Программа исследования конфликтного поведения в подростковом возрасте в малых группах — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Программа исследования конфликтного поведения в подростковом возрасте в малых группах

2020-04-01 171
Программа исследования конфликтного поведения в подростковом возрасте в малых группах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эмпирическое исследование проходило на базе МОУ Бискамжинская СОШ, Аскизского района, республики Хакасия. В нём приняли участие учащиеся 7 класса, в количестве 18 человек.

Объект исследования: подростки 13 лет.

Предмет исследования: конфликтное поведение в подростковом возрасте в малых группах.

Цель эмпирического исследования: изучение особенностей конфликтного поведения в подростковом возрасте в малых группах.

Цель конкретизировалась через постановку ряда эмпирических задач:

1. Исследовать уровень агрессивности и конфликтности подростков

2. Исследовать стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях

3. Сформулировать рекомендации для педагогов по урегулированию конфликтов в подростковом возрасте в малых группах.

На первом этапе исследовался общий уровень агрессивности и конфликтности, а также выявлялись конкретные виды агрессивных тенденций, вызывающие конфликты по методике Басса – Дарки..

Результаты представлены в таблице №1 и приложения 1 и диаграммах №1,2.

 

Диаграмма 1.Агрессивность подростков по методике Басса - Дарки

 

По результатам исследования выявлено, что у подростков наблюдается высокий уровень вербальной агрессии. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Дети, вступая в конфликт, ругаются, скандалят, обзываются, т.е. выражают свою агрессию через слова. Скорее всего это происходит из – за того, что подростки в силу своего возраста часто бывают слишком возбуждены и вследствие этого раздражительны

Однако следует отметить, что подростковый возраст также сензитивен для развития эмпатии – способности сопереживать, сочувствовать, и рефлексии – способности понимать и осознавать собственное состояние, чувства, эмоции. Поэтому проявляемая агрессия не может не вызывать чувство вины, которое является одной из выраженных особенностей подростков.

Неуверенность в себе и окружающих, неустойчивость характера приводят к развитию подозрительности – недоверии и осторожности по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

В результате у подростков повышается физическая и косвенная агрессия, то есть они часто выражают агрессию на других людей окольными путями в виде сплетен, злобных шуток. Также в их поведении присутствуют не направленные порывы ярости – взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью, однако, в некоторых случаях они могут переходить и в физическую агрессию – использовании физической силы против другого лица.

Наименее представлен у подростков негативизм и обида, значит можно сделать вывод, что ребята позитивно относятся к окружающим.

Методика позволяет определить общий уровень агрессивности и враждебности, путём соответствующих индексов.

 

Диаграмма 2.Уровень агрессивности и враждебности подростков по методике Басса – Дарки

По данным исследованиям видно, что у подростков наиболее выражена агрессивность, т.е. ребята не владеют адекватными способами поведения, это внутреннее состояние неумения контролировать свои эмоции.

Таким образом, по результатам исследования выявлено, что у подростков наблюдается достаточно высокий уровень агрессивности, который и служит причиной возникновения конфликтов. Наиболее часто конфликты возникают вследствие того, что ребята подросткового возраста раздражительны и часто проявляют вербальную агрессию, что приводит к неконтролируемым вспышкам гнева и может доходить до физической агрессии.

Затем было проведено тестирование для обнаружения уровня конфликтности подростков 7 класса при помощи теста предлагаемого В.И.Андреевым. Результаты представлены в таблице №2, приложения 1 и диаграмме №3.

 

Диаграмма №3

 

После обработки полученных результатов были выявлены следующие показания:

- у одного человека уровень конфликтности низкий

- у трёх человек уровень конфликтности ниже среднего

- два человек, имеют уровень конфликтности чуть ниже среднего

- четыре человека, имеют средний уровень конфликтности

- у трёх человек уровень конфликтности чуть выше среднего

- пять человека, имеют уровень конфликтности чуть ниже среднего.

Данные говорят о том, что у подростков преобладает уровень конфликтности чуть ниже среднего, а связано это, прежде всего с их индивидуально-психологическими особенностями.

Далее исследовались стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях по методике К. Томаса. Результаты представлены в таблице №3 приложения 1 и диаграммах № 4, 5.

 


Диаграмма №4.Выраженность стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков по методике К. Томаса

 

Наиболее представлены две противоположные стратегии – соперничество и сотрудничество.

Соперничество (конкуренция) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим.

Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Наличие противоположных тенденций в поведении говорят о том, что подростки, скорее всего, не владеют адекватными способами поведения и не умеют выражать собственные чувства, что и приводит к возникновению конфликтов.

