Тема 1. Государственная гражданская служба как публично-правовой, организационный и социальный институт — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 1. Государственная гражданская служба как публично-правовой, организационный и социальный институт

2020-04-01 356
Тема 1. Государственная гражданская служба как публично-правовой, организационный и социальный институт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГОУ ВПО «ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА»

Колледж педагогического образования, информатики и права

Материалы

для подготовки к семинарским и практическим занятиям

 по государственной и муниципальной службе

для студентов специальностей 032002- Делопроизводство и архивоведение

                                                                   Составитель: Фёдоров А.П.

АБАКАН 2010

Введение

На современном этапе методы государственного управле­ния, уровень подготовленности государственных и муници­пальных служащих оказывается в значительном несоответ­ствии с характером и динамикой тех задач, которые решает сегодня Российское государство. Государственный аппарат работает слишком медленно и неповоротливо и отличается значительным непрофессионализмом.

Происходящие в России поистине революционные пре­образования в экономической, политической, правовой и иных сферах протекают с неизбежной для них ожесточен­ной борьбой за власть, а практически - за овладение госу­дарственным аппаратом, системой государственного управ­ления. Как и всегда в переломный период общественного и государственного развития, коренным стал вопрос о поли­тических, профессиональных и других качествах лиц, уча­ствующих в государственном управлении.

Данное пособие составлено в целях содействия организации самостоятельной учебной деятельности студентов  специальности 032002-Делопроизводство и архивоведение в процессе их подготовки к семинарским и практическим занятиям по административному праву.

Необходимость организации самостоятельной работы студентов обусловлена, во-первых, неразвитостью навыков по данному виду деятельности у большинства студентов, во-вторых, необходимостью самостоятельного изучения тем, связанной с ограниченным количеством часов лекционного курса; в- третьих, необходимостью углубления познаний студентов по изучаемой дисциплине.

В пособии даётся перечень вопросов к семинару, словарь основных понятий, перечень правовых актов, список рекомендуемой литературы, практические задания. В конце пособия имеется перечень тем рефератов и вопросы для подготовки к экзамену.

В процессе подготовки к семинарским занятиям студент должен изучить предлагаемые вопросы семинара, используя конспект лекций, рекомендуемые учебные пособия и научную литературу, соответствующие правовые акты.

Как показывает опыт, наиболее эффективным методом ведения занятий, приближающимся к условиям будущей деятельности студентов, является решение задач. Это способствует закреплению теоретических знаний и развивает умение применить данные знания на практике. Решение задач – важная составляющая часть семинарско-практических занятий. Готовясь к семинарско-практическому занятию, студент должен решить все предложенные в пособии по конкретной теме задачи.

Методика решения казусов рассматривается на вводном занятии. При самостоятельной подготовке студенты обязаны хорошо изучить фабулу задачи, ознакомиться с положениями закона и иными нормативными материалами, а также положениями теории (учебники, лекции, комментарии административного законодательства).

Решение задач должно быть письменным. Окончательное решение казуса должно быть не только правильным, но и обстоятельным и юридически аргументированным со ссылкой на соответствующую норму закона и иные используемые материалы.

При составлении пособия учитывались требования ГОС специальности 032002- Делопроизводство и архивоведение по данной дисциплине. 

 

 

Тема 1. Государственная гражданская служба как публично-правовой, организационный и социальный институт

Вопросы семинара

1. Государственная гражданская служба как публично-правовой институт

 2. Государственная гражданская служба как организационный институт

 3. Государственная гражданская служба как социальный институт

 4. Организационные принципы государственной службы

 5. Взаимосвязь гражданской службы со службой иных видов и муниципальной службой

 6.Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений на государственной службе

Задачи

Задача 1.

Раскройте содержание понятий «служба» и «служащий» как со­циальной категории. Назовите характерные признаки служащего, от­личающие его от рабочего и других социальных типов трудящихся.

Какие виды службы и служащих предусмотрены ныне действующим законодательством?

Задача 2.

Назовите виды негосударственной службы и негосударственных служащих. Ответ проиллюстрируйте конкретными примерами негосу­дарственных служащих. Какими нормативными актами регулируется их статус?

Задача 3.

Раскройте содержание понятия «государственная служба» как ор­ганизационного и правового института и определите сферу действия указанного понятия в данных аспектах.

Задача 4.

Перечислите все виды государственной службы и соответственно государственных служащих по действующему законодательству.

Задача 5.

