Система гражданского законодательства. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Система гражданского законодательства.

2020-04-01 117
Система гражданского законодательства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Гражданское законодательство представляет собой совокуп­ность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им норма­тивные акты во многих случаях имеют комплексную, межотрасле­вую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы. Даже в Гражданском кодексе имеются нормы публично-правового характера, например устанавливающие состав гражданского законодательства (ст. 3). В актах гражданского зако­нодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержатель­ной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые.

Принципиальной особенностью гражданского законодатель­ства является наличие в нем большого числа диспозитивных пра­вил, действующих только в том случае, если сами участники регу­лируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие правила носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы преобладают в регулировании договорных отношений, т. е. имущественного оборота. В них проявляются особенности гражданского (частно­го) права, которое обычно разрешает, позволяет участникам регу­лируемых отношений самим выбрать наиболее приемлемый вари­ант поведения в общих рамках, установленных законом, наделяя их для этого соответствующими правовыми возможностями. Диспозитивная норма обычно содержит определенное правило пове­дения, снабженное оговоркой «если иное не установлено догово­ром», которая и позволяет сторонам урегулировать свои отношения иначе, нежели это по общему правилу предусматривает закон.[8]

Однако в гражданском законодательстве имеется и значитель­ное количество общеобязательных, императивных норм, не допус­кающих никаких отступлений от своего содержания (особенно при определении статуса субъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных прав). Более того, в случае сомнения в юридической природе кон­кретной гражданско-правовой нормы следует исходить из ее им­перативного характера, ибо диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленно выражена в ней, будучи, все-таки особенностью, а не общим правилом правового, в том числе гражданско-право­вого, регулирования.

Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный мас­сив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью само­го предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим граж­данским правом и значительно усложняет установление необхо­димых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематиза­ции и упорядочения.

К основным способам систематизации (упорядочения) законо­дательства, применяемым и в гражданско-правовой сфере, отно­сятся инкорпорация, консолидация и кодификация. Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации яв­ляются Свод законов Российской империи и Собрание действую­щего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сбор­никами нормативных актов, обычно тематического характера.

Консолидация нормативных актов представляет собой объеди­нение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы (например, в 1992 г. Центральным банком РФ было принято По­ложение о безналичных расчетах в Российской Федерации, заме­нившее собой ряд ранее действовавших банковских инструкций, которое, однако, утратило силу с введением в действие второй части ГК РФ). Достоинством консолидации является возможность не­которой «расчистки» законодательства при его объединении пу­тем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторя­ющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.

При большом количестве изменений (новелл), внесенных в за­кон или иной нормативный акт, используется также возможность его повторной официальной публикации в полном объеме (новеллизации), при которой старая редакция акта теряет силу. Такой прием, к сожалению редко используемый отечественным законо­дателем, значительно облегчает применение официального текста нормативного акта.

Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже — подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделе­нием общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что предопределяет его централь­ное, стержневое место в общей системе нормативных актов. По­этому кодекс становится главным источником права соответству­ющей отрасли.

В гражданском праве кодификация может носить общий (от­раслевой) либо частный характер. В первом случае она выражает­ся в принятии Гражданского кодекса; охватывающего все основ­ные нормы и институты данной отрасли права. Во втором — в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу об­щественных отношений (например, Жилищного кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Воздушного кодекса и т. п.), для кото­рых возможна разработка и некоторых реальных, а не надуманных общих положений.[9]

Ст. 71 Конституции РФ относит к ведению РФ гражданское законодательство. Пункт 2 ст. 3 ГК устанавливает, что гражданское законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Вместе с тем, гражданско-правовые отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные законы могут быть приняты по любому вопросу, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или федеральными конституционными законами. Большое число норм ГК содержат отсылку к законам.

Особое место в системе гражданского законодательства принадлежит ГК, и нормы всех других законов должны соответствовать Кодексу.
ГК РФ не относится к числу федеральных конституционных законов, поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода актам (ст. 108 Конституции РФ). Вместе с тем, по своей юридической силе в определенной мере ГК приравнивается к ним.

Указы Президента, не противоречащие ГК или иному федеральному закону, могут быть приняты по любому вопросу, которые входят в компетенцию Президента, если в ГК нет указаний на то, что соответствующий вопрос может быть урегулирован только законом.