Таким образом, можно сделать вывод, что у подростков наблюдается неустойчивое поведение, они часто мечутся, то есть поведение в подростковом возрасте неоднозначное.

Представляется интересным рассмотрение типологии типов поведения в конфликтных ситуациях (см. диаграмму 4).

 


Диаграмма №5.Представленность подростков с различными типами поведения в конфликте по методике К. Томаса

 

Эта диаграмма свидетельствует о том, что 33% подростков предпочитают стратегию соперничества.

Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим. Около 28% подростков готовы к сотрудничеству, то есть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. 17% подростков выбирают приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого и столько же % подростков могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путём взаимных уступок.

Около 5% подростков предпочитают стратегию избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Таким образом, проведённое исследование показало, что у подростков наиболее часто представлены стратегии соперничества и сотрудничества, и практически не встречается стратегия избегания.

Рекомендации для педагогов по урегулированию конфликтов в подростковом возрасте в малых группах

 

Из всего сказанного следует, что у подростков наблюдается повышенный уровень агрессивности и конфликтности, большая часть из них не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе особое внимание при работе с подростками должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулированию конфликтов. Педагоги должны научить подростков адекватным методам урегулирования конфликтов. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать каковы могут быть проявления конфликтности в этом возрасте. В связи с этими знаниями строить воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности и конфликтности. В школе этот процесс может быть связан с открытием «Школьной службой примирения», которая поможет подросткам выйти из конфликта с наименьшими потерями. Также от социальных педагогов и психологов требуется включение самих подростков в процесс работы школьных служб примирения и специального обучения школьников-медиаторов методам урегулирования конфликтов. Это даст возможность ребятам действовать в конфликтных ситуациях ненасильственными методами, применяя методики и процедуры последовательного решения проблемы через переговоры, медиацию и принятия решения на основе консенсуса. А также позволить преподавателям управлять поведением учеников без силовых способов принуждения и подчинения, акцентируя внимание на личную ответственность и самодисциплину.


Заключение

Подводя итог работы, отметим, что цели исследования выполнены, поставленные задачи достигнуты, методы исследования проведены.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликта показал, что наибольшее количество исследований принадлежит представителям зарубежной социологии и психологии. Интерес отечественных ученых к проблеме конфликта возрос лишь в последнее десятилетие. Лидирующее положение в изучении конфликта занимают психология, социология. Однако относительно небольшое количество работ в данном направлении свидетельствует, что в отечественной науке эта проблема исследована недостаточно.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.

Выделяется четыре типа конфликта: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой. А так же они бывают скрытными или явными.

Конфликт может выполнять как позитивные (конструктивные), так и негативные (деструктивные) функции.

Каждый конфликт имеет более или менее чётко выраженную структуру: объект конфликтной ситуации, цели и субъективные мотивы, условие, среду возникновения, наличие оппонентов, повод или причину.

Динамика конфликта включает ряд основных стадий: возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание, переход к конфликтным отношениям и разрешение конфликта.

Урегулирование конфликта – это процесс его разрешения с помощью посредника. Участие посредника возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

Существует достаточно много методов урегулирования конфликтов. Их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

§ внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

§ структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

§ межличностные методы или стили поведения в конфликтной ситуации;

§ переговоры;

Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходной, сложный, трудный, критический. С повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности.

Перечислить все причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте не представляется возможным. Но в целом конфликт вызывается, следующими группами причин, обусловленными:

· личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью;

· психологическими особенностями подростковых взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями лидера, плохой психологической коммуникацией в малых группах.

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Основываясь на психологических, социологических и педагогических исследованиях, можно выделить основные особенности возникновения конфликтов в малых подростковых группах:

· это связано с гендерными особенностями подросткового возраста;

· со стороны индивидуума, связано: с индивидуально-психологическими особенностями; системой потребностей, мотивов, интересов; различиями представлений о себе, ее "Я – образ";

· со стороны группы, связано: с проблемой соотношения уровня нормативного поведения; со стилем лидерства; с эффективностью групповой деятельности; со способом разрешения внутригрупповых противоречий.

Как показал обобщённый зарубежный и российский опыт, урегулировать конфликты в подростковом возрасте в малых группах можно следующими методами: медиацией ровесников, школьные конференции и школьные службы примирения, причём с обязательным привлечением к урегулированию конфликтов самих подростков.

Изучение агрессивности и конфликтности подростков показало, что у них наблюдаются высокие уровни вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины.

В конфликтных ситуациях 33% подростков предпочитают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт.