Перечислите закрепленные в законодательстве принципы госу­дарственной службы, как общие, так и специфичные для отдельных видов государственной службы, раскройте их содержание и формы проявления в организации деятельности государственных служащих.

 

Вопросы семинара

 

 1. Должности гражданской службы. Реестры должностей государственной гражданской службы     РФ. Государственный служащий: проблема правового статуса

3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы

 4. Основные права и обязанности гражданского служащего

 5. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

 6. Требования к служебному поведению гражданского служащего

 7. Урегулирование конфликтов интересов на гражданской службе

Задачи

Задача 1.

Раскройте понятие «государственный служащий» на основе Феде­рального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государствен­ной службы Российской Федерации».

Перечислите все известные вам виды государственных служащих. На все ли эти виды и в каких пределах распространяется упомянутый выше Федеральный закон?

Задача 2.

Раскройте суть, взаимосвязь и различие следующих понятиями «должность», «профессия», «специальность», «квалификация». Применимы ли эти категории к государственным служащим? Ответ иллюстрируйте примерами.

Задача 3.

Сформулируйте понятие «государственная должность». Какова взаимосвязь и соотношение этой категории с понятием «государственная должность государственной службы»?

Изучите Сводный перечень государственных должностей Россий­ской Федерации (приложение к Указу Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32) и назовите не менее десяти лиц, занимающих эти долж­ности в России.

Задача 4.

Какие категории и группы государственных должностей государ­ственной службы установлены Федеральным законом 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»?

Какую детализацию и конкретизацию эта классификация получи­ла в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574?

Дайте подробную характеристику структуры и содержания этого Реестра.

Задача 5.

К какому виду службы относится нотариальная деятельность и какова ее специфика?

Для ответа используйте Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1, а также по­становление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

 

 

Вопросы семинара

 

 1. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданского служащего по конкурсу

 2. Аттестация гражданских служащих и квалификационный экзамен

 3. Служебная дисциплина и дисциплинарные взыскания

 4. Служебная проверка

 5. Индивидуальные служебные споры и порядок их рассмотрения

 6. Служебное время и время отдыха

 7. Отпуск на гражданской службе

 8. Оплата труда гражданских служащих

Задачи

Задача 1.

На основе изучения Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» раскройте суть и особенности данного вида государственной службы и ее прохождения. Данные особенности отнесите к каждому из элементов прохождения государственной службы.

 

Задача 2.

Изучите Положение о службе в органах внутренних дел Россий­ской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, и на этой основе укажите особен­ности прохождения данного вида государственной службы.

Задача 3.

Допустима ли работа по совместительству государственных слу­жащих вообще и работников органов внутренних дел, прокуратуры и судей в частности?

Могут ли, к примеру, областной прокурор и начальник областно­го управления внутренних дел принять приглашение прочитать курс лекций на юридическом факультете университета на условиях по­часовой оплаты, а судья Конституционного Суда РФ — дать согласие на назначение его председателем Государственной аттестационной комиссии выпускников этого факультета в определенном году?

Задача 4.

Проанализируйте все определения понятия должностного лица, имеющиеся в действующем законодательстве, и на этой основе разъясните, кто из перечисленных ниже относится к должностным лицам:

1) директор организации (учреждения);

2) начальник отдела;

3) заведующий оптовой базой (складом);

4) прокурор;

5) губернатор;

6) начальник РОВД;

7) постовой милиционер;

8) секретарь судебного заседания районного суда;

9) врач и главный врач больницы; глава районной администрации и мэр города;

10) доцент кафедры;

11) ответственный секретарь приемной комиссии университета;

12) проректор по административно-хозяйственной работе. Разъясните, имеются ли различия в понятиях «должностное лицо» в уголовном и административном праве.

Задача 5.

С учетом сформулированных наукой, административного права и закрепленных в законодательстве признаков государственного служа­щего определите, кто из названных ниже работников является или не является таковым:

1) Президент РФ;

2) Председатель Правительства РФ;

3) председатель районного суда;

4) районный прокурор;

5) районный военный комиссар;

6) призывник, проходящий курс молодого бойца;

7) Председатель Государственной Думы;

8) губернатор области;

9) мэр города;

10)секретарь-референт;

11) главный инженер завода;

12) ректор.

Классифицируйте названных здесь служащих по всем возможным основаниям и критериям.

Задача 6.

Перечислите все предусмотренные законодательством организа­ционно-правовые способы замещения должностей на государствен­ной и муниципальной службах.

Дайте развернутую организационно-правовую и сравнительную характеристику каждому из них.

Задача 7.

