Сравнительный анализ кредита и лизинга — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Сравнительный анализ кредита и лизинга

2020-04-01 137
Сравнительный анализ кредита и лизинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время распространенными вариантами поступления основных средств в организацию стало приобретение их по договорам лизинга или в кредит. Определить, какой из альтернативных финансовых инструментов является наиболее выгодным достаточно тяжело.

Заключить кредитный договор и получить имущество в собственность на условиях возвратности, платности и срочности заемных средств или по договору лизинга получить его во временное владение в обмен на периодические платежи и с возможностью выкупа в конце срока по заранее установленной цене? Далее рассматривается пример приобретения автотранспортного средства.

Точка зрения первая.

Лизинг: "Договориться можно всегда"

В лизинге самое главное - график платежей. Договоры лизинга, как правило, очень похожи у различных лизинговых организаций, а вот график платежей является условием, посредством которого можно устанавливать более благоприятные и подходящие для клиента условия. Порядок платежей может учитывать различные нюансы платежеспособности клиента, а это очень удобно. При одинаковой ставке банковского кредита и удорожания по договору лизинга благодаря гибкому графику платежей клиент в итоге может заплатить значительно меньшие деньги за приобретенное автотранспортное средство в лизинг. Как раз именно в графиках платежей и присутствует наиболее острая конкуренция среди лизинговых компаний. Попытка согласовать с банком какие-либо индивидуальные условия при получении кредита невозможна. А лизинговая компания, для привлечения клиента, готова идти фактически на любые уступки и выполнять едва ли не любые его пожелания клиента, в разумных пределах, конечно.

При заключении договора с потенциальным клиентом, проанализировать финансовое состояние организации, желающей заключить договор лизинга, можно весьма оперативно. Используя опыт, знания и возможности современных информационных технологий, сделать это становится возможным буквально в течение одного дня или даже нескольких часов. Собирается информация, анализируется каждая деталь: рынок, на котором работает клиент, опыт работы, видение собственных перспектив развития. Если приобретается первое автотранспортное средство, лизинговая компания обязательно поинтересуемся, почему клиент решил заняться этим видом деятельности. При приобретении второго и последующих автомобилей обращает на себя внимание желание клиента купить новый или подержанный автомобиль и, конечно, история приобретения предыдущих предметов лизинга либо его кредитная история. Вызвать интерес может даже марка приобретаемого автомобиля - любые мелочи многое расскажут внимательному специалисту об организации и ее руководителе, отношении к делу и главное о том, насколько высока вероятность возникновения проблем при выплате лизинговых платежей.

Например, приобретение нового автомобиля с двигателем высокого экологического класса прямо говорит о том, что автомобиль будет использоваться для международных грузовых перевозок. Это - особенная сфера, требующая опыта и специальных знаний. Соответственно, лизингодатель выясняет степень готовности перевозчика к работе на трассах зарубежных государств. Лизингодатель должен хорошо представлять все возможные риски, связанные с заключением договора лизинга.

Выяснение нюансов происходит в форме эффективного диалога: потенциальный клиент рассказывает о том, как он собирается зарабатывать деньги, а лизинговая компания ему - о том, как при этом лучше организовать выплату платежей по лизинговому договору.

Анализ финансовых документов имеет очень важное значение: принимается во внимание оборот средств по счетам организации, изучаются кредиторская и дебиторская задолженность, рассматривается динамика и регулярность доходов организации. Лизинговые платежи, включаются в себестоимость продукции (услуг) и могут привести к существенному удорожанию продукции (услуг). Таким образом, финансовая ситуация на предприятии после заключения лизингового договора может ухудшиться.

Такой скрупулезный анализ порой приводит к тому, что лизинговая компания принимает решение о необходимости отказа в заключении лизингового договора либо о переносе сроков его заключения на более поздний период.

При повторном обращении клиента в ту же лизинговую компанию, лизингодатель может предоставить скидку. Например, ООО "Финпрофит" к банковским ставкам за оказание услуг прибавляют 4% годовых. При повторном обращении один процентный пункт они уступают обязательно, а в дальнейшем, возможно, и больше. Многое зависит от суммы, на которую заключается договор. Не исключено, что возможно получение скидки у поставщика предмета лизинга.

