Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-04-01 | 179 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проектная работа
Конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства в юношеском возрасте.
Выполнила:
Научный руководитель:
учитель биологии
Ашурова Гульнур Темиргалиевна
Альметьевск - 2020
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
I. Теоретически – методологический анализ проблемы конфликтов в юношеском возрасте. ………………………………………………….. 5 - 18
1.1 Понятие “конфликт”, причины конфликтов и его структура ………5 – 7
1.2 Классификация конфликтов............................................................... 7 - 10
1.3. Функции конструктивного и деструктивного конфликтов ………. 10 – 12
1.4 Психологические особенности личности юношеского возраста.... 12 – 14
1.5 Конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства в юношеском возрасте................................................15 – 18
II. Организация и методы исследования конфликтного поведения у юношей.................................................................................................. 18 - 26
2.1 Методика социально – психологической диагностики конфликтов
К. Томаса....................................................................................................... 18 - 21
2.2 Методика - вопросник «Конфликтная ли Вы личность?».............. 21 – 22
2.3 Организация исследования...............................................................22 – 23
2.4 Эмпирическая характеристика конфликтного поведения личности.. 23 - 26
Заключение. Выводы……………………………………………………………………26 – 29
Список использованной литературы…………………………………….. 30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В подростковом и юношеском возрасте нередко возникают конфликтные ситуации в различных сферах – семье, школе, кругу свестников. Ход социализации юноши во многом зависит от того, каким образом он бедет реагировать в этих конфликтных ситуациях, от стратегии его поведения. Поэтому сегодня каждый человек нуждается в самых разнообразных психологических знаниях и умении владеть приемами разрешения конфликтных ситуаций. Сущность психолого-педагогической профилактики и разрешения конфликтных ситуаций заключается в создании условий, при которых адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существующих проблем, способствующие нахождению оптимальных путей и способов для формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов на примере юношеского возраста. Решение данной проблемы и составляет цель моего исследования.
|
Объект исследования - процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в подростковом возрасте.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в подростковом возрасте.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. изучить проблему конфликта в психолого-педагогической литературе;
2. проанализировать модели поведения личности подросткового возраста в конфликтной ситуации;
3. проанализировать и подобрать методы и методики исследования конфликтного поведения личности;
4. Опираясь на результаты исследования, определить педагогические условия по конструктивному урегулированию педагогом конфликтов среди юношей.
Методы исследования:
1. теоретико-методологические (поиск и анализ литературы по изучению конфликтного поведения личности подростков)
2. диагностические:
- тест Томаса
- вопросник «Конфликтная ли Вы личность?»
4. методы математической статистики (критерий корреляции r-Пирсона).
|
Практическая значимость данной работы:
Проведенное исследование, полученные результаты и выводы могут быть использованы на практике для конструктивного решения конфликтных ситуаций, возникающих в различных жизненных ситуациях.
I. Теоретически анализ проблемы конфликтов в юношеском возрасте
Классификация конфликтов
Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае, когда не видит возможности её изменить (при этом действия принимают форму атаки или обороны), но обычно старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные; ко вторым – межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.
Внутриличностный конфликт говорит с человеком сотнями голосов и возникает в связи с такими обстоятельствами, как необходимость выбора между взаимоисключающими вариантами действия, каждый из которых в одинаковой мере желателен; несовпадение внешних требований и внутренней позиции, неоднозначность восприятия ситуации, целей и средств их достижения, особенно при необходимости активно действовать; неоднозначность восприятия потребностей и возможностей их удовлетворить; влечения и обязанности; различного рода интересы; невозможность реализовать себя в жизнненых ситуациях, и поэтому возникает неудовлетворённость собой или сложившеся ситуацией. Межличностные конфликты возникают, когда протовопоставляются интересы отдельных субъектов, и внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей, так как, реагируя на ситуацию, человек действует в соответствии со своими взглядами и особенностями характера, и разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному. Этот тип, пожалуй, самый распространённый.
Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. В связи с тем, что внутри группы устанавливаются определенные нормы поведения, бывает так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельных личностей. В этом случае возникает конфликт. Другими словами, между личностью и группой появляется конфликт, если эта личность займёт позицию, отличающуюся от позиции группы.
|
Межгрупповые конфликты порождаются различиями во взглядах и интересах. В таком случае каждый стремится захватить ресурсы, соответствующие его стремлениям, ограничив других участников конфликта, что при дальнейшем развитии конфликта грозит большими потерями.
Х. Улмер утверждает, что конфликты порождаются стремлением к доминированию, борьбой за первенство в иерархии (т.е. за власть), что присуще всем людям и является одним из ключевых их свойств. На психологическом уровне это приводит к расколу организации по принципу «мы – они», появлению лидеров, идеологов, обеспечивающих консолидацию её членов, отстаивание интересов. Участие в межгрупповых конфликтах может быть далеко не безопасно.
По длительности протекания конфликты можно разделить на кратковременные и затяжные. Кратковременные являются следствием непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Затяжные связаны с глубокими нравственными психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность зависит от предмета противоречий, от черт характеров столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют своё негативное состояние. Частота конфликтов может вызывать глубокую или длительную напряжённость отношений.
По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные. Объективные связаны с реально существующими проблемами, недостатками, нарушениям, возникающими в процессе функционирования и развития организации. Субъективные же обусловлены расхождением личных оценок тех или иных событий или отношений между людьми. Таким образом, в одних случаях можно говорить о наличии у конфликта определённого объекта; в других – о его отсутствии.
По своим последствиям конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.
Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести большую пользу. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, связан с особенностями личности самих его участников, в таком случае он оказывается деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход объективных процессов. Деструктивные конфликты обычно вызываются неправильными действиями, неправильной оценкой личности и непониманием его интересов и потребностей. Таким образом, если при конструктивных конфликтах стороны не выходят за рамки этических норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также на психологической несовместимости людей.
|
Законы внутриорганизационного конфликта таковы, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать партнёров, угрожать им, навязывать свою точку зрения, отказываются решать возникшие проблемы к обоюдной выгоде.
Организация исследования
Исследование проводилось среди учащихся 11 класса МБОУ СОШ № 2 п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района. Количество участников 24 человека. в возрасте от 17 до 18 лет (15 девушек, 9 юношей).
Данное исследование включало в себя четыре основных этапа:
1. Подготовительный - на этом этапе производился анализ литературы, подбор диагностических методик исследования, планирование исследования (определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основных гипотез исследования). Основными методами, используемыми при сборе данных, послужили: тест К. Томаса - типы поведения в конфликте; вопросник «Конфликтная ли Вы личность?».
2. Сбор эмпирических данных. Методики были предъявлены учащимся во время учебно-тренировочных занятий. Ученикам были предоставлены бланки для заполнения. Инструкции давались в устной форме. Время, выделенное для ответов на вопросы опросников, составило примерно по 30 минут.
3. Обработка и интерпретация результатов - первичная обработка результатов методик осуществлялась в соответствии с ключами, предлагаемыми авторами методик. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS. Для выявления связи между типологическими особенностями личности подростков и поведением в конфликтной ситуации использовался критерий корреляции r-Пирсона. Для наиболее полной интерпретации результатов использовался также и качественный анализ полученных данных.
4. Анализ практики и пути оптимизации конфликтного поведения подростков - на заключительном этапе, по результатам исследования были сформированы выводы и рекомендации.
Список использованной литературы
5. Гришина Н.В. Психология конфликта, - СПб,: Питер, 2000. – 464 с.
|
6. Буралчук Л.Ф. Психодиагностика – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
7. Крайг Г. Психология развития. - СПб,: Питер, 2007. – 987 с.
8. Райс Ф. Психология подросткого и юношеского возраста, - СПб,: Питер, 2000. –624 с.
9.Ремшилдт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994. – 317 с.
11. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). - М.: Издательство «КСП+», 1999. - 320 с.