Выделите из следующего круга лиц тех, кто подпадает под понятие «должность»: аспирант, доктор наук, профессор, начальник штаба, полковник, государственный советник юстиции 2-го класса, про­курор области, врач, медицинская сестра, инженер, техник, юрист, студент, бомж, безработный.

Задача 8.

Могут ли быть приняты на государственную службу:

1) иностранец;

2) лицо без гражданства;

3) лицо с двойным гражданством (при наличии его обещания от­казаться от второго гражданства)?

 

 

Вопросы семинара

 

1.Заключение, содержание и форма служебного контракта

 2. Расторжение служебного контракта

 3. Испытание, перевод на иную должность гражданской службы или перемещение

4. Отстранение от занимаемой должности гражданской службы

Задачи

Задача 1.

Гражданин В., считая неправомерным увольнение его с должности начальника отдела по ценным бумагам федерального министерства, обратился в суд с иском о восстановлении его на работе. Но за не­сколько дней до рассмотрения дела в суде В. госпитализировали ввиду болезни. Не желая откладывать рассмотрение дела, он поручил своему бывшему сослуживцу Л., который продолжал работать в министерстве и.в должности начальника правового управления, выступить в суде «поддержанием его иска о восстановлении на работе. Поручение былооформлено в соответствующем порядке доверенностью. Может ли Л. выступать в суде по данному делу?

Задача 2.

Заведующий секретариатом — помощник руководителя департа­мента министерства — в своем выступлении на собрании коллек­тива для иллюстрации несоблюдения работниками департамента служебной дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка сослался на факт, что состоящая в штате секретариата и находящаяся в непосредственном подчинении помощника референт руководителя Л. в марте трижды приходила на работу с опозданием на 1,5—2 часа, не давая по этому поводу убедительных объяснений.

Присутствующий на собрании директор департамента спросил заведующего секретариатом, почему он не представил официальных докладных записок по этим фактам. Помощник ответил, что из чисто человеческих побуждений пожалел женщину и поверил, что больше этого не повторится.

Не удовлетворившись таким ответом и не считая вопрос исчер­панным, директор департамента потребовал после собрания пред­ставить письменные объяснения по этим фактам. Ознакомившись с ними на следующий день, 19 июня, издал приказ, в котором объявил строгий выговор референту Л. «за неоднократные нарушения дис­циплины», а заведующему секретариатом — выговор «за непринятие Своевременных мер законного реагирования по фактам нарушения трудовой дисциплины непосредственно подчиненным работником». Дайте юридический анализ ситуации и правомерности данного приказа руководителя.

Задача 3.

В областной газете была опубликована статья, в которой сооб­щалось, что районный судья, следователь районной прокуратуры и водитель прокурорского автомобиля уличены в браконьерской охоте. Имея просроченную лицензию на отстрел лося, они убили лосенка, отказались подписать составленный госохотинспектором протокол, грубили ему и даже угрожали.

Что могут и должны предпринять председатель областного суда и руководство областной прокуратуры в отношении своих работников, убедившись, что эта информация полностью соответствует действи­тельности?

 

Задача 4.

Следователь районной прокуратуры по настоятельной просьбе секретаря-машинистки этой же прокуратуры выдал ее брату, электро­сварщику вагонного депо, фиктивную повестку о вызове его в про­куратуру в качестве свидетеля для участия в следственных действиях. С помощью этой повестки электросварщик пытался оправдаться за совершенный им прогул. Этот факт стал известен районному про­курору и начальнику вагонного депо.

Как они должны поступить в данном случае?

Задача 5.

Ч. обратился в суд с исковым заявлением о восстановлении на службе в ОВД Сысольского района Республики Коми и взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула. Ч. был уволен за нарушение обязательств по служебному контракту со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона РФ 18 апреля 1991 г. № 1026 «О милиции» и ст. 34, п. «д» и «л» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1. Основанием увольнения Ч. явилось заключение результатов служебного расследования по результатам инцидента, имевшего место между Ч. и Т.: поздно вечером в баре «Ассоль» в с. Визинга между ними произошла ссора, перешедшая в драку, в ходе которой друг другу были причинены побои. В тот же день Ч. обратился в милицию с заявлением о защите своих прав и свобод. Данное событие произо­шло во внеслужебное для Ч. время, и ввиду примирения сторон в возбуждении уголовного дела было отказано. В исковом заявлении Ч. указал, что не считает произошедшее законным основанием его увольнения, к тому же приказ об увольнении не формулирует кон­кретных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении им обяза­тельств служебного контракта.