Организация, которая приобретает автомобиль в лизинг, понимает, что через, предположим, три года предмет лизинга, поступивший на баланс предприятия, официально будет стоить 1% от той стоимости, которую он имеет сегодня. Такая низкая стоимость может помочь организации выгодно перепродать автотранспортное средство, рационально подойти к вопросу уплаты налога на прибыль, иным способом выгодно им распорядиться. В случае приобретения автомобиля в кредит складывается иная ситуация. И хоть уменьшение налогооблагаемой базы также происходит, но предмет кредитования не изменяет так быстро свою стоимость, а, наоборот, часто может ее увеличивать. Стоимость автомобиля увеличивают затраты на выплату процентов по кредиту.

Существенная экономия получается и по налогу на недвижимость вследствие того, что амортизация предмета лизинга ускоренная.

Все эти и другие преимущества приводят к тому, что приобретение основных средств в лизинг становится выгоднее условий совершения покупки в кредит, даже в том случае, когда банковская ставка по кредиту ниже ставки при заключении договора лизинга. Это тот случай, когда простая арифметика не работает.

Реально согласовывать изменения в графике платежей один раз в три месяца. Считается, что это удобно для клиентов. Кредитополучатель также может вносить определенные изменения, но в банках эти процедуры осуществляются сложнее, технически сложнее.

Договор лизинга может заключаться на срок до пяти лет. Лизингополучатель должен понимать, что чем больше срок лизинга, тем больше процентов он переплатит. Также всем участникам сделки необходимо учитывать платежную нагрузку на лизингополучателя и подобрать оптимальный график лизинга.

Один из моментов, на который хочется обратить внимание, - недостаточная информированность субъектов хозяйствования о том, что представляет собой лизинг. С кредитами сталкиваются каждый день, а лизинг пока остается для многих загадкой.

Точка зрения вторая.

Кредит и лизинг: "Плюсов без минусов не бывает"

И для клиентов банка, и для самого банка ни в одном финансовом инструменте не бывает исключительно недостатков или преимуществ. Это в равной степени касается и кредитования, и лизинга. Сравнивая эти финансовые операции, можно сказать, что они проводятся по похожей методологии - с наличием залога, поручительства, гарантий, в них все подчиняется принципу срочности. Но если рассматривать каждый финансовый инструмент в отдельности, то можно рассмотреть существенные отличия.

Во многих банках, например "Белвнешэкономбанк", на практике при кредитовании клиент обязан участвовать в приобретении автомобильной техники суммой собственных средств, составляющей 20% от ее стоимости. Соответственно банк кредитует оставшиеся 80%. Кредит выдается при условии наличия положительной кредитной истории, прибыльного баланса организации-кредитополучателя, соответствующих показателей финансово-экономической деятельности.

Сразу определимся: кредит на приобретение автотранспортных средств является по сути своей инвестиционным кредитом. Это не кредит в текущую деятельность, устроенный по принципу "выдал-погасил". К инвестиционному кредиту подход банка более глубокий и основательный. Этому есть свои объяснения: наш клиент вступает во владение приобретаемой техникой еще до того момента, когда он полностью рассчитается с банком. Под эту технику клиент предоставляет залог, он ею пользуется и извлекает из пользования ею выгоду. С клиентом согласовываются сроки возврата заимствованных средств. Банк не диктует сроки, а исходит из нормальной оборачиваемости оборотных средств клиента. При этом анализируются и многие другие показатели работы клиента.

Насколько хорош кредит как финансовый инструмент? Финансовое участие кредитополучателя ограничивается весьма незначительной суммой, процентная ставка при кредитовании в белорусских рублях в настоящее время колеблется в зависимости от ликвидности залога, состояния баланса, состояния экономики предприятия, срока предоставления кредита и целей кредитования. В отдельных случаях (например, если клиент берет не один автомобиль, а сразу целый автопарк) ставка по кредиту может снизиться. Никаких комиссионных сборов при этом банк не берет.

Теперь о недостатках. Этот финансовый инструмент подходит для субъектов хозяйствования, работающих на рынке несколько лет (скажем, от года до пяти лет). Например, это может быть автотранспортное предприятие, имеющее в парке уже несколько автомобилей. Начинающему перевозчику, не имеющему, что называется, "ни кола, ни двора", т.е. ни возможности предоставить залог, ни собственными средствами участвовать в приобретении автотранспортного средства, и, более того, еще испытывающему определенные организационные сложности, кредитование потянуть будет сложно.

