Конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства в юношеском возрасте. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства в юношеском возрасте.

2020-04-01 179
Конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства в юношеском возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проектная работа

Конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства в юношеском возрасте.

 

 

Выполнила:

Научный руководитель:

                    учитель биологии

                                                 Ашурова Гульнур Темиргалиевна

 

 

Альметьевск - 2020

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

I.  Теоретически – методологический анализ проблемы конфликтов в юношеском возрасте. ………………………………………………….. 5 - 18

1.1 Понятие “конфликт”, причины конфликтов и его структура ………5 – 7

1.2 Классификация конфликтов............................................................... 7 - 10

1.3. Функции конструктивного и деструктивного конфликтов ………. 10 – 12

1.4 Психологические особенности личности юношеского возраста.... 12 – 14

1.5 Конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства в юношеском возрасте................................................15 – 18

II. Организация и методы исследования конфликтного поведения у юношей.................................................................................................. 18 - 26

2.1 Методика социально – психологической диагностики конфликтов

 К. Томаса....................................................................................................... 18 - 21        

2.2 Методика - вопросник «Конфликтная ли Вы личность?».............. 21 – 22

2.3 Организация исследования...............................................................22 – 23

2.4 Эмпирическая характеристика конфликтного поведения личности.. 23 - 26

Заключение. Выводы……………………………………………………………………26 – 29

Список использованной литературы…………………………………….. 30

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.     

В подростковом и юношеском возрасте нередко возникают конфликтные ситуации в различных сферах – семье, школе, кругу свестников. Ход социализации юноши во многом зависит от того, каким образом он бедет реагировать в этих конфликтных ситуациях, от стратегии его поведения. Поэтому сегодня каждый человек нуждается в самых разнообразных психологических знаниях и умении владеть приемами разрешения конфликтных ситуаций. Сущность психолого-педагогической профилактики и разрешения конфликтных ситуаций заключается в создании условий, при которых адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существующих проблем, способствующие нахождению оптимальных путей и способов для формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов на примере юношеского возраста.  Решение данной проблемы и составляет цель моего исследования.

Объект исследования - процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в подростковом возрасте.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в подростковом возрасте.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

 1. изучить проблему конфликта в психолого-педагогической литературе;

2. проанализировать модели поведения личности подросткового возраста в конфликтной ситуации;

3. проанализировать и подобрать методы и методики исследования конфликтного поведения личности;

4. Опираясь на результаты исследования, определить педагогические условия по конструктивному урегулированию педагогом конфликтов среди юношей.

Методы исследования:

1. теоретико-методологические (поиск и анализ литературы по изучению конфликтного поведения личности подростков)

2. диагностические:

- тест Томаса

- вопросник «Конфликтная ли Вы личность?»

4. методы математической статистики (критерий корреляции r-Пирсона).

Практическая значимость данной работы:

Проведенное исследование, полученные результаты и выводы могут быть использованы на практике для конструктивного решения конфликтных ситуаций, возникающих в различных жизненных ситуациях.

I. Теоретически анализ проблемы конфликтов в юношеском возрасте

Классификация конфликтов

Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае, когда не видит возможности её изменить (при этом действия принимают форму атаки или обороны), но обычно старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.

По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные; ко вторым – межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

Внутриличностный конфликт говорит с человеком сотнями голосов и  возникает в связи с такими обстоятельствами, как необходимость выбора между взаимоисключающими вариантами действия, каждый из которых в одинаковой мере желателен; несовпадение внешних требований и внутренней позиции, неоднозначность восприятия ситуации, целей и средств их достижения, особенно при необходимости активно действовать; неоднозначность восприятия потребностей и возможностей их удовлетворить; влечения и обязанности; различного рода интересы; невозможность реализовать себя в жизнненых ситуациях, и поэтому возникает неудовлетворённость собой или сложившеся ситуацией. Межличностные конфликты возникают, когда протовопоставляются интересы отдельных субъектов, и внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей, так как, реагируя на ситуацию, человек действует в соответствии со своими взглядами и особенностями характера, и разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному. Этот тип, пожалуй, самый распространённый.

Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. В связи с тем, что внутри группы устанавливаются определенные нормы поведения, бывает так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельных личностей. В этом случае возникает конфликт. Другими словами, между личностью и группой появляется конфликт, если эта личность займёт позицию, отличающуюся от позиции группы.

Межгрупповые конфликты порождаются различиями во взглядах и интересах. В таком случае каждый стремится захватить ресурсы, соответствующие его стремлениям, ограничив других участников конфликта, что при дальнейшем развитии конфликта грозит большими потерями.

Х. Улмер утверждает, что конфликты порождаются стремлением к доминированию, борьбой за первенство в иерархии (т.е. за власть), что присуще всем людям и является одним из ключевых их свойств. На психологическом уровне это приводит к расколу организации по принципу «мы – они», появлению лидеров, идеологов, обеспечивающих консолидацию её членов, отстаивание интересов.  Участие в межгрупповых конфликтах может быть далеко не безопасно.

 По длительности протекания конфликты можно разделить на кратковременные и затяжные. Кратковременные являются следствием непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Затяжные связаны с глубокими нравственными психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность зависит от предмета противоречий, от черт характеров столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют своё негативное состояние. Частота конфликтов может вызывать глубокую или длительную напряжённость отношений.

По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные. Объективные связаны с реально существующими проблемами, недостатками, нарушениям, возникающими в процессе функционирования и развития организации. Субъективные же обусловлены расхождением личных оценок тех или иных событий или отношений между людьми. Таким образом, в одних случаях можно говорить о наличии у конфликта определённого объекта; в других – о его отсутствии.

По своим последствиям конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.

Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести большую пользу. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, связан с особенностями личности самих его участников, в таком случае  он оказывается деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход объективных процессов. Деструктивные конфликты обычно вызываются неправильными действиями, неправильной оценкой личности и непониманием его интересов и потребностей. Таким образом, если при конструктивных конфликтах стороны не выходят за рамки этических норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также на психологической несовместимости людей.

Законы внутриорганизационного конфликта таковы, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать партнёров, угрожать им, навязывать свою точку зрения, отказываются решать возникшие проблемы к обоюдной выгоде.

 

Организация исследования

Исследование проводилось среди учащихся 11 класса МБОУ СОШ № 2 п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района. Количество участников 24 человека. в возрасте от 17 до 18 лет (15 девушек, 9 юношей).

Данное исследование включало в себя четыре основных этапа:

1. Подготовительный - на этом этапе производился анализ литературы, подбор диагностических методик исследования, планирование исследования (определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основных гипотез исследования). Основными методами, используемыми при сборе данных, послужили: тест К. Томаса - типы поведения в конфликте; вопросник «Конфликтная ли Вы личность?».

2. Сбор эмпирических данных. Методики были предъявлены учащимся во время учебно-тренировочных занятий. Ученикам были предоставлены бланки для заполнения. Инструкции давались в устной форме. Время, выделенное для ответов на вопросы опросников, составило примерно по 30 минут.

3. Обработка и интерпретация результатов - первичная обработка результатов методик осуществлялась в соответствии с ключами, предлагаемыми авторами методик. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS. Для выявления связи между типологическими особенностями личности подростков и поведением в конфликтной ситуации использовался критерий корреляции r-Пирсона. Для наиболее полной интерпретации результатов использовался также и качественный анализ полученных данных.

4.  Анализ практики и пути оптимизации конфликтного поведения подростков - на заключительном этапе, по результатам исследования были сформированы выводы и рекомендации.

 

Список использованной литературы

5. Гришина Н.В. Психология конфликта, - СПб,: Питер, 2000. – 464 с.

6. Буралчук Л.Ф. Психодиагностика – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

7. Крайг Г. Психология развития. - СПб,: Питер, 2007. – 987 с.

8. Райс Ф. Психология подросткого и юношеского возраста, - СПб,: Питер, 2000. –624 с.

9.Ремшилдт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994. – 317 с.

11. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). - М.: Издательство «КСП+», 1999. - 320 с.

