколок закрепляют на подушке - валике, набитом сеном или опилками. Выплетают кружево с помощью коклюшек - деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Кружево плели из тонких хлопчатобумажных и шелковых нитей золотистого, белого и черного цвета. При плетении употребляли от 15 до 200 пар коклюшек. Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец, воротники, платья и пальто. Типичными для этих изделий были цветочные мотивы, но встречались и геометрические в виде ромбов, кругов, цепей. Выработался особый вид кружева - "балахонский манер", своеобразие которого заключалось в легком тюлевом фоне, на котором располагались букеты цветов.

Искусство кружевоплетения не забыто и сегодня. В 1970-е годы в Балахне был открыт центр кружевоплетения, где старейшая мастерица Варвара Быкова передавала секреты кружевного искусства молодым художникам. В настоящее время обучение детей и взрослых кружевоплетению проводится в центрах народного творчества Нижегородской области.


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.