1. Какое решение должен принять суд? Изменится ли правовая позиция, если Ч. — следователь районной прокуратуры или сотрудник районного налогового органа? Что такое служебное расследование и как оно урегулировано в законодательстве?

2. Дайте сравнительную характеристику правовых требований, предъявляемых к поведению государственных служащих в системах:

1) органов внутренних дел;

2) органов прокуратуры;

3) федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации.

 

 

Вопросы семинара

 

 1.Роль и место кадровой службы в системе управления персоналом

 2. Организация кадровой политики

 3. Ведение личных дел и трудовых книжек гражданских служащих

Тема 6.. Кадровая политика государства

Вопросы семинара

 

1. Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих  

2. Поощрения и награждения на государственной гражданской службе

 3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации гражданских
служащих

 4. Финансирование гражданской службы, денежное содержание гражданских служащих

Задача

Задача 1.

Изучите закон Республики Хакасия о государственной службе в данном субъекте. Сопоставьте его с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Исходя из Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих предложите свой проект Реестра государственных должно­стей и государственных должностей государственной службы данного субъекта РФ.

Задача 2.

По результатам проведенной аттестации государственного служа­щего Н. представитель нанимателя вынес решение о направлении Н. на профессиональную переподготовку. Н. отказался, сославшись на то, что со своими обязанностями он и так хорошо справляется, дисциплинарных взысканий к нему не применялось.

Как должен поступить в такой ситуации представитель нанимателя?

Задача3.

Что входит в систему государственных наград по действующему российскому законодательству? Охарактеризуйте порядок награжде­ния государственных и муниципальных служащих.

Ответ иллюстрируйте ссылками на конкретные нормы действую­щего законодательства.

Задача 4.

   Со ссылкой на конкретные нормативные акты перечислите все меры поощрения, которые могут применяться к государственным и муниципальным служащим.

 

Задача 5.

К 70-летнему юбилею находящемуся на пенсии заместителю главного архитектора города пообещали представление к присвоению звания «Почетный гражданин города». Однако рассматривавшая его документы комиссия при городской мэрии отдала предпочтение кан­дидатурам известного спортсмена, артиста, писателя и композитора. Объявляя о решении комиссии, заместитель мэра города пояснил: «Заслуги у вас есть, но как человек вы неизвестны, можно сказать».

На эту сентенцию архитектор-пенсионер с достоинством заявил: «Я тоже известен специалистам и руководству города и области своими профессиональными проектно-строительными решениями и многолетней добросовестной трудовой деятельностью на благо горо­да, хотя, конечно, имя мое не столь популярно среди городского на­селения, как имена артиста, спортсмена, писателя и композитора».

Как бы вы поступили в этой ситуации, не теряя своего лица и не обижая заслуженного человека?

Какие возможности предоставляет действующее законодательство для поощрения этого человека за его высокопрофессиональный много­летний добросовестный труд?

 

 

Вопросы семинара

 1. Документационное обеспечение управления

 2. Понятие муниципальной службы и муниципальной должности. Основы статуса муниципальной службы

 3. Требования к муниципальным должностям

 

Задачи

Задача 1.

На основе изучения Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и закона любого субъекта РФ о муниципальной службе в данном субъекте сформули­руйте понятие «муниципальный служащий», охарактеризуйте основы его правого положения.

Дайте классификацию муниципальных служащих.

Задача 2.

Кто и в каком порядке может представлять государственных и му­ниципальных служащих к присвоению почетных званий Российской Федерации и к награждению почетной грамотой Правительства РФ?

Ответ обоснуйте ссылками на действующее законодательство.

 

Задача 3.

Мэр города Н. освободил от замещаемой должности своего заместителя Д. Свое решение он обосновал тем, что Д. является председателем местного общественного объединения, что мешает ему должным образом осу­ществлять свои служебные полномочия.

Правомерно ли такое решение?

Изменится ли ваше мнение, если Д. будет являться членом по­литической партии?

 

Задача 4.

К 70-летнему юбилею находящемуся на пенсии заместителю главного архитектора города пообещали представление к присвоению звания «Почетный гражданин города». Однако рассматривавшая его документы комиссия при городской мэрии отдала предпочтение кан­дидатурам известного спортсмена, артиста, писателя и композитора. Объявляя о решении комиссии, заместитель мэра города пояснил: «Заслуги у вас есть, но как человек вы неизвестны, можно сказать».