Клиент часто видит только микроуровень своей работы. Макроуровень (темпы инфляции, конъюнктура рынка и организация перевозок, изменение порядка получения разрешений на въезд в страну) для него нередко остается невидимым, плохо прогнозируемым.

Начинающим субъектам хозяйствования, имеющим в своем распоряжении некоторый капитал, вероятно не стоит обольщаться возможностями кредитования и лизинга, а рассмотреть возможность приобретения техники с пробегом, бывшей в употреблении. В работе с начинающими работу на рынке субъектами хозяйствования риски банка, существенно возрастают, что не способствует уменьшению процентных ставок по кредиту.

Если все же рассматривать возможность кредитования начинающих субъектов, то в настоящее время можно говорить о готовности банков кредитовать приобретение ими автомобильной техники, бывшей в употреблении. Главное при этом не нарушать взятых на себя обязательств.

Банк в процессе работы с клиентом отслеживает, учитывает не только своевременность и полноту уплаты кредитных платежей, но и многие другие нюансы. Банк осуществляет постоянный мониторинг экономической и финансовой деятельности своего клиента. Иначе и быть не может. Кредит выдается на срок до шести лет, и банку необходимо знать, что в течение этого времени происходит с клиентом, как изменяется его платежеспособность.

Смысл мониторинга. Например, банк кредитовал приобретение двух автомобильных сцепок для автотранспортного предприятия. Спустя несколько месяцев экономическое положение предприятия существенно ухудшилось: снизились финансовые показатели, выросла задолженность предприятия, сократились объемы перевозок и т.д. Ситуация вызывает обеспокоенность банка, и банк начинаем ее изучать. Приглашают в банк директора и главного бухгалтера и разбираются в ситуации, совместно ищут возможности для ее разрешения. В дальнейшем банк наблюдает за тем, насколько точно субъект хозяйствования выполняет полученные рекомендации и к каким результатам это приводит. Как правило, банк не практикует при этом увеличение процентных ставок для пропустивших сроки уплаты платежей по кредиту организаций, как это делают некоторые другие кредито- и лизингодатели. Ведь нередки были случаи, особенно в разгар финансово-экономического кризиса, когда организации, предоставляющие финансовые услуги, откровенно хулиганили: не только взвинчивали ставки по кредитам и лизингу, но даже отбирали технику, за которую клиенты успевали выплатить до 60 - 70% платежей и по каким-либо причинам однажды оказывались неспособными произвести платеж в срок. И вот в чем парадокс: суд оказывался на стороне таких финансовых организаций. А они получали возможность выгодно перепродать отчужденную технику.

Белвнешэкономбанк поступал и поступает иначе. В их практике также происходят случаи, когда клиенты разводят рукам: не могут выплачивать взятые средства, и подводить банк не хотят. В таких случаях банк самостоятельно ищет иного кредитополучателя, готового выкупить у нашего клиента приобретенную им технику. От такой работы у клиента, что бы с ним ни происходило, не возникнет чувства обиды, разочарования и несправедливости.

С точки зрения банка, он минимизируем свои риски, старается моделировать ситуацию таким образом, чтобы вернуть предоставленные кредитополучателю денежные средства. Это очевидно и в тех случаях, когда банк выступает в роли лизингодателя, напрямую работает с клиентом. Иначе обстоит дело, когда лизинговая компания обращается в банк, покупает необходимые денежные ресурсы, на них приобретает технику, которую в дальнейшем продает своему клиенту. Отсюда видно, насколько удлиняется цепочка. Такой лизинг обходится клиенту дороже.

Лизинг - это сложная финансовая операция, включающая в себя немало административных процедур и соответственно административных затрат. Их осуществление ведет к удорожанию лизинга по отношению к кредиту приблизительно на 1%. С другой стороны, если быть объективным, клиенту не приходится при приобретении автомобильной техники вносить собственные средства - банк полностью оплачивает стоимость приобретаемой техники.

При кредите, банк остается собственником, скажем, автомобиля, до осуществления субъектом хозяйствования последнего лизингового платежа. У каждого финансового инструмента есть свои плюсы и минусы.

Необходимо помнить о том, что затраты по лизинговым платежам субъекты хозяйствования относят на себестоимость производства товаров (работ, услуг), а залог по лизингу и кредиту отличается в пользу лизинга. Нельзя не сказать о том, что при лизинге субъект хозяйствования получает возможность ускоренной амортизации.

