Эмпирическая характеристика конфликтного поведения личности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмпирическая характеристика конфликтного поведения личности

2020-04-01 150
Эмпирическая характеристика конфликтного поведения личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ходе исследования по методике «тест Томаса», определяющей стили поведения личности в конфликтных ситуациях были получены следующие результаты, приведенные на рисунке 1:

Рис.1. Результаты испытуемых по методике «тест Томаса» (в %)

По результатам, приведенным в диаграмме, мы можем видеть, что самый высокий процент испытуемые показали по шкале – соперничество (38,3 %). Этот способ поведения является наименее эффективным и свидетельствует о том, что большинство юношей из данной выборки, столкнувшись с конфликтными ситуациями стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому участнику конфликта и приводит к негативным, отрицательным последствиям для него.

Также, достаточно высокие результаты, испытуемые показали и по шкале – приспособление (24,4 %), что говорит нам о том, что многие подростки данной выборки приносят в жертву собственные интересы ради других, т.е. действуют совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Данный стиль реагирования на конфликтные ситуации тоже не является эффективным, так как при данном способе поведении «стирается личность» человека и, также, как и в конкуренции, одна из конфликтующих сторон выигрывает, а другие несет поражение.

По шкалам сотрудничество испытуемые показали  20,6 %, что говорит нам о том, что подростки активно участвуют в разрешении конфликтов, сотрудничая с другими людьми, отстаивают свои интересы они не ущемляют интересы других участников конфликта. Стиль поведения сотрудничества является самым правильным, где обе стороны оказываются в выигрыше.

Применяя стиль компромисса учащиеся (10,2 %) рассматривают конфликтную ситуацию, как нечто данное и ищут способ повлиять на нее или изменить, уступая или обмениваясь уступками. При компромиссе оба участника проигрывают, так как идут на взаимные уступки. С помощью сотрудничества и компромисса в конфликтных ситуациях испытуемые приходят к какому-либо решению проблемной ситуации, затрагивающей их интересы, либо полностью разрешают свои противоречия.

Самый низкий процент 9,5 5 % результатов был показан испытуемыми по шкале – избегание. Они не отстаивают свои интересы и не сотрудничают ни с кем для выработки какого-либо решения. При избегании ни одна из сторон конфликта не достигает никакого успеха.

Можно сделать вывод, что чаще всего юноши, оказавшись в конфликтных ситуациях выбирают тип поведения - соперничество, считая его самым правильным и эффективным, который поможет им достичь желаемого исхода проблемной ситуации. Некоторые юноши предпочитают в конфликтах проявлять такие типы поведения как приспособление, сотрудничество и компромисс, и лишь самая малая часть испытуемых старается избежать конфликтных ситуаций.

Меньший процент испытуемых являются тактичными, т.е не любят спорить, конфликтовать, стремятся быть приятными для окружающих, но не умеют отстаивать свое мнение, бояться потерять авторитет среди других и то, как это повлияет на их служебные и личные взаимоотношения.

Следовательно, большинство испытуемых очень смело вступают в конфликты со сверстниками и со взрослыми, не боясь при этом высказывать и доказывать свою точку зрения по поводу сложившейся ситуации, из-за которой произошли противоречия, не опасаясь осуждения окружающих со стороны, невзирая на то, как это повлияет на их служебные и личные взаимоотношения, но за смелость и открытость высказываний окружающие люди их и уважают.

По методике «Конфликтная ли вы личность?» испытуемые показали следующие результаты, которые продемонстрированы на рисунке 2:

Из рисунка 2 мы видим, что 15 испытуемых из 24 являются конфликтными личностями (61,6 %), среди которых 8 девушек и 6 юношей. Остальные 9 испытуемых (38,4 %), являются тактичными, среди них 7 девушек и 3 юношей - это говорит нам о том, что девушки и юноши могут проявлять как конфликтное поведение, так и тактичное, причем испытуемые мужского пола проявляют конфликтность в большей степени, чем девушки.

Рис.2. Результаты испытуемых по методике-вопроснику «Конфликтная ли вы личность?» (в %).