На эту сентенцию архитектор-пенсионер с достоинством заявил: «Я тоже известен специалистам и руководству города и области своими профессиональными проектно-строительными решениями и многолетней добросовестной трудовой деятельностью на благо горо­да, хотя, конечно, имя мое не столь популярно среди городского на­селения, как имена артиста, спортсмена, писателя и композитора».

Как бы вы поступили в этой ситуации, не теряя своего лица и не обижая заслуженного человека?

Какие возможности предоставляет действующее законодательство для поощрения этого человека за его высокопрофессиональный много­летний добросовестный труд?

 

Вопросы к экзамену

1. Государственная гражданская служба как публично-правовой институт.

2. Государственная гражданская служба как организа­ционный институт.

3. Государственная гражданская служба как социаль­ный институт.

4. Взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы.

5. Взаимосвязь гражданской и муниципальной службы.

6. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих.

7. Проблема в области подготовки гражданских служа­щих.

8. Тенденции развития подготовки гражданских служа­щих.

9. Основные положения стратегии развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих.

10. Основные квалификационные требования к граждан­ским служащим.

11. Основные требования к системе подготовки, пере­подготовки гражданских служащих.

12. Приоритетные направления обучения гражданских служащих на современном этапе.

13. Реестры должностей государственной гражданской службы.

14. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой.

15. Требования к служебному поведению гражданского служащего.

16. Урегулирование конфликта интересов на граждан­ской службе.

17. Аттестация государственных гражданских служа­щих.

18. Квалификационные экзамены государственных граж­данских служащих.

19. Перевод на другую должность и служебная команди­ровка гражданских служащих.

20. Стаж государственной гражданской службы.

21. Отпуск гражданского служащего

22. Поощрения гражданских служащих.

              23. Дисциплинарные взыскания на гражданской службе

              24. Особенности поступления на гражданскую службу. Прекращение гражданской службы.

25. Служебная дисциплина.

26. Проведение служебной проверки.

27. Рассмотрение индивидуальных служебных споров.

28. Служебное время и время отдыха.

29. Оплата труда государственных гражданских служащих.

30. Понятие и содержание служебного контракта.

31. Заключение и сроки действия служебного контракта.

32. Испытание при поступлении на гражданскую службу.

33. Изменение существенных условий служебного кон­тракта.

34. Отстранение от занимаемой должности.

35. Основания и последствия прекращения служебного контракта.

36. Методы кадровой работы на государственной граж­данской службе.

37. Ведение трудовых книжек и личных дел граждан­ских служащих.

38. Конкурс на замещение вакантной должности граж­данской службы.

39. Консультирование гражданских служащих по право­вым вопросам прохождения гражданской службы.

40. Государственные гарантии гражданским служащим.

41. Государственный заказ на профессиональную пере­подготовку гражданских служащих.

42. Формирование кадрового резерва.

43. Финансирование государственной гражданской службы.

44. Программы развития гражданской службы.

45. Управление государственной гражданской службой.

46. Функции и задачи государственной гражданской службы.

Словарь основных понятий

 

    Автократия — неограниченное властвование одного лица по соб­ственному усмотрению.

Авторитаризм — политический режим осуществления власти од­ним лицом, обосновываемый идеологией либо заслугами, особыми качествами правителя, его харизмой.

Административные методы воздействия — воздействие на систе­му общественных отношений и каждого хозяйствующего субъекта с по­мощью регламентирующих, командных и нормативных актов — зако­нов, приказов, инструкций, указаний, постановлений; директивных планов и т.п.

Административный регламент исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг — нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяю­щий последовательность действий органа исполнительной власти (ад­министративные процедуры), обеспечивающую исполнение государ­ственных функций, включая предоставление государственных услуг; эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц; реализацию прав граждан и организаций.

Аппарат — институт постоянного осуществления функций влас­ти и управления: государственный аппарат, аппарат управления, ап­парат государственного органа.

Власть — взаимосвязь между людьми, в том числе посредством публичных институтов, в процессе которой одни личности в силу разных причин — материальных, социальных, интеллектуальных, информационных, родственных и т.п. — добровольно (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а также целевых, нормативных установлений и в соответствии с их требо­ваниями совершают те или иные поступки и действия, строят свою жизнь.

Государственная власть — право и возможность государства ре­гулировать общественные отношения, определять правила (нормы) поведения и деятельности человека и создаваемых им структур.

Государство — публичная и легитимная (нормативно-выражен­ная) властная сила общества.

Государственный орган — единичная структура власти, формаль­но созданная государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций.

Государственное управление — практическое, организующее и ре­гулирующее воздействие государства на общественную (публичную) и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохра­нения или преобразования, опирающиеся на его властную силу.