К недостаткам лизинга необходимо отнести невозможность клиента распоряжаться приобретаемым имуществом (оно остается, как мы помним, имуществом банка либо лизинговой компании). При этом клиент обязан вести весь учет использования приобретенной в лизинг техники. [15]

 


Заключение

 

Коммерческие банки играют значительную роль в экономике любой страны. Систематическое выполнение банком своих функций и создает тот фундамент, на котором зиждется стабильность экономики страны в целом.

Банковское кредитование осуществляется как через традиционные формы кредитования, так и нетрадиционные формы. В белорусской банковской практике получили широкое распространение кредитные операции, которые с правовой точки зрения по общему признаку не являются договорами займа. Среди них можно выделить учет лизинг.

На основе проведенного в предыдущих главах исследования роли, значения и механизма лизинга, можно подвести итоги и сформулировать следующие основные выводы:

. были изучены теоретические материалы;

. определена роль и место лизинга в линейке современных банковских продуктов и выделены их основные виды;

. сформулированы принципиальные преимущества лизинга перед другими формами краткосрочного финансирования;

. обозначены тенденции развития данных операций.

Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо значительный потенциал лизинга в Беларуси.

Власти, продекларировав политику благоприятствования лизингу как инвестиционному инструменту за последние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.

Лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих” клиентов банка.

Отраслями, наиболее привлекательными для развития лизинга, эксперты считаются сельское хозяйство, строительство, машиностроение, транспорт, а также малое предпринимательство. Именно здесь, по их мнению, следует ожидать активизации лизинговой деятельности.

Сейчас Беларусь остро нуждается в капитале для инвестирования во все отрасли хозяйства. Одним из наиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капитала является лизинг, как внутренний, так и международный.

В Беларуси пока еще не полностью сложился рынок лизинговых услуг и практически нет лизинговых компаний, которые могли бы обеспечить качественное техническое обслуживание объектов лизинга.

Подводя итог, можно отметить, что финансовая аренда (лизинг) является более доступным, эффективным и гибким методом привлечения ресурсов по сравнению с банковским кредитом, что достигается за счет эффективного применения норм действующего законодательства. Лизинг существенно удешевляет обновление основных средств и во многих случаях является единственно возможным способом расширения бизнеса.

Важно отметить, что эти услуги позволяют поддерживать оптимальное соотношение собственного и заёмного капиталов, что обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия.

Получая выгоду, помните: "Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности" (Аристотель).

 


Список литературы

1. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. СПб.: Питер, 2003. 236 с.

.   Белоглазова Г.Н. Современный банковский бизнес. Ответы на вызов нового времени. // Проблемы современной экономики. 2004. №1. c. 42-49.

.   Вахитов Д.Р., Тазиев И.В., Тимирясов В.Г. Лизинг: зарубежный опыт и российская практика. Казань: Таглимат, 2000. 92 с.

4. Википедия - свободная энциклопедия // URL: <http://ru.wikipedia.org/>

.   Газман В. Лизинг на перекрестке кризиса // URL: <http://www.all-leasing.ru/analitic/detail/6415/>

.   Газман В.Д. Финансовый лизинг. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 392 с.

.   Лещенко М.И. Основы лизинга. М.: Финансы и статистика, 2000. 336 с.

.   Мельников В.С. Лизинговые сделки: Правовое регулирование экономической деятельности // Современное право. 2004. №2. С. 12-17.

.   Тавасиев А.М. Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов. М.: Финансы и статистика, 2005.

.   Харитоненко Л.А. Финансовый лизинг и факторинг. Белгород: БелГУ, 2007. 40 с.

.   Шабашев В.А. Лизинг: основы теории и практики. М.: КноРус, 2007. 190 с.

.   Шпербер И.Р. Лизинг и организационные основы его использования в банковской деятельности: лизинговые операции // Финансы и кредит. 2005. №32. С. 47-52.

.   Материал электронного источника - http://belbusinessportal.by/

.   Постановление Совета Министров Республики Беларусь 4 июня 2010 г.№ 865 о положении о лизинге

.   "Налоги Беларуси", 2011, № 06, материалы интервью «Кредит или лизинг? анализируем, сравниваем, выбираем...»

.   Статьи, А.И.Крупская «Оперативный лизинг»


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.