Определение потребности предприятия в материальных ресурсах. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Определение потребности предприятия в материальных ресурсах.

2020-04-01 242
Определение потребности предприятия в материальных ресурсах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Концепция логистики предполагает тщательное обоснование каждого показателя, характеризующего материальные потоки. Но в закупочной логистике самым трудоемким и ответственным является этап определения потребности организации в материальных ресурсах, причем задача состоит в определении наиболее оптимальной их величины. Выбор методов расчета потребности в материальных ресурсах зависит от множества факторов: объема и регулярности потребления, нормативной базы, цен на материалы, их дефицитности и др. Однако наиболее существенными среди них, предопределяющими выбор того или иного метода, являются объемы, стоимость и регулярность потребления материалов. В связи с этим материальные ресурсы классифицируют по критериям, учитывающим перечисленные факторы. На практике широко известны методы группировки материалов по признакам ABC и XYZ (табл. 3.2).

В табл. 3.2 представлены наиболее существенные признаки отнесения продукции к той или иной группе. Основным признаком материалов групп А, В, С является высокая стоимость годового объема потребления, а групп X, Y, Z — регулярность потребления. Чаще всего группа А согласуется с группой X. На материалы, входящие в группу А, приходится до 70 % стоимости годового объема потребления. Обычно они используются в основном производстве и являются определяющими в материалоемкости выпускаемой продукции. Но именно эти материалы характеризуются также регулярностью потребления, а следовательно, и высокой предсказуемостью объемов потребления, поэтому их можно одновременно отнести к группе X. На группу А, а значит и группу X, падает львиная доля транспортно-заготовительных и складских расходов. Все это обусловливает необходимость повышенного внимания к материалам данных групп со стороны логистиков при планировании и осуществлении входящих материалопотоков. Однако характерно, что и в группах В и С могут присутствовать регулярно потребляемые материалы, но имеющие среднюю или низкую стоимость и потребляемые в небольших объемах. Точно так же в группах У и Z встречаются материалы с высокой стоимостью, но потребляемые нерегулярно. Важно выявлять эти особенности и учитывать при выборе методов планирования, контроля и регулирования материальных потоков.

Основным критерием, позволяющим отнести материалы к группам X, Y и Z, является показатель отклонения фактических объемов закупки от плановых (или показатель неравномерности закупок). Так, к группе X принадлежат материалы с отклонением, не превышающим 10 %, к группе Y — от 10 до 25 %, к группе Z — свыше 25 %.

 


 

Рынок материально–технических ресурсов. Субъекты и источники информации о рынке.

 

 


 

Выбор поставщиков

После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие методы:

— объявление конкурса;

— изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах         

массовой информации и т. п.;

— посещение выставок и ярмарок;

— переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальные поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

— удаленность поставщика от потребителя;

— сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

— наличие резервных мощностей;

— организация управления качеством у поставщика;

— психологический климат у поставщика (возможности забастовок);

— способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы

поставляемого оборудования;

— финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходи­мо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле - к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках в том числе и с использованием неформальных каналов. Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика:

— отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;

— отношение объема продаж к дебиторской задолженности;

— отношение чистой прибыли к объему продаж;

— движение денежной наличности;

— оборачиваемость запасов и др.

Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.

 


 

Заключение договоров поставок. Система поставки точно в срок (JI Т)

 

Известно, что отношения по закупкам материальных ресурсов оформляются договором поставки между поставщиками и покупателями. Его заключение требует немалых затрат времени, в том числе на многочисленные согласования условий договора с различными специалистами как вне предприятий, так и внутри каждого из них.

Для того чтобы ускорить работу по заключению договора, специалистам по логистике целесообразно разработать типовую схему осуществления сделки (начиная от первых контактов с поставщиком до заключения договора и его исполнения), отразив каждый этап, сроки его выполнения и исполнителей. Если составить сетевой график выполнения работ, это позволит выявить временные резервы, соблюсти необходимую последовательность работ, обеспечить при возможности параллельное выполнение отдельных операций.

Работа над договором выиграет в эффективности, если логистики уточнят у специалистов организации наиболее употребляемые формулировки каждого пункта договора. Следует тщательно изучить действующие нормативные документы, регулирующие поставку товаров (в частности, Положение о поставках товаров в Республике Беларусь; Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд»; Типовой договор на поставку потребительских товаров на внутренний рынок для предприятий всех форм собственности; Положение о приемке товаров по количеству и качеству; международные нормы), и разработать на их основе, а также с учетом опыта их применения рекомендации по заключению договоров с поставщиками.

Системы поставок точно-в-срок предполагают поставки точно необходимого количества в необходимое время.

 Ее характерные черты:

частые поставки в малых количествах;

использование долгосрочных соглашений о сотрудничестве с поставщиками, минимальное количество оформления бумажных документов(отношения строятся на взаимном доверии);

стабильное время поставки (нет страховых запасов);

регулирование поставок по системе КанБан;

наличие широкого ассортимента реализуемой продукции;

использование транспортных средств для мелких партий;

наличие современных каналов связи;

использование современной маркировки товаров (штрих-кодов);

формирование специальных подразделений по товародвижению.

 Эта система может применяться в следующих условиях:

технологической сопряженности процессов логистической цепи от производителя до конечного потребителя;

специализации деятельности товаропроводящей структуры;

высокой доли заказов в общей сумме спроса на продукцию;

высокой стоимости земли;

высокой стоимости кредитов;

высоких требований к надежности транспорта и информационных систем.


 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.