Демократия — власть народа, организация и условия жизнедея­тельности государства, при которых люди могут спокойно, безопасно и свободно заниматься созидательным трудом и обустройством своей частной и общественной жизни.

Законодательство — система законов и определенных норматив­ных правовых актов.

Законодательная власть — подсистема государственной власти, основными функциями которой являются представительство инте­ресов граждан и принятие законов, иных правовых и политических актов.

Информационная система — организационно упорядоченная со­вокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализу­ющих информационные процессы.

Исполнительная власть — подсистема государственной власти, основными функциями которой являются обеспечение и ведение не­посредственного управления общественными процессами, сознанием, поведением и деятельностью людей.

Критерии эффективности — признаки, грани, стороны, проявле­ния управления, посредством анализа которых можно определять уро­вень и качество управления, его соответствие потребностям и интере­сам общества.

   Методы управленческой деятельности — способы и приемы ана­лиза и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.

  Органы местного самоуправления — выборные и иные органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Правовое регулирование — деятельность государства по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в испол­нении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения и государственного аппарата.

Разделение властей — принцип организации власти в демокра­тическом государстве, согласно которому законодательная, исполни­тельная и судебная функции власти должны осуществляться разными государственными органами и разными людьми.

Регулирование — процесс установления и практического испол­нения определенных правил (норм) поведения.

Решение управленческое — социальный акт, в котором в логи­ческой форме выражены воздействия управляющих звеньев (государ­ственных органов, должностных лиц) на общественную систему (уп­равляемые объекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей в управлении.

Система — множество связанных между собой компонентов той или иной природы, упорядоченное по отношениям, обладающим впол­не определенными свойствами; оно характеризуется единством, кото­рое выражается в интегральных свойствах и функциях множества.

Система государственного управления — совокупность взаи­модействующих субъектов государственного управления (госу­дарственных органов) и управляемых объектов (общественных эле­ментов и связей), подвергаемых государственно управляющим воздействиям.

Стандарт качества жизни — норматив, призванный (в отличие от минимального социального стандарта) играть роль не элемента со­циальной защиты, а механизма целеполагания социальной политики, фиксировать не «минимальный», а «нормальный», «стандартный» уро­вень и качество условий жизнедеятельности людей.

Стратегия — способ мышления и управления, ориентированный на качественное изменение состояния жизни, управляемых процессов, сравнимое с лучшими мировыми показателями.

Структура государственного органа — совокупность подразделений, должностей государственного органа, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений этих подразделений и должностей.

Трудовые ресурсы — это понятие, характеризующее потенциаль­ные возможности занятости в национальной экономике, т.е. населе­ние страны, региона, муниципального образования, рассматриваемое; как производительная сила общества, которое может трудиться.

Территориальное устройство — совокупная организация систем и структур управления различными территориями, выступавшими одновременно в качестве объектов и субъектов управления. Террито­риальное устройство государства зависит от целого ряда факторов.

Управление — целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредствен­но, так и через специально созданные структуры (государство, обще­ственные объединения, партии, фирмы, ассоциации и т.д.).

Управленческая деятельность — совокупность выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навы­ков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Управляющее воздействие — целенаправленное, организующее и регулирующее влияние одних людей или государственных и обще­ственных институтов на сознание, поведение и деятельность других.

Функция государственного управления — конкретный вид уп­равляющего воздействия государства в целом, отличающийся предме­том, содержанием и способом сохранения либо преобразования управ­ляемых явлений.

Функция управления — реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, от­ношение, состояние, на которое последние реагируют и которое вос­принимают.

Экономическая эффективность государственного управления — отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости привлечённых для этого ресурсов.

 

 

Литература

                      Нормативная правовая

 

1. Конституция Российской Федерации.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 21.12.2001 № 197-ФЗ.

3. Федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принци­пах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации» (в ред. от 29.07.2000 № 3-ФЗ; от 07.05.2002 № 47-ФЗ и от 04.07.2003 № 95-ФЗ).

4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе госу­дарственной службы Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государствен­ной гражданской службе Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 08.01.98 № 8-ФЗ «Об основах муници­пальной службы в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципаль­ной службе в Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание ус­луг для государственных и муниципальных нужд».

10. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента в федеральном округе» (в ред. от 21.03.2005 № 316).

11. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2002 № 1336 «О Федеральной программе „Реформирование государствен­ной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)"».

12. Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах».

13. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов и


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.218 с.