15. http://fb.ru/article/259762/destruktivnyie-i-konstruktivnyie-konfliktyi

16. http://bbcont.ru/psychologies/puti-sposoby-i-metody-razresheniya-konfliktov.html

17. http://www.safepsychology.ru/pcofs-75-3.html

18. https://businessman.ru/konstruktivnyie-i-destruktivnyie-konfliktyi.html

19. https://studopedia.net/2_47495_test-konfliktnaya-li-vi-lichnost.html

 

 

Приложение № 1

МЕТОДИКА «ТАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ» К.У.ТОМАСА  

Тест Томаса - типы поведения в конфликте

Данная методика теста адаптирована Гришиной.

Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Ответы на вопросы заносятся в бланк.

Текст опросника

Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

1.А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих  собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

В. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Бланк вопросника

Ключ

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          
6.          
7.          
8.          
           
9.          
10.          
11.          
12.          
13.          
14.          
15.          
16.          
17.          
18.          
19.          
20.          
21.          
22.          
23.          
24.          
25.          
26.          
27.          
28.          
29.          
30.          

 

Ключ к опроснику

1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.

3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.

 

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Для обработки результатов удобно использовать маску.

 

  Приложение № 2

Проектная работа

Конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства в юношеском возрасте.

 

 

Выполнила:

Научный руководитель:

                    учитель биологии

                                                 Ашурова Гульнур Темиргалиевна

 

 

Альметьевск - 2020

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

I.  Теоретически – методологический анализ проблемы конфликтов в юношеском возрасте. ………………………………………………….. 5 - 18

1.1 Понятие “конфликт”, причины конфликтов и его структура ………5 – 7

1.2 Классификация конфликтов............................................................... 7 - 10

1.3. Функции конструктивного и деструктивного конфликтов ………. 10 – 12

1.4 Психологические особенности личности юношеского возраста.... 12 – 14

1.5 Конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства в юношеском возрасте................................................15 – 18

II. Организация и методы исследования конфликтного поведения у юношей.................................................................................................. 18 - 26

2.1 Методика социально – психологической диагностики конфликтов

 К. Томаса....................................................................................................... 18 - 21        

2.2 Методика - вопросник «Конфликтная ли Вы личность?».............. 21 – 22

2.3 Организация исследования...............................................................22 – 23

2.4 Эмпирическая характеристика конфликтного поведения личности.. 23 - 26

Заключение. Выводы……………………………………………………………………26 – 29

Список использованной литературы…………………………………….. 30

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.     

В подростковом и юношеском возрасте нередко возникают конфликтные ситуации в различных сферах – семье, школе, кругу свестников. Ход социализации юноши во многом зависит от того, каким образом он бедет реагировать в этих конфликтных ситуациях, от стратегии его поведения. Поэтому сегодня каждый человек нуждается в самых разнообразных психологических знаниях и умении владеть приемами разрешения конфликтных ситуаций. Сущность психолого-педагогической профилактики и разрешения конфликтных ситуаций заключается в создании условий, при которых адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существующих проблем, способствующие нахождению оптимальных путей и способов для формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов на примере юношеского возраста.  Решение данной проблемы и составляет цель моего исследования.

Объект исследования - процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в подростковом возрасте.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в подростковом возрасте.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

 1. изучить проблему конфликта в психолого-педагогической литературе;

2. проанализировать модели поведения личности подросткового возраста в конфликтной ситуации;

3. проанализировать и подобрать методы и методики исследования конфликтного поведения личности;

4. Опираясь на результаты исследования, определить педагогические условия по конструктивному урегулированию педагогом конфликтов среди юношей.

Методы исследования:

1. теоретико-методологические (поиск и анализ литературы по изучению конфликтного поведения личности подростков)

2. диагностические:

- тест Томаса

- вопросник «Конфликтная ли Вы личность?»

4. методы математической статистики (критерий корреляции r-Пирсона).

Практическая значимость данной работы:

Проведенное исследование, полученные результаты и выводы могут быть использованы на практике для конструктивного решения конфликтных ситуаций, возникающих в различных жизненных ситуациях.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.