В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для педагогов, необходимые для урегулирования конфликтов.

 


Список литературы

1.Андреев, В.И. Конфликтология: исскуство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов [Текст] / В.И.Андреев. – М.: Народное образование, 1995. – 128 с.

2.Андреев, В.И. Основы педагогической психологии [Текст] / В.И.Андреев. – М., 1995. – 128 с.

3.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г.М.Андреева. – М.: Наука, 1994. – 324 с.

4.Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – M: Юнити, 1999. – 551 с.

5.Громова, О.Н. Конфликтология [Текст]: курс лекций / О.Н. Громов. – М.: Изд-во ЭКМОС,2000. – 320 с.

6.Дойч, М.С. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы [Текст] / М.С.Дойч // Социально – политический журнал. - 1997. – № 1. – С. 19-21.

7.Донцов, А.И. Психология коллектива [Текст] / А.И.Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.

8.Ершов, А.А. Внутригрупповые конфликты [Текст] / А.А. Ершов. – Л.: Нева, 1973. - С. 59-60.

9.Заиченко, Н.У. Структурно – содержательные характеристики и психологические особенности конфликта [Текст] / Н.У.Заиченко // Мир психологии. – 1998. – № 4. – С. 262-272.

10.Игнатьев, А.А. Как урегулировать конфликты в организациях: советы зарубежных конфликтологов отечественным менеджерам [Текст] / А.А.Игнатьев, Е.И.Степанов // Прикладная психология. – 1998. – № 4. – С. 16 – 24.

11.Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л.Коломинский. – М.: Мысль, 1976. – 241с.

12.Коновалов, А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы [Текст] / А. Ю. Коновалов // Восстановительная ювенальная юстиция: сб. статей. - М.: МОО Центр «СПР», 2005. С. 113.

13.Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Изд-во "Лань", 1999. – 448 с.

14.Кривцова, С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления [Текст] / С.В.Кривцов. – М., 1986. – 180 с.

15.Кричевский, Р.Л. Психология малой группы [Текст] / Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 206 с.

16.Крутецкий, В.А. Психология подростка [Текст] / В.А.Крутецкий. – М., 1965. – 210 с.

17.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М., 2003. – 199 с.

18.Левитов, Н.Д. Психологические особенности подростков [Текст] /Н.Д.Левитов. – М., 1999. – 58с.

19.Лукашенок, О.Н. Конфликтологический этюд для учителя [Текст] / О.Н.Лукашенок, Н.Е.Шуркова. - М.: Изд-во. "Российское педагогическое агенство", 1998. – 80 с.

20.Мак Элри, Ф. Дисциплина в школе и восстановительное правосудие [Электронный ресурс] // Дисциплина в школе и права школьников.- Окленд, Новая Зеландия: Фонд правовых исследований (Legal Research Foundation), 1996. – Режим доступа:

21.Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для вузов: В 3 книгах. Книга 1 – Общие основы психологии. - М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. – 688 с.

22.Обозов, Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения [Текст]: метод. Пособие / Н.Н.Обозов. – СПб: МАЛИ, 1993. – 46 с.

23.Первышева, Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации подростков: диссертация кандидата психологических наук / Е.В.Первышева.– М., 1989. – 157 с.

24.Психологический словарь [Текст] / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1990. – 494 с.

25.Решение конфликтов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www/gigglepotz/com/reace.htm

26.Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]: книга для учителя / М.М.Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 128с.

27.Сегрева, А.С. Разрешение социального конфликта: личностно-центрированная модель [Ст. изд. Мексика]; пер. с англ [Текст] / А.С. Сегрева, Н. Арайза // Вопросы психологии. – 1993. – № 5. – С. 109 – 113.

28.Собчик, Л.Н. Диагностика межличностных отношений [Текст] / Л.Н.Собчик. - М.: МКЦ, 1990. – 47 с.

29.Советский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. A. M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1984. – 1600 с.

30.Сосин, В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исследовательской практике запада [Текст] / В.А.Сосин // Психологический журнал. Том 15 - 1994. – № 5. – С. 131 – 141.

31.Фельдштейн, Д.И. Конфликты в условиях школы [Текст] / Д.И.Фельдштейн //Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1988. – С. 4-17.

32.Хащенко, В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экспериментальных условиях жизнедеятельности [Текст] / А.В.Хащенко // Психологический журнал. Том 14. – 1993. – № 3. – С. 38 – 46.

33.Школьная служба примирения: конструктивное решение конфликтов между учащимися [Текст] / //Директор школы. – 2007. - №8. – С. 86-89.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.