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что большинство испытуемых демонстрируют конфликтное поведение, стараются отстаивать свое мнение, считая правильным только его, не прислушиваясь к другим и, невзирая на различные другие точки зрения и мнения. Скорее всего, это связано с их возрастом, который характеризуется юношеским максимализмом и желанием самовыражения и самоутверждения. Но также, не стоит забывать, что каждый юноша является уникальной личностью, обладающей своими специфическими личностными типологическими особенностями, которые проявляются при социальном взаимодействии, и особенно ярко выражаются в конфликтных ситуациях.

                         Заключение

Таким образом, можно выделить следующие особенности конфликтного поведения в юношеском возрасте: во-первых, конфликты являются неизбежным порождением кризиса юношеского возраста, психосоциальные конфликты в этом возрасте распространены настолько широко, что их можно рассматривать как норму; во-вторых, конфликтные ситуации возникают, прежде всего, в ближайшем социальном окружении;

 в-третьих, на уровень и характер конфликтности юношей существенно влияют особенности семейного воспитания; в-четвертых, разрешение кризиса невозможно в старой системе отношений и поэтому обязательно должно идти через конфликт, который в данном случае имеет положительное конструктивное значение, он освобождает место для нового и направлен на разрушение старой системы отношений с миром:  в – пятых, разрядка психологической напряженности устраняет противоречия между участниками конфликта и этим способствует полноценному становлению личности. Те, кто прошёл через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных жизненных ситуациях.

Перевес деструктивных или конструктивных последствий в наибольшей степени зависит от стратегий поведения в конкретной сложивщейся конфликтной ситуации, выбираемых ее участниками.

Пути, способы и методы разрешения конфликтов необходимо знать каждому, так как рано или поздно в жизни приходится сталкиваться со сложными ситуациями споров и противоречий. Конфликт по своей сути является обычным состоянием личности человека. Именно столкновения с окружающими говорят о том, что индивид реализует свою жизнедеятельность. При этом знания механизмов погашения конфликтных ситуаций крайне необходимо, так как эти знания помогут укрепить взаимоотношения в социальной, профессиональной и личной сфере.

Существуют ли какие-то возможности конструктивного и успешного решения конфликта? Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена: в первую очередь определить причину конфликта, а затем - применить соответствующую технику решения конфликтных проблем.

Процесс в целом начинается с рассмотрения конфликтов и определения их. Затем необходимо рассмотреть причины конфликтов и заострить внимание на источнике напряжения. Например, некоторые конфликты вызваны обстоятельствами; некоторые связаны с особенностями вовлечения в них людей; другие могут быть обусловлены повторяющейся формой поведения или отношения, которая может лечь в основу конфликтной ситуации.

Полезно иметь представление о некоторых общих причинах конфликтов между людьми, которые являются результатом недостаточного общения или непонимания; различия в планах, интересах и оценках; противостояния в групповых конфликтных ситуациях; неверных предположений в отношении чьих-либо действий; отсутствия сочувствия нуждам и желаниям других людей.

После обнаружения скрытых причин и источников конфликта следующим шагом является коррекция проблемы путем проходящей реакции. Например, если конфликт вызван недостаточным общением или его отсутствием, очевидная реакция состоит в поиске путей налаживания общения. Если конфликт связан с различием в жизненных планах, реакция будет заключаться в одном из компромиссов, выработанных в результате переговоров и поиска.

Рассмотрим подробнее, как и когда применить стратегию “Принципиальных переговоров”.

Он состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, то есть исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Этот метод предполагает стремление к нахождению взаимной выгоды там, где только возможно, а там, где интересы не совпадают, настаивание на таком результате, который был бы основан какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. Метод принципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров. Этот метод дает возможность быть справедливым, одновременно предохраняя от тех, кто мог воспользоваться честностью другой стороны. Настаивайте на использование объективных критериев

Итак, принципиальный метод позволяет более эффективно достичь постепенного консенсуса относительно совместного решения, без всяких потерь. А разграничение между отношениями людей и существом проблемы позволяет иметь дело друг с другом просто и с пониманием, что ведет к дружескому соглашению. Кроме того, этот метод менее зависим от человеческих отношений. При этом необходимо учесть, что важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:

-    адекватность отражения конфликта;

-    открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;

-    создание климата взаимного доверия и сотрудничества;

-    определение существа конфликта. [17].

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.