15. http://fb.ru/article/259762/destruktivnyie-i-konstruktivnyie-konfliktyi
16. http://bbcont.ru/psychologies/puti-sposoby-i-metody-razresheniya-konfliktov.html
17. http://www.safepsychology.ru/pcofs-75-3.html
18. https://businessman.ru/konstruktivnyie-i-destruktivnyie-konfliktyi.html
19. https://studopedia.net/2_47495_test-konfliktnaya-li-vi-lichnost.html
Приложение № 1
МЕТОДИКА «ТАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ» К.У.ТОМАСА
Тест Томаса - типы поведения в конфликте
Данная методика теста адаптирована Гришиной.
Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.
Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):
Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Ответы на вопросы заносятся в бланк.
Текст опросника
Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.
Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.
1.А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
В. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.
В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.
В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
В. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.
Бланк вопросника
Ключ | |||||
№ | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. | |||||
11. | |||||
12. | |||||
13. | |||||
14. | |||||
15. | |||||
16. | |||||
17. | |||||
18. | |||||
19. | |||||
20. | |||||
21. | |||||
22. | |||||
23. | |||||
24. | |||||
25. | |||||
26. | |||||
27. | |||||
28. | |||||
29. | |||||
30. |
Ключ к опроснику
1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.
2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.
3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.
4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.
5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.
Обработка результатов
В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Для обработки результатов удобно использовать маску.
Приложение № 2
Проектная работа
Конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства в юношеском возрасте.
Выполнила:
Научный руководитель:
учитель биологии
Ашурова Гульнур Темиргалиевна
Альметьевск - 2020
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
I. Теоретически – методологический анализ проблемы конфликтов в юношеском возрасте. ………………………………………………….. 5 - 18
1.1 Понятие “конфликт”, причины конфликтов и его структура ………5 – 7
1.2 Классификация конфликтов............................................................... 7 - 10
1.3. Функции конструктивного и деструктивного конфликтов ………. 10 – 12
1.4 Психологические особенности личности юношеского возраста.... 12 – 14
1.5 Конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства в юношеском возрасте................................................15 – 18
II. Организация и методы исследования конфликтного поведения у юношей.................................................................................................. 18 - 26
2.1 Методика социально – психологической диагностики конфликтов
К. Томаса....................................................................................................... 18 - 21
2.2 Методика - вопросник «Конфликтная ли Вы личность?».............. 21 – 22
2.3 Организация исследования...............................................................22 – 23
2.4 Эмпирическая характеристика конфликтного поведения личности.. 23 - 26
Заключение. Выводы……………………………………………………………………26 – 29
Список использованной литературы…………………………………….. 30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В подростковом и юношеском возрасте нередко возникают конфликтные ситуации в различных сферах – семье, школе, кругу свестников. Ход социализации юноши во многом зависит от того, каким образом он бедет реагировать в этих конфликтных ситуациях, от стратегии его поведения. Поэтому сегодня каждый человек нуждается в самых разнообразных психологических знаниях и умении владеть приемами разрешения конфликтных ситуаций. Сущность психолого-педагогической профилактики и разрешения конфликтных ситуаций заключается в создании условий, при которых адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существующих проблем, способствующие нахождению оптимальных путей и способов для формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов на примере юношеского возраста. Решение данной проблемы и составляет цель моего исследования.
Объект исследования - процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в подростковом возрасте.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в подростковом возрасте.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. изучить проблему конфликта в психолого-педагогической литературе;
2. проанализировать модели поведения личности подросткового возраста в конфликтной ситуации;
3. проанализировать и подобрать методы и методики исследования конфликтного поведения личности;
4. Опираясь на результаты исследования, определить педагогические условия по конструктивному урегулированию педагогом конфликтов среди юношей.
Методы исследования:
1. теоретико-методологические (поиск и анализ литературы по изучению конфликтного поведения личности подростков)
2. диагностические:
- тест Томаса
- вопросник «Конфликтная ли Вы личность?»
4. методы математической статистики (критерий корреляции r-Пирсона).
Практическая значимость данной работы:
Проведенное исследование, полученные результаты и выводы могут быть использованы на практике для конструктивного решения конфликтных ситуаций, возникающих в различных жизненных ситуациях.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!