Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-04-01 | 117 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы. Даже в Гражданском кодексе имеются нормы публично-правового характера, например устанавливающие состав гражданского законодательства (ст. 3). В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые.
Принципиальной особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диспозитивных правил, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие правила носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы преобладают в регулировании договорных отношений, т. е. имущественного оборота. В них проявляются особенности гражданского (частного) права, которое обычно разрешает, позволяет участникам регулируемых отношений самим выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в общих рамках, установленных законом, наделяя их для этого соответствующими правовыми возможностями. Диспозитивная норма обычно содержит определенное правило поведения, снабженное оговоркой «если иное не установлено договором», которая и позволяет сторонам урегулировать свои отношения иначе, нежели это по общему правилу предусматривает закон.[8]
|
Однако в гражданском законодательстве имеется и значительное количество общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания (особенно при определении статуса субъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных прав). Более того, в случае сомнения в юридической природе конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из ее императивного характера, ибо диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленно выражена в ней, будучи, все-таки особенностью, а не общим правилом правового, в том числе гражданско-правового, регулирования.
Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения.
К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым и в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация. Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера.
|
Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы (например, в 1992 г. Центральным банком РФ было принято Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, заменившее собой ряд ранее действовавших банковских инструкций, которое, однако, утратило силу с введением в действие второй части ГК РФ). Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки» законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.
При большом количестве изменений (новелл), внесенных в закон или иной нормативный акт, используется также возможность его повторной официальной публикации в полном объеме (новеллизации), при которой старая редакция акта теряет силу. Такой прием, к сожалению редко используемый отечественным законодателем, значительно облегчает применение официального текста нормативного акта.
Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже — подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное, стержневое место в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.
В гражданском праве кодификация может носить общий (отраслевой) либо частный характер. В первом случае она выражается в принятии Гражданского кодекса; охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли права. Во втором — в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений (например, Жилищного кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Воздушного кодекса и т. п.), для которых возможна разработка и некоторых реальных, а не надуманных общих положений.[9]
|
Ст. 71 Конституции РФ относит к ведению РФ гражданское законодательство. Пункт 2 ст. 3 ГК устанавливает, что гражданское законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Вместе с тем, гражданско-правовые отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральные законы могут быть приняты по любому вопросу, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или федеральными конституционными законами. Большое число норм ГК содержат отсылку к законам.
Особое место в системе гражданского законодательства принадлежит ГК, и нормы всех других законов должны соответствовать Кодексу.
ГК РФ не относится к числу федеральных конституционных законов, поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода актам (ст. 108 Конституции РФ). Вместе с тем, по своей юридической силе в определенной мере ГК приравнивается к ним.
Указы Президента, не противоречащие ГК или иному федеральному закону, могут быть приняты по любому вопросу, которые входят в компетенцию Президента, если в ГК нет указаний на то, что соответствующий вопрос может быть урегулирован только законом.
Постановления Правительства могут быть приняты лишь на основании и во исполнение Кодекса и иных законов, а также указов Президента РФ.
Министерства и ведомства могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами ("ведомственные нормативные акты").
Таким образом, существует вертикальная иерархия нормативных актов.
Кроме вертикальной иерархии есть еще и горизонтальная, которая следует за вертикальной, главенствующей.
Горизонтальная иерархия ограничивается трояким проявлением:
1) новый закон обладает приоритетом по отношению к ранее названному;
2) "специальные законы вытесняют общие";
3) верховенство ГК над другими федеральными законами.
|
ГК РФ относит к источникам права и обычай делового оборота (в подразделе 2 раздела III ГК насчитывается 13 случаев делового оборота, во 2 ч. ГК их более 19. Ст. 5 ГК дает понятие обычая делового оборота, указывая 3 позитивных признака: 1) правило поведения; 2) используется в строго определенной области; 3) сложившееся и широко применяемое и 2 негативных: 1) не должен быть предусмотрен в законе или ином правовом акте; 2) не может противоречить законодательству.
Так, в свое время Внешнеторговый арбитраж СССР в одном из дел обосновал решение ссылкой на обычай, смысл которого состоял в том, что отказ покупателя от принятия и оплаты доставленного ему товара влечет за собой не только потерю всех выгод, которые покупатель приобрел бы, исполнив договор, но и наступление ответственности перед продавцом за убытки, которые по этой причине могут произойти. Ссылка на обычай понадобилась арбитражу и для определения различий в понятиях "рабочий люк" и "бункерный люк" на корабле.
Существующие в разных странах обычаи в рядке случаев кодифицируются и унифицируются международными организациями. Примером такой унификации могут служить разработанные Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс". Но Правила "Инкотермс-90" не следует отождествлять с обычаями делового оборота в том понимании, в каком он обозначен в ст. 5 ГК. В отличие от обычаев делового оборота правила "Инкотермс-90" применяются только при условии, если стороны включили отсылку к "Инкотермс-90" в заключаемый ими договор.
Россия является активным участником международных экономических и культурных связей и сотрудничества. В силу этого российское гражданское законодательство вынуждено включать немало норм, относящихся к отношениям, например, с участием иностранных предпринимателей.
Вместе с тем важную роль в регулировании таких отношений играет международное право (см. п. 1 ст. 7 ГК).
Среди международных актов особое место занимают конвенции (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция). Россия является участником и других аналогичных актов. Вступившие в силу для РФ международные договоры подлежат официальному опубликованию. Кодекс в п. 2 ст. 7 ГК предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, содержит норму о приоритете международного договора по отношению к гражданскому законодательству России.
Статья 7 ГК закрепляет и принцип непосредственного применения международных договоров РФ к гражданским правоотношениям, если только из самого характера международного договора не вытекает, что для его применения необходимо издание внутригосударственного акта (например, Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Она в ряде случаев содержит прямые отсылки к национальному законодательству, которое должно решить соответствующий вопрос).
|
Правила морали и нравственности становятся источниками гражданского права лишь в том случае, если они закреплены в каком-либо нормативном акте, входящим в систему гражданского законодательства. В этом случае правила морали и нравственности становятся правовой нормой, воплощенной в конкретном нормативном акте гражданского законодательства. Так, ст. 227 ГК закрепляет правило морали и нравственности о необходимости возврата найденной вещи лицу, потерявшему ее, или ее собственнику.
Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривают обобщенные материалы и дают о порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Указанные разъяснения являются актами применения права. Постановления судебных Пленумов должны лишь толковать и разъяснять смысл гражданского законодательства, но не создавать новые нормы гражданского права. Поэтому они не являются источниками гражданского права. Однако суды при разрешении конкретных споров обязаны применять соответствующие нормы гражданского права лишь в истолковании, содержащихся в постановлении соответствующего судебного пленума, который имеет важное значение для обеспечения гражданского законодательства на всей территории РФ.
Не является источником гражданского права и сложившаяся судебная практика, под которой понимается многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел.
Не относится к числу источников гражданского права и судебный прецедент, под которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение обязательно только для лиц, участвующих в данном деле. Оно не имеет обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичное дело.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!