Постановления Правительства могут быть приняты лишь на основании и во исполнение Кодекса и иных законов, а также указов Президента РФ.
Министерства и ведомства могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами ("ведомственные нормативные акты").
Таким образом, существует вертикальная иерархия нормативных актов.
Кроме вертикальной иерархии есть еще и горизонтальная, которая следует за вертикальной, главенствующей.

Горизонтальная иерархия ограничивается трояким проявлением:

1) новый закон обладает приоритетом по отношению к ранее названному;

2) "специальные законы вытесняют общие";

3) верховенство ГК над другими федеральными законами.

ГК РФ относит к источникам права и обычай делового оборота (в подразделе 2 раздела III ГК насчитывается 13 случаев делового оборота, во 2 ч. ГК их более 19. Ст. 5 ГК дает понятие обычая делового оборота, указывая 3 позитивных признака: 1) правило поведения; 2) используется в строго определенной области; 3) сложившееся и широко применяемое и 2 негативных: 1) не должен быть предусмотрен в законе или ином правовом акте; 2) не может противоречить законодательству.

Так, в свое время Внешнеторговый арбитраж СССР в одном из дел обосновал решение ссылкой на обычай, смысл которого состоял в том, что отказ покупателя от принятия и оплаты доставленного ему товара влечет за собой не только потерю всех выгод, которые покупатель приобрел бы, исполнив договор, но и наступление ответственности перед продавцом за убытки, которые по этой причине могут произойти. Ссылка на обычай понадобилась арбитражу и для определения различий в понятиях "рабочий люк" и "бункерный люк" на корабле.

Существующие в разных странах обычаи в рядке случаев кодифицируются и унифицируются международными организациями. Примером такой унификации могут служить разработанные Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс". Но Правила "Инкотермс-90" не следует отождествлять с обычаями делового оборота в том понимании, в каком он обозначен в ст. 5 ГК. В отличие от обычаев делового оборота правила "Инкотермс-90" применяются только при условии, если стороны включили отсылку к "Инкотермс-90" в заключаемый ими договор.

Россия является активным участником международных экономических и культурных связей и сотрудничества. В силу этого российское гражданское законодательство вынуждено включать немало норм, относящихся к отношениям, например, с участием иностранных предпринимателей.
Вместе с тем важную роль в регулировании таких отношений играет международное право (см. п. 1 ст. 7 ГК).

Среди международных актов особое место занимают конвенции (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция). Россия является участником и других аналогичных актов. Вступившие в силу для РФ международные договоры подлежат официальному опубликованию. Кодекс в п. 2 ст. 7 ГК предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, содержит норму о приоритете международного договора по отношению к гражданскому законодательству России.

Статья 7 ГК закрепляет и принцип непосредственного применения международных договоров РФ к гражданским правоотношениям, если только из самого характера международного договора не вытекает, что для его применения необходимо издание внутригосударственного акта (например, Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Она в ряде случаев содержит прямые отсылки к национальному законодательству, которое должно решить соответствующий вопрос).

Правила морали и нравственности становятся источниками гражданского права лишь в том случае, если они закреплены в каком-либо нормативном акте, входящим в систему гражданского законодательства. В этом случае правила морали и нравственности становятся правовой нормой, воплощенной в конкретном нормативном акте гражданского законодательства. Так, ст. 227 ГК закрепляет правило морали и нравственности о необходимости возврата найденной вещи лицу, потерявшему ее, или ее собственнику.

Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривают обобщенные материалы и дают о порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Указанные разъяснения являются актами применения права. Постановления судебных Пленумов должны лишь толковать и разъяснять смысл гражданского законодательства, но не создавать новые нормы гражданского права. Поэтому они не являются источниками гражданского права. Однако суды при разрешении конкретных споров обязаны применять соответствующие нормы гражданского права лишь в истолковании, содержащихся в постановлении соответствующего судебного пленума, который имеет важное значение для обеспечения гражданского законодательства на всей территории РФ.

Не является источником гражданского права и сложившаяся судебная практика, под которой понимается многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел.

Не относится к числу источников гражданского права и судебный прецедент, под которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение обязательно только для лиц, участвующих в данном деле. Оно не имеет обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